Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Способы реализации психологизма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: лингвистический и методический аспекты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследования. 6
1.1 Определение
понятия психологизма в литературе (варианты определения термина «психологизм»,
место психологизма в общей системе филологических понятий) 6
1.2 Приёмы
и способы психологического изображения (реализация психологизма на примерах
творчества писателей) 18
1.3 Стиль
М. Ю. Лермонтова (основные черты литературного стиля Лермонтова, стилистические
особенности его творчества в сравнении с творчеством других писателей) 27
Выводы
по 1 главе. 35
ГЛАВА 2. Особенности выражения психологизма в творчестве
М.Ю.Лермонтова. 36
2.1
«Герой нашего времени» как психологический роман (жанровые особенности романа,
его место в русской литературе) 36
2.2
Внутренний монолог как способ психологического изображения (на примере
дневников Печорина) 47
2.3
Лексические единицы группы чувства в романе «Герой нашего времени» (способы
передачи чувства в романе, средства художественной выразительности, тропы и
фигуры речи) 62
Выводы
по 2 главе. 74
ГЛАВА 3 Методические аспекты исследования. 75
3.1 Методы
исследования психологизма в литературе (основные пути, которыми может быть
изучен психологизм в литературе в общем) 75
3.2
Методы исследования психологизма романа «Герой нашего времени» (особенности
изучения психологизма в творчестве Лермонтова)……. 85
Выводы
по 3 главе. 94
Заключение. 95
Список использованной литературы.. 97
Приложение 1. 100
Приложение 2. 101
Введение:
Актуальность
темы данной дипломной работы
обусловлена тем, что, несмотря на достаточное количество исследований на тему
психологизма в творчестве М. Ю. Лермонтова, лингвистический и методические
аспекты психологизма его романа «Герой нашего времени» изучены сравнительно
мало. Роман «Герой нашего времени» до сих пор интересен читателям самых разных
возрастов. Это показывают и научно-исследовательские работы по изучению
психологизма данного произведения.
Раскрыть
секрет популярности романа пока не удалось никому. Может быть, это и является
причиной изучения произведения и возращения к повторному его прочтению.
Классическая литература имеет свойство воздействия на читателя в зависимости от
возраста, социально — политического настроя общества. Классовый подход к
интерпретации романа ушёл в прошлое. Если ранее читатели разбирали образ
Печорина с точки зрения «лишнего» человека, то сейчас современная филология не
делает на этом акцент. Главное – понять причины, по которым герой становится
тем самым «страдающим» эгоистом, «эгоистом поневоле».
Условия
формирования характера человека, современника М. Ю. Лермонтова, его духовный, а
вернее, бездуховный мир, светское воспитание по западному образцу, совершенно
чуждому русскому менталитету, сформировали характер современника М. Ю.
Лермонтова, человека, одарённого разными талантами, который не находит им
применения. Способы и приёмы изображения внутренней жизни Печорина всегда
находились в центре внимания как филологов, так и психологов. Роман «Герой
нашего времени» М. Ю. Лермонтова — первый психологический роман в русской литературе.
Выдающиеся филологи, лингвисты и критики отмечали не только спорные моменты в
восприятии образа главного героя романа, противоречия его характера, но и
новшество художественной формы романа. Целью
данной дипломной работы является комплексное исследование психологизма М.Ю. Лермонтова
во всех его аспектах.
Задачи,
которые необходимо выполнить для достижения цели работы:
1) дать
определение термину «психологизм», определить главные подходы к его
интерпретации различными исследователями;
2) провести
анализ литературы по теме исследования;
3) выявить
характерные особенности психологизма в творчестве М. Ю. Лермонтова;
4) рассмотреть
лингвистический и методический аспекты психологизма.
Объектом
данной работы является творчество М. Ю. Лермонтова, в частности его роман
«Герой нашего времени».
Предметом
данной работы является характеристика психологизма в романе «Герой нашего
времени».
Анализ литературы. В
литературоведении тема психологизма изучается
давно. В дипломной работе показано
движение мысли отечественных и зарубежных исследователей на данную тему. К ней
обращались академик А. А. Потебня, критик-литературовед
Д.
И. Овсянико-Куликовский,
М.
М. Бахтин, Л. Я. Гинзбург, А.Б. Есин, Д. С. Лихачёв. Безусловно, данная тема
интересна и для психологов. Л.С. Выготский, И. В. Страхов, Г. Г. Граник, О. В.
Соболева внесли свой вклад в обоснование понятия психологизма литературы.
Однако и на данный момент какого-либо единого принятого определения психологизма
в литературе нет. Толкования психологизма здесь разнятся. Изучив внимательно
литературу по данной проблеме и проанализировав её, убедилась в том, что
исследователи, если пишут о психологизме литературы, то в начале своих работ
говорят о том, что конкретно они имеют в виду под этим определением. Гипотеза
исследования. Гипотеза, выдвинутая в данной работе, касается исследования
психологизма «изнутри» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Лингвистический и методологический аспекты психологизма являются относительно
новыми предметами исследования, поэтому обширного материала по данной теме
мало. Если же собрать весь материал и обобщить его, найдутся определённые
закономерности, которые помогут показать психологизм русского писателя-классика
М. Ю. Лермонтова во всей его полноте.
Методы исследования. В
данной работе применяется при изучении информации на данную тему теоретический
метод, аналитический метод необходим при анализе разных источников информации
на заданную тему, сравнительный метод при обобщении, он помогает выявить
особенности и закономерности понятия психологизма, эмпирический метод помогает
выработать своё мнение на результаты, полученные в ходе работы.
Научная новизна и практическая
значимость работы. Данная работа не является пересказом того,
что найдено в области лингвистики, литературоведения и психологии. В ней дана
попытка осмысления психологизма, которая сама по себе нова. Однако выводы,
сделанные в данной работе, могут применяться практически, особенно в школе,
потому что неформальное отношение к прочтению и осмыслению текста произведения
очень важны для становления человека.
Структура работы
соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, трёх глав
основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Роман
М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» относится к произведениям русской
классики, следовательно, вызывает неизменный интерес. Можно не любить главного
героя романа Печорина, можно его ненавидеть, не понимать. Но вот равнодушия он
не вызывает. Даже более того, некоторые читатели считают созданный М. Ю.
Лермонтовым образ Печорина притягательным.
Действительно,
роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с самого начала своего появления
в печати стал спорным в оценке читателей. «Я прочёл «Героя» до конца и нахожу
вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же
изображение презренных характеров, которое мы находим в нынешних иностранных
романах. Такие нравы портят нравы и портят характеры…Хотя читаешь с
отвращением, всё-таки они оставляют тягостное впечатление, ибо в конце концов
привыкаешь верить, что весь мир состоит из подобных личностей, у которых
кажущиеся наилучшими поступки проистекают из отвратительных и ложных
побуждений. Что должно явиться последствием? Презрение или ненависть к
человечеству?», — так писал император Николай I своей жене Александре Федоровне
12 июня 1840 года. «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек…Вы предаёте
его не за пороки, — в вас их больше и в вас они чернее и позорнее, но за эту
смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них…», —
пишет В. Г. Белинский в «Отечественных записках» в июне-июле 1840 года.
Отношение
к роману читателей неоднозначно и сейчас. Именно это служит причиной того, что
роман М.Ю. Лермонтова в центре внимания многих филологов. В то же время всё
вышеперечисленное побуждает проанализировать те способы и методы, которые
использовал автор при создании романа, чтобы попытаться хотя бы прикоснуться к
секрету воздействия романа на читателей
Итак, в ходе исследования было выяснено, что роман М. Ю. Лермонтова в
филологии изучен достаточно многими исследователями. Однако очень много на его
страницах секретов и загадок, ещё не разгаданных. Поэтому, несомненно, роман
будет изучаться ещё и ещё во многих аспектах. В частности, с точки зрения
психологизма и способов его выражения в романе. «Герой нашего времени» — это
первый психологический роман в русской литературе. Психологизм как термин
начинает изучаться именно с этого романа. Именно поэтому работа над изучением
данного произведения так важна и актуальна. На основании проделанной работы
можно сделать выводы, что, несмотря на большое количество аналитических работ
по роману М. Ю. Лермонтова, всё же психологизм этого произведения досконально
не изучен. Особенно это касается лингвистического и методологического аспектов
психологизма.
В работе дана характеристика лингвистического и
методологического аспектов психологизма М. Ю. Лермонтова. Практическая
значимость работы состоит в обобщении того материала о психологизме романа М.
Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в систематизации и упорядочении методов и
приёмов психологизма вообще и психологизма М. Ю. Лермонтова, в частности. Материал,
на основе которого писалась данная работа, обширный, и сбор и систематизация материала
с целью его обобщения проводилась как с филологической точки зрения, так и с
точки зрения психологической. По теме дипломной работы анализ литературы
проведён полный. В работе дано определение психологизма с разных точек зрения, выявлены
основные особенности психологизма М. Ю. Лермонтова, основные черты психологизма
других писателей, рассмотрен лингвистический и методический аспекты
психологизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Таким образом
можно прийти к выводу, что поставленные в работе задачи решены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1 Теоретические аспекты исследования
1.1 Определение
понятия психологизма в литературе (варианты определения термина «психологизм»,
место психологизма в общей системе филологических понятий)
В
«Словаре литературоведческих терминов» издательства «Просвещение»[1] за 1974 год такого
термина, как психологизм, нет. Однако есть другие понятия: психологическая
школа и психология творчества. Термин «психологическая школа» связан с
изучением фольклора. Основал данное научное направление Вильгельм Вундт
(1832-1920), немецкий психолог, философ и фольклорист.
Главная
идея этого направления заключалась в особой роли психического состояния автора
произведения в процессе творчества, Вундт практически первым начал исследовать
«обусловленность восприятия и познания ранее приобретённым опытом»[2] художников, более это
относилось к поэзии и мифам.
Учение
Вильгельма Вундта получило своё продолжение в работах Лейена, который объяснил
происхождение фантастических сказок. Теория Вундта повлияла и на становление
психологического направления фрейдизма. То положение, что в творческом процессе
главным является психическое состояние автора, так называемое «первичное
волевое начало», Фрейд в своей теории развил по-своему, доказывая
состоятельность своей теории в сказках и мифах.
В
русском литературоведении основоположником психологического направления
изучения произведений (фольклора) был А. А. Потебня (1835-1991). Академик
утверждал, что именно мысль человеческая изменяет и упорядочивает весь
окружающий мир. [1] Тимофеев Л. И. Словарь литературоведческих
терминов. Москва: Просвещение, 1974. 509 с. [2] Там же