Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Связь особенностей волевой регуляции и стиля воспитания у матерей детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Теоретические аспекты изучения связи особенностей волевой регуляции матерей и
специфики их отношения к своему ребенку. 7

1.1. Материнство как социально-психологический и педагогический феномен  7

1.2. Сущность понятий «воля» и
«волевая регуляция» в психологической науке  13

1.3. Особенности
воспитания в семье и их характеристика. 22

Выводы по теоретической главе. 29

Глава II.
Эмпирическое исследование связи особенностей волевой регуляции матерей и
специфики их отношения к своему ребенку. 3

2.1. Организация и ход эмпирического исследования. 32

2.2. Результаты эмпирического исследования. 37

2.3. Рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции  51

Выводы по эмпирической главе. 53

Заключение. 55

Список литературы.. 57

Приложение……………………………………………………………………..64

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

В настоящее время
в психологии наблюдается рост заинтересованности темой волевой регуляции, как с
теоретической, так и с практической точки зрения, отмечается дифференциация
основных понятий и переосмысление проблемы воли. В связи с этим волевая
регуляция как предмет исследования претерпевает изменения. Успешная личность
ассоциируется, как правило, с высоким уровнем воли, а социальные и личностные
проблемы человека связывают с ее низким уровнем. В литературных источниках подчёркивается
важность и необходимость обращения личности к волевой регуляции, как механизму
самомобилизации, обеспечивающему контроль реакций, владение эмоциональным
состоянием, эффективность деятельности, а также препятствующему аддиктивному и
девиантному поведению, что особенно актуально в процессе личностного выбора и
принятия решений.

Разработкой
проблемы волевой регуляции личности в психологической науке занимались такие
ученые как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Иванников,
В.К. Калин, Ю. Куль, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Ц. Пуни, С.Л.
Рубинштейн, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Шляпников и др.

Рассмотрению
различных аспектов вопроса специфики отношения к ребенку и детерминант ее
формирования посвятили свои труды А.Я. Варга, А.И. Захаров, И.Ю. Левченко,
И.И. Мамайчук, В.Н. Мясищев, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.

Связь особенностей
волевой регуляции и специфики отношения к ребенку у матерей как отдельная тема
исследования изучена недостаточно. Как правило, учеными рассматривается, какое
влияние оказывает специфика отношения матери к ребенку на эмоционально-волевую
сферу детей (Е.А. Козлова, С.В. Логинова, Е.Н. Петренко, Е.Р.
Слободская), но в контексте связи особенностей волевой регуляции и специфики
отношения к ребенку у матерей детей дошкольного возраста отмечается явная
нехватка работ.

Цель
исследования: выявить связь между индивидуальными
особенностями волевой регуляции матери и спецификой ее отношения к своему
ребенку.

Объект
исследования: отношение матери к своему ребенку
дошкольного возраста.

Предмет
исследования: связь между особенностями волевой
регуляции и спецификой отношения матери к своему ребенку.

Гипотеза
исследования: предполагается, что существует связь
между индивидуальными особенностями волевой регуляции и спецификой отношения к
ребенку у матерей детей дошкольного возраста.

Объект, предмет,
цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего
комплекса задач:

1. Подобрать
психодиагностические методики, соответствующие цели работы.

2. Сформировать подходящую  выборку испытуемых.

3. Провести
диагностику испытуемых при помощи онлайн-сервиса Google Forms.

4. Сделать
обработка полученных данных, рассчитать основные описательные статистики,
выполнить корреляционный анализ данных.

5. Рассмотреть
материнство как социально-психологический и
педагогический феномен.

6. Уточнить сущность понятий «воля» и
«волевая регуляция» в психологической науке.

7. Изучить
особенности воспитания в семье и их характеристику.

8. Эмпирически
выявить связь между особенностями волевой регуляции матерей и спецификой их
отношения к своему ребенку.

9. Сформулировать
рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по гармонизации отношения к
своему ребенку в зависимости от выявленного уровня волевой регуляции.

10.
 Сделать выводы по итогам исследования.

Методы
исследования:

— анализ научной
литературы по проблеме исследования;

— тестирование;

— анкетирование
(для выявления социальных характеристик);

— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;


математико-статистический анализ эмпирических данных.

Для диагностики
уровня волевой регуляции были использованы такие методики как:

— шкала контроля
за действием (Ю. Куль в адаптации С.А. Шапкина);

— опросник «Оценка
выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении»
(Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова);

Для выявления
специфики отношения матерей к своему ребенку была применена методика:

— PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация
Т.В. Нещерет).

Выборка
в исследовании. В исследовании приняли участие 67 матерей
детей дошкольного возраста. Возраст матерей – 23-35 лет. Большинство
исследуемых женщин состоят в браке (80,46% выборки). У 29,8% исследуемых женщин
двое детей, у 4,47% – трое, остальные женщины воспитывают по одному ребенку
(65,56%). Возраст младших (или единственных) детей – 3-8 лет. Среди младших
(или единственных детей) 32 мальчика (47,68%) и 35 девочек (52,15%).

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:

— психологами,
занимающимися консультированием матерей детей-дошкольников по вопросам
формирования позитивного отношения к ребенку с учетом специфики собственной
волевой регуляции;

— студентами,
обучающимися по специальности «Психология», с целью самоподготовки к
тематическим семинарским и практическим занятиям;

— молодыми
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью
систематизации и обобщения эмпирических данных.

Кроме того,
подготовленные рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции могут быть внедрены в консультативный процесс.

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам
выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели работы, что позволило выявить связь между индивидуальными
особенностями волевой регуляции матери и спецификой ее отношения к своему
ребенку.

Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:

— было рассмотрено
материнство как социально-психологический и
педагогический феномен;

— была уточнена сущность понятий «воля» и «волевая регуляция»
в психологической науке;

— были изучены особенности
воспитания в семье и их характеристика;

— была эмпирически
выявлена связь между особенностями волевой регуляции матерей и спецификой их
отношения к своему ребенку;

— были
сформулированы рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что существует связь между индивидуальными особенностями
волевой регуляции и спецификой отношения к ребенку у матерей детей дошкольного
возраста.

Таким образом,
цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной
мере.

В заключение
отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.

Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных
позиций по вопросу материнства как социально-психологического и педагогического
феномена; в уточнении сущности понятий «воля» и «волевая регуляция» в
психологической науке; в выявлении особенностей воспитания в семье и их
характеристики.

Возможная
дальнейшая работа по теме исследования представляется нам такой. Увеличение
выборки испытуемых матерей за счет расширения возрастного диапазона позволит
получить данные о том, изменяются ли особенности волевой регуляции матерей и
специфика их отношения к своему ребенку в зависимости от возраста.
Использование в рамках эмпирического исследования дополнительных
диагностических методик позволит подтвердить или опровергнуть полученные
результаты, а также ввести дополнительные параметры для сравнения в работу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения связи особенностей
волевой регуляции матерей и специфики их отношения к своему ребенку 1.1. Материнство как социально-психологический и педагогический
феномен В многочисленных
научных исследованиях материнство представлено в различных направлениях:

— как обобщенное
проявление репродуктивной функции;

— как определенный
тип межличностных отношений, предполагающий уважение и безусловное принятие
ребенка;

— как особое
личностное образование, личностная структура, представленная в категориях
«социальных ролей», идентичности и пр. [7].

В научных трудах
феномен материнства может быть рассмотрен как личностное функционирование,
которому присущ временный возврат к детской модели поведения (регрессия), в
процессе которого общение с ребенком становится интересным для женщины. В этом
смысле материнство выступает в качестве некоего пласта материнской женской
личности.

Исследователи
задаются вопросами, что является стимулами и каковы механизмы запуска
потенциально «спящего» материнского уровня. 
Отмечается, что «материнское», с одной стороны, не обретается
посредством интериоризации, то есть не присваивается из внешней, социальной
деятельности, но является предопределенным качеством, способностью, которая уже
заложена в человеке и способна раскрыться, как бы «проснуться», в какой-то
момент времени. С другой стороны, имеются и способы реализации материнства,
описываемые, как «ролевое» и «поведенческое», которые могут быть присвоены из
внешней среды, как своего рода репертуар поведения. Данный репертуар можно
представить в виде набора стереотипных поведенческих действий, некоего шаблона,
который характеризуется гибкостью или ригидностью, его адекватностью
материнским задачам и т.д. Таким образом, описываемые поведенческая и ролевая
категории материнства имеют социальное происхождение, то есть берут свое начало
в семье, в общественных отношениях. Личностное измерение состояния материнства
может быть охарактеризовано «системой архетипических материнских женских
образов, ассимилированных в систему индивидуальной психики» [40, с. 268].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы