Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Структура и содержание психологической готовности ребенка к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретический анализ
проблемы готовности к школьному обучению 5
1.1. Проблема
готовности к обучению в школе. Виды школьной готовности 5
1.2.
Исследование психологической готовности к школе в зарубежной и отечественной
науке. 14
Вывод по
главе I 30
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. 31
2.1. Описание методов исследования. 31
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 36
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для
родителей и воспитателей по подготовке детей к школьному обучению.. 48
Выводы по главе II 67
Заключение. 68
Список литературы.. 70
Введение:
Актуальность
исследования. Вопрос готовности к школе в настоящее время
становится очень популярным среди исследователей разных специальностей.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к
школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным
будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме
объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом
надежности и качества быстрой постройки.
Готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных
итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы
исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят
высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают
необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические
подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в
соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко
определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Изучением особенностей сформированности готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи.
Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди
современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е.
Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме
сформированности готовности к обучению в школе свидетельствует об ее
актуальности.
Тем самым, можно сформулировать проблему исследования, которая
заключается в изучении особенностей формирования готовности современных детей к
обучению в школе.
Целью
исследования на основе теоретического анализа и практического
эксперимента изучить особенности формирования готовности старших дошкольников к
обучению в школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие готовности к школе в современной педагогике и
психологии.
2. Выявить критерии и факторы развития готовности детей к школе.
3. Провести обзор методик диагностики и развития компонентов
психологической готовности детей.
4. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию компонентов
психологической готовности детей к обучению в школе.
Объектом
исследования являются процесс формирования готовности
дошкольников к обучению в школе. Предметом исследования выступает психолого-педагогическая работа по
развитию компонентов готовности детей к
школьному обучению.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети старшего дошкольного возраста сегодня
имеют не высокий уровень сформированности психологической готовности к школе и
требуют дополнительных занятий.
Для исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по
теме исследования, обобщение имеющихся исследований по вопросам готовности
дошкольников к обучению в школе).
2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования,
анкетирование и тестирование дошкольников)
3. Метод количественной и качественной оценки полученных данных.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы, приложений.
Заключение:
Психологическая
готовность к обучению в школе предполагает сформированность достаточного уровня
психического развития детей, который необходим для успешного усвоения школьной
программы в начальных классах, с учетом условий обучения в коллективе
сверстников.
В структуру
психологической готовности школьного обучения принято относить мотивационную,
социально-личностную, интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность.
Мотивационная готовность
проявляется в настроениях ребенка, его стремлении, желании идти в школу,
которое сочетается с тем, как ребенок представляет требования школы, насколько
готов изменить свою дошкольную, игровую позицию.
Физиологическая
готовность означает достаточный уровень развития психофизиологических (уровень
сформированности мелкой моторики), физиологических (рост, вес, количество
постоянных зубов) и анатомо-морфологических функций и структур детского
организма, состояние здоровья (физиологическая зрелость). Этот уровень должен
обеспечить выдержание ребенком соответствующих нагрузок и стимулировать
дальнейшее развитие. Важной составляющей данного компонента является
соматическое и психическое здоровье ребенка, сформированность навыков здорового
образа жизни.
Интеллектуальная
готовность связана с соответствующим уровнем развития познавательной сферы
ребенка. Но не только с достигнутым уровнем: важен фактор способности этой
сферы к дальнейшему развитию, образованию высших психических функций, новых
межфункциональных психологических систем.
Эмоционально-волевая
готовность определяется уровнем сформированности произвольности основных
психических процессов и поведения, самоорганизованностью, сосредоточенностью,
умением контролировать свои эмоции.
Социальная готовность
означает адекватность ребенка, его способность жить и развиваться в социальном
окружении, иметь соответствующие навыки коммуникации, социальную компетентность
(вербальную активность, выполнение требований и соблюдение правил поведения,
отстаивание собственной позиции, принятие решений, ориентация в пространстве и
времени).
Уровень развития
психологической готовности ребенка к школьному обучению является очень важным
показателем.
Фрагмент текста работы:
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Проблема готовности к обучению в школе. Виды школьной
готовности
Д.Б. Эльконин [60]
указывал, что готовность к школе можно определить в целом как навыки, знания и
способности, необходимые детям для успешного обучения в школе, которое в
большинстве случаев начинается в детском саду. С точки зрения взросления
готовность к обучению зависит от навыков ребенка и уровня когнитивной зрелости.
Однако более поздние точки зрения сместились к целостному, многомерному
определению готовности к школе, подчеркивая важность личных и социальных
навыков и роли семьи и сообщества. То есть дети должны быть готовы к школе, но
школы и сообщества также должны быть готовы поддерживать будущие успехи детей
во многих областях развития.
Хотя единого мнения
относительно рабочего определения готовности к школе нет, большинство
исследователей полагаются на пять критериев, представленных во ФГОС ДОО:
— здоровье и физическое
развитие;
— эмоциональное
благополучие и социальная компетентность;
— подходы к обучению;
— коммуникативные навыки;
— познание и общие знания
[27].
Е.В. Кадола [22]
отмечает, что здоровье и физическое развитие относится к детскому здоровью и
двигательному развитию, которые способствуют вовлечению и обучению в их среде.
Эмоциональное благополучие и социальная компетентность связаны с развитием
ключевых социальных навыков и отношений, которые помогают строить и
поддерживать позитивные отношения с другими людьми. Подходы к обучению
относятся к установкам, привычкам и стилям обучения детей, которые
характеризуют то, как они учатся. Коммуникативные навыки относятся к языковым
навыкам и навыкам грамотности, которые способствуют эффективному общению с
другими людьми. Л.Ф. Обухова [40] говорит о том, познание и общие знания
относятся к способам мышления и приобретения знаний, которые способствуют
обучению. Каждая область представляет собой уникальный аспект готовности к
школе, который необходимо измерять и исследовать.