Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Специфика работы с заданием 3 по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе 5

1.1. Задания по пунктуации в программе основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе 5

1.2. Система упражнений по пунктуации для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе 10

Выводы по 1 главе 15

Глава 2. Анализ специфики методической работы при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе 16

2.1. Система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку 16

2.2. План-конспект урока «Подготовка к ОГЭ. Пунктуация. Задание 3» 20

Выводы по 2 главе 36

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 41

  

Введение:

 

Актуальность работы. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Учителя, вместе со своими учениками готовятсяк этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Задачи педагога:

— правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

— организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету

Анализируя тестовую часть работы, приходим к выводу, что наибольшие затруднения у обучающихся вызывают задания по теме «Синтаксис».

Таким образом, актуальность исследования обусловлена изменением парадигмы образования, распространением идей развивающего обучения. Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определенную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все перечисленные аргументы обусловливают актуальность изучения данной проблемы и определяют выбор темы.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Е. Н. Гуц, Л. Б. Селезневой, Н. С. Валгиной, В. Ф. Ивановой, О. М. Исаченко, В. А. Ицкович и многих др.

Объект исследования – процесс работы с заданием 3 по пунктуации.

Предмет исследования – система подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку.

Цель исследования – изучить специфику работы с заданием 3 по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Описать задания по пунктуации в программе основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе;

2. составить систему упражнений по пунктуации для подготовки к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе;

3. проанализировать особенности системы подготовки учащихся к выполнению задания 3 ОГЭ по русскому языку;

4. составить план-конспект урока «Подготовка к ОГЭ. Пунктуация. Задание 3».

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, анализ продуктов деятельности, документов и образовательных программ.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пунктуация – важная часть курса русского языка в основной школе. Изучение пунктуационных правил происходит параллельно с освоением учащимися других тем курса. В целом, работа по усвоению учащимися правил пунктуации организуется так же, как и в отношении других правил и норм языка: знакомство с правилом, коллективная работа с последующей заменой ее индивидуальной, выполнение упражнений разных типов и видов. Особое внимание необходимо при этом уделять формированию у учащихся навыков пунктуационного разбора, поскольку именно это помогает избежать пунктуационных ошибок.

Пунктуация служит потребностям письменного общения. Соблюдение принятых пунктуационных правил обеспечивает быстрое понимание излагаемой мысли. Отсюда основное, но не единственное назначение пунктуации – членить текст для облегчения его понимания. Причем нельзя, конечно, представлять дело так, что именно знаки препинания делят текст на предложения. Нет. Наша речь уже состоит из предложений, средствами самого языка структурно оформленных, а знаки препинания лишь дополнительно, как особый графический прием, указывают в письменном тексте на имеющиеся в речи границы отдельных предложений и его смысловых частей. Однако надо отметить, что знаки препинания значительно облегчают определение этих границ.

Пунктуационные нормы современного русского языка были сформированы в результате длительного исторического развития русской письменности. В настоящее время исследователи выделяют следующие функции знаков препинания: отделение, разделение и выделение отдельных участков предложения.

Таким образом, каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.

Нами представлена часть работы, которая ведется по подготовке ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.

Современная русская пунктуация – результат длительного исторического развития русской письменности. В настоящее время исследователи выделяют следующие функции знаков препинания: отделение, разделение и выделение отдельных участков предложения.

Правила русского языка допускают использование факультативных знаков препинания и авторской пунктуации. Это делает пунктуацию одним из самых сложных разделов русского языка.

В курсе русского языка основной школы, то есть с 5 по 9 классы предусмотрено значительное количество уроков на изучение и повторение правил постановки знаков препинания. Важной особенностью педагогического процесса в этой области является то, что изучение пунктуационных правил происходит параллельно с освоением учащимися других тем курса русского языка, в частности синтаксиса простого и сложного предложения. На уроках, посвященных пунктуации, учитель должен особое внимание уделять формированию у учащихся навыков пунктуационного разбора, поскольку именно этот вид разбора помогает избежать пунктуационных ошибок.

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Основной государственный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

Учителю русского языка необходимо организовать специальную работу по подготовке учащихся девятого класса к успешному выполнению заданий по пунктуации основного государственного экзамена таким образом, чтобы обеспечить комплексное повторение изученного материала в области пунктуации и синтаксиса.

Нами была разработана система упражнений, ориентированных на комплексное повторение учащимися 9 класса изученных пунктуационных правил, используются задания разных типов и видов: задания с выбором ответа, на трансформацию предложений, на объяснение пунктограмм, творческие задания и т.д. Использование в ходе подготовки к основному государственному экзамену разнообразных заданий, а не только аналогичных по форме заданию 3 второй части экзамена, способствует поддержанию интереса учащихся к повторению пунктуационных правил. Кроме этого, предложенная нами система упражнений дает возможность учащимся повторять пунктуационные правила с опорой на синтаксис простого и сложного предложения, что является необходимым для грамотного написания изложения и рассуждения.

Подбирая собственные примеры, по аналогии с предложенными, учитель русского языка сможет использовать предложенную систему упражнений многократно, а также адаптировать ее к уровню подготовки всего класса или отдельных учащихся.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности работы с заданиями по пунктуации при подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку в 9 классе

1.1. Задания по пунктуации в программе основного государственного экзамена по русскому языку в 9 классе

Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (ГИА). Формы проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

Основной государственный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении такого экзамена используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы. На выполнение всей экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Согласно данным сайта Федерального института педагогических измерений, в 2022 году отсутствуют изменения структуры и содержания контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку [7, URL]. Это означает, что структура экзамена останется такой же, как и в прошедшем 2021 году. Стабильный набор заданий определенных типов позволяет педагогам лучше подготовить учащихся к успешной сдаче основного государственного экзамена по русскому языку.

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по русскому языку состоит из двух частей: устной и письменной. Учеников, успешно сдавших устную часть, в конце учебного года ждет письменный экзамен. Он состоит из трех частей:

 I часть – изложение. Учащиеся дважды прослушивают текст, затем необходимо написать изложение, используя приемы сжатия текста. Максимальный балл – 7.

 II часть состоит из 7 заданий с кратким ответом. В нее входят синтаксический, орфографический, лексический, пунктуационный анализ, а также анализ содержания текста и средств выразительности.

 III часть – сочинение-рассуждение (одно из трех на выбор). Максимальный балл за любое сочинение – 9.

Несмотря на то, что непосредственно на проверку навыков пунктуационного анализа ориентировано вторая часть, проверяя сочинение и изложение, эксперты отдельно оценивают грамотность ученика. Обе работы проверяются вместе. Максимальный балл за орфографию, пунктуацию, речь, грамматику и фактическую точность – 10. Таким образом, учащийся, не владеющий в достаточной степени навыками пунктуационного анализа, допускающий пунктуационные ошибки, не сможет набрать максимальный балл при выполнении первой и третьей частей экзамена.

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений к основному государственному экзамену по русскому языку представлены:

 Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Кодификатор представляет собой краткий перечень всех тем, которые включены в экзамен. Там перечислены 19 элементов, которые необходимо знать, чтобы выполнить задания из ОГЭ.

 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена. Спецификация является документом, описывающим структуру экзамена.

 Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена. Они показывают уровень экзамена и ориентировочную сложность заданий. Важно понимать, что в демонстрационной версии представлены лишь примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок [7, URL].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы