Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку в начальных классах

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные технологии изучения словарных слов в третьем классе общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных технологий изучения словарных слов в третьем классе 5

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5

1.2 Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах 12

1.3 Технологии, методы и приемы изучения словарных слов 18

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных технологий изучения словарных слов в третьем классе

2.1 Организация и ход опытно-экспериментальной работы

2.2 Комплекс современных технологий изучения словарных слов в третьем классе

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список литературы…………………………………………………………………………………………………….24

Приложение


  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из актуальных вопросов современной лингводидактики и методики обучения орфографии является изучение словарных слов в начальной школе. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения подчеркивается необходимость «…активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач…» [30, с. 5], а также обязательное «…овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических)…» [30, с. 7].

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования отмечается, что ученик научится «строить сообщения в устной и письменной форме» [30, с. 21], у него «будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры» [30, с. 22], он «научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры» [30, с. 22], указывается на необходимость формирования умения использовать орфографический словарь. Также в данной программе в систематическом курсе русского языка заявлена тема «непроверяемые слова» (то есть словарные).

Данные выдержки из основных нормативных документов, регламентирующих образование в Российской Федерации, подтверждают актуальность проблемы изучения словарных слов в начальном звене общеобразовательной школы.

Преподавание русского языка в начальной школе реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Реализация обозначенных в стандарте требований и целей обучения обуславливает потребность в поиске современных технологий изучения словарных слов в третьем классе общеобразовательной школы.

Объект исследования: словарная работа на уроках русского языка.

Предмет исследования: современные технологии изучения словарных слов в третьем классе общеобразовательной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать на практике комплекс современных технологий изучения словарных слов в третьем классе.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование современных технологий изучения словарных слов позволит повысить результативность словарной работы на уроках русского языка в третьем классе.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:

1. Дать психолого-педагогическую характеристику детям младшего школьного возраста.

2. Рассмотреть словарную работу на уроках русского языка в начальных классах.

3. Изучить технологии, методы и приемы изучения словарных слов.

4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по использованию современных технологий изучения словарных слов в третьем классе общеобразовательной школы.

5. Составить и реализовать на практике комплекс современных технологий изучения словарных слов в третьем классе.

6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

— теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

— тестирование;

— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами (теоретической и практической), заключением, списком литературы и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Использование современных технологий изучения словарных слов в начальной школе должно быть основано на учете психолого-педагогических особенностей учащегося младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью данного возраста является учение, а значимым взрослым становится педагог, мнение которого воспринимается учащимся как авторитетное. В отношении познавательного развития младший школьник характеризуется развитием произвольности. Изменяется также и эмоционально-волевая сфера ребенка. Основу эффективных образовательных технологий для младших школьников составляет использование игрового метода, опора на наглядный материал и стимулирование познавательной активности и мотивации учащегося.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах – одно из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся, включающее в себя деятельность по обогащению словаря, уточнению словаря и активизации словаря. Выделяются две основных группы методов и приемов обогащения словаря младших школьников: методы и приемы накопления содержания речи учащихся; методы и приемы, направленные на закрепление и активизацию словаря.

К современным технологиям изучения словарных слов в начальном звене можно отнести такие как мнемотехнические приемы, приемы эйдетики, методы образного запоминания, метод графических ассоциаций, метод звуковых (фонетических) ассоциаций, составление интеллект-карт и пр. Современные технологии словарной работы способствуют активизации познавательного интереса и мотивации младших школьников, что обеспечивает их высокую эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения современных технологий изучения словарных слов в третьем классе

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Подбор и применение современных технологий изучения словарных слов в третьем классе должны реализовываться исключительно с учетом психолого-педагогических особенностей возраста, поэтому для начала рассмотрим, в чем состоит своеобразие психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста.

Под понятием «возраст» принято понимать самостоятельный период развития человека, для которого свойственно качественное своеобразие. Согласно разнообразным научным концепциям, в рамках которых принято учитывать онтогенез, культурные представления, а также характерные для социума процессы, жизнь индивида можно поделить на ряд возрастных периодов. В связи с этим, выделение младшего школьного возраста, в первую очередь, определено культурными и социальными аспектами, а также взаимосвязано с определенным этапом образовательного процесса – началом обучения ребенка в школе, предполагающим посещение общеобразовательного учебного заведения.

Основываясь на концепции Л.С. Выготского, отечественная научная мысль считает, что возрастную периодизацию необходимо базировать на сути самого онтогенеза, указывая на то, что под развитием ребенка следует понимать присвоение в процессе выстроенного взрослыми общения и деятельности исторического и социального опыта [7].

Согласно точке зрения Д.Б. Эльконина, к основным характеристикам возрастной периодизации следует относить:

— социальную ситуацию развития, выражающуюся во взаимосвязи внешних и внутренних условий развития психики, определяющих отношение детей к самим себе, а также к окружающим их людям, предметам, вещам;

— ведущий вид деятельности, т.е. такую деятельность, реализация которой определяется трансформацией психических процессов и психических способностей детей;

— отвечающие возрасту новообразования, под которыми принято понимать позитивные свойства, которые наделяют ребенка возможностью перейти на следующую ступень его развития, например, новый тип его деятельности, а также строение личности, которое развивается в ходе этого возрастного этапа и порождает изменение сознания ребенка [33].

Согласно подходам, предложенным такими учеными как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается кризисом [7; 13; 33]. Например, кризис 7 лет сопровождает переход к младшему школьному возрасту от дошкольного возраста.

Для кризиса 7 лет свойственны следующие характерные признаки:

— потеря ребенком непосредственности, которая является отличительной чертой данного возраста, проявляющаяся через эмоции, вызываемые осуществляемыми им действиями;

— манерность, проявляющаяся в утрированности поведения – дурашливости, либо чрезмерной строгости, обращении к выражениям из лексикона «взрослых», либо, наоборот, коверкание слов;

— возникновение феномена «горькой конфеты», когда ребенок маскирует свое плохое самочувствие или потребность во взрослых.

Согласно точке зрения Л.И. Божович, развитие кризиса 7 лет у дошкольника определяется формированием у него значимого системного новообразования – «внутренней позиции», отражающей переход ребенка на следующий уровень рефлексии и самосознания [4].

Согласно мнению Л.С. Выготского, кризис 7 лет можно разделить на фазы:

— докризисная фаза, в ходе которой для ребенка свойственна игра как ведущая деятельность, а также как позиция в общественных отношениях, ею еще не израсходованы до конца все возможности, что дает дошкольнику потенциал для развития. Параллельно с этим, оказавшись в первом классе ребенок не переживает подлинную готовность к школьному обучению, тем не менее, он может демонстрировать желание посещать образовательное учреждение, что может быть вызвано увлечением школьной атрибутикой (покупкой школьных принадлежностей с последующей манипуляцией ими, это может стать своеобразной игрой). Вместе с тем начало педагогического процесса в образовательном учреждении непременно приводит к первым сложностям – приспособление к укладу школьной жизни, ее среде, к новому окружению, а также к школьным неудачам, – приводит к снижению заинтересованности образовательным процессом, сопровождаемому стремлением возвратиться в детский сад. Следовательно, первоклассник испытывает диссонанс между своими реальными способностями и устремлениями и своей позицией школьника;

— посткритическая фаза, в рамках которой ребенок поэтапно овладевает компонентами учебной деятельности, у него развивается понимание того факта, что возможности расширились и начинают отвечать требованиям школы, формируется учебный интерес, а также познавательная мотивация. Данные изменения приводят к снижению негативных поведенческих симптомов, вплоть до их исчезновения [7].

Для ситуации социального развития ребенка, обучающегося в начальной школе, свойственно сохранение качеств, свойственных дошкольникам (отношение с взрослыми снизу-вверх, легкомыслие, наивность и пр.). Тем не менее, ребенок младшего школьного возраста в своем поведении утрачивает непосредственность, у него формируется другая логика мышления. Младший школьник делает шаг за границу своей родительской семьи, происходит расширение числа его знакомых, теперь он субъект общества, у него возникают имеющие значение для общества обязанности, осуществление которых приводит к позитивной или негативной социальной оценке.

На этом этапе развития у детей происходит изменение интересов, ценностей, а также жизненного уклада. В этом возрасте у ребенка трансформируется образ жизни, начинается освоение роли «ученика», к нему начинают предъявляться новые требования. Младший школьник примеряет к себе новую роль в социуме, у него происходит развитие нового вида деятельности – учебной, находящейся под общественным контролем, в виду ее значимости и обязательности. Наряду с знаниями и умениями ребенок в этом возрасте обретает так же и социальный статус. Им переживается изменение восприятия присущего ему места в обществе и имеющих место в нем отношений.

В этом возрасте особую роль играет тип отношений с взрослыми: происходит разделение социальной системы «ребенок – взрослый» на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель», последняя для младшего школьника становится отношением «ребенок – общество», обуславливающей отношения с другими детьми и родителями. Для младшего школьника, учитель – это тот взрослый, чья социальная роль взаимосвязана с предъявлением каждому ребенку требований, который обязательны, равны и важны для всех, а также с определением оценки качества проделанной учебной работы. Учитель, для ребенка, – это носитель социальных образов.

Ведущая деятельность для младшего школьника – это учебная деятельность, направленная напрямую на усвоение порожденных человечеством знаний и умений

На этапе поступления в школу у детей еще не сформирована учебная деятельность, ее еще необходимо развить в виде учебных умений, наиболее значимо умение учится самостоятельно. Наибольшую сложность вызывает тот факт, что мотив, с которым дети приходят в первый класс, как правило, не имеет связи с содержанием осуществляемой в школе деятельности (познавательная мотивация).

Основным результатом процесса учения является приобретение умений, с последующим развитием их в навыки, а также обретение знаний. В школе для ребенка реализуются все условия для полноценного осуществления учения, как вида деятельности, в ходе которого младший школьник направляем учителем на обучение, оперирование научными категориями. Для учебной деятельности свойственно овладение детьми знаниями, а не их трансформация или порождение. Именно поэтому в ходе учебной деятельности предмет изменений – это ребенок. В связи с этим учебная деятельность – это вид деятельности, способный сфокусировать внимание ребенка на самого себя, основываясь при этом, как на рефлексии, так и на самооценке приобретенных им знаний и умений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы