Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современный российский лоббизм и его роль в политическом процессе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы исследования современного лоббизма как политико-правового
явления. 6
1.1. Понятие,
природа и сущность лоббизма. 6
1.2. Цели,
задачи и функции лоббистской деятельности 14
Глава 2. Особенности
современного российского лоббизма. 24
2.1.
Тенденции развития лоббизма в России, его основные характеристики. 24
2.2. Субъекты
и объекты лоббистской деятельности в современной России. 30
Глава 3.
Проблемные аспекты развития современного лоббизма в российском политическом
процессе. 39
3.1. Проблемы
развития лоббизма в современном российском политическом процессе. 39
3.2. Вопросы
политико-правового регулирования лоббистской деятельности в современной России. 48
3.3.
Перспективы развития и предложения по оптимизации лоббистской деятельности в
современной России. 53
Заключение. 61
Библиографический
список. 65
Приложение. 75
Введение:
Актуальность проблемы
исследования. Политический процесс представляет собой определенные действия,
алгоритмы действий, направленные на достижение определенного результата в сфере
политики. Политический процесс можно охарактеризовать рядом признаков: вся
деятельность субъектов происходит в сфере политики; процесс представлен
определенными алгоритмами действий в политической сфере, осуществляемыми
субъектами политики; перед любым политическим деятелем стоит конкретная цель и
результат, к которому он стремится, используя методики его достижения, а также
ресурсы.
На современном этапе
развития общества лоббизм превратился в глобальный фактор политической
практики. В политическом процессе с каждым годом роль лоббизма существенно
возрастает. Ежедневно государством и другими политическими акторами создаются
микропроцессы, который являются составляющим политической системы. Государство
при разработке государственных политик в разных областях стремится заручиться
поддержкой бизнес-сообщества как высоко ресурсной группы, способной оказывать
влияние на экономические, социальные и политические процессы в обществе. Особенности
российской политической системы в целом, неоднозначный характер взаимоотношений
власти и бизнеса, неполноценность систем функционального и
электорально-партийного представительства интересов, «теневой» характер
выработки и принятия политических решений позволяют сделать вывод об
актуальности исследования.
Степень изученности
проблемы исследования. Тема лоббизма в современной России является предметом дискуссий
с начала 90-х гг. прошлого века. На сегодняшний день накоплен богатый теоретический
и эмпирический материал, который относится к различным аспектам политического
процесса. Проблемы становления российского лоббизма, его роль в политическом
процессе современной России нашли отражение в трудах А.В. Андреева, А.В.
Варварина, И.М. Васильевой, Д.В. Ворониной, М.Б. Готина, А.С. Гребенщиковой,
И.А. Еременко, О.В. Жевняк, Р.В. Зелепукина, П.С. Каневского, А.А. Керимова,
Е.В. Кулаковой, В.А. Лепехина, В.Н. Ляпорова, А.В. Малько, А.В. Павроз и др.
Вместе с тем, существует
ряд проблем в функционировании политических процессов, в частности, необходимо
уточнить роль лоббизма в политическом процессе современной России.
Объектом исследования
определен современный российский лоббизм.
Предметом исследования
являются теоретические и практические аспекты осуществления лоббистской
деятельности в политическом процессе современной России.
Цель исследования –
выявление роли лоббизма в политическом процессе современной России.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие, природу и сущность
лоббизма;
2) уточнить цели, задачи и функции
лоббистской деятельности 3
3) рассмотреть тенденции развития лоббизма в
России, его основные характеристики;
4) определить субъектный и объектный состав
лоббистской деятельности в современной России;
5) выявить проблемы развития лоббизма в
современном российском политическом процессе;
6) исследовать вопросы политико-правового
регулирования лоббистской деятельности в современной России;
7) определить перспективы развития и
предложить меры по оптимизации лоббистской деятельности в современной России.
В результате проведения
настоящего исследования планируется получить более точное представление о роли
лоббизма в политическом процессе современной России, о проблемах, возникающих в
российской практике лоббирования, и возможных путях их решения.
При написании работы
использовались такие методы научного познания, как монографический,
аналитический, синтетический, метод анализа и обобщения, использованы
комплексный, системный, институциональный, функциональный подходы.
Теоретическая значимость
исследования заключается в следующем: проведен комплексный анализ лоббизма в
политическом процессе, уточнены теоретические основы лоббистской деятельности.
В части практической значимости исследования, предполагается, что результаты,
полученные в ходе исследования, помогут активному развитию института лоббизма в
российском политическом процессе.
Структура работы выстроена
в соответствии с поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из
введения, основной части, состоящей из трех глав (семь разделов), библиографического
списка, включающего 73 источника и приложения, содержащего пояснительный
материал.
Заключение:
Понятие лоббизма
многогранно. Нами отмечен широкий спектр различных мнений по отношению к
данному термину. Отечественная наука на данном этапе не может дать единую
дефиницию лоббизма, поскольку не имеет нормативного законодательного
подкрепления. Лоббизм – это деятельность политических партий, агентств крупного
бизнеса, граждан и иных организованных групп давления в отстаивании своих активных
интересов в политическом процессе государства.
Анализ трактовок лоббизма
позволил сделать вывод о том, что практически все субъекты политических
отношений являются субъектами лоббизма, если в их деятельности присутствует
интерес, который они стремятся реализовать посредством влияния на
государственные органы власти.
Нами выделены основные
черты лоббизма:
1. Лоббизм неразрывно
связан с властью. Лоббизм представляет собой целенаправленное давление групп
интересов на структуры государственной власти, следовательно, власть – объект
лобби.
2. Лоббизм, в основном,
носит скрытый характер и его трудно упорядочить.
3. Лоббизм является
«посредническим» политико-правовым явлением, поскольку лоббист – это посредник
между влиятельными заинтересованными группами, различными общественными
объединениями и иными организациями, который может представлять интересы как
влиятельных крупных финансово-промышленных группировок, так и индивидуальные интересы
заинтересованных лиц.
4. Лоббизм имеет
конкретный объект воздействия.
5. В лоббизме
используются исключительно законные формы и методы воздействия на органы
государственной власти.
Основной целью лоббизма
является воздействие легальными методами на государственные органы власти с
целью достижения собственных интересов, реализация групповых интересов
посредством влияния на принятие решений органами власти.
По итогам исследования
можно сделать вывод о том, что в России лоббизм сформировался как отдельный
социально-политический институт. Несмотря на отсутствие профильного законодательства
его функционирование носит по преимуществу неформальный характер.
В силу многочисленных
сложностей политики и государственного управления лоббизм актуален и крайне
востребован в современной России.
Государственная власть и бизнес-структуры
как акторы политического процесса современной России имеют свои цели, но
находятся во взаимной зависимости, которая своей основой имеет специфические
функции государства и природные свойства бизнеса, направлены на удовлетворение
потребностей общества за счет их совместной деятельности.
Российский лоббизм –
явление, вызывающее противоречивые оценки в обществе. Негативное отношение
обусловлено тем, что продвижение частных интересов происходит якобы в ущерб
общественному благу. В Российской Федерации лоббизма – в полноценном его
понимании, то есть в формальном виде, нет, он успешно существует и процветает в
неформальном виде. Опасность неформального лоббизма заключается в том, что чаще
всего подобные виды лоббизма противоречат интересам общества и государства.
Этому свидетельствуют многочисленные факты коррупционных преступлений, что
приводит к нарушению принципов демократии в государстве. Опасность
неформального лоббизма заключается в том, что чаще всего подобные виды лоббизма
противоречат интересам общества и государства. Главное отличие российского
лоббизма от широко развитого лоббизма других стран – отсутствие юридического
статуса.
Россия не приняла ни
одного нормативного правового акта, регламентирующего лоббистскую деятельность,
или обязательного кодекса поведения для тех, кто занимается лоббированием и
GR-деятельностью.
Главная политико-правовая
проблема лоббизма заключается в отсутствии законодательства, регулирующего
лоббистскую деятельность, из-за чего отсутствует контроль и в результате
появляется теневой лоббизм, коррупция. Для решения выявленных проблем
целесообразно:
— принятие кодекса, определяющего основы
участия бизнес-структур в политическом процессе Российской Федерации;
— нормативное закрепление публичного порядка
и критериев избрания экспертов в экспертные советы при комитетах Госдумы;
— закрепление за комитетами обязанностей
публиковать данные о составе экспертных советов, об официальных местах работы
членов совета, видеозаписи и протоколы заседаний, отзывы экспертных советов на
разрабатываемые законопроекты;
— нормативное урегулирование конфликта
интересов в деятельности экспертных советов при комитетах Госдумы;
— разработка нормативной базы для
регулирования лоббистских практик с привлечением самой широкой группы
экспертов, представителей бизнеса, парламентариев и правительства.
Законодательное
регулирование лоббизма в нашей стране будет способствовать повышению
прозрачности, подотчетности и открытости политического процесса, работая на
преодоление таких дисфункций как теневой характер принятия решений, торговля
влиянием, сращивание власти и бизнеса, коррупция и пр. Закон о лоббизме может
стать основой системы правил взаимодействия бизнеса и государства, государства
и гражданского общества, позволит отделить цивилизованный лоббизм от коррупции
и прочих противоправных действий. Это становится крайне важным для современной
России, поскольку в нашей стране существует значительная неопределенность в
политико-экономических отношениях.
Очевидно, что эффект от
принятия предложенных нормативных правовых актов не будет немедленным. Закон
может дать толчок для развития этического лоббирования, чтобы завоевать все
больше уважения и пространства в политической системе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЛОББИЗМА КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО
ЯВЛЕНИЯ 1.1. Понятие, природа и сущность лоббизма Лоббизм и активность
групп интересов (в том числе – корпоративных) – это важнейшие явления
политического процесса любой страны. Сегодня с уверенностью можно утверждать,
что лоббизм превратился в глобальную политическую практику. При этом факторы,
определяющие особенности лоббирования в каждой конкретной стране, значительно
отличаются друг от друга, и создают уникальные условия для существования этого
общественно-политического института.
Термин «лобби» пришел из
латыни. В английском языке им обозначали закрытую площадку для прогулок. В XVII
веке данным словом обозначали помещение для прогулок и отдыха при Палате Общин
в Англии. Впервые проявление лоббизма зафиксировали в США вначале 1830 года.
Однако, только спустя 100 лет этот термин широко употребляется среди политиков
и входит в политический лексикон. Позднее лоббизм становится узаконенной
практикой в других странах, является неотъемлемым элементом механизма принятия
решений на высшем государственном уровне[1]. Сегодня
во всем мире лоббисты воспринимаются как инструменты «мягкой силы». Уже позже
от лоббизма появился термин GR, который ориентирует политическую деятельность
на выстраивание крепких взаимоотношений с разными общественными группами (профсоюзы,
бизнес и т.д.) и органами государственной власти[2].
Для определения понятия
«лоббизма» следует отметить, что он является ключевым явлением современного
демократического общества. В современном мире без него невозможно представить
развитие демократичный общества, например [1] Сахибов К.В. О понятии лоббизма в
Российской Федерации // Вестник науки. –2019. –Т. 4. –№ 5 (14). С. 176. [2] Деева, А.Г. Институционализация
лоббизма в России как инструмент противодействия коррупции // Современные
подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы. Сборник тезисов
докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием. –
2019. С. 56.