Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Сторителлинг как способ формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Раздел 1. Теоретическое изучение сторителлинга как метода формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы 5
1.1. Ключевые особенности коммуникативной компетенции школьников 5
1.2. Сторителлинг как метод формирования коммуникативной компетенции 9
Выводы по гразделу 1 15
Раздел 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы посредством сторителлинга 17
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции школьников 17
2.2. Содержание работы по формированию коммуникативной компетенции школьников посредством сторителлинга на уроках русского языка и литературы 26
2.3. Анализ проведенной работы 33
Выводы по разделу 2 40
Заключение 40
Список литературы 44
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий уровень профессионализма и таких качеств личности, как предприимчивость, способность ориентироваться в различных ситуациях, быстро и точно принимать правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
При этом важным моментом является то, что увеличение проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности на протяжении всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение благоприятному общению в коллективе по учебной задаче. Для выполнения названной цели необходимо искать новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые будут активизировать мысль школьников, и стимулировать их к монологическим высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению грамотно задавать вопросы и также отвечать на них.
Особое место при этом занимает обучение детей школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования коммуникативных навыков.
При этом формирование коммуникативной компетенции во многом зависит от реализации развивающей функции образовательного процесса в школе. Одним из факторов, влияющим на становление личности, готовой к жизни в социуме, является использование сторителлинга на уроках русского языка и литературы. Сторителинг – искусство сочинять истории с целью влияния на слушателя. Данное направление возникло в педагогике в 90-х годах ХХ века.
Проблема исследования заключается в определении особенностей использования сторителлинга на уроках русского языка и литературы как средства для формирования коммуникативной компетенции детей школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у детей школьного возраста.
Предмет исследования: сторителлинг на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции у школьников.
Цель исследования: выявить эффективные условия формирования коммуникативной компетенции у школьников с использованием сторителлинга на уроках русского языка и литературы.
Гипотеза исследования: если на уроках русского языка и литературы привлекать школьников к использованию сторителлинга, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Поставленная цель и гипотеза определили необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Определить понятие и основные особенности коммуникативной компетенции школьников.
2. Изучить сторителлинг как метод формирования коммуникативной компетенции.
3. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативной компетенции школьников.
4. Описать содержание работы по формированию коммуникативной компетенции школьников посредством сторителлинга на уроках русского языка и литературы.
5. Проанализировать результаты проведенной работы.
Методологическая и теоретическая основа исследования составляет:
– деятельностный подход в работах Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова. Д.Б. Эльконина;
– личностный подход в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.А. Козловой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
– системный подход в работах А.Н. Асмолова, Ю.К. Бабанского, М.И. Лисиной.
Методы исследования:
– методы теоретического исследования (анализ, сравнение, классификация, обобщение); научного описания;
– методы работы с литературой; изучение опыта работы отечественных и зарубежных исследователей по теме работы;
– эмпирические методы исследования (диагностические методики Г.А. Цукермана, А.И. Липкиной, А.Г. Лидерса);
– квантитативный метод (количественная и качественная обработка результатов исследования, графические способы представления результатов исследования).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты работы могут применяться учителями школы для формирования знаний о правилах формирования коммуникативной компетенции школьников посредствам использования сторителлинга на уроках русского языка и литературы.
Заключение:
Итак, школьный возраст является благоприятным для развития коммуникативных компетенций. В целях реализации этого положения современная теория и практика учебного сотрудничества предполагает, что основная часть обучения должна строиться как групповое обучение. Это позволит создать в школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции.
Овладение коммуникативными компетенциями на уроках приводит к формированию способности самостоятельно и эффективно усваивать новые знания, умения и компетенции, в том числе и самостоятельную организацию процесса усвоения материала. Коммуникативные компетенции обеспечивают формирование способности аргументировать свою позицию, используя при этом грамотно построенную речь, правильно ориентироваться в различных ситуациях общения с одноклассниками или взрослыми, а также способствуют более эффективному самовыражению.
Решая эти задачи в практике школы, применяют такой метод как сторителлинг. Организация образовательного процесса с использованием приема сторителлинга предполагает создание реальной ситуации общения, которая требует от участников проявления познавательной активности на всем протяжении коммуникации и диктует необходимость взаимодействия внутри коллектива для достижения поставленных целей.
В рамках работы было организовано исследование с детьми школьного возраста. Целью данного исследования стало изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции у школьников, а также ее развитие с помощью использования сторителлинга на уроках русского языка и литературы.
В процессе работы было обнаружено, что сторителлинг является эффективным средством развития коммуникативной компетенции, поскольку обладает рядом преимуществ:
— возможность разнообразия образовательной деятельности учащихся;
— повышение мотивации учения;
— возможность обучения детей воспринимать и интерпретировать внешнюю информацию;
— обогащение устной речи школьников;
— облегчение процесса запоминания сюжета и возможность многократного его перевода.
Таким образом, результаты экспериментальной работы показали эффективность использования предложенных заданий для развития коммуникативной компетенции у школьников, и мы можем утверждать, что цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТОРИТЕЛЛИНГА КАК МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Ключевые особенности коммуникативной компетенции школьников
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачи.
Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Н.В. Аникина указывает, что развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему [3].
Поскольку данное исследование связано с формированием коммуникативных компетенций, следует уточнить семантический