Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные педагогические технологии обучения студентов колледжа танцам (на примере Китайской Народной Республики)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТАНЦАМ 14
1.1. Историческая обусловленность современных педагогических подходов к обучению студентов колледжа танцам 14
1.2. Современные теории танца и обучения студентов танцам в Китайской Народной Республике 28
1.3. Психолого-педагогические основания и технологии обучения студентов колледжа 36
Выводы по главе 1 42
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТАНЦАМ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) 45
2.1. Дистанционные и смешанные технологии обучения студентов колледжа танцам в условиях цифрового общества 45
2.2. Коммерческие аспекты обучения молодежи танцам в условиях необходимости повышения экономической эффективности образования 45
2.3. Перспективы развития в Китайской Народной Республике современных педагогических технологий обучения студентов колледжа танцам 45
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимо-стью для Китая организационно-педагогических условий в развитии педа-гогических систем хореографического образования. Возникает острая по-требность обеспечения системы хореографического образования и теори-ей, и технологией совершенствования преподавания дисциплин современ-ного танца, поскольку обучающиеся колледжей вынуждены адаптировать-ся в более динамичных организационно-педагогических условиях, что, несомненно, сказывается и на возможностях освоения новых современных художественно-педагогических направлений.
Исключительная сила и широкий спектр воздействия искусства со-временного танца на обучающихся учебных заведений профессионального образования актуализирует необходимость рассмотрения этого уникаль-ного феномена, сама природа которого позволяет комплексно формиро-вать как эмоциональную, так и интеллектуальную сферы личности обуча-ющихся колледжей. Современный танец, объективно находящийся в гар-моническом, ансамблевом единстве и взаимопроникновении с классиче-ским танцем, обусловлен интегративной, синтетической, педагогической сущностью этого процесса. Поэтому актуально осмысление новаций ки-тайской академической хореографической школы в дисциплинах совре-менного танца в колледжах. Развиваясь и трансформируясь, современный танец все же пришел к принятию отдельных приемов и движений классиче-ского танца.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Современные педагогические технологии обучения студентов колле-джа танцам изучались как проблема с различных сторон. Российские научные изыскания представлены трудами педагогов, опирающихся на теорию педагогики сотрудничества: Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др. Педагогическими технологиями занимались В. П. Беспалько, А. А. Калмыкова, Д В Черни-левский,. Качеством образования занимались П. Ф. Анисимов, В. И. Бай-денко, И. А. Зимняя, В.А.Кальней, А. Л. Коломенская, Д. Ш. Матрос, Г Н Сериков, В Е Сосонко, Н Ф Талызина, С.Е.Шишов. Интегральное качество личности — профессионализм раскрыт в трудах И. Ф. Исаева, Б. Т. Лихаче-ва, В. П. Симонова, В. А. Сластенина.
Специфический пласт исследований китайской культуры и китайско-го национального танца представляют работы Ван Кэфэна, Ван Юй Ку-ня, Ган Синя, Гэн Лунмина, Дин Фана, Дун Си Цзю, Е Чан Хая, Ли Хоу Цзэ, Лон Иньпы, Лю Цзиня, Лян Шумина, Сунь Цзин Шэня, Сюй Чэнбэя, Сяо Юя, Хэ Чжи Хао, Цао Яна. Цзя Цзогуана, Чжан Личжэня, Чжу Вэй Чжэна, Юй Пина и других, изнутри показавших специфику самобытной танце-вальной культуры Китая.
Термин «педагогические технологии» появился в 30е годы XX века В 1946 году они стали объектом изучения Л Ларсон (L Larson) разработал соответствующую программу в Индианском университете В 1961 году Д Д Финн (J D Finn) организовал отделение «обучающая технология» в уни-верситете Южной Калифорнии (instructional technology) Первый журнал по педагогической технологии появился в США еще раньше в 1960 году («Educational Technology») Вклад в развитие теории педагогических тех-нологий внесли Б Блун, Д Брукер, М Кларк, В Кобаяши, К Маклин, П Митчелл, Дж Нокс, С Пейперт, Б Саймон, Дж Симоне, Р Томас, Д Финн, Д Хокридж, К Чедунк и др
В документах ЮНЕСКО (Париж, 1986) «educational technology» определяется как методология планирования, реализации и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета технических и че-ловеческих ресурсов и взаимодействия между ними.
В СССР педагогические технологии введены в программу государ-ственного экзамена по педагогике, психологии и методике преподавания в 1988 году (Приказ Минвуза СССР № 100). В 1989 году был создан центр новых информационных технологий АПН (ныне РАО). В 90е годы до уровня педагогических технологий «достраивают» модульный метод (П А Юцявичене), методику деловых игр, методику ситуативного анализа, ме-тодику опережающего обучения (С Н Лысенкова), методику погружения в учебный процесс (М П Щетинин), педагогическую квалиметрию, то есть тестирование на ЭВМ.
Большую роль в осмыслении проблемы подготовки специали-стовхореографов имеют труды Г. Ф. Богданова, Г. П. Гусева, Л. Д. Ивле-вой, В Ю Никитина. Различные стороны подготовки специали-стахореографа, особенно в воспитательном аспекте, привлекали внимание таких ученых, как В. В. Геращенко, В. В. Королев, Л. Ф. Майстрова, М. А. Телегина. Особый интерес представляют исследования происхождения танца и его связи с происхождением воспитания и образования (И А Гера-симова, Э А Уральская) В историкокультурном плане национальная тан-цевальная культура, включая механизм ее формирования, рассмотрена в работах Т. Г. Бадмаевой, Т.А. Казариновой, Р.Х. Уразгильдеева. Ценный вклад внесли исследования М.Л. Архипова, Н.В. Соковикова и др, кото-рые обосновали методы и способы психологической подготовки хорео-графов Важное значение для нашего исследования имеют труды А. С. Яценко и Н. П. Яценко, которые рассматривали профессиональную направленность хореографов в учреждениях дополнительного образова-ния
Вместе с тем анализ научных разработок показывает, что исследова-ний, посвященных современным педагогическим технологиям обучения студентов колледжа танцам, пока еще не было.
Объект исследования процесс обучения студентов колледжа тан-цам.
Предмет исследования — современные педагогические технологии обучения студентов колледжа танцам.
Цель исследования – разработать научно-методические основы со-здания современных педагогических технологии обучения студентов кол-леджа танцам и совершенствования преподавания дисциплин современно-го танца.
Гипотеза исследования: — обучение студентов колледжа танцам бу-дет эффективным, если проанализировать понятие «современные педаго-гические технологии» и выявить понятие смысла учебно-творческой дея-тельности; рассмотреть процесс реализации современных педагогических технологии обучения студентов колледжа танцам с позиций мотивацион-ного развития личности обучающегося с использованием в учебно-творческом процессе технологий общения в упражнениях и практических занятиях; разработать организационно-педагогические условия совершен-ствования преподавания дисциплин современного танца в колледже с по-зиций единства биологического и психологического, духовного и физиче-ского аспектов.
Задачи исследования:
— проанализировать понятие «современные педагогические техноло-гии» и выявить понятие смысла учебно-творческой деятельности как веду-щего теоретического положения для построения современных педагогиче-ских технологии обучения студентов колледжа танцам;
— рассмотреть процесс реализации современных педагогических тех-но-логии обучения студентов колледжа танцам (с позиций мотивационного раз-вития личности обучающегося с использованием в учебно-творческом процессе технологий общения в упражнениях и практических занятиях;
— разработать организационно-педагогические условия совершен-ствования преподавания дисциплин современного танца в колледже с по-зиций единства биологического и психологического, духовного и физиче-ского аспектов.
— экспериментально апробировать организационно-педагогические условия реализации современных педагогических технологии обучения студентов колледжа танцам (на примере Китайской Народной Республи-ки), последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность в зависимости от этапов освоения того или иного умения или навыка в сочетании с традиционными методами показа непо-средственно педагогом.
Методологическая основа исследования.
Методологическую основу исследования составили труды россий-ских и китайских ученых, а также зарубежных. В современной научной литературе с философских позиций диссертант опирался на идеи тесной взаимосвязи духовных и материальных явлений, неразрывной связи прин-ципов объективности и субъективности (Платон, Кант, Гегель, Фихте). Сущностное воздействие на методологию исследования оказали идеи рус-ских мыслителей Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, И. А. Ильина, В. С. Со-ловьева, П. А. Флоренского о духовной природе человека и о путях удо-влетворения духовных потребностей личности. Проблематика и цель ис-следования предполагает обращение к идеям социокультурного синтеза, единства педагогики, психологии, искусствоведения, социологии, есте-ствознания, истории и т. д. Для решения задач, поставленных в исследова-нии, использовался междисциплинарный подход (Д И Фильштейн, Ю П Азаров, В А Сластенин) .
Особое значение при формировании методологической базы насто-ящего исследования составили труды Ван Кэфэна и Юй Пина — признан-ных классиков истории художественной культуры Китая.
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами, постав-ленными в работе, автор использовала выработанные наукой методы ис-торический анализ, сравнительный анализ, метод проектирования, метод включенного педагогического наблюдения, анкетирования, конкре-носоциологический опрос, аналитический метод сопоставления различ-ных педагогических технологий, метод диагностики.
База исследования: колледж в Гуйян, провинция Гуйчжоу, Китай-ская Народная Республика и Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского.
Организация исследования. На первом этапе (20212022 гг) рас-сматривалась актуальность темы диссертации, осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, анализ темы исследования, формулировка рабочей гипотезы, цели и задач, сбор материала по теме диссертации.
В этот период было проанализировано стартовое состояние уровня подготовки танцевального искусства студентов в колледже, факторы, вли-яющие на развитие педагогических технологии обучения студентов колле-джа танцам, деятельность образовательных учреждений.
Второй этап исследования (20222023гг) носил поисковоэксперимен-тальный характер, были проанализированы и систематизированы наибо-лее существенные технологии подготовки студентов колледжа танцам. На этом этапе была организована опытноэкспериментальная работа на ос-новной базе исследования, внедрялась авторская технология обучения студентов колледжа танцам.
Цель эксперимента состояла в разработке авторской, оригинальной образовательной технологии, которая была апробирована колледже в Гуйян, провинция Гуйчжоу, Китайская Народная Республика и Москов-ском государственном университете технологий и управления им. К.Г.Разумовского.
На третьем этапе (20232024г г ) проводилось апробация результа-тов опытноэкспериментальной работы, обобщались результаты исследо-вания, происходила обработка полученных данных, позволившая сфор-мулировать рекомендации по улучшению качества подготовки студентов колледжа танцам. Диссертантом проведен анализ эффективности автор-ской технологии подготовки студентов колледжа танцам.
Результатом внедрения авторской технологии на базе исследования стал целостный процесс развития педагогических качеств у студентов, ориентация учебного процесса на развитие творческой личности во всей ее уникальности и неповторимости, ее конкурентоспособность в новых соци-ально-экономических условиях.
Теоретическая значимость диссертационного исследования со-стоит в том, что впервые рассмотрены закономерности процесса обучения студентов колледжа танцам, что позволило технологизировать его состав-ные звенья в колледжах и вузах.
В проведенном исследовании предложен новый взгляд на формиро-вание педагогических качеств личности студента, существо которого про-является в росте профессиональных качеств, таких как компетентность, со-циальная активность, целеустремленность, творчество, стремление к ново-му, трудолюбие, выносливость. Конкретизирован механизм перехода от знаниецентричной к культуросообразной модели обучения студентов кол-леджа танцам.
Научная новизна исследования
— организационно-педагогические условия совершенствования пре-подавания дисциплин современного танца в колледже рассмотрены с по-зиций единства биологического и психологического, духовного и физиче-ского аспектов. Сущность создания организационно-педагогических усло-вий как процесса состоит во взаимодействии организационно-методического и педагогического процессов, которые направлены на про-фессиональное становление проявляющихся внешних показателей поведе-ния обучающихся, изменений в совершенствовании преподавания дисци-плин современного танца в колледжах;
— сформулировано понятие дисциплины «современные педагогиче-ские технологии». Данный аспект позволил реализовать дидактический принцип последовательности действий в процессе подготовки обучающих-ся, с использованием вариантных возможностей современной технологии учебно-творческого процесса, обеспечивающего регулируемую педагогом авторскую методику использования организационно-педагогических усло-вий в колледжах;
— обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия реализации современных педагогических техноло-гии обучения студентов колледжа танцам (на примере Китайской Народ-ной Рес-публики), последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность в зависимости от этапов освоения то-го или иного умения или навыка в сочетании с традиционными методами показа непосредственно педагогом;
— рассмотрен процесс реализации современных педагогических тех-нологии обучения студентов колледжа танцам (с позиций мотивационного развития личности обучающегося с использованием в учебно-творческом процессе технологий общения в упражнениях и практических занятиях;
— определены научно-методические основы создания современных педагогических технологии обучения студентов колледжа танцам как яв-ления, исходящего из понимания внутреннего единства трех сущностных для учебно-творческого процесса категорий, таких, как: мышление, дея-тельность, художественное творчество субъектов и объектов;
— выделено понятие смысла учебно-творческой деятельности как ве-дущего теоретического положения для построения современных педагоги-ческих технологии обучения студентов колледжа танцам;
— выделены уровни создания современных педагогических техноло-гии обучения студентов колледжа танцам: креативный уровень, имеющий основанием дивергентное мышление учащихся, и художественно-творческий уровень, в основе которого лежит способность (потенциал) к образному мышлению, высокому искусству учащихся колледжа.
Практическая значимость результатов исследования
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-разработанный комплекс современных педагогических технологии обучения студентов колледжа танцам может быть использован в широкой практике при моделировании и проектировании занятий по современному танцу;
— создана педагогическая технология обучения студентов колледжа танцам: творческие задания, виды и формы целостного процесса проведе-ния занятий современного танца, которые могут быть использованы в ши-рокой практике колледжей;
— разработаны организационно-педагогические условия, направлен-ные на развитие художественно-творческих способностей учащихся колле-джей, позволяющие самостоятельно готовиться к занятиям; материалы ис-следования могут быть использованы в методологической и методической подготовке педагогов колледжей Китая и России, а также в системе повы-шения квалификации педагогов хореографического искусства.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
методологической обоснованностью теоретических положений, свя-занных с личностноориентированным, активнодеятелыюстным подходом к решению проблемы,
опытной проверкой теоретических положений,
опорой на широкий спектр научнопедагогических источников,
воспроизводимостью неоднократно апробированных результатов исследования в научных докладах и сообщениях на международных и всероссийских, региональных конференциях, а также за счет научных пуб-ликаций в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г.Разумовского и научных журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные по-ложения диссертационного исследования нашли отражение
в публикациях в сборниках Московского государственного универ-ситета технологий и управления им. К.Г.Разумовского, выступлениях на международных, республиканских научнопрактических конференциях,
на международной научнопрактической конференции Междуна-родной научно-практической конференции «Формирование цифровой культуры непрерывного гуманитарного образования в контексте сохране-ния традиционных ценностей» (Москва, 2022 и 2023 г.),с докладами о проблемах развития педагогических технологий обучения студентов кол-леджа танцам.
— на VI Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие культурно-образовательной среды как фактор са-мореализации личности», организованной Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Московской области «Академия социального управления» и Карагандинским университетом им. Е.А. Букетова (Казахстан) 25.10.2022 с докладом «Использование кейс-технологий для формирования среды самореализации личности в со-временных условиях».
На защиту выносятся следующие положения:
— организационно-педагогические условия совершенствования пре-подавания дисциплин современного танца в колледже следует рассматри-вать с позиций единства биологического и психологического, духовного и физического аспектов;
— сущность создания организационно-педагогических условий как процесса состоит во взаимодействии организационно-методического и пе-дагогического процессов, которые направлены на профессиональное ста-новление проявляющихся внешних показателей поведения обучающихся, изменений в совершенствовании преподавания дисциплин современного танца в колледжах;
— понятие дисциплины «современные педагогические технологии» позволяет реализовать дидактический принцип последовательности дей-ствий в процессе подготовки обучающихся, с использованием вариантных возможностей современной технологии учебно-творческого процесса, обеспечивающего регулируемую педагогом авторскую методику исполь-зования организационно-педагогических условий в колледжах;
— процедуры обоснования и экспериментальной апробации органи-зационно-педагогических условий реализации современных педагогиче-ских технологии обучения студентов колледжа танцам (на примере Китай-ской Народной Республики) должны опираться на последовательность их включения в учебно-творческий процесс, в предметную деятельность в за-висимости от этапов освоения того или иного умения или навыка в сочета-нии с традиционными методами показа непосредственно педагогом.
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав «Теорети-ческие основы развития современных педагогических технологий обуче-ния студентов колледжа танцам» и «Содержание, формы, методы и техно-логии обучения студентов колледжа танцам (на примере Китайской Народной Республики)», заключения, списка литературы.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ТАНЦАМ
1.1. Историческая обусловленность современных педагогических подходов к обучению студентов колледжа танцам
Танец – это интеллектуальный, физический и чувственный отклик на опыт проживания в мире, как утверждает Бэннон. Она пишет, что интегра-ция нашего физического, интеллектуального и эмоционального «я», кото-рая может произойти во время обучения танцу, необходима для понима-ния преимуществ целостности в танце и через него, что подтверждают многие теоретики и практики.
Педагогическая практика в танцевальном образовании за последние десятилетия существенно изменилась. Педагогика танца традиционно сле-довала модели обучения, где студенты учатся, имитируя специфическую лексику движений, смоделированных опытным преподавателем. Многие учителя в классе по-прежнему чувствуют себя наиболее комфортно, обу-чая танцу именно таким образом, поскольку именно так их учили. В настоящее время широко признано, что преобразование знаний о танце-вальном содержании в знания для преподавания и обучения включает в себя гораздо больше, чем танцевальная техника и контроль, и что учите-лям нужен широкий спектр педагогических стратегий для мотивации и во-влечения своих учеников.
Как отмечает Шапиро, переход от бестелесного знания к воплощен-ному изменил отношения между учителем и учеником. Хотя в последнее десятилетие литература по танцевальной педагогике существенно разно-образилась, в ней все еще отсутствует общий сравнительный и аналитиче-ский обзор.
Целостный/холистический преподаватель танца видит человека в це-лом. Все взаимосвязано; это сознательная деятельность по составлению мировоззрения учащегося. Целостный/холистический подход к современ-ному фрагментарному миру должен включать объединение: всей личной идентичности с преподаванием, разума с телом, учебной программы с об-ществом, с тем чтобы они касались человека в целом. В то же время учи-тель должен учитывать, что целое состоит из независимых ценных частей, и должен уметь выявлять и конструктивно использовать реальные и воз-можные связи между ними.
Холизм утверждает, что все существует во взаимоотношениях, в кон-тексте связи и смысла. Эта максима имеет мало практической пользы на глобальном или универсальном уровне; однако она очень актуальна на уровне человека в целом. Человек состоит из многоуровневых элементов, включая интеллектуальные, эмоциональные, физические, социальные, эсте-тические, творческие и духовные, но не ограничиваясь ими. Целост-ный/холистический учитель танца – это связующее звено между студентом и миром. Он воспринимает человека как единое целое и может использо-вать свою компетентность для объединения разных сторон.
Андржеевски пришла «к мысли о знаниях учителя как о совокупно-сти и пересечении профессиональной ориентации, интеллектуальных спо-собностей и профессиональных знаний учителя». По мнению Андржеев-ски, профессиональная ориентация является «созвездием аффективных черт учителя, которые дают цел и направление в принятии образователь-ных решений и практике. Эти аффективные черты включают: установки, ценности, убеждения, приоритеты, предпочтения, позиции и предрасполо-женности». Еще одним важным компонентом профессиональной ориента-ции является то, что Кортхаген называет миссией. Он определил миссию как внутренний уровень изменений и описал ее как заботу о таких весьма личных вопросах, как цель, которую учитель хочет достичь в своей рабо-те, или даже то, что он видит в своем личном призвании. Результатом под-готовки учителей должно стать хорошо развитое чувство миссии и пози-тивная профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи всем учащимся в обучении. Подготовка учителей также должна быть направлена на содействие росту интеллектуальных способностей учителей. «Центральным элементом этих способностей является способность оцени-вать – анализировать и делать обоснованные суждения – о педагогической практике с точки зрения обучения студентов и результатов обучения в классе, школе, сообществе и обществе».
Гилберт утверждал, что учителя танцев должны овладеть теориями обучения и развития ребенка, педагогическими знаниями и стратегиями управления классом и применять их. Преподаватели нуждаются в этих знаниях в дополнение к танцевальному содержанию, включающему танце-вальные техники, хореографические принципы и процессы, соматические практики, историю танцев, культуры и философию. На этом этапе суще-ствует четкая связь между саморегулированием и рефлексией, которая бы-ла изложена в третьей главе, и навыками современного учителя танца.
Подготовка учителей должна служить распространению и формиро-ванию профессиональных знаний в области преподавания, связанных с учащимися; школами и школьными системами; основами образования; а также учебными планами, инструкциями и оценками, принятыми в области преподавания и обучения.
Современные преподаватели танца должны активно участвовать в процессе разработки учебных планов, исходя из потребностей учащихся. «Важно, чтобы учителя танцев отвечали за прогресс учеников как танцов-щиков (техника), как создателей танца (творчество) и как ценителей танца как формы искусства (понимание танца в обществе). Эти три категории танцевального образования соответствуют стандартам Национальной тан-цевальной ассоциации (NDA) в области танцевального образования и стандартам NDEO для обучения танцу в искусстве для возраста 5-18 лет.