Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Сравнение эффективности различных методик развития специальной выносливости у фигуристов младшего школьного возраста (7-9 лет).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФИГУРИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 7
1.1 СУЩНОСТЬ
ФЕНОМЕНА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ». 7
1.2
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 15
1.3 ОБЗОР
СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФИГУРИСТОВ.. 21
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1 МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 33
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФИГУРИСТОВ
НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ.. 34
3.1
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФИГУРИСТОВ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 34
3.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДОБРАННЫХ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У
ФИГУРИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 37
3.3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У
ФИГУРИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ.. 49
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 52
Введение:
Актуальность
исследования. Фигурное
катание – это вид спорта, в котором фигуристы должны обладать достаточным
запасом прочности по уровню развития своих физических качеств. Без высокого
уровня развития физической подготовленности трудно конкурировать с соперниками. В фигурном катании на коньках
повышение уровня работоспособности спортсменов, надёжности и стабильности их
выступлений на соревнованиях определяется высоким уровнем развития специальной
выносливости. Выполнение прыжков и их комбинаций, вращений, различных дорожек
шагов требует от фигуриста не только безукоризненного технического мастерства,
но и способности демонстрировать его на протяжении довольно длительного времени
выступления, преодолевая при этом возрастающее утомление. Общеизвестно, что
хорошо освоенные и качественно выполняемые в ходе подготовки к соревнованиям
отдельные сложные элементы при целостном катании программы на соревнованиях
выполняются с ошибками или вовсе не выполняются [1, 2]. Одной из основных
причин этого служит недостаточный уровень специальной выносливости,
проявляющейся в специфических условиях фигурного катания. Особое значение
выносливость приобретает при выполнении современных произвольных программ
фигурного катания, которые насыщены сложнейшими элементами, выполняемыми как в
начале, так и в конце программы.
Направленность
тренировочного воздействия – минимизирование утомления в ходе выполнения
элементов во время проката соревновательной программы. Основная направленность
подготовки фигуриста должна обеспечивать протекание приспособительных
перестроек избирательной направленности, соответствующих специфике фигурного
катания.
В настоящее время состояние
и развитие теории и практики фигурного катания в РФ характеризуется постоянным
поиском эффективных средств, методов и организационных форм подготовки
спортивных резервов. Особая роль в многолетней подготовке юных спортсменов
отведена этапу спортивной специализации, который является главным в определении
перспективности юных фигуристов для достижения высоких спортивных результатов.
На этом этапе происходит освоение и совершенствование сложных прыжков,
вращений, прыжков во вращении, дорожек, шагов и спиралей, которые послужат
основой высоких спортивных результатов в будущем.
Сегодня часто наблюдается
несоответствие уровня физической, технической и психологической
подготовленности юных спортсменов требованиям соревновательной деятельности,
что актуализирует вопросы поиска эффективных методик подготовки фигуристов. Наряду
с этим, в последние годы имеет место отставание российских фигуристов от
мировой элиты, что обуславливается недостаточно эффективной методикой многолетней
подготовки, содержанием и методами тренировки комплексного формирования
значимых для спортивной результативности психофизиологических качеств, среди
которых специальная выносливость.
На значение выносливости для
будущего спортивного мастерства фигуристов указывали в своих в трудах: В.В.
Агапова, В.А. Апарин, Е.А. Великая, С.А. Гриценко, М.В. Гришина, С.А. Кугаевский,
М.И. Медведева, Е.А. Мотова, А.К. Тихомирова, Е.Н. Тузова, Е.А. Чернильцева и др.
Однако в результате изучения трудов ученых
пришли к заключению, что проблема развития специальной
выносливости фигуристов младшего возраста на этапе спортивной специализации недостаточно изучена. В связи с чем и
выбрана тема данной работы.
Объект
исследования
‒ учебно-тренировочный
процесс фигуристов.
Предмет
исследования
‒ развитие
специальной выносливости фигуристов на этапе спортивной специализации.
Цель
исследования заключается в экспериментальной апробации
и определении эффективности комплекса упражнений для формирования специальной
выносливости детей 8-9 лет в группах спортивной специализации по виду спорта фигурное
катание.
Гипотезой
исследования является предположение о том, что
увеличению показателей специальной выносливости фигуристов 8-9 лет на этапе
спортивной специализации в наибольшей мере будет содействовать методика, в
основу которой положен метод круговой тренировки, где предусматривается выполнение элементов
без остановки по сравнению с методикой, в которой элементы выполняются с
остановкой, с отдельного хода.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— сущность феномена «специальная выносливость» в научной литературе;
— рассмотреть анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
— охарактеризовать особенности
методики развития специальной выносливости фигуристов; — провести диагностику развития специальной
выносливости детей 8-9;
— проверить экспериментальным
путем эффективность методик по формированию специальной выносливости
спортсменов 8-9 лет в фигурном катании на этапе спортивной специализации;
— разработать
практические рекомендации по формированию специальной выносливости
спортсменов 8-9 лет в фигурном катании на этапе спортивной специализации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретические — теоретический анализ научной
литературы, а также сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных
с целью изучения базового понятийного аппарата, современного состояния
проблемы;
— эмпирические – наблюдение с целью определения состояния
специальной выносливости, эксперимент по внедрению комплекса упражнений, анализ
результатов эксперимента с использованием методов математической статистики для
проверки эффективности разработанного комплекса.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
раскрыта сущность понятия «специальная выносливость», охарактеризованы ее виды;
рассмотрены анатомо-физиологические особенности детей 8-9 лет, определены
особенности развития специальной выносливости фигуристов на этапе спортивной специализации (задачи, средства и методы, принципы).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный
комплекс упражнений может быть использован тренерами-педагогами
детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) с целью развития специальной
выносливости детей 8-9 лет в процессе обучения фигурному катанию на этапе спортивной
специализации.
Заключение:
В результате решения задач
исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Специальная выносливость представляет
собой один из видов выносливости вообще; физическое качество, характерной особенностью которого является анаэробная
работа, которая предусматривает выполнение упражнения в течение длительного
времени с образованием кислородного долга.
Характерной
особенностью специальной выносливости является анаэробная работа (в
отличие от общей выносливости, имеющей отношение к аэробной
мощности организма), которая предусматривает
выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного
долга. Специальная выносливость
в отличие от общей выносливости является более сложным физическим качеством,
поскольку заставляет работать мелкие группы мышц. Общая выносливость
предусматривает задействование в основном
крупных и средних групп мышц.
Под специальной выносливостью у фигуристов понимается способность
выполнить свою программу (произвольную или короткую) без ухудшения техники
элементов до ее завершения. Кроме этого специальная выносливость проявляется в
способности многократно выполнять сложные технические элементы в процессе
тренировки.
К видам специальной выносливости отнесены:
— скоростная выносливость,
— скоростно-силовая выносливость,
— координационная
выносливость,
— силовая
выносливость.
Установлено, младший
школьный возраст является сенситивным для развития выносливости.
Сделан вывод о том, что методика развития специальной
выносливости характеризуется тем, что она включает в себя комплексы упражнений (общеподготовительных,
специальных, вспомогательных), которые требуют выполнения отдельных движений в
условиях околопредельных нагрузок.
Особенности
развития специальной выносливости фигуристов на этапе спортивной специализации определяются ее задачами и комплексом специально
подобранных методов и средств, направленных на совершенствование ее видов, в
первую очередь, координационной специальной выносливости.
Методы развития специальной выносливости представлены:
— методом круговой тренировки;
— методом
повторного выполнения действий с установкой на максимальную интенсивность
движения;
— интенсивным непрерывным методом;
— непрерывным
переменным методом с заданными режимами деятельности;
— соревновательным методом, — игровым методом.
В результате первого
замера (октябрь) по пульсовым показателям спортсменов установлено наличие не
довосстановления у фигуристов опытно-экспериментальных групп, что указывает о
недостаточном уровне функциональной подготовленности и развития специальной
выносливости.
В результате повторных
замеров (ноябрь, декабрь) сделан вывод о том, что в двух группах фигуристов
имеет место рост функциональных возможностей организма,
однако в первой группе (где применялся вариант методики, предусматривающий выполнение
элементов без остановки) он выше по сравнению со второй группой (в которой элементы
выполнялись с остановкой, с отдельного хода):
— динамика разницы между
ЧСС до нагрузки и после 20 с отдыха в первой группе за период октябрь – декабрь
составила: 3,2 — 1,5 — 0,6 ударов;
— динамика разницы между
ЧСС до нагрузки и после 20 с отдыха во второй группе составила: 2,7 — 2,5 -1,8
ударов.
Полученные данные позволяют сделать вывод об
эффективности методики, в основу которой положен метод круговой тренировки с
выполнением элементов без остановки, выполнением между элементами дорожки
шагов, что подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ
СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФИГУРИСТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1
СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА «СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ»
Рассмотрим сущность
феномена «специальная выносливость», однако прежде остановимся на более общем
относительно него понятии «выносливость».
В Толковых словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова под
выносливостью трактуется способность
много выносить, стойкость [15].
В Медицинском словаре выносливость определяется в
качестве способности организма (функциональной системы, органа) противостоять
утомлению при длительном выполнении определенной работы, в том числе той,
которая связанна с интенсивной мышечной нагрузкой [16].
В другом справочном издании данный термин трактуется
как способность человека противостоять утомлению и
воздействию различных факторов внешней среды при длительном выполнении
какого-либо вида деятельности без снижения ее эффективности и при сохранении
оптимальной работоспособности. Далее отмечается, что выносливость характеризуется
временем, в течение которого тело поддерживает достаточный уровень
производительности [17].
B.C. Фарфель [28]
определяет выносливость как способность человека противостоять наступающему
утомлению.
А.П. Матвеев указывает на то, что выносливость выражается через
совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности
работы в различных зонах мощности [84].
Согласно позиции В.Б. Шварца, под выносливостью в физическом
воспитании следует понимать способность организма бороться с утомлением,
которое вызвано мышечной деятельностью [14].