Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Международная политика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные тенденции в деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Исторические традиции и правовые
основания деятельности правительства Москвы по поддержке соотечественников за
рубежом. 6

1.1 Традиции и уроки поддержки правительства  Москвы соотечественников за рубежом их
современная востребованность. 6

1.2 Нормативные правовые основания поддержки
российских соотечественников за рубежом правительством Москвы
и подведомственными ему структурами. 16

Глава 2. Институциональные основания деятельности
Москвы по поддержке соотечественников за рубежом. 28

2.1 Приоритетные эффективные проекты правительства Москвы
и концептуальные походы по осуществлению поддержки соотечественников за рубежом. 28

2.2 Концептуальные походы к организации и осуществлению
детальности по поддержке соотечественников 
за рубежом. 31

Глава 3. Приоритеты деятельности МДС и их
актуальность современных условиях  51

3.1. Культурно гуманитарные приоритеты деятельности МДС.. 51

3.2. Экономические приоритеты деятельности МДС.. 74

Заключение. 98

Список
использованной литературы   101

  

Введение:

 

Актуальность: Многовековая история Российского
государства убедительно доказывает, что без многосторонних и прочных
международных связей невозможно обеспечить эффективное и стабильное
государственное развитие. С древнейших времен международные связи играли
значительную роль в укреплении государственности.

Современный
мир в условиях глобализации характеризуется активизацией процессов формирования
многосторонних политических, экономических, культурных, научных и иных связей.

Следует
отметить, что в условиях ХХI века в системе международного общения важную роль
играют субгосударственные образования (регионы государств и крупные города), а
развивающаяся «дипломатия городов» стремительно набирает обороты в формате
двухстороннего и многостороннего сотрудничества. Масштабы расширения
многосторонних связей колоссальны, при этом влияние на социально-экономическое
развитие всех участников процесса будет только усиливаться.

И
столица России уже в постсоветское время при планировании своей работы по
поддержке соотечественников за рубежом опиралась, прежде всего на опыт
послереволюционной эмиграции в области сохранения русского языка и культуры:
создание языковых курсов, школ при приходах, поддержание понимания того, почему
важно сохранение идентичности.

И
собственно, основные проблемы русской эмиграции заключаются до сих пор как раз
в этом – сохранение русского языка у детей эмигрантов, сохранение
сопричастности к культуре исторической родины. И конечно, Россия, в т. ч. и
Правительство Москвы, работает по направлениям поддержки сохранения
идентичности у наших людей за рубежом.

 Степень научной разработанности: В свое время, когда
Правительство Москвы только начинало работу в этом направлении, то МДС
столкнулся со следующей проблемой – работа с нашей диаспорой началась в России,
по историческим меркам, недавно, в советское время такой работы в массовом
порядке не велось, а если она и велась, то весьма специфически, то есть опыта
такой работы фактически не было.

 Источниковую базу
исследования составляют федеральные законы, нормативные акты и другие
законодательные документы.

 Объект исследования:
деятельность Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом.

 Предмет исследования: современные
тенденции в деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками за
рубежом.

 Цели исследования:  анализ современных тенденций в деятельности
Правительства Москвы по работе с соотечественниками за рубежом.

 Задачи исследования:

1. Проанализировать исторические
традиции и правовые основания деятельности правительства Москвы по поддержке
соотечественников за рубежом.

2. Выделить институциональные
основания деятельности Москвы по поддержке соотечественников за рубежом.

3. Рассмотреть приоритеты
деятельности МДС и их актуальность современных условиях.

 Методологические основания исследования: анализ
литературы по теме исследования.

 Научная новизна исследования:
в работе произведен анализ современных тенденций в деятельности Правительства
Москвы по работе с соотечественниками за рубежом.

 Положения, выносимые на защиту:

Международные
связи города Москвы, развиваясь и совершенствуясь в процессе исторической
эволюции, оказали существенное влияние на формирование позитивного
международного имиджа города, сыграли значительную роль в
социально-экономическом и культурном развитии мегаполиса и страны в целом.

История
движения российских соотечественников за рубежом насчитывает не один десяток
лет, и естественно, что МДС, как подведомственное учреждение Департамента
внешнеэкономических и международных связей г. Москвы, в своей деятельности
учитывает не только современные тенденции в движении, но и апеллирует к опыту
предыдущих поколений соотечественников.

 Теоретическая значимость исследования: в
работе проанализированы  современные
тенденции в деятельности Правительства Москвы по работе с соотечественниками за
рубежом.

 Практическая значимость исследования:  материалы исследования
могут использовать студенты при подготовке к занятиям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

За
годы внешнеэкономического сотрудничества Москвой накоплен богатый арсенал форм
и методов его осуществления. Данный опыт вполне может быть востребован и
другими регионами России.

Как
показал анализ, весьма эффективными формами взаимосвязей в современных условиях
являются Дни экономики Москвы в городах (регионах) — партнёрах, различного рода
экономические форумы, конференции, семинары, проводимые как в Москве, так и за
рубежом. Подобные формы работы способствуют расширению делового сотрудничества,
привлечению в экономику столицы иностранного капитала. Действенной формой
работы является проведение Дней экономики европейских мегаполисов, крупных
регионов и отдельных городов в Москве. Как правило, они сопровождаются
увеличением поступлений крупных инвестиций в экономику города Москвы, ростом
внешнеторгового оборота с зарубежными партнерами. Весьма перспективной формой
остается выставочная деятельность.

 Участие города Москвы в международных ярмарках
и выставках, в частности, в сфере малого и среднего предпринимательства, также
открывает дополнительные возможности как для привлечения в экономику города
инвестиций, так и для выхода экспортёров столицы на зарубежные рынки товаров и
услуг.

В
последние годы существенно активизировались межмуниципальные (межрайонные)
связи Москвы с партнерами за рубежом. В орбиту взаимодействия вступают не
только регионы (города), но и их районы. Система взаимодействия, таким образом,
приобретает завершённый вид.

Помимо
непосредственно экономической (инвестиционной) выгоды взаимосвязи Москвы с
партнерами за рубежом позволяют более эффективно приобщаться к опыту решения
проблем городского хозяйства, дают возможность применять в данной сфере
современные технологии, инновационные разработки.

Как
свидетельствует практика, международные связи Мосгордумы служат существенным
фактором её эффективной деятельности.

В советское
время такой работы в массовом порядке не велось. И тут интересно отметить,
что  при планировании работы по поддержке
соотечественников за рубежом опирались, в том числе, и на опыт
послереволюционной эмиграции в области сохранения русского языка и культуры:
создание языковых курсов, школ при приходах, взаимосвязь русскоязычного
обучения и церкви и т. д.

Тут надо еще
сказать, что учитывали разность ситуации на постсоветском пространстве и на том
пространстве, что принято называть дальним зарубежьем. Потому что если на
постсоветском пространстве русскоязычное общественное, культурное,
образовательное поле, пусть и с понятными проблемами, есть, оно сохраняется, то
в дальнем зарубежье необходимо использовать методики билингвального обучения с
привлечением соответствующих специалистов, например, профессора Елизаветы
Александровны Хамраевой, написавшей целый ряд учебников.

И, конечно,
говоря о деятельности МДС, надо отметить, что вся эта работа велась и ведется
при громадной поддержке Департамента внешнеэкономических и международных связей
города Москвы, в тесном сотрудничестве с МИД России, Россотрудничеством, Фондом
поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих рубежом, фондом «Русский
мир».

Таким
образом, современный этап развития города Москвы характеризуется
функционированием стройной и разветвленной институциональной системы
международных связей, позволяющей рационально и эффективно осуществлять
международную деятельность. Основной акцент при этом делается на достижение
реальных результатов, в первую очередь, во внешнеэкономической и инвестиционной
сферах. Вместе с тем, продолжено развитие и культурно-гуманитарного
сотрудничества с иностранными партнерами. Москва, как показало исследование,
занимает лидирующие позиции в России в сфере поддержки соотечественников за
рубежом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Исторические традиции и правовые основания деятельности правительства Москвы
по поддержке соотечественников за рубежом

1.1 Традиции и уроки поддержки правительства  Москвы соотечественников за рубежом их
современная востребованность Первой программой, направленной на взаимодействие с
соотечественниками, стала республиканская долговременная программа «Миграция»
от 18 мая 1992 г.
В ней были определены 32 благоприятных региона для компактного расселения
беженцев из постсоветских стран [9].

В программе отмечалась «нецелесообразность расселения в
сложившихся курортных зонах, на отдельных курортах, а также в населенных
пунктах, имеющих статус памятников культуры и заповедных зон» [9].

Данным территориям предполагалось предоставление льгот финансово-кредитного
характера и целевое выделение финансовых и материально-технических ресурсов
[9].

Основной объем полномочий был возложен на Федеральную
миграционную службу и ее территориальные подразделения. На местные органы
управления были возложены такие направления работы, как расселение переселенцев
на территории и создание условий для их закрепления (например, предоставление
жилья, предоставление земельных участков и т. п.). Пик миграционных процессов
пришелся на период, когда не все субъекты имели представительства ФМС, были
существенно ограничены федеральным законодательством и в финансовых средствах.

Таким образом, возможности регионов в содействии
расселению и обустройству переселенцев учтены не были. В программе была
заложена квота в 200 тыс. переселенцев в год, которая, уже к 1992 г. была превышена в
несколько раз. В этих условиях на местах были вынуждены решать проблему
массового притока беженцев и вынужденных переселенцев «своими силами». Низкое
качество миграционного законодательства приводило к затягиванию процесса
легализации переселенцев в России, приводило к росту коррупции в данной сфере,
и, как следствие, возвратной миграции. Отсутствие легального статуса делало
невозможным получение данными лицами дальнейшей помощи в переселении и адаптации
на новой территории. В результате люди были вынуждены покидать территорию
России, так и не получив никакой помощи, или оставаться на нелегальном
положении, не имея возможности получать государственные и муниципальные услуги.
Альтернативные федеральным инструменты поддержки регионы предложить не могли,
что было вызвано дотационным характером региональных и местных бюджетов. Также
следует отметить низкую активность переселенческих организаций в работе с
мигрантами в данный период.

В 1994 году была принята Федеральная миграционная
программа, которая расширила перечень относительно благоприятных для
переселения территорий до 40 регионов [10]. При этом выделялись недостатки
территории вселения, например, сложная социальная ситуация, недостаток
производственных площадей, экологическое неблагополучие и т. д. Кроме того,
максимально возможное количество переселенцев ставилось в прямую зависимость от
численности населения в регионе (не более 10 %, а в условиях
социально-экономического кризиса эту максимальную величину предлагалось
уменьшить, по крайней мере, в 2-3 раза).

Статистика за 1992-1996 гг., указанная в Федеральной
миграционной программе, свидетельствует о том, что основной поток переселенцев
пришелся на Северо-Кавказский и Поволжский макрорегионы — 242,8 и 206,7 тыс.
чел. соответственно [11]. То есть за 4 года в эти регионы в совокупности
переехало почти полмиллиона человек, и, как следствие, произошел «подъем
сельского хозяйства в указанных регионах» [12]. Положительное влияние
переселения соотечественников на демографическое положение наблюдалось и в
других регионах. Однако, миграционная ситуация 1990-х гг. привела к увеличению
нагрузки на регионы в условиях отсутствия необходимых механизмов ее
обеспечения. В этот период складываются характерные черты российской
миграционной политики: правоохранительно-карательный, централизованный,
бюрократизированный.

К 2000 году доля русских среди мигрантов снизилась: в
1993 году она составляла 76 %, а в 2000 — уже 55% [13, с. 143]. Таким образом,
можно сделать вывод, что все чаще в качестве переселенцев стали выступать
трудовые мигранты, что породило процесс культивирования угроз и рисков,
связанных с миграцией, рост «мигранто- и этнофобии, которой государство ничего
практически не противопоставляло» [12].

Таким образом, после распада СССР поддержка
соотечественников не относилась к приоритетным направлениям внешней политики
России в отношении новых государств, появившихся на постсоветском пространстве.
В этой связи государственная политика в отношении соотечественников вызывала
разочарование.

С приходом В. В. Путина изменилось отношение к роли
соотечественников. Потенциал русской диаспоры в странах СНГ стал

рассматриваться как значимый ресурс для решения
демографических проблем. В 2001 году, выступая на первом Всемирном конгрессе
российских соотечественников, В. В. Путин заявил, что «Россия заинтересована в
возвращении соотечественников из-за рубежа» [14].

Государственная политика Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом на современном этапе

В 1999 году был принят Федеральный закон «О
государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за
рубежом» (99-ФЗ). «Таким образом, правовой статус российских соотечественников
за рубежом становится объектом государственной деятельности (следовательно,
правового регулирования, государственного управления, прокурорского надзора,
судебной защиты) и, одновременно с этим, предметом государственной политики»
[15, с. 83].

Согласно 99-ФЗ, «государственная политика Российской
Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и
внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность
правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер
в области информации, образования, культуры и иных мер… для претворения в
жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом» [16].

Проанализировав институциональные основы государственной
политики поддержки соотечественников, перейдем к ее концептуальной модели,
сформировавшейся в России на настоящее время (рис. 1).

В 2006 г. была разработана государственная программа по
оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом [17]. Во многом предусмотренная
система механизмов реализации программы была основана на принципах, заложенных
еще в 1990-е годы.

Направления государственной политики Российской Федерации
в отношении соотечественников содействие добровольному переселению
соотечественников на территорию России социально-гуманитарное сотрудничество с
соотечественниками за рубежом стимулирование и организация процесса _
добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в
Российскую Федерацию поддержка в области основных прав и свобод человека
поддержка в экономической и социальной областях решение демографических
проблем, ‘- в первую очередь на территориях приоритетного заселения поддержка в
области культуры, языка, образования поддержка в области информации

Становление и развитие города Москвы сопровождалось формированием и
эволюцией ее международных связей. Изначально Москва ориентировалась на
установление прочных и плодотворных контактов со своими соседями. Торговые
суда, снаряженные московскими товарами, устремлялись в далекие страны.
Московские купцы везли в российскую столицу заморскую продукцию, а вместе с ней
бесценный опыт социально-экономической практики. Сохранившиеся исторические
источники позволяют констатировать: иностранцы в большинстве своем очень тепло
отзывались о Москве и москвичах, непременно подчеркивали знаменитое московское
гостеприимство, ставшее визитной карточкой великого города, традицией
международной деятельности [8].

Процесс становления международных связей города Москвы во многом
обусловлен её весьма удобным географическим расположением. Москва находилась на
перекрестье торговых путей, связывающих Европу с Востоком. Причем, присутствие
иностранцев в Москве отмечено задолго до 1147 г. Раскопки, осуществленные на
территории города, дают основание констатировать данный факт. Например,
найденные арабские деньги – дирхемы датируются второй половиной IX века.1
Международные связи Москвы начинались с торговых связей, однако не сводились к
ним. Иностранцев, посещающих город, интересовали и другие проблемы. В первую
очередь, к ним относились династические, наследственные, брачные.

 Прибывали в Москву для решения
вопросов войны и мира, урегулирования пограничных разногласий и мн. др.
Международный характер носила и церковная деятельность. Любопытно, что льготы
иностранным религиозным структурам в Москве утверждались светской
администрацией.

Международная деятельность Москвы изначально отличалась келейностью.
Князь и уполномоченные им для решения внешнеполитических проблем лица из
«ближнего круга» составляли костяк внешнеполитического механизма. Внешняя
политика представляла собой особую, «тайную» сферу государственной практики [16].

С восприятием столичных функций основным приоритетом международной
деятельности Москвы становятся межкняжеские взаимоотношения. Существенное
влияние на международные связи оказывала зависимость Москвы от
монголо-татарских ханов. Москве, как и любому другому русскому городу
(княжеству), приходилось выполнять вассальные функции в интересах Орды. История
распорядилась таким образом, что изначально Москва стала центром тяготения
народов, пострадавших от репрессивной политики близлежащих государств Турецкой
империи. Москва охотно принимала «пришлых людей». Первыми поселенцами стали
греки.3 За ними последовали сербы, болгары, черногорцы и др. Основным занятием
«русских иностранцев» была торговля, а также различного рода ремесленничества.
История сохранила имя серба Лазаря «с Афона» — часовых дел мастера – создателя
часов на Спасской башне в Кремле (1404 г.). Встречались в Москве и представители
«дальней Европы»: немцы, французы, итальянцы… Знаменитый итальянский архитектор
Фьораванти строит Успенский собор в Кремле, в котором вплоть до 1896 г.
проходило коронование российских царей.

Уже в первом десятилетии международной стали формироваться первые
традиции «московской дипломатии». Во многом они формировались под воздействием
личностных качеств московских князей, в первую очередь, И. Калиты, Д.
Московского и др. Дипломатия приобретает такие черты, как осторожность,
скрытность, манёвренность, терпеливость.

На рубеже XX-XXI вв. после распада СССР и образования суверенного
российского государства, международное взаимодействие Москвы с крупными
городами мира не только не было прервано, но и получило новые импульсы для
своего развития. С 2000-х гг. в практику вошло проведение международных
конференций в формате «дипломатии городов». Первая подобная конференция
состоялась в 2000 году в Париже. Участниками её стали представители 20 городов
мира. В том же году Москва предложила себя в качестве площадки для проведения
третьей конференции в подобном формате. Вторая конференция состоялась в 2002
году в Афинах, а третья, как и планировалось, в 2004 году в Москве. В
Московской конференции участвовали уже представители 50 городов мира. IV
Международная конференция мэров городов мира проходила в апреле 2007 года в
Стамбуле. В ней приняли участие более 100 делегаций [14].

Московская конференция 2004 года вошла в историю, во-первых, тем, что
помимо насущных проблем городского развития, она пристальное внимание уделила
анализу возможностей городов-мегаполисов противостоять атакам международного
терроризма и, во-вторых, тем, что в её формате состоялась встреча мэров
Берлина, Лондона, Москвы и Парижа, в ходе которой была сформирована «большая
четверка мэров» городов Европы: Берлина, Лондона, Москвы и Парижа (М-4). В 2006
году состоялась встреча мэров «большой четверки» в Берлине, в ходе которой было
направлено приглашение мэру Пекина принять участие в третьей встрече М-4 в
качестве гостя.

Приглашение было принято и в очередной встрече М-4 в Лондоне (2007 г.)
мэр китайской столицы участвовал в качестве гостя (наблюдателя). К сожалению,
сотрудничество в формате М-4, как и другие формы международного взаимодействия
крупных городов мира с участием Москвы испытывает на себе влияние общемировых и
общеевропейских тенденций. Развёрнутая на Западе борьба за права
секс-меньшинств, яростное стремление навязать западные стандарты российскому
обществу, а с 2014 года сакционная политика – привели к тому, что в последние
годы европейская четверка мэров свою деятельность фактически свернула.

В 2000-е гг. Москва принимала участие в работе международных форумов
городов и в других форматах:

— в рамках Всемирной организации «Объединенные города и местные власти»;

— по линии Ассоциации «Метрополис» и др.

Активно сотрудничала российская столица и со специализированными
организациями ООН, занимающимися проблематикой развития современных городов, в
частности с ЮНЕСКО (по вопросам образования, науки и культуры). Примером может
служить факт принятия Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2010 году двух
резолюций в поддержку московских проектов.

3 сентября 1998 года в Москве была основана Ассоциация «Международная
ассамблея столиц и крупных городов» (МАГ), объединившая, по данным на конец
2013 г., в своем составе 85 городов из 12 государств постсоветского
пространства.59 Главная задача данной структуры как ее изначально определили
учредители — органы исполнительной власти 7 столиц и 19 крупных городов 9 стран
СНГ – обмен опытом и осуществление всестороннего сотрудничества в интересах
обеспечения стабильного развития городов и повышения жизненного уровня граждан
[11].

За период своего функционирования МАГ стал эффективной площадкой для
обсуждения ключевых вопросов городского развития. На рубеже XX-XXI вв. в Москве
состоялось множество мероприятий мирового уровня. Особняком стоит Олимпиада – 1980.
Она проходила в сложной международной обстановке: ведущие страны Запада
объявили Олимпиаде блокаду в связи с действиями СССР в Афганистане. Тем не
менее, Олимпиада состоялась и Москву посетили тысячи иностранцев. Их поведение
жестко контролировалось. Дорога в советскую столицу для 6 тыс. иностранцев была
закрыта по причине «возможности совершения ими террористических актов».

В период «перестройки» (1985-1991 гг.) международные связи Москвы активизировались.
Москва «открылась» внешнему миру, впрочем, как и СССР в целом. Были установлены
контакты более чем с 70 зарубежными столицами, причем с более чем 40 из них
связи носили устойчивый характер.61 Визиты руководителей муниципальных органов
власти, обмен мероприятиями, например, Днями (неделями) дружбы, установление
партнерских связей районов Москвы с аналогичными административными структурами
городов-партнеров, участие в различных международных форумах прочно вошли в
городскую практику.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы