Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Специфика подачи новостей в региональных СМИ Челябинской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 6

1. Современное состояние
российской региональной журналистики. 10

1.1. Новостная журналистика:
понятие, функции и жанрово-тематические особенности. 10

1.2. Сравнение отечественного
и зарубежного опыта подачи новостей в региональных СМИ.. 23

2. Анализ специфики подачи
новостей в региональных СМИ Челябинской области  40

2.1. Жанрово-тематические
особенности подачи новостей в газете «Карталинская новь», «Губерния»,
информационном агентстве «1 областной». 40

2.2. Тенденции развития
региональных СМИ.. 48

2.3. Экспертное интервью об
особенностях новостной повестки в региональных СМИ.. 54

Заключение. 60

Список использованных
источников. 62

Приложения. 65

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важное место в структуре СМИ сегодня
принадлежит региональным средствам информации. Их роль и специфика организации
работы журналистов значительно отличается от общенациональных СМИ. Прежде
всего, это связано с размерами редакций региональных СМИ, которые, как правило,
небольшие. Это создает требования к универсальности навыков журналистов,
широкой их профессиональной специализации. Также важной особенностью
региональных СМИ зачастую становится их организационная и финансовая
зависимость от муниципальных органов власти, что значительно влияет на содержание
журналистских материалов, общую позицию издания и т.д. Также с проблемой
финансовой зависимости связана высокая доля журналистских материалов со срытой
рекламной информацией в региональных СМИ. Но все же главная специфика этой
группы средств массовой информации связана с особенностями целевой аудитории,
которой выступают все жители определенного региона, что требует использования
комплексного подхода в освещении местных событий. Главная задача региональных
СМИ – это информирование населения региона об основных местных событиях.
Поэтому базой журналистских материалов в данной группе СМИ выступает именно
новостная журналистика. Все вышесказанное и определяет актуальность темы данной
выпускной работы: «Специфика подачи новостей в региональных СМИ Челябинской
области».

Обзор литературы. В научной литературе значительное внимание
уделено вопросам развития новостной журналистики. Например, Е. К. Рева и Г. С.
Зуева, исследуя специфику новостной журналистики, описывают их на примере
региональных СМИ г. Пензы, А. Амзин изучает особенности новостной журналистики
в сети интернет, Г.В. Лазутина и С.С. Распопова анализируют жанровые
особенности новостной журналистики, А.Н. Иванова описывает специфику
функционирования регионального телевидения путем сравнения местных телеканалов
во Франции и в России. Также многие другие исследования посвящены изучению
зарубежного опыта в сфере новостной журналистики на региональном уровне. Среди
них можно назвать работы Е. Кононовой, Ю.Ю. Соломонова, М.Ю. Галкиной и др.

Цель исследования –
изучить особенности подачи новостной информации в региональных СМИ на примере
функционирования журналистики Челябинской области (издания «Карталинская новь»,
«Губерния», информационное агентство «1 областной»).

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи
исследования:


охарактеризовать понятие, функции и
жанрово-тематические особенности новостной журналистики;


сравнить отечественный и зарубежный опыт подачи
новостей в региональных СМИ;


изучить мнение экспертов об особенностях новостной
повестки в региональных СМИ;


рассмотреть жанрово-тематические особенности
подачи новостей в газетах «Карталинская новь», «Губерния», а также в
информационном агентстве «1 областной»;


выделить тенденции развития региональных СМИ.

Объектом исследования в работе выступает новостная
региональная журналистика. Предмет исследования – специфика подачи новостей в
региональных СМИ Челябинской области.

Методы исследования. В ходе подготовки данной работы были
использованы, как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и
дедукция), так и частнонаучные, специальные методы исследования. В
теоретической части выпускной работы использован метод обзора научных источников,
методы систематизации и классификации, с помощью которых была изучена сущность
новостной журналистики и выделена система ее особенностей, в т.ч.
жанрово-тематические. С помощью хронологического метода описаны тенденции
развития региональной журналистики в России, а метод сравнительного анализа
позволил выявить сходства и отличия в тенденциях развития региональной
новостной журналистики в России и зарубежных странах. В практической части
исследования были использованы социальные методы исследования, в частности,
метод интервью с экспертами в сфере региональной журналистики (главный редактор
местного СМИ). Также в практической части работы использованы методы анализа
журналистских материалов – описательный метод и контент-анализ.

Информационную базу исследования
составляют положения истории развития региональной журналистики в России,
рассмотренные К.Н. Тендит, научные положения теории журналистских жанров,
представленные в работах А.К. Бобкова, Л.Е. Кройчика, А.Л. Дмитровского и др.,
основы типологии СМИ, в т. ч. региональной, представленные в работах А.А.
Новак, Ю.Ю. Соломонова и др.

Эмпирическая база исследования включает материалы газет
«Карталинская новь», «Губерния», а также в информационного агентства «1
областной» за период января-марта 2021 года.

Научная новизна исследования: в работе исследованы
особенности функционирования региональных СМИ на современном этапе развития
российской журналистики, а также охарактеризовать специфику подачи новостных
материалов в данной группе СМИ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
выделенные особенности региональных СМИ и специфика подачи в них новостных
материалов могут быть использованы в учебном процессе по курсу «журналистика»,
а также в дальнейших научных исследованиях по данной теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что
рекомендации, разработанные на основе анализа региональных СМИ Челябинской
области и с учетом результатов интервью с главными редакторами, могут быть
использованы молодыми журналистами при подготовке новостных материалов в
региональных СМИ.

Структура выпускной работы включает введение, три главы с
параграфами, заключение, библиографический список и приложения. Первая глава
исследования является теоретической и содержит результаты анализа научных источников.
Во второй главе представлен анализ позиции экспертов в сфере региональной
новостной журналистики, результаты собственного исследования специфики подачи
новостей в региональных СМИ Челябинской области, рассмотрены общие тенденции
развития региональной журналистики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Новостная журналистика выполняет прежде всего информационную
функцию и призвана обеспечить потребность населения в информации. Поэтому особенностью
новостной журналистики является использование информационных жанров (заметки,
анонсы, событийные репортажи и т.д.), которые должны сообщать те или иные
факты, по возможности представлять произошедшие события с разных точек зрения.
Новостная журналистика значительно отличается в общенациональных и региональных
СМИ: тогда как в первом случае ее основу составляют мировые и национальные
новости, но в региональных СМИ основными являются новостные события в регионе.

Анализ зарубежного опыта показал, что в развитых странах
мира, как и в России, развит сегмент региональных СМИ. С учетом ограниченности
финансовых ресурсов у региональных изданий многие страны используют их
государственную финансовую поддержку. Но если в таких странах (например, в
Швеции) поддержка находит проявление в прямом субсидировании без влияния на
контент новостной информации, то в России, а также в исторически связанных с
нашей страной государствах (например, в Беларуси) значительная доля
региональных СМИ – это издания в собственности региональных органов власти.
Поэтому и новостные материалы в таких изданиях зачастую имеют идеологическую
окраску, освещая в значительной мере деятельность органов региональной власти.

С целью изучения мнения экспертов в вопросах развития
региональных СМИ и представления ими новостных материалов в ходе исследования
было организовано интервью с главным редактором газеты «Губерния» Светланой
Казаниной, а также изучены мнения других специалистов отрасли в открытом
доступе.

Эксперты рынка региональных СМИ подчеркивают специфику
формирования новостной повестки изданий местного уровня. Прежде всего, она
связана с обязательствами информировать граждан о деятельности губернатора и
региональных органов власти. Кроме того, эксперты также выделяют основные и
наиболее интересные темы для публикаций на страницах региональных газет. В
основном они связаны с проблемами регионального общества и освещением местных
событий. С целью изучения особенностей новостных материалов на
страницах региональных печатных СМИ были исследованы публикации в ряде изданий
Челябинской области: в газетах «Карталинская новь», «Губерния» и на портале
1obl.ru.

Проведенное исследование показало, что основную долю
новостных материалов в региональных СМИ занимает информация о развитии
территории, региона, тогда как общероссийские и мировые новости занимают менее
1% публикаций. При этом выявлена четкая зависимость между тематической
структурой новостных материалов и финансовой зависимостью СМИ от
муниципалитетов. Так, для зависимых печатных СМИ характерна сравнительно
высокая доля материалов о работе органов власти в регионе, о развитии
инфраструктуры города, здравоохранении и образовании в муниципалитете. В
региональных СМИ, которые финансируются преимущественно за счет рекламы и
спонсорской помощи, характерна более высокая доля новостной информации об
экономике, бизнес-среде, сфере досуга и развлечений.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Современное состояние российской региональной
журналистики 1.1. Новостная журналистика: понятие, функции и
жанрово-тематические особенности Для определения сущности новостной журналистики важно
определить само понятие новости. В его основе лежит особый феномен
действительности. У него объективная природа, вполне определенный
онтологический смысл: то, что возникло, произошло, то, чего не было, а теперь
есть, – результат изменений, случившихся в жизни. Такой результат может иметь
форму события (происшествие, действие, мероприятие, акция); решения (намерение,
план, программа); подведения итогов деятельности (сводка, отчетный доклад,
презентация). Общим для всех перечисленных случаев является то, что в
объективной реальности появляется факт, меняющий ранее сложившееся положение
дел.

Знать о наиболее существенных из подобных изменений для
человечества жизненно важно. Это его витальная потребность, без разрешения
которой для общества невозможна уверенная ориентация в действительности. Вот на
пересечении двух таких проявлений объективного мира — его многообразия,
разбросанности, постоянной изменчивости, с одной стороны, и потребности
общества повышать надежность своей ориентации в этом мире — с другой, и
возникла деятельность, нацеленная на поиск и сообщение новостей – новостная
журналистика[1].

Главная цель новостной или информационной журналистики –
помочь людям ориентироваться в окружающем мире. Новости должны быть написаны
так, чтобы любой человек смог получить информацию о происходящем и сделать
выводы. Главным «поставщиком» новостей в настоящее время, являются сайты
информационных агентств и информационные интернет-порталы. Они, в свою очередь,
получают оперативную информацию с официальных сайтов правительственных
организаций, силовых структур, учреждений культуры и т.д., а также из
пресс-релизов, присланных на электронную почту редакции[2].

Поток новостей неисчерпаем, однако это вовсе не означает,
что все они должны попадать в массовые информационные потоки, идущие по каналам
СМК. Исторически сложились и существуют определенные критерии отбора новостей
для публикации. Они обусловлены, прежде всего, значимостью происходящих перемен
и задаются ключевым признаком журналистского произведения, обнаруживающим себя
через его тему. Состоит данный признак в том, что тема любого журналистского
текста есть конкретная реальная ситуация, так или иначе связанная с более
широкой ситуацией проблемного характера, иначе говоря, с масштабной
общественной проблемой. Эта устойчивая для журналистики особенность темы
произведения самым непосредственным образом сказывается на формировании тех
ориентиров, которые направляют процесс поиска и оценки изменений
действительности – процесс поиска новостей, подлежащих распространению. В
сущности, таких ориентиров – критериев отбора новостей для публикации – в
профессиональной деятельности журналистов два:

1) новость
должна нести в себе очевидный факт, существенно изменяющий реальную конкретную
ситуацию;

2) изменение
это должно быть соотносимо с масштабной общественной проблемой, касающейся
многих людей, иметь то или иное значение для ее решения.

Именно эти два обстоятельства создают те свойства новости,
которые осознаются людьми как актуальность и близость, вызывая общественный
интерес. За ним (как всегда, когда речь идет об интересе) скрывается
определенная потребность, в данном случае общественная потребность знать, что
меняется в мире или в регионе, чтобы люди могли строить свое поведение, учитывая
случившиеся перемены. Усиливать интерес может высокая степень неожиданности
происшедшего (сенсационность), ожидание его дальнейшего развития, участие в нем
известных лиц, но рождается он названной потребностью. Назначение новостной
журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять эту потребность[3].

Новостной журналист отличается тем, что должен передавать
информацию без искажений. Он – транслятор информации. Это не значит, что он
просто повторяет то, что сообщают новостные агентства или очевидцы события.
Скорее он старается осветить одно и то же событие с нескольких точек зрения,
давая читателю возможность самому сделать выводы. Для того чтобы читатель
располагал всей необходимой информацией, новостной журналист использует разные
инструменты. Он может изложить факты в определенном порядке. Указать на
нестыковки в сообщениях источников. Отметить, какие части истории до сих пор
неизвестны. Наконец, напомнить читателю о предыстории происходящего, чтобы тот
понял, в каком направлении развиваются события[4].

Исходя из этого, основной функцией новостной журналистики
является информационная функция, то есть, донесение информации читателям,
максимально полное раскрытие новостей.

Главным требованием к новостям является актуальность – ответ
на вопрос, почему мы пишем об этом именно сегодня. Выделяют такие виды актуальности
в новостной журналистике: [1]Лазутина,
Г.В. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к
дифференциации жанров / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова // Вестник Московского
университета. Серия 10. Журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novostnaya-zhurnalistika-v-svete-predmetno-funktsionalnogo-podhoda-k-differentsiatsii-zhanrov [2]Рева,
Е. К. Новостная журналистика (на материале публикаций информационных агентств и
новостных порталов г. Пензы) : учеб.пособие / Е. К. Рева, Г. С. Зуева. – Пенза
: Изд-во ПГУ, 2017. – С.10. [3]Лазутина,
Г.В. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к
дифференциации жанров / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова // Вестник Московского
университета. Серия 10. Журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/novostnaya-zhurnalistika-v-svete-predmetno-funktsionalnogo-podhoda-k-differentsiatsii-zhanrov [4]Амзин
А. Новостная интернет-журналистика. – С.8.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы