Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Спорные вопросы морфологии имён и их изучение в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРФОЛОГИИ
ИМЕН.. 5
1.1 Морфология как часть грамматики. 5
1.2 Отношение морфологии к другим разделам языкознания. 9
1.3 Особенности морфологии имен. 12
1.3.1 Имя существительное. 12
1.3.2 Имя прилагательное. 18
1.3.3 Имя числительное. 24
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1. 28
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ СПОРНЫХ ВОПРОСОВ МОРФОЛОГИИ ИМЕН 29
2.1 Методика преподавания морфологии. 29
2.2 Формирование морфологической компетенции школьников. 32
2.3 Трудности и спорные моменты в изучении морфологии имен. 39
2.3.1 Исследование трудных вопросов морфологии имен
существительных. 39
2.3.2 Исследование трудных вопросов морфологии имен
прилагательных. 49
2.3.3 Исследование трудных вопросов морфологии имен
числительных. 52
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
Введение:
Морфологии русского языка на полном основании приписывается звание
одного из сложнейших разделов лингвистики в силу значительного количества
выделяемых грамматических категорий и специфики изучаемой тематики. Кроме того,
морфология русского языка считается одним из самых неоднозначных
лингвистических разделов, споры вокруг которого практически никогда не стихают.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что спорные
вопросы морфологии, связанные с именами в русском языке, вызывают немало
трудностей у школьников при их освоении и понимании, а также у педагогов,
которые должны выбрать оптимальный способ объяснения и донесения материала до
учащихся.
Цель работы: изучить спорные вопросы морфологии, связанные с
именем существительным, прилагательным, числительным в русском языке, и
обозначить принципы их изучения в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд
последовательных задач:
1) провести теоретический анализ по выбранной теме, дать
развернутую характеристику морфологии как отдельному разделу языка;
3) проанализировать морфологические особенности именных частей речи
– существительного, прилагательного, числительного;
4) рассмотреть спорные моменты морфологии, связанные с именем
существительным, прилагательным, числительным;
5) проанализировать отличительные особенности методики преподавания
морфологии и выявить способы формирования компетенции школьников в таком
сложном разделе языка как морфология;
7) рассмотреть вопросы, вызывающие наибольшее количество споров и
ошибок, и попробовать сформулировать ряд практических рекомендаций для их
разрешения.
Объект – морфология русского языка. Предмет – спорные
вопросы морфологии, связанные с именем существительным, прилагательным,
числительным в русском языке, а также пути их разрешения.
Методы исследования, которые были использованы в работе, включают:
анализ литературы по теме исследования, сплошной выборки материала; дедуктивный
метод; описательный метод; сравнительно-сопоставительный анализ; метод
классификации и типологизации.
Данная научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемых источников. В
введении формулируется тема, обосновывается ее актуальность, описываются цель и
задачи исследования, определяются объект, предмет и методы исследования,
теоретическая и практическая ценность работы. В первой главе рассматривается
морфология как особый раздел языка со своими целями и задачами, анализируются
связи между морфологией и другими разделами языка, даются морфологические
характеристики частям речи, которые входят
в категорию имен в русском языке. Во второй главе раскрываются особенности
методики преподавания морфологии на примере начальной школы, выявляются способы
формирования морфологической компетенции учащихся, анализируются самые
распространенные сложности и спорные моменты, связанные с морфологией имен.
Значимость исследования состоит в возможности использования
изученных явлений и соответствий как в курсе теории морфологии (теоретическая
ценность), так и при преподавании русского языка в школе (практическая
ценность).
Заключение:
Изучение спорных вопросов морфологии, связанных с именами в русском
языке, наглядно показывает, что трудности и ошибки в речи появляются тогда,
когда есть несколько вариантов произношения. Русский язык чрезвычайно богат, и,
как следствие, в нем достаточно много спорных, трудных для запоминания и
усвоения моментов.
На школьном этапе обучения происходит формирование у учащихся
представлений о том, как и по каким принципам слова классифицируются по частям
речи, какие грамматические категории присущи разным частям речи в русском
языке, как правильно употреблять и писать слова. Изучение всех этих моментов
может вызвать разнообразные трудности. Школьникам совершенно необходимо
досконально изучать части речи, их отличительные признаки и свойства. Это
существенно обогащает их лексикон и позволяет правильно грамотно составлять
словосочетания и предложения.
Задача педагога в такой ситуации – найти наилучший, наиболее
понятный и доступный способ объяснения спорных, неоднозначных вопросов русской
морфологии.
В ходе теоретического исследования морфология была рассмотрена с
двух позиций – с точки зрения ее внутренней структуры и отличительных
особенностей, а также с точки зрения ее взаимосвязей с другими разделами языка,
такими как лексикология и синтаксис.
Анализ литературы по теме исследования показал, что проблема умения
эффективно организовывать учебную работу по достижению высокого уровня
морфологической компетенции на занятиях по русскому языку является актуальной и
ей интересуются очень многие педагоги. На сегодняшний день учителя начальной
школы вынуждены планировать финальные результаты деятельности учеников по
морфологии русского языка, и это, по нашему мнению, помогает не только все
время держать в поле зрения итоговую цель изучения морфологии, но и существенно
расширить возможности освоения школьниками многих грамматических категорий и
явлений.
В ходе практического анализа выбранной темы были исследованы
спорные вопросы морфологии, связанные с частями речи, входящими в категорию
имен в русском языке.
В экспериментальном разделе научной работы в качестве
основополагающего методического материала для выявления уровня освоения учащимися
морфологических категорий имени существительного и прилагательного были применены упражнения базового и повышенного
уровня. Результаты констатирующего этапа данного эксперимента
продемонстрировали, что уровень достижения запланированных результатов в
языковом разделе «Морфология» не очень высокий. На формирующем этапе
эксперимента были разработаны методы и приёмы обучения, которые могут
способствовать достижению более высокого уровня морфологической компетенции у
школьников.
В процессе экспериментального исследования было выяснено, что
уровень морфологической компетенции может стать более высоким, если на занятиях
русским языком комплексно применять такие весьма эффективные методы обучения,
как: метод языкового анализа; метод конструирования; наглядный метод; метод
упражнений.
В целом, можно сказать, что в рамках дипломной работы довольно
трудно охватить все аспекты данной темы. В дальнейшем мы хотели бы более
подробно рассмотреть спорные вопросы морфологии, касающиеся не только имен, но
и частей речи других категорий, чтобы составить более полное представление о
тех трудностях, которые могут возникнуть у учащихся при их усвоении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ МОРФОЛОГИИ ИМЕН
1.1 Морфология как часть грамматики
Морфология (в переводе с
греческого morphe ‘форма’и logos ‘учение’) – это раздел языкознания,
который изучает лексико-грамматические категории слов (части речи), а также их
грамматические значения, разряды и формы [15, с. 14].
Самой основной элементарной единицей морфологического уровня языка
является слово, которое рассматривается с точки зрения его грамматических
качеств и категорий, характера грамматических значений, типа словоизменения,
видов соотношений с разными частями речи и др. В любом знаменательном
(самостоятельном) слове сочетаются два вида значения: лексическое и
грамматическое.
Лексическое значение – это соотношение слова с теми или иными
явлениями реальности (предметами, качествами, отношениями, действиями, процессами
и пр.).
Грамматическое значение – это наиболее общее, абстрагированное
языковое содержание, неотъемлемо присущее данному слову как определённой части
речи. К примеру, слова человек, ученик, дом, журнал, свет объединяются
общим грамматическим значением: все они являются существительными, имеют один и
тот же род (мужской), выступают в одной и той же форме числа (ед.ч.) и падежа
(им.п.) [23, с. 31].
Слово в речи (но не в языке) обладает только одним лексическим
значением, в то время как грамматических значений в нем можно найти существенно
больше. К примеру, в предложении О доблестях, о подвигах, о славе я забывал
на горестной земле… (А. Блок) глаголу забывал присуще одно
лексическое значение и грамматические значения изъявительного наклонения,
действительного залога, несовершенного вида, прошедшего времени, первого
спряжения, единственного числа, мужского рода.