Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Связь тревожности и креативность у студентов гуманитарных и технических профилей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретический анализ связи тревожности и креативность у студентов гуманитарных и технических профилей 6
1.1 Сущность понятия тревожности и креативности у отечественных и зарубежных авторов 6
1.2 Специфика проявления тревожности и креативности у студентов 14
1.3 Особенности проявления тревожности и креативности у студентов гуманитарных и технических профилей 18
2 Эмпирическое исследование связи тревожности и креативность у студентов гуманитарных и технических профилей 38
2.1 Организация, этапы и методы исследования 38
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 43
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности у студентов гуманитарных и технических профилей 54
Заключение 71
Список использованных источников 76
Введение:
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тревога — особое эмоциональное состояние, когда человек находится в психологическом напряжении, которое возникает или из-за предчувствия, или при осознании некоторой неопределённой, а иногда даже неосознанной до конца опасности, которой не получается избежать и которая неотвратимо приближается к человеку.
Под тревогой часто скрывается эмоциональная реакция перед ожидаемой опасностью, а также реакция на возможную неудачу, которая в воображении отражается как угроза. Поэтому, состояние тревожности, иногда бывает не только следствием какой-то ситуации, но и значимым смыслом, которым наделяет ее сам человек. Для одних людей одна и та же ситуация окажется обыденной, для других вызовет очень сильные и глубокие переживания.
Разные люди имеют свой индивидуальный уровень тревожности. Этот определенный уровень подает сигналы человеку о наступающей угрозе, при этом вступают в активность внутренние ресурсы организма и психика человека. Наступающая активность помогает адаптироваться человеку к новым условиям, в результате наступления события, которое он предвидел. В данной ситуации тревога была выражена в положительной ситуации.
Данная тема является актуальной, так как нельзя избежать чувства тревоги в процессе обучения, поскольку тревога часто сопровождает такую человеческую деятельность как познание окружающего мира. Процесс познания всегда заключается в узнавании и открытии для себя чего-то нового, а всё новое или обладающее в глазах человека некоторой неопределённостью инстинктивно вызывает ощущение тревожности. Причём следует прояснить, что при усвоении тревоги исчезнут основные стрессовые факторы, которые влияют на лучшее усвоение и закрепление пройденного материала, так как при преодолении определённых стрессовых факторов знания лучше закрепляются и откладываются в памяти.
Объект: тревожность у студентов.
Предмет: связь тревожности и креативности у студентов.
Цель: выявить связь тревожности и креативности у студентов гуманитарных и технических профилей, предоставить рекомендации по снижению тревожности у студентов.
Задачи:
1. Определить сущность понятия тревожности и креативности.
2. Выявить специфику проявления тревожности и креативности у студентов.
3. Выявить особенности проявления тревожности и креативности у студентов гуманитарных и технических профилей.
4. На основе эмпирического исследования определить связь тревожности и креативности у студентов гуманитарных и технических профилей.
5. Провести анализ данных эмпирического исследования.
6. Предоставить практические и методические рекомендации для студентов.
Гипотеза: мы считаем, что существует связь между тревожностью и креативностью; а также, что чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень креативности.
Методологическими основаниями исследования выступают положения о проблеме тревожности; в том числе о причинах и факторах, влияющих на возникновение тревожности в работах ведущих психологов: З. Фрейда, П. Фресса, Х. Айзенка, В.Н. Астапова, Ф.Б. Березина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б. Кочубей, Н.Д. Левитова, Л. Макшанцевой, А.М. Прихожан, Н. Шаниной и др.; о влиянии тревожности на креативность в работах Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Я.Л. Коломинский, А.Б. Ценципер, Е.Р. Слободская, Б. Холд, Р.И. Мэй и др.
Базой данных послужило _________________ в котором было проведено эмпирическое исследование.
Выборку составили студенты в количестве 120 человек, по 60 гуманитарного и технического профиля соответственно.
Методы исследования:
1. метод теоретического анализа психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, метод письменного опроса;
2. методики:
— Шкала тревоги Спилбергера-Ханин STAI на тревожность;
— Определение типа мышления и уровня креативности Д. Брунера;
— Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник.
3. корреляционный анализ проводился при помощи ранговой корреляции Спирмена.
Новизна исследования состоит в том, что в нем выявлена связь тревожности и креативность у студентов гуманитарных и технических профилей; сопоставлены факторы, способствующих повышению и снижению уровня тревожности у студентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации, которые способны оказать определенное воздействие на снижение уровня тревожности у студентов и в дальнейшем положительно влияет на их креативность. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива при разрешении проблемы тревожности, влияющей на учебный процесс подростков.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в психологии под тревогой определяют психическое состояние, в это же время под тревожностью предопределяют психическое качество, которое предопределено генетически, онтогенетически либо ситуационно.
Процесс развития креативности происходит по определенному правилу: исходя из общего уровня одаренности под воздействием микросреды получается конкретная система индивидуальных качеств, и первый уровень одаренности трансформируется в актуальный уровень креативности.
В последнее время в качестве объекта довольно пристального внимания являются вопросы относительно профилактики тревожности в результате происходящих изменений в жизнедеятельности граждан, которые возникают в результате неопределенности, а также непредсказуемости и как итог развивается повышенная тревожность. Данная тенденция присуща прежде всего в то время, когда человек человек осваивает новые варианта деятельности либо готовится к сложным ситуациям таким как экзамен и так далее. Современная психология как наука выявляет определённые различия между тревогой и тревожностью. Под тревожностью понимается свойство психики человека, передаваемое каждому индивиду или из-за наследственности (генетически), или резвившееся в процессе развития и взросления самого организма (онтогенетически), или возникшее вследствие какой-либо ситуации (ситуационно). Под тревогой в науке понимается психологическое состояние организма на момент совершения каких-либо значимых для него изменений в окружающем мире или перед ними. По мнению психологов, тревожность как черта личности или тревога, как испытываемое состояние. Обладают неоднозначным и часто противоречивым эффектом. Время от времени они могут быть стимулом к действию, а с другой стороны, наоборот, оказывать эффект, приводящий к дезорганизации принятия решений и слаженной человеческой деятельности. Причём установлена прямая зависимость силы дезорганизующего эффекта от силы тревоги. З. Фрейд был первым, кому пришла мысль выделить и акцентировать состояние тревоги или беспокойства как отдельное человеческое чувство. Его характеристика была таковой, что чувство тревоги является эмоциональным, и его составляющими являются такие чувства как ожидание, неопределённость, а также чувство беспомощности перед надвигающейся ситуацией. Причём чем меньше у человека возможностей повлиять на ситуацию, тем более сильную тревогу и ощущение беспомощности он испытывает. Например, выпускники школ тревожатся перед сдачей экзаменов и поступлением в ВУЗ, потому что даже хорошая успеваемость или высокие экзаменационные балы не могут быть стопроцентной гарантией поступления, не факт, что за одно и то же место в ВУЗе не будут конкурировать и другие выпускники с ещё более высокими проходными баллами, и человек не может повлиять на наличие конкурентов. Тревожность как свойство психики, часто влияет на профессиональную направленность, в психологии существуют трактовки актуальной тревоги и личностной тревожности, которые можно связать с тревожностью подростков во время учебного процесса. Креативность, это творческие возможности человека, обуславливающие способность обнаруживать новые решения проблем или новые способы выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида. Креативность проявляется в оригинальности, беглости, гибкости, разработанности идей и др. Результатом креативного акта является креативный продукт.
Тревожность, это фактор, оказывающий воздействие на поведение студента в отделенном конкретном случае или в рамках ряда случаев порой подобных по назначению.
Независимо от того, что наличие тревожности у студентов не вызывает сомнения, проявление данного феномена в поведении установить не просто. Связывают это с тем, что тревожность порой может скрываться за поведенческими проявлениями иной природы.
Многие проведённые за несколько последних лет физиолого-гигиенические исследования свидетельствуют о том, что состояние студента может ухудшиться в процессе учебной деятельности, что приводит к падению успеваемости. При этом бывает так, что даже сами студенты не всегда осознают или чувствуют своё состояние тревоги, списывая всё на стресс, а в некоторых случаях (у студентов с хорошей успеваемостью и завышенными требованиями к результатам) на лень; люди думают, что их работоспособность падает потому, что они недостаточно хорошо трудятся. Часто состояние тревожности маскируется под другие поведенческие проявления: лень, повышенная раздражительность и т. д.
Зачастую современные студенты, получая высшее образование мыслят шаблонно и не способны проявить гибкость мышления. Данные студенты чаще всего прекрасно разрешают краткосрочные задачи, в череде которых текущие задания по учебным предметам и как результат у них зачастую появляются сложности во время выполнения профессиональных задач, которые находятся в зоне изменчивости. Данным студентам полезно принимать участие в разнообразных командных проектах, которые нацелены на процесс решения профессиональных задач.
Развитие креативности у студентов гуманитарных и технических профилей прежде всего состоит из развития креативности студентов в процессе разрешения разнообразных профессиональных задач при помощи развития врожденного уровня креативности, обучения приемам творческого выполнения разнообразных задач, с последующим внедрением данных приемов в отрасль своей деятельности, а помимо этого при помощи исследования разнообразных препятствий которые возникают во время развития креативности и нахождения вариантов их устранения. И как итог студент достигает определенной степени применения креативности в своей сфере деятельности, даже несмотря на то, что данная степень порой разнится в силу разнообразных причин.
В качестве главных условий, которые нужны во время развития креативности, это психологический комфорт, эмпатическое понимание, а также свобода от оценок и так далее. Результаты креативности бывают широкой и узкой направленности. Широкая направленность — это большие открытия, разнообразные открытия в сфере искусства, политики и так далее. Данные результаты креативности будут иметь ценность во всем мире. Результаты узкой креативности, это итог нестандартного разрешения разнообразных бытовых задач.
Студенческие годы — это начало периода, который предопределяют индивидуализацией связанной с нахождением личного мировоззрения, с процессом нахождения индивидуального авторства в процессе воплощения личного образа жизни. Студенческие годы предопределяют познанием самых новых сфер жизнедеятельности и более глубокими познаниями в уже привычных сферах, познанием вариантов репродуктивной, а также творческой деятельности, которые развивают нужную мотивацию, направленную на развитие познавательной сферы студентов в определенной профессиональной деятельности.
В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязи тревожности и креативности студентов гуманитарных профилей была выявлена статистически значимая обратная корреляция между ситуативной тревожностью и креативностью (rs = — 0,55 и rs = — 0,57), а также между личностной тревожностью и креативностью (rs = — 0,907 и rs = — 0,779). У студентов технических профилей была выявлена статистически значимая обратная корреляция между личностной тревожностью и креативностью (rs = — 0,86 и rs = — 0,644). Полученные данные говорят о том, что чем выше тревожность у студентов гуманитарных и технических профилей тем меньше уровень креативности у студентов. Таким образом, гипотеза о том, что существует связь между тревожностью и креативностью, а также, что чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень креативности подтверждена.
По результатам проведенного исследования была разработана программа снижения уровня тревожности у студентов. Программа рассчитана на один месяц с периодичностью проведения занятий по два раза в неделю.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретический анализ связи тревожности и креативность у студентов гуманитарных и технических профилей
1.1 Сущность понятия тревожности и креативности у отечественных и зарубежных авторов
Одной из разновидностей эмоциональной напряженности, воздействующей на поведение человека, является тревожность.
Тревога или тревожность – это особое эмоциональное состояние психологической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознание неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности .
Под тревогой часто скрывается эмоциональная реакция перед ожидаемой опасностью, а также реакция на возможную неудачу, которая в воображении отражается как угроза. Поэтому, состояние тревожности, иногда бывает не только следствием какой-то ситуации, но и значимым смыслом, которым наделяет ее сам человек. Для одних людей одна и та же ситуация окажется обыденной, для других вызовет очень сильные и глубокие переживания .
Разные люди имеют свой индивидуальный уровень тревожности. Этот определенный уровень подает сигналы человеку о наступающей угрозе, при этом вступают в активность внутренние ресурсы организма и психика человека. Наступающая активность помогает адаптироваться человеку к новым условиям, в результате наступления события, которое он предвидел. В данной ситуации тревога была выражена в положительной ситуации.
Бывают случаи, когда тревожность имеет и обратную сторону. Есть люди, у которых чувство тревоги, которое возникает во время надвигающейся угрозы, вместо активности включает состояние беспомощности, недооценки своих сил, и ведёт к возникновению неврозов. Эти проявления сигнализируют возникновении отрицательной стороны тревожности. Проявление в психики человека состояние тревожности зависит не только его индивидуальные особенности, его предрасположенности к переживаниям, а также его культурно-социальная среда .
Тревожность бывает двух разновидностей: личностная тревожность, проявляется как качество психики и ситуационная тревожность, является результатом реакции человека на возникающую угрозу. Таким образом, ситуационная тревожность – это эмоциональная реакция на определенную ситуацию, а личностная тревожность – это черта характера, которая отображает склонность человека испытывать тревогу .
Тревогой называется совокупность эмоциональных и поведенческих реакций, которые актуализируются из-за воздействия на человек каких-либо стрессовых механизмов. Подобными стрессами могут являться как внешние раздражители (люди или ситуации) так и какие-либо внутренние факторы: например, состояние, в котором находится человек на данный момент, учёт пошлого жизненного опыта, из-за которого происходит та или иная интерпретация событий и предвосхищение возможных направлений их развития и т. д.). Состояние тревоги в данном случае помогает человеку в поиске той или иной возможной опасности и стимулирует сознание к конкретизации и вырисовывании чётких границ опасности, отрицательных сценариев если она случится и способов её избегания. В результате опознания опасности разум человека задействован в активной познавательной деятельности, направленной на окружающую действительность и источник опасности .
Если углубляться в значение слова «тревога», которое появилось в русском языке примерно триста лет назад, то его изначальное значение было «знак к битве». Это и в самом деле так и тревога является своеобразным знаком для организма человека к тому, что в ближайшее время ему нужно готовиться к каким-либо неожиданным и быстрым изменениям, зачастую очень кардинальным, и как раз для этого нужно мобилизоваться чтобы или предотвратить эти изменения и избежать смены ситуации в более негативную сторону, или взять их под контроль и повернуть ситуацию в желаемом для себя направлении .
Несмотря на то, что с субъективной точки зрения индивида, переживающего состояние тревоги, подобное состояние является негативным и несёт в себе негативные переживания, в психологии принято считать, что на самом деле воздействие тревоги на организм не столь однозначно и выражается не только в негативных чертах.
Например, именно ощущение тревоги иногда является мобилизующим фактором для раскрытия потенциальных возможностей человеческого тела и психики. Г. Селье в своей концепции при анализе тревоги пришёл к выводу, что она является первой фазой адаптационного синдрома, помогающего человеку сообразить, как стоит действовать в изменившихся обстоятельствах и пережить первичный стресс от их изменения .
В связи с этим в психологии выделяют два вида тревоги: мобилизующую и расслабляющую. Что касается мобилизующей тревоги, то она подстрекает индивида к действию и благодаря ей человек начинает вести активную деятельность чтобы снизить свой уровень тревожности. Расслабляющая тревога, наоборот, приводит к тому, что человек замедляет или останавливает деятельность вплоть до полного е прекращения .
При этом следует отметить, что формирование преобладающего в психике стиля тревоги происходит как правило ещё на ранних этапах формирования личности и под влиянием других, более значимых и важных для человека на тот период фигур. Так, дети, которых родители в детстве ограничивали в их собственном, детском контроле над какой-либо тревожащей их ситуацией, или решая всё за них, или часто проявляя какие-то негативные эмоции к ребёнку без причины (например, грубо с ним обращаясь или наказывая без видимых причин. А от собственного плохого настроения) больше подвержены именно второй фрустрирующей форме тревоги. Расслабляющая тревога ведёт к снижению мотивации и желания что-либо делать. Часто в психике людей, более подверженных расслабляющей форме тревоги, можно заметить и синдром «выученной беспомощности», который базируется как раз на самоощущении человека, что бы он ни делал, это ничего не поменяет, а значит и нет смысла прикладывать какие-либо усилия. Даже после того, как ситуации, что в детстве и вызвали и развили у ребёнка состояние «выученной беспомощности» прекращаются, подобное психологическое состояние остаётся с человеком и дальше и может проявляться и в процессе обучения в высшем учебном заведении .
Благодаря исследованиям удалось выяснить, что уровень тревог может меняться в зависимости от уровня стресса, которому подвергается человек, когда находится в ситуации, что вызывает у него тревогу. Так, Ф. Б. Березин при анализе «яркости» переживания тревоги составил классификацию «явлений тревожного ряда», под каждым из которых он понимает один из уровней тревоги .
Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживании таких чувств как напряженность, настороженность, дискомфорт. Само по себе такое чувство тревоги не даёт ощущения явной угрозы, но подразумевает приближение некоторых значимых изменений. Первый уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение и лучше помогает справиться с первичным стрессом о узнавания возможных изменений в ситуации.
На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяется или дополняется гиперестезическими реакциями. Благодаря этим реакциям стимулы, что прежде воспринимались как нейтральные, становятся более значимыми и приобретают отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование) .
Третьим уровнем является собственно тревога сама по себе. Именно это чувство вызывает ощущение беспокойства и надвигающейся угрозы, желание или взять ситуацию под контроль, или дистанцироваться от неё. При этом часто бывает, что какие-то объекты или новости, которые человек воспринимает как «пугающие» на самом деле не являются настоящей причиной его тревоги или имеют по отношению к ней вторичное или косвенное отношение .
Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы ‒ пятый уровень по шкале градации силы тревоги. Во время испытания такой тревоги индивид понимает, что уже не сможет повлиять на ситуацию, и
На шестом уровне тревоги человек испытывает тревожно-боязливое возбуждение, что зачастую выражается в невозможности спокойно усидеть на месте. Во время подобного состояния поведение индивида оказывается совершенно дезорганизованным, и он пытается получить какую-либо помощь чтобы снова чувствовать себя спокойнее.
Существует несколько точек зрения на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности, опосредуемой им деятельности.
По закону Йеркса-Додсона, на который опирается известная теория перевёрнутого V, в начале своего появления и до определённой степени состояние тревог наоборот только подстрекает человека к активной деятельности и поиску решения проблемы. Но после преодоления «зоны оптимального функционирования» мобилизующая тревог переходит через определённый рубеж. Который может выдержать человеческая психик, и становится тревогой, расслабляющей .
По постулатам пороговой теории после преодоления определённого порога психической возбудимости эффективность деятельности резко сокращается.
И в той, и в другой рассмотренных теориях можно выделить общее утверждение, что именно интенсивная тревога становится для человеческой психики, сковывающей и дезорганизующей деятельность. Именно такая тревога больше всего интересна практикующим психологам, потому что является самой проблематичной при рассмотрении субъективного опыта клиентов. Ниже мы постараемся охарактеризовать расслабляющую тревогу.
Физиологические проявления тревоги состоят из:
— сильного сердцебиения;
— учащенного дыхания;
— увеличенного объема циркуляции крови;
— повышенного артериального давления;
— повышенной возбудимости;
— пониженной чувствительности .