Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Стратегическое планирование как инструмент управления социально-экономическим развитием региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты применения стратегического планирования в управлении
социально-экономическим развитием региона.. 6
1.1 Понятие и сущность стратегического
планирования регионального развития 6
1.2 Роль стратегического планирования в управлении
социально-экономическим развитием региона. 14
1.3 Методы стратегического планирования в
управлении социально-экономическим развитием региона. 19
Глава
2. Анализ и стратегическое планирование социально-экономического развития
региона на примере Республики Крым 23
2.1 Анализ социально-экономического развития
Республики Крым. 23
2.2 Оценка стратегии социально-экономического
развития Республики Крым. 29
2.3 Проблемы стратегического планирования в
управлении социально-экономическим развитием региона. 37
Глава
3. Разработка предложений по совершенствованию стратегического планирования в
управлении социально-экономическим развитием Республики Крым.. 42
3.1 Мероприятия по совершенствованию текущей
стратегии развития Республики Крым. 42
3.2 Применение новых методов стратегического
планирования региона. 48
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий. 51
Заключение. 66
Список
использованных источников.. 70
Приложения.. 74
Введение:
Проблемы стратегического развития Российской
Федерации выходят на передний план и относятся к числу наиболее актуальных в
настоящее время проблем, волнующих российских социологов, занимающихся поиском
социальных предпосылок и условий для перехода к устойчивому развитию страны.
Для перехода к стратегическому
развитию страны необходимы управленческие решения и действия, которые должны с
опережением приниматься в условиях риска и неопределенности. Успешность
принятых решений в условиях кризисной глобализации
и национальных особенностей модернизации будет зависеть от сложения сил
социальных субъектов, представленных во властных и гражданских структурах, играть еще более важную роль, гарантируя эффективное
внедрение соответствующих программ и концепций устойчивого развития, как на
уровне субъектов, так и на уровне отдельного муниципального образования. Для
того чтобы устойчивое и управляемое развитие страны стало практически значимой
стратегией, его проработки должны быть перенесены в плоскость пространственного
развития. Муниципальные образования образуют
сеть опорных мест развития и управляемости страны, являются «скрепами её
динамической устойчивости и целостности».
Стратегическое планирование в стране начинается с
разработки стратегических планов на федеральном уровне. Для
благоприятного развития региона необходимо пропагандировать здоровый образ
жизни и непосредственное вовлечение людей в спортивное сообщество. Проблема
молодежного досуга и досуга может быть решена путем увеличения количества и
выбора спортивных секций, организации спортивных мероприятий и привлечения
спортсменов высшей категории. Необходимо решить проблему освещения улиц и домов
в ночное время. Вопрос о медицинском лечении требует особенно тщательного
рассмотрения, так как число людей пенсионного возраста растет из года в год, и
предоставление им специализированных врачей было бы позитивной перспективой для
региона в целом.
Необходимо
обратить внимание на сферу образования. Эта сфера нуждается в педагогических
кадрах с узкой специализацией (иностранный язык, математика, физкультура и т.
д.), в дошкольных учреждениях и в учебных заведениях. Материально-техническая
база учреждений культуры недостаточно развита.
Совместная
разработка мер по решению вышеуказанных проблем поможет сделать район более
комфортным для местных жителей и туристов — место для приятного и полезного
отдыха. Миссия местного самоуправления в регионе заключается в создании и
развитии благоприятных условий для решения проблем социального благосостояния,
экономической и экологической безопасности и повышения благосостояния жителей
региона на основе интенсивного роста производства и конкурентоспособности в
экономике.
Анализ
публикаций по данной проблеме показывает многообразие направлений прикладных
исследований: закономерности формирования и особенности демографических
процессов, социально-экономические условия и уровень жизни населения,
особенности социального развития и управления, и многие другие. И если
комплексный подход исследования проблем стратегического планирования все же
получил определенное развитие, то достижение устойчивого развития как цели
политики местных органов власти в российских исследованиях практически не
рассматривалось.
И
это не только подтверждает потребность в разработке стратегии устойчивого
развития муниципальных образований, но и дает основание выбрать объект и
предмет изучения, цель и задачи исследования.
Объект
исследования – стратегическое
планирование в Республике Крым.
Предмет исследования – особенности
стратегического планирования как инструмента управления социально-экономическим
развитием в Республике Крым.
Цель исследования – разработать мероприятия
по совершенствованию текущей стратегии развития Республики Крым.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие и
сущность стратегического планирования регионального развития.
2. Изучить методы стратегического
планирования в управлении социально-экономическим развитием региона.
3. Провести анализ социально-экономического
развития Республики Крым и проблемы стратегического планирования в управлении
социально-экономическим развитием региона.
4. Разработать мероприятия по
совершенствованию текущей стратегии развития Республики Крым.
В методологическом
плане основными исследовательскими средствами в работе стали принципы
системного, структурно-функционального, а также такие общенаучные методы
анализа как формально-логический, сравнительный, метод обобщения.
Практическая значимость заключается
в том, что полученные результаты могут быть использованы муниципальными
органами власти при разработке и осуществлении планов, программ
социально-экономического развития территорий, социальной политики.
Основные выводы и положения,
содержащиеся в работе, могут быть использованы в учебном процессе при
подготовке государственных и муниципальных служащих. Структура
выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, включающая 3 главы с параграфами,
заключение, библиографический список и приложения.
Заключение:
Термин «стратегия», как и
весь понятийный аппарат, связанный со стратегическим планированием, сложился
относительно недавно, в 50-60 годы прошлого столетия. На волне экономических
преобразований, развития постиндустриальной экономики, идей глобализации,
приходит понимание разработки по каждому направлению деятельности четких и
конкретных стратегий, планов, которые отвечали общему курсу развития государства,
общества, экономики. Забегая вперед, отмечу, что идеи стратегического
планирования из чисто экономических категорий перешли в социальные,
производственные, управленческие сферы, а впоследствии были восприняты в праве
и даже государственной безопасности. Фактически все направления развития в
любой сфере стали планироваться и иметь общие начала, принципы, элементы
системы, которая стала называться «стратегическое планирование».
В принятом федеральном
законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,
устанавливаются правовые основы и элементы системы стратегического планирования
в РФ. В этом законе дается следующее определение понятию «стратегическое
планирование»: стратегическое планирование — деятельность участников стратегического
планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию
социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер
государственного и муниципального управления, обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого
социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации.
Система стратегического
планирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения
полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы
стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического
планирования, ответственности участников стратегического планирования,
прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности,
ресурсной обеспеченности, изменяемости целей, соответствия показателей целям и
программно-целевом принципе.
1. Сильные стороны:
— выгодное транспортно-географическое положение и
наличие значительного природно-ресурсного потенциала;
— наличие достаточно развитой сети автомобильных путей
сообщения;
— наличие территорий для комплексного развития
производственных объектов;
— наличие квалифицированных трудовых ресурсов;
— относительно низкая социальная конфликтность
населения;
— многоотраслевой характер сельского хозяйства;
— наличие значительных площадей, пригодных для сельскохозяйственного
производства, достаточно благоприятные климатические условия;
— значительный удельный вес плодородных земель;
— непосредственная близость к основным потребителям;
— разветвленная система здравоохранения (больницы,
амбулатории, ФАП, аптеки);
— наличие культурно-досуговых учреждений (клубы,
дворцы культуры, библиотеки);
— развитая служба социальной защиты населения;
2. Слабые стороны:
— высокая стоимость энергоносителей;
— нехватка мощностей по хранению и переработки
сельскохозяйственной продукции на месте ее производства;
— невысокий уровень доходов населения, существенная
скрытая безработица;
— недостаточное финансирование социальной сферы.
3. Возможности развития района:
— эффективное использование географического положения;
— усиление экономических связей с соседними районами и
регионами, в частности по поставкам сельскохозяйственной продукции;
— развитие имеющихся и размещение новых производств
(учитывая транспортную доступность и наличие природных ресурсов);
— развитие перерабатывающих производств на базе
сельхозпредприятий;
— сокращение безработицы населения (за счет создания
новых рабочих мест в результате строительства новых производств).
К конкурентным преимуществам Республики Крым можно
отнести:
1. Стратегически важное экономико-географическое
положение, способствующее налаживанию экономических связей.
2. Экономически — перспективное
расположение в равнинной и предгорной зоне
3. Развитая региональная и федеральная
транспортная сеть
4. Благоприятные природно-климатические
и ресурсные условия для развития животноводства, плодоводства и овощеводства
5. Широкий диапазон лесных и
минерально-сырьевых ресурсов (лес, глина и др.)
Достаточный объем потенциальных инвестиционных ресурсов (запасы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты применения стратегического планирования в
управлении социально-экономическим развитием региона 1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
регионального развития Ключевым направлением
государственной политики, которое требует полноценного законодательного
регулирования, является
формирование в стране системы
государственного
стратегического планирования,
которая была бы
адекватна требованиям сегодняшнего
дня. Однако перед тем как приступить к анализу сложившейся системы
стратегического планирования в России, обратимся к понятийным и теоретическим
моментам данной системы.
Термин «стратегия», как и
весь понятийный аппарат, связанный со стратегическим планированием, сложился
относительно недавно, в 50-60 годы прошлого столетия. На волне экономических
преобразований, развития постиндустриальной экономики, идей глобализации,
приходит понимание разработки по каждому направлению деятельности четких и
конкретных стратегий, планов, которые отвечали общему курсу развития
государства, общества, экономики. Забегая вперед, отмечу, что идеи
стратегического планирования из чисто экономических категорий перешли в
социальные, производственные, управленческие сферы, а впоследствии были
восприняты в праве и даже государственной безопасности. Фактически все
направления развития в любой сфере стали планироваться и иметь общие начала,
принципы, элементы системы, которая стала называться «стратегическое
планирование» [5].
Идейной основой перехода
к стратегическому управлению от оперативного управления, которое существовало
до 50-х годов, явилась идея переноса управления с центрального, так называемого
«ручного» управления на управление конкретными секторами, закрепленными за
конкретными людьми, так называемым окружением руководства страны. Эта было
сделано для того, чтобы соответствующим образом и своевременно иметь
возможность реагировать на происходящие в какой-либо сфере изменения,
регулировать общие тенденции, не вдаваясь в детали, вносить глобальные
изменения в процесс управления, что позволило руководству ряда стран
своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой [14].
Считается, что
теоретическое обоснование термина «стратегического управления» осуществил И.
Ансофф. Он опубликовал ряд фундаментальных работ в области стратегического
планирования, а именно: «Стратегия корпораций» (Нью‑Йорк, 1965), «От
стратегического планирования к стратегическому управлению» (Нью‑Йорк, 1976),
«Основы стратегического управления» (Нью‑Йорк, 1979). Он же дал и первое
определение такого управления, а именно «совокупности действий субъекты по
осуществлению стратегического планирования, планирование возможностей и
управления процессом стратегических изменений».
По мнению И. Ансоффа, как
в прочем и Х. Виссема, системы более раннего происхождения, включая
долгосрочное планирование, наиболее активно применяются в практической
экономике и управленческом менеджменте. По мнению, Карлофа Б. «стратегическое
планирование внедрялось медленно и трудно в течение 20 лет, но теперь и оно всё
шире входит в практику». Развивая эту мысль И. Анисофф, утверждает, что
стратегическим управлением начинают интересоваться каждый субъект, начиная от
маленькой фирмы и заканчивая государствами, т.е. все те, кто столкнулись «с
трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий». Управление на
основе ранжирования стратегических задач уже привлекло внимание в ряде
европейских стран Германии, Франции, Норвегии, а также активно реализуется в
таких странах как Японии и США. Стратегическое управление в России ещё только
складывается [21].
В
отношении понятия «стратегического планирования», в отличие от понятия
стратегия, которая происходит от греческого strategia (что в переводе означает
«искусство быть полководцем»), был выдвинут ряд подходов. По мнению Г.
Минцберга, стратегическое планирование следует рассматривать как «открытую
систему, оказывающую активное влияние на внешнюю среду с целью ее
упорядочивания, а также обладающую способностью быстро и своевременно
реагировать на воздействие внешней среды» [19].
Довольно
удачное определение стратегического планирования, как некой разработанной системы,
дано американскими учеными М. Альбертом, М.Х. Мексоном и A.M. Хедоури, которые
определили, что стратегическое планирование — это детальный разносторонний
план, имеющий цель обеспечить поставленные задачи, как перед организацией, так
и иными субъектами управления и достижение ими поставленных целей. Удачность
данного определения заключается в том, что понятие «стратегия» и «план»
выступают синонимами, только план является результатом планирования вообще. В
свою очередь стратегия выступает результатом стратегического планирования, т.е.
определенной системой. Следовательно, можно сделать вывод, что стратегическое
планирование есть процесс разработки этого плана [24].
По мнению ряда российских
исследователей, фундаментальное начало теории стратегического планирования
происходит от классического американского институционализма. В своих работах Т.
Веблен одним из первых в современных общественных науках подверг критике
концепцию рациональности и соответствующий ей принцип максимизации полезности,
как основополагающий при анализе объективно существующих общественных явлений.
Заложенная Вебленом институциональная методология была экстраполирована на
правовые институты его последователями У. Митчеллом, Дж. Коммонсом, тем самым
подтвердив междисциплинарность данной теории. Однако объективные условия
существования социума постоянно изменяются, общественные отношения находятся в
развитии, соответственно, подвержены изменениям и правовые нормы. Вследствие
этого, методология, используемая при «стратегическом управлении», от которой
отталкивается И. Ансофф в разработке теории «стратегического планирования», не
всегда позволяет всесторонне проанализировать управленческие, социальные и
правовые основы, сделать верные выводы. Поэтому развивая идею институциализации
и междисциплинарности в теории менеджмента Ф.
Тейлора, Г. Эмерсона, А. Файоля, А. Маслоу и др. развили основу теории
стратегического планирования. В работах А.Д. Чандлера, А. Слоана, Г. Минцберга,
И. Ансоффа предлагаются новые подходы к планированию, как коммерческих
структур, так и управления в государственной сфере [28].
Развивая
идеи стратегического планирования в государственном управлении уже в 90-е годы,
Евенко Л.И. предложил, что стратегическое планирование в системе управления это
«наиболее современная модификация корпоративного планирования. Суть комплексных
систем стратегического управления состоит в том, что на фирмах, с одной
стороны, существует четкое выделенное и организованное, так называемое
«формальное» (воплощаемое в специальных документах), стратегическое
планирование, с другой стороны, структура управления корпорацией, системы и
механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить
выработку долгосрочной стратегии для победы в конкурентной борьбе и внедрить
управленческий инструментарий в текущие производственно-хозяйственные планы,
подлежащие реализации на практике». Данное определение на наш взгляд является
крайне удачным, т.к. при стратегическом планировании в государственном управлении происходит процесс
принятия управленческих решений. Данный процесс всегда связан с обозначением
перспективных путей развития в государственно управленческой сфере [33].
Ориентация государственных институтов может быть как узконаправленная,
так и быть нацелена на целые отрасли экономики или же комплексные решения