Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Спортивная дипломатия на современном этапе развития международных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1 СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МЯГКОЙ
СИЛЫ ГОСУДАРСТВ.. 8
1.1. Концепция мягкой силы.. 8
1.2. История спортивной дипломатии. 17
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДИПЛОМАТИИ В РОССИИ.. 31
2.1. Становление российской спортивной дипломатии. 31
2.2. Тенденции и перспективы развития спортивной дипломатии
в России. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 62
Введение:
Актуальность исследования. Спорт исторически
является частью политики и дипломатии. Несмотря на широко распространенное
клише «спорт вне политики», на практике спортивные состязания и их результаты
давно уже обладают политической составляющей.
Спортсмены на
международных спортивных соревнованиях представляют свою страну, их награждение
сопровождается поднятием государственных флагов и исполнением гимнов. Страна,
как правило, становится более узнаваемой и привлекательной вследствие принятия
у себя престижных международных турниров, начиная с Олимпийских игр.
Спорт, таким образом,
стал частью «мягкой силы», и изучение его в этом контексте представляет собой
актуальную исследовательскую проблему. Вызывает интерес и исследование процесса
формирования спортивной дипломатии, изменения ее роли и возможностей влияния
как части мягкой силы государства.
В России спортивная
дипломатия играет значительную роль в формировании имиджа страны. То, что по
своим спортивным достижениям Россия является одним из ведущих государств мира,
воспринимается не просто как спортивные победы, но и как подтверждение величия
России как одного из глобальных центров силы.
В настоящее время
исследование спортивной дипломатии России представляет сферу особого интереса в
силу целого ряда допинговых скандалов, негативно повлиявших на имидж страны и
оказывающих влияние на положение в мире спорта.
Сложно выделить
общепринятое определение спортивной дипломатии или его автора, однако в целом «это
официальная и неофициальная деятельность государств, правительств, специальных
внешнеполитических органов но осуществлению задач внешней политики государства
посредством организации, проведения и участия в международных спортивных
мероприятиях с участием команд, спортсменов, тренеров и их достижений» [2].
Широкий охват сущности
спортивной дипломатии подразумевает многообразие ее форм и актуальность как их
непосредственного изучения, так и их становления.
Предыстория спортивной
дипломатии охватывает период с античных Олимпийских игр до конца XIX века,
формирования современных международных спортивных соревнований.
Условно конец XIX века
можно обозначить как начало первого периода спортивной дипломатии,
охватывающего время до начала холодной войны, когда происходило становление
международных спортивных соревнований в их нынешнем виде, прерываемое двумя
мировыми войнами.
Период холодной войны
можно в полной мере считать временем расцвета спортивной дипломатии, когда
спорт стал одним из важнейших инструментов демонстрации превосходства
капиталистической или социалистической модели развития.
Наконец, современный
период характерен многообразным и многоуровневым проявлением спортивной
дипломатии, периодически обостряющейся борьбой между державами, все более
усиливающимися процессами глобализации, а также введением понятия спортивной
дипломатия в широкий научный дискурс, что подчеркивает актуальность изучения
данной темы.
Объект
исследования – спортивная дипломатия.
Предмет
исследования
– осуществление спортивной дипломатии на современном этапе развития
международных отношений.
Цель
работы
– проанализировать сущность и особенности спортивной дипломатии на современном
этапе развития международных отношений.
Задачи
работы:
— рассмотреть концепцию
мягкой силы;
— охарактеризовать историю
спортивной дипломатии;
— показать становление
спортивной дипломатии в России;
— определить тенденции и
перспективы развития спортивной дипломатии в современной России.
Степень
изученности проблемы. Особенность темы предполагает разделение
источников на две группы. В первую вошли отечественные работы таких авторов,
как М. Боголюбова [2], рассматривавшая спортивную дипломатию в контексте
межкультурной коммуникации, М. Бирюков[1] раскрыл особенности спортивной дипломатии
в период Великой Отечественной войны, В. Крылов, Л. Кирьянова, К. Комиссарчик[3]
рассматривали спортивную дипломатию в контексте имплементации мягкой силы в
условиях глобализации, А. Куприянов[4], проанализировавший процесс
профессионализации советского спорта, А. Логутков[5], который раскрыл некоторые
особенности спортивного противостояния и политики в период холодной войны.
Вторую группу составили
зарубежные исследователи, В частности, Дж. Най [36], С. Рофе [38], С. Маррей [40]
анализируют теоретические аспекты проблемы, рассматривая как вопросы мягкой
силы в международных отношениях, так и различные аспекты применения спортивной
дипломатии как инструмента мягкой силы и возможности и ограничения как средства
достижения политических целей.
А. Уотсон [47] стал одним
из первых, кто проанализировал спортивную дипломатию как уникальный феномен
современного мира с точки зрения науки.
Ряд ученых раскрывают особенности
спортивной дипломатии в период холодной войны. Б. Бакль [15] выделяет ряд
ключевых параметров, которые, по его мнению, способствуют лучшему пониманию
спортивной дипломатии.
А. Биком[11] анализировал
роль спорта в современных международных отношениях, пытаясь применить к
исследованию междисциплинарный подход.
С. Йигит [49]
рассматривал спорт как один из важных элементов мягкой силы, чье значение в
современном мире, в условиях глобализации, постоянно возрастает.
М. Добре-Лаза [18]
анализировал спорт и политику в широком контексте, включая исторические
традиции политической вовлеченности в спортивные мероприятия. Э. Редихан [19] выделяет
Олимпийские игры 1952 года, в которых впервые принял участие СССР, как начало
глобального противостояния холодной войны в мире спорта и выхода спортивной
дипломатии на принципиально новый уровень.
Дж. Крейзер [20]
анализирует роль хоккейной серии СССР-Канада как важного элемента спортивной
дипломатии с позиции Североамериканской хоккейной лиги.
Дж. Риордан [22] изучает роль спорта
во внешней политике Советского Союза в контексте развития спортивной дипломатии
страны в условиях холодной войны.
Дж. Вошборн [23] рассматривает
спортивную дипломатию СССР и ее перспективы в контексте полноценного вступления
страны в международное спортивное движение.
А. Абрахамсон [10]
анализирует роль Олимпийских игр в Сочи с точки зрения успешности спортивной
дипломатии Российской Федерации, которая представила миру «лицо» новой страны.
Б. Рукавина [12] оценивает
чемпионат мира по футболу в России с позиции «мягкой силы», выделяя условных
«победителей» в сфере спортивной дипломатии.
Дж. Грикс [21] исследует
совокупные достижения спортивной дипломатии, стремясь объективно и в общем
контексте оценить ее влияние в международных процессах.
М. Саад [35] и А. Великая
[46] рассматривают современное состояние и перспективы спортивной дипломатии
России в контексте крупнейших событий в этой сфере.
Научная
новизна состоит в том, что впервые изучено современное
состояние спортивной дипломатии с учетом текущей динамики и перспектив
развития.
Также, впервые
предпринята попытка комплексного анализа российской спортивной дипломатии,
оценки ее исторического развития, современного состояния, текущих тенденций и
перспектив развития, в ом числе с учетом продолжающегося допинг-скандала.
Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех
параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Как показал анализ, мягкая
сила означает способность методом убеждения, а не принуждения, побудить другого
сделать что-то, что соответствует интересам убеждающего. С начала 1990-х годов представители
неолибералистской парадигмы международных отношений утверждали, что, помимо материальной
(жесткой) силы, государства могут использовать социальные и культурные ресурсы
для достижения внешнеполитических целей. Следовательно, попытка страны улучшить
свой глобальный имидж с помощью таких средств фактически означает их
использование в качестве инструмента международных отношений.
Концепция использования
спортивной дипломатии как части мягкой силы государства кажется относительно
простой в применении, однако вопросы эффективности их использования, особенно в
том, что касается прикладных аспектов, измеряемых в точных величинах,
представляются достаточно противоречивыми относительно временной
продолжительности и влияния на положение страны в мире.
Хотя олимпийский идеал
заключался в том, чтобы ставить спорт выше политики, на самом деле игры часто
продвигались с политическими целями и сообщениями. В то же время Олимпийские
игры 1980 года в Москве оказались беспрецедентными в плане политического
давления и негативного влияния на имидж стран.
Государства могут использовать
спорт в публичной дипломатии посредством проведения спортивного мега-события
вроде Олимпиады или чемпионата мира по футболу. Но они также могут включать в
себя другие региональные мероприятия, такие как Панамериканские игры, Игры
Содружества или Азиатские игры. Проведение крупного спортивного мероприятия с
мировым именем — один из основных способов, с помощью которых государства
пытаются заявить о себе, повысить свой международный престиж и накапливать
мягкую силу.
Еще один способ — государства,
которые не проводят спортивные мега-события, могут использовать успехи в спорте
для повышения своего авторитета. Очевидным примером может служить Восточная
Германия в период холодной войны и то,
как успех на спортивной арене способствовал признанию Восточной Германии
отдельным государством от Западной Германии в 1970-х годах. Его спортсменов
называли «дипломатами в спортивных костюмах». Эти крупные спортивные
соревнования, по сути, посвящены власти, проявлению власти и демонстрации национальных
достижений.
Наконец, государства
могут комбинировать эти два метода: достижение высоких спортивных успехов и
проведение крупного спортивного мероприятия. Однако эффективность подобных
достижений носит, по-видимому, ограниченный по времени характер, а степень
влияния на международные отношения неоднозначна.
Формирование спортивной дипломатии в России
относится к периоду холодной войны. Если в период Великой Отечественной войны и
сразу после ее окончания спортивные мероприятия с участием советских
спортсменов носили позитивный для имиджа страны характер, то по мере того, как
холодная война набирала обороты, восприятие советского спорта в мире
становилось все более негативным и критическим, а со стороны СССР проводилась
политика противостояния капитализму на спортивных аренах и демонстрация
превосходства советского строя, которая вела к политическим репрессиям против
спортсменов в случае того, что руководством страны расценивалось как неудача,
то есть проигрыш принципиальным политическим противникам.
Особое значение придавалось победам над наиболее
принципиальным противником – США. Наиболее важными эпизодами этого периода
являются Олимпиада 1952 года, как первое очное противостояние СССР и США
периода холодной войны, хоккейные суперсерии 1970-х годов
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 СПОРТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК
ЭЛЕМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ ГОСУДАРСТВ 1.1.
Концепция
мягкой силы Термин мягкая сила появился
в современной науке благодаря известному представителю неолибералистской
парадигмы в современных международных отношениях Дж. Наем, который впервые
использовал это понятие в опубликованном в 1990 году труде «Bound to Lead: The
Changing Nature of American Power» [36]. В ней он определил мягкую силу как «способность
достичь желаемого на основе добровольного участия, симпатии и
привлекательности, a не посредством принуждения или выплат» [36].
Возможность достичь своей
цели, убеждая, а не принуждая, привлекая, а не заставляя, посредством
установления дружественных отношений, а не военной или экономической
зависимости, выглядит уникальной перспективой, открывающей возможности для
культуры, политических и экономических ценностей, идеологии, публичной дипломатии.
Мягкая сила страны включает
в себя способность расширять круг друзей и союзников, и оказывать влияние на
другие страны и общества не с помощью военной мощи, а с помощью ее наиболее
привлекательных активов, а именно культуры, образования, языка и ценностей.
Короче говоря, именно то, что заставляет людей любить страну, а не бояться ее.
Большая часть нынешней
мягкой силы ведущих государств основывается на совокупном эффекте прошлых
действий. Решения, принятые сегодня, уже могут повлиять на будущую мягкую силу
этих государств.
Многие страны все
активнее инвестируют в свою мягкую силу, и конкуренция между ними растет. Так,
расходы Китая на поддержку своей мягкой силы уже намного превосходят расходы
большинства других стран. К 2022 году планируется открыть более 1000 институтов
Конфуция по всему миру. Россия вкладывает большие средства в международное
новостное вещание. Многие другие страны расширяют свои международные культурные
и образовательные программы, чтобы усилить свое влияние за рубежом [24].
Мягкая сила носит в
какой-то степени эфемерный характер: запасы доброй воли, на создание которых
уходят десятилетия, могут исчезнуть в мгновение, если подорваны «правильные»
институты или приняты «неправильные» решения.
Любое из государств может
столкнуться с проблемами, которые будут иметь серьезные последствия для их будущего
международного влияния. Это может происходить на фоне финансовых ограничений и
возрастающих проблем во внешней политике. И в этой связи растет роль мягкой
силы как инструмента влияния.
Так, в Великобритании
признается, что, хотя было бы ошибкой рассматривать нынешний контекст как
совершенно беспрецедентный, поскольку история страны сталкивалась с противодействием
тоталитарной идеологии во время Второй мировой войны, планом Маршалла и
послевоенном урегулированием, то есть, мягкая сила, возможно, всегда играла
роль важную роль во внешней политике в трудные времена, но отчеты Палаты
лордов, Британской академии наук и Британского совета пришли к схожим выводам:
в двадцать первом веке «мягкая сила» жизненно важна для безопасности,
процветания и влияния страны [24].
Во-первых, мир становится
все более многополярным и гиперсвязанным, а богатство, власть и информация
распространяются все шире. Рост демократии, социальных сетей и прямого действия
означает, что правительства должны все в большей степени реагировать на
национальное и глобальное общественное мнение. Массовые международные
культурные контакты увеличиваются и меняют характер культурных отношений.
Растущее распространение информации и возможностей благодаря Интернету и цифровизации
ведет к большему распространению влияния и, следовательно, большей роли мягкой
силы, которая в значительной степени находится вне прямого контроля
правительств.
Наконец, многие из
основных вызовов XXI века, такие как терроризм, изменение климата и
инфекционные заболевания, носят глобальный характер и действительно
усугубляются глобализацией и техническим прогрессом. Мягкая сила и влияние
являются ключом к созданию глобальных коалиций, необходимых для решения этих
проблем и обеспечения уважения к международной системе, основанной на правилах,
в целом. Профилактика, на которую особенно хорошо действует убедительная сила
мягкой силы, обычно эффективнее.
Учитывая характер текущих
проблем, мягкая сила как никогда важна для обеспечения национальных интересов.
Укрепление дружбы и взаимопонимания между народами укрепляет безопасность
государства и способствует мирному сосуществованию.
Мягкая сила поддерживает
углубление дипломатических отношений, обмен знаниями и опытом,
беспрепятственное ведение торговли и сотрудничество в общих областях интересов.
Она также может выполнять практическую роль в укреплении институтов и
гражданского общества и стимулировании экономического процветания, необходимого
для обеспечения развития хрупких государств.
Концепция мягкой силы стала
находить широкое применение в исследованиях международных отношений,
сфокусированных на спорте. Первой работой, посвященной спорту и международным
отношениям, была антология конца 1970-х годов, в которой была сделана попытка
синтезировать знания о спорте, культуре и политических институтах [29].
В 1994 году Б. Хулихен
изложил теоретические предпосылки в данной области в своем исследовании «Спорт
и международная политика»[25]. Он разделил свое исследование на три группы
теорий:
— реалистическую,
— плюралистическую,
— глобалистскую.
В последней группе его
внимание было сосредоточено на международной системе, где он предположил, что
негосударственные субъекты, такие как транснациональные корпорации, в конечном
итоге ослабят способность государства использовать спорт в дипломатических
целях [25].
Концепция мягкой силы легла
в основу исследований спорта и международных отношений. Она состоит из двух
компонентов. Во-первых, способность субъекта (имеющего отношение к государству)
добиваться желаемых результатов с помощью таких средств, как определение
повестки дня, убеждение и кооптация или привлечение, а не применение силы.
Во-вторых, эта
способность государства делает его примером, которому другие государства могут
подражать. Однако даже при тщательном и инструментальном контроле эта власть
может быть использована эффективно, только если другие государства признают
это. Поскольку ресурсы мягкой силы не активируются сами по себе, в этих целях
используется концепция, получившая название публичная дипломатия:
Публичная дипломатия —
это инструмент, который правительства используют для мобилизации ресурсов мягкой
силы — культуры, ценностей, политики — для общения и привлечения общественности
других стран, а не только их правительств.