Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Связь особенностей волевой регуляции и стиля воспитания у матерей детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретические аспекты изучения связи особенностей волевой регуляции матерей и
специфики их отношения к своему ребенку. 7
1.1. Материнство как социально-психологический и педагогический феномен 7
1.2. Сущность понятий «воля» и
«волевая регуляция» в психологической науке 13
1.3. Особенности
воспитания в семье и их характеристика. 22
Выводы по теоретической главе. 29
Глава II.
Эмпирическое исследование связи особенностей волевой регуляции матерей и
специфики их отношения к своему ребенку. 3
2.1. Организация и ход эмпирического исследования. 32
2.2. Результаты эмпирического исследования. 37
2.3. Рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции 51
Выводы по эмпирической главе. 53
Заключение. 55
Список литературы.. 57
Приложение……………………………………………………………………..64
Введение:
Актуальность
исследования.
В настоящее время
в психологии наблюдается рост заинтересованности темой волевой регуляции, как с
теоретической, так и с практической точки зрения, отмечается дифференциация
основных понятий и переосмысление проблемы воли. В связи с этим волевая
регуляция как предмет исследования претерпевает изменения. Успешная личность
ассоциируется, как правило, с высоким уровнем воли, а социальные и личностные
проблемы человека связывают с ее низким уровнем. В литературных источниках подчёркивается
важность и необходимость обращения личности к волевой регуляции, как механизму
самомобилизации, обеспечивающему контроль реакций, владение эмоциональным
состоянием, эффективность деятельности, а также препятствующему аддиктивному и
девиантному поведению, что особенно актуально в процессе личностного выбора и
принятия решений.
Разработкой
проблемы волевой регуляции личности в психологической науке занимались такие
ученые как: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.А. Иванников,
В.К. Калин, Ю. Куль, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Ц. Пуни, С.Л.
Рубинштейн, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Шляпников и др.
Рассмотрению
различных аспектов вопроса специфики отношения к ребенку и детерминант ее
формирования посвятили свои труды А.Я. Варга, А.И. Захаров, И.Ю. Левченко,
И.И. Мамайчук, В.Н. Мясищев, В.В. Ткачева, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Связь особенностей
волевой регуляции и специфики отношения к ребенку у матерей как отдельная тема
исследования изучена недостаточно. Как правило, учеными рассматривается, какое
влияние оказывает специфика отношения матери к ребенку на эмоционально-волевую
сферу детей (Е.А. Козлова, С.В. Логинова, Е.Н. Петренко, Е.Р.
Слободская), но в контексте связи особенностей волевой регуляции и специфики
отношения к ребенку у матерей детей дошкольного возраста отмечается явная
нехватка работ.
Цель
исследования: выявить связь между индивидуальными
особенностями волевой регуляции матери и спецификой ее отношения к своему
ребенку.
Объект
исследования: отношение матери к своему ребенку
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: связь между особенностями волевой
регуляции и спецификой отношения матери к своему ребенку.
Гипотеза
исследования: предполагается, что существует связь
между индивидуальными особенностями волевой регуляции и спецификой отношения к
ребенку у матерей детей дошкольного возраста.
Объект, предмет,
цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего
комплекса задач:
1. Подобрать
психодиагностические методики, соответствующие цели работы.
2. Сформировать подходящую выборку испытуемых.
3. Провести
диагностику испытуемых при помощи онлайн-сервиса Google Forms.
4. Сделать
обработка полученных данных, рассчитать основные описательные статистики,
выполнить корреляционный анализ данных.
5. Рассмотреть
материнство как социально-психологический и
педагогический феномен.
6. Уточнить сущность понятий «воля» и
«волевая регуляция» в психологической науке.
7. Изучить
особенности воспитания в семье и их характеристику.
8. Эмпирически
выявить связь между особенностями волевой регуляции матерей и спецификой их
отношения к своему ребенку.
9. Сформулировать
рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по гармонизации отношения к
своему ребенку в зависимости от выявленного уровня волевой регуляции.
10.
Сделать выводы по итогам исследования.
Методы
исследования:
— анализ научной
литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— анкетирование
(для выявления социальных характеристик);
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных;
—
математико-статистический анализ эмпирических данных.
Для диагностики
уровня волевой регуляции были использованы такие методики как:
— шкала контроля
за действием (Ю. Куль в адаптации С.А. Шапкина);
— опросник «Оценка
выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении»
(Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова);
Для выявления
специфики отношения матерей к своему ребенку была применена методика:
— PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация
Т.В. Нещерет).
Выборка
в исследовании. В исследовании приняли участие 67 матерей
детей дошкольного возраста. Возраст матерей – 23-35 лет. Большинство
исследуемых женщин состоят в браке (80,46% выборки). У 29,8% исследуемых женщин
двое детей, у 4,47% – трое, остальные женщины воспитывают по одному ребенку
(65,56%). Возраст младших (или единственных) детей – 3-8 лет. Среди младших
(или единственных детей) 32 мальчика (47,68%) и 35 девочек (52,15%).
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
материалов работы следующими категориями лиц:
— психологами,
занимающимися консультированием матерей детей-дошкольников по вопросам
формирования позитивного отношения к ребенку с учетом специфики собственной
волевой регуляции;
— студентами,
обучающимися по специальности «Психология», с целью самоподготовки к
тематическим семинарским и практическим занятиям;
— молодыми
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью
систематизации и обобщения эмпирических данных.
Кроме того,
подготовленные рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции могут быть внедрены в консультативный процесс.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы и
приложений.
Заключение:
По итогам
выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели работы, что позволило выявить связь между индивидуальными
особенностями волевой регуляции матери и спецификой ее отношения к своему
ребенку.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено
материнство как социально-психологический и
педагогический феномен;
— была уточнена сущность понятий «воля» и «волевая регуляция»
в психологической науке;
— были изучены особенности
воспитания в семье и их характеристика;
— была эмпирически
выявлена связь между особенностями волевой регуляции матерей и спецификой их
отношения к своему ребенку;
— были
сформулированы рекомендации для матерей детей дошкольного возраста по
гармонизации отношения к своему ребенку в зависимости от выявленного уровня
волевой регуляции.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что существует связь между индивидуальными особенностями
волевой регуляции и спецификой отношения к ребенку у матерей детей дошкольного
возраста.
Таким образом,
цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной
мере.
В заключение
отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научных
позиций по вопросу материнства как социально-психологического и педагогического
феномена; в уточнении сущности понятий «воля» и «волевая регуляция» в
психологической науке; в выявлении особенностей воспитания в семье и их
характеристики.
Возможная
дальнейшая работа по теме исследования представляется нам такой. Увеличение
выборки испытуемых матерей за счет расширения возрастного диапазона позволит
получить данные о том, изменяются ли особенности волевой регуляции матерей и
специфика их отношения к своему ребенку в зависимости от возраста.
Использование в рамках эмпирического исследования дополнительных
диагностических методик позволит подтвердить или опровергнуть полученные
результаты, а также ввести дополнительные параметры для сравнения в работу.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты изучения связи особенностей
волевой регуляции матерей и специфики их отношения к своему ребенку 1.1. Материнство как социально-психологический и педагогический
феномен В многочисленных
научных исследованиях материнство представлено в различных направлениях:
— как обобщенное
проявление репродуктивной функции;
— как определенный
тип межличностных отношений, предполагающий уважение и безусловное принятие
ребенка;
— как особое
личностное образование, личностная структура, представленная в категориях
«социальных ролей», идентичности и пр. [7].
В научных трудах
феномен материнства может быть рассмотрен как личностное функционирование,
которому присущ временный возврат к детской модели поведения (регрессия), в
процессе которого общение с ребенком становится интересным для женщины. В этом
смысле материнство выступает в качестве некоего пласта материнской женской
личности.
Исследователи
задаются вопросами, что является стимулами и каковы механизмы запуска
потенциально «спящего» материнского уровня.
Отмечается, что «материнское», с одной стороны, не обретается
посредством интериоризации, то есть не присваивается из внешней, социальной
деятельности, но является предопределенным качеством, способностью, которая уже
заложена в человеке и способна раскрыться, как бы «проснуться», в какой-то
момент времени. С другой стороны, имеются и способы реализации материнства,
описываемые, как «ролевое» и «поведенческое», которые могут быть присвоены из
внешней среды, как своего рода репертуар поведения. Данный репертуар можно
представить в виде набора стереотипных поведенческих действий, некоего шаблона,
который характеризуется гибкостью или ригидностью, его адекватностью
материнским задачам и т.д. Таким образом, описываемые поведенческая и ролевая
категории материнства имеют социальное происхождение, то есть берут свое начало
в семье, в общественных отношениях. Личностное измерение состояния материнства
может быть охарактеризовано «системой архетипических материнских женских
образов, ассимилированных в систему индивидуальной психики» [40, с. 268].