Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Способы организации учебной деятельности на уроках русского языка при изучении морфологии»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
организации учебной деятельности на уроках русского языка в начальной школе при
изучении морфологи. 6

1.1. Морфология как раздел науки о языке. 6

1.2. Содержание и методы организации учебной
деятельности при  изучении морфологии в
начальных классах. 12

1.3. Анализ изучения морфологии в начальной школе
по разным учебно-методическим комплексам. 22

Выводы по 1 главе. 25

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
организации и способов учебной деятельности при изучении морфологии на уроках
русского языка в начальных классах. 26

2.1. Опытно-экспериментальное исследование
организации и способов учебной деятельности при изучении морфологии в начальной
школе. 26

2.2. Модернизация организации учебной деятельности
при изучении морфологии в начальной школе. 28

2.3. Сравнительный анализ полученных результатов
исследования. 43

Выводы по 2 главе. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 54

  

Введение:

 

Основные
цели обучения русскому языку в школе состоят в 
интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных, творческих
способностей школьника; овладении знаниями об устройстве и функционировании
языка как коммуникативной системы; формировании умений и навыков полноценно,
грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике.  Морфология — один из важнейших разделов
школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом
зависит достижение этих целей.

Как
известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим
потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на
общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся,
создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей.
Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и
навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса,
открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи
учащихся и усвоения правил словоупотребления.

В методике преподавания русского языка не утрачивает
актуальности проблема обучения морфологии в школе (В.В.Бабайцева, Е.А.Быстрова,
Т.К.Донская, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, Ф.М.Литвинко, С.И.Львова,
И.Г.Милославский, М.М.Разумовская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский и др.)

С одной стороны, это объясняется противоречием между
большим развивающим потенциалом морфологии и низким уровнем организации
учебного процесса при ее изучении.

Именно эффективная организация учебного процесса по
морфологии призвана обеспечить реализацию общих целей и задач школьного курса
русского языка, которые заключаются в совершенствовании речевой деятельности
учащихся и формировании элементарной лингвистической компетенции. Однако на
уроках морфологии отмечается формализация к организации учебной деятельности, отсутствие
в практике учителей новых средств и технологий в методике преподавания
морфологии, что препятствует процессу усвоения знаний.

Именно
поэтому можно выделить следующие противоречия:


между важностью изучения морфологии с целью развития речемыслительных,
интеллектуальных, творческих способностей школьника и отсутствием эффективных
средств, технологий и методов ее преподавания,


между необходимостью эффективной организации учебного процесса по изучению
морфологии и недостаточным практическим опытом учителей по оптимизации его
построения при изучении морфологи.

На
основании противоречий обозначим проблему исследования: каковы особенности
эффективной организации учебного процесса на уроках русского языка при изучении
морфологии?

Объект
исследования — учебная деятельность на уроках русского языка при изучении
морфологии.

Предмет
исследования — процесс организации учебной деятельности на уроках русского
языка при изучении морфологии.

Цель
исследования — выявить эффективные 
способы, средства и приемы изучения морфологии в начальной школе.

В
качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что использование в
организации учебной деятельности комплекса современных методов, способов и
средств будет влиять на достижение планируемых результатов по морфологии.

Задачи
исследования:

1.
изучить основные аспекты морфологии как науки о частях речи,

2.
проанализировать теоретико-методические аспекты изучения морфологии в начальной
школе,

3.
выявить основные лингводидактические особенности морфологии,

4.
охарактеризовать эффективные  способы,
средства и приемы изучения морфологии,

5.
определить эффективность предложенных способов организации учебной деятельности
при изучении морфологии на уроках русского языка.

Для реализации вышеуказанных
задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ
научной литературы по проблеме исследования, анализ современных программ и
учебно-методических комплектов по русскому языку в начальной школе, наблюдение
за процессом обучения русскому языку в начальных классах, его теоретическое
осмысление с целью выявления возможностей, повышающих уровень развития
логического мышления учащихся, тестирование, опытно-поисковая работа,
количественный и качественный анализ полученных результатов.

Базой исследования послужили начальные классы МОУ «СОШ № 53» Практическая значимость
исследования заключается в том, что в работе предложены различные способы,
средства и приемы изучения морфологии, которые могут быть использованы в
практической деятельности учителей. Результаты исследования так
же могут быть использованы в педагогических колледжах, училищах, вузах при
чтении лекций, спецкурсов, проведении спецсеминаров по методике преподавания
русского языка в начальной школе, при подготовке курсовых и дипломных работ
студентов.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
первой главе рассмотрены общие вопросы изучения указанного раздела: изложены
взгляды ученых разных эпох и разных научных направлений по проблеме
исследования, представлены классификация частей речи по разным основаниям. Мы
установили, что в различных концепциях объем понятия «Морфология» трактуется
по-разному. Морфология – это часть грамматического строя языка с системой
морфологических категорий, в которых отражаются грамматические свойства слов и
их форм. Морфология – это и раздел лингвистической науки, изучающий
грамматические свойства слов. По определению В. В. Виноградова, морфология –
это «грамматическое учение о слове».

Учебная деятельность в школьном обучении занимает особое место. В
результате ее осуществления, освоения знаний, новых способов действий с ними, в
ходе приобретения школьником новых способностей учитель используют различные
методы и формы организации учебной деятельности. Преимущества
современных форм и методов организации учебной деятельности при изучении
морфологии, заключаются в том, что учащиеся больше
заинтересованы в обучении, своей активности в обучении и творчестве,
самостоятельном поиске знаний, успешном опыте, инициативности, возможности
индивидуального подхода, использование инновационных и информационно-педагогических
технологий, развитие культуры общения, взаимопонимания и др.

Изучение
в школе частей речи как разрядов слов, объединенных грамматическими признаками,
которые отражают общность их семантики, направлены на углубление знаний младших
школьников о лексическом и грамматическом значении слова, особенности
словоизменения и словообразования, о синтаксической функцию слов в речи, на
формирование умений использовать в речи формы частей речи с учетом их
функционального назначения.

Во
второй главе представлены результаты исследования усвоения морфологии учениками
3 классов. В исследовании приняло участие две группы младших школьников.

Для
осуществления диагностики, были разработаны задания, выполнение которых
оценивалось по трем уровням: высокий, средний и низкий.

По
результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что дети в целом
получили схожие результаты при выполнении заданий, в основном средний и низкий
уровни.

На
формирующем этапе исследования с учениками ЭГ проводилась модернизированная учебная
деятельность при изучении морфологии. Были использованы различные интерактивные
и активные методы и средства, в том числе привлекалась различная наглядность,
применялись как групповые формы, так и подгрупповые.

Именно
современные методы и средства позволяют создать учебную среду, в котором теория
и практика усваиваются одновременно, дает возможность ученикам формировать
характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь,
формировать критическое мышление, выявлять и реализовать индивидуальные
возможности.

По
окончании формирующего этапа, было повторно проведено исследование в двух
группах младших школьников по другим диагностическим заданиям, но с той же
системой оценивания.

По
полученным результатам, можно отметить, что в целом, показали младших
школьников ЭГ значительно увеличились. В целом дети показали высокий и средние
результаты, тогда как показатели младших школьников КГ практически не
изменилось.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основные
цели обучения русскому языку в школе состоят в 
интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных, творческих
способностей школьника; овладении знаниями об устройстве и функционировании
языка как коммуникативной системы; формировании умений и навыков полноценно,
грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике.  Морфология — один из важнейших разделов
школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом
зависит достижение этих целей.

Как
известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим
потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на
общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся,
создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей.
Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и
навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса,
открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи
учащихся и усвоения правил словоупотребления.

В методике преподавания русского языка не утрачивает
актуальности проблема обучения морфологии в школе (В.В.Бабайцева, Е.А.Быстрова,
Т.К.Донская, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, Ф.М.Литвинко, С.И.Львова,
И.Г.Милославский, М.М.Разумовская, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский и др.)

С одной стороны, это объясняется противоречием между
большим развивающим потенциалом морфологии и низким уровнем организации
учебного процесса при ее изучении.

Именно эффективная организация учебного процесса по
морфологии призвана обеспечить реализацию общих целей и задач школьного курса
русского языка, которые заключаются в совершенствовании речевой деятельности
учащихся и формировании элементарной лингвистической компетенции. Однако на
уроках морфологии отмечается формализация к организации учебной деятельности, отсутствие
в практике учителей новых средств и технологий в методике преподавания
морфологии, что препятствует процессу усвоения знаний.

Именно
поэтому можно выделить следующие противоречия:


между важностью изучения морфологии с целью развития речемыслительных,
интеллектуальных, творческих способностей школьника и отсутствием эффективных
средств, технологий и методов ее преподавания,


между необходимостью эффективной организации учебного процесса по изучению
морфологии и недостаточным практическим опытом учителей по оптимизации его
построения при изучении морфологи.

На
основании противоречий обозначим проблему исследования: каковы особенности
эффективной организации учебного процесса на уроках русского языка при изучении
морфологии?

Объект
исследования — учебная деятельность на уроках русского языка при изучении
морфологии.

Предмет
исследования — процесс организации учебной деятельности на уроках русского
языка при изучении морфологии.

Цель
исследования — выявить эффективные 
способы, средства и приемы изучения морфологии в начальной школе.

В
качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что использование в
организации учебной деятельности комплекса современных методов, способов и
средств будет влиять на достижение планируемых результатов по морфологии.

Задачи
исследования:

1.
изучить основные аспекты морфологии как науки о частях речи,

2.
проанализировать теоретико-методические аспекты изучения морфологии в начальной
школе,

3.
выявить основные лингводидактические особенности морфологии,

4.
охарактеризовать эффективные  способы,
средства и приемы изучения морфологии,

5.
определить эффективность предложенных способов организации учебной деятельности
при изучении морфологии на уроках русского языка.

Для реализации вышеуказанных
задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ
научной литературы по проблеме исследования, анализ современных программ и
учебно-методических комплектов по русскому языку в начальной школе, наблюдение
за процессом обучения русскому языку в начальных классах, его теоретическое
осмысление с целью выявления возможностей, повышающих уровень развития
логического мышления учащихся, тестирование, опытно-поисковая работа,
количественный и качественный анализ полученных результатов.

Базой исследования послужили начальные классы МОУ «СОШ № 53» Практическая значимость
исследования заключается в том, что в работе предложены различные способы,
средства и приемы изучения морфологии, которые могут быть использованы в
практической деятельности учителей. Результаты исследования так
же могут быть использованы в педагогических колледжах, училищах, вузах при
чтении лекций, спецкурсов, проведении спецсеминаров по методике преподавания
русского языка в начальной школе, при подготовке курсовых и дипломных работ
студентов.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы