Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные образовательные технологии обучения русскому языку в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Научно-теоретические
основы исследования проблемы применения современных образовательных технологий
обучения русскому языку в основной школе 6
1.1 Требования ФГОС ООО к филологическому образованию
школьников в основной школе. 6
1.2 Анализ современного состояния применения современных
образовательных технологий обучения русскому языку в основной школе. 13
1.3 Современные образовательные технологии как
психолого-педагогическая проблема. 23
Выводы по главе
1. 31
ГЛАВА 2. Практический
опыт применения современных образовательных технологий обучения русскому языку
в основной школе. 32
2.1 Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем
изучения и трудностей обучения русскому языку с применением современных
образовательных технологий в основной школе. 32
2.2 Новая технологическая организация уроков русского языка с
применением современных образовательных технологий. 43
2.3 Практика применения современных образовательных
технологий на уроках русского языка в основной школе. 46
Выводы по главе
2. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 49
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ… 51
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..57
Введение:
Актуальность исследования. Педагоги-практики все чаще
отмечают, что современные учащиеся считают русский язык трудным и неинтересным
предметом. Согласно опросам учащихся, ведущей мотивацией изучения русского
языка выступает желание с успехом преодолеть выпускные и промежуточные экзаменационные
испытания, а вовсе не освоить язык во всей его полноте и разнообразии. Родители
жалуются на то, что дети не хотят заниматься дома, а потому показывают более
низкие результаты во время написания диктантов и сочинений. В свою очередь
постепенно снижающиеся знания по русскому языку приводят к снижению интереса к
его усвоению.
Вместе
с тем, дети среднего
школьного возраста в силу своих возрастных особенностей стремятся к активной
деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт
работы со школьниками в среднем звене показывает, что чем полнее и
разнообразнее организована учебная деятельность, тем она более значима для
ребенка, тем успешнее осуществляется его развитие.
Пространство,
окружающее современного ребенка, динамично изменяется в пользу более высокой
интерактивности, информатизации, роли коммуникации. Поэтому не следует
удивляться тому, что традиционные технологии обучения нередко представляются
учащимся обыденными, не вызывающими интереса. Таким образом, изменяющееся
пространство вокруг учащихся и педагога предполагает и соответствующее
изменение образовательного пространства школы. Поэтому использование
современных образовательных технологий обусловлено веянием времени и позволяет
сделать образовательный процесс эффективнее, увлекательнее, сформировать,
прежде всего, при обучении русскому языку коммуникативную компетенцию как
основополагающую.
Проблемы использования современных
образовательных технологий в процессе преподавания рассматривали Е.П.
Белозерцев, В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, В.Я. Виленский, Н.А.
Зверева, М.Н. Гуслова, М.В. Кларин, Т.Ю. Ломакина, П.И. Образцов, Е.С.
Полат, Г.К. Селевко, М.Г. Сергеева, А.И. Уман и др.
Вместе с
тем, следует отметить, что такое проблемное поле как использование современных образовательных
технологий обучения русскому языку в основной школе рассмотрено с
научно-методической точки зрения не в полном объеме, что обуславливает
актуальность обращение к этой тематике в рамках выпускной квалификационной
работы.
Объект исследования:
современные образовательные технологии.
Предмет исследования:
современные образовательные технологии обучения русскому языку в основной школе.
Цель исследования:
изучить научно-теоретические основы и практический опыт применения современных
образовательных технологий обучения русскому языку в основной школе.
Гипотеза
исследования: предполагается, что использование современных образовательных
технологий обучения русскому языку в основной школе (а именно: комплекса специально
разработанных игровых технологий) будет способствовать повышению познавательного интереса
обучающихся.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить требования ФГОС ООО к филологическому
образованию школьников в основной школе.
2. Выполнить анализ современного состояния
применения современных образовательных технологий обучения русскому языку в
основной школе.
3. Рассмотреть современные образовательные
технологии как психолого-педагогическую проблему.
4. Выполнить опытно-экспериментальную работу по
выявлению проблем изучения и трудностей обучения русскому языку с применением
современных образовательных технологий в основной школе.
5. Предложить новую технологическую организацию
уроков русского языка с применением современных образовательных технологий.
6. Описать практику применения современных
образовательных технологий на уроках русского языка в основной школе.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме
исследования;
— педагогический эксперимент;
— анкетирование;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить
научно-теоретические основы и практический опыт применения современных
образовательных технологий обучения русскому языку в основной школе.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
— были изучены требования ФГОС ООО к филологическому
образованию школьников в основной школе;
— был выполнен анализ современного состояния применения
современных образовательных технологий обучения русскому языку в основной школе;
— были рассмотрены современные образовательные технологии
как психолого-педагогическая проблема;
— была выполнена опытно-экспериментальная работа по
выявлению проблем изучения и трудностей обучения русскому языку с применением
современных образовательных технологий в основной школе;
— была предложена новая технологическая организация уроков
русского языка с применением современных образовательных технологий;
— была описана практика применения современных
образовательных технологий на уроках русского языка в основной школе.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезу исследования о том, что использование современных
образовательных технологий обучения русскому языку в основной школе (а именно: комплекса специально
разработанных игровых технологий) будет способствовать повышению познавательного интереса
обучающихся.
Таким
образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет
теоретическую и практическую значимость, а также научные перспективы.
Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении требований ФГОС
ООО к филологическому образованию школьников в основной школе; в реализации анализа
современного состояния применения современных образовательных технологий
обучения русскому языку в основной школе; в рассмотрении научных позиций
относительно современных образовательных технологий как
психолого-педагогической проблемы.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования материалов
работы следующими категориями лиц:
—
педагогами, преподающими русский язык в основной школе, с целью оптимизации
своей деятельности по стимулированию интереса к русскому языку у учащихся;
—
студентами, обучающимися по направлению «Учитель русского языка», с целью
самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
—
учеными, занимающимися схожей научной проблематикой, с целью систематизации и
обобщения экспериментальных данных.
Также работа обладает научными перспективами для последующей
проработки. В частности, представляется целесообразным обратиться к проблеме
сравнения результативности применения тех или иных современных образовательных
технологий в процессе преподавания русского языка. Эти сведения помогли бы
индивидуализировать процесс обучения и повысить его эффективность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы
исследования проблемы применения современных образовательных технологий
обучения русскому языку в основной школе 1.1 Требования ФГОС
ООО к филологическому образованию школьников в основной школе В своей речи от 6 июня 2020 г. Президент
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что русский язык
объединяет все народы России, он является основой национальной идентичности. По
словам В.В. Путина, для нашей страны русский язык – много больше, чем средство
общения. Он объединяет все народы России, является основой нашей национальной
идентичности, нашим великим наследием, уникальным по своей образности,
четкости, меткости, выразительности и красоте.
Русский язык как учебный предмет – основной
предмет в образовании школьника, так как именно он открывает доступ к получению
знаний по всем другим предметам школьного курса, формирует необходимые для
образования и самообразования умения и навыки. Одновременно с этим и сам
предмет «Русский язык» имеет ярко выраженное познавательное значение, потому
что именно он приводит детей к постижению важнейшего явления действительности –
языка, к пониманию языковых средств всех уровней. На уроках русского языка дети
овладевают четырьмя разновидностями речи: чтением, письмом, говорением,
аудированием. Здесь школьники осознают единство формы и значения в слове,
развивают логическое мышление, получают представление о развитии языковых
процессов, знакомятся с активным и пассивным запасом лексики – с новыми и
устаревшими словами [6].
Специфика русского языка как учебного
предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения сам
по себе, а, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов.
Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной
и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное
использование связных текстов.
Вместе с тем этот же предмет с помощью другой
группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных
учебных действий. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы
понятий и правил у обучающихся формируются познавательные универсальные учебные
действия. Работа с текстом открывает возможности для формирования
познавательных логических действий: анализ, сравнение, установление
причинно-следственных связей [43].
Особенность федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер,
который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное
образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС [45] указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой
системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь,
связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС [45].
Также изменяются и технологии обучения, внедрение
информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности
расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современный урок русского языка и литературы
в условиях введения ФГОС [45]
нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
— мобилизация (предполагает включение
учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
— целеполагание (учащиеся самостоятельно
формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
— осознание недостаточности имеющихся знаний
(учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе
анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения
недостаточно);
— коммуникация (поиск новых знаний в паре, в
группе);
— взаимопроверка, взаимоконтроль;
— рефлексия (осознание учеником и
воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке) [45].
Какие же требования предъявляются к
современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС [45]:
— хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
— учитель должен спланировать свою
деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи
урока;
— урок должен быть проблемным и развивающим:
учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять
учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
— учитель организует проблемные и поисковые
ситуации, активизирует деятельность учащихся;
— вывод делают сами учащиеся;
— минимум репродукции и максимум творчества и
сотворчества;
— времясбережение и здоровьесбережение;
— в центре внимания урока – дети;
— учет уровня и возможностей учащихся, в
котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся,
настроение детей;
— умение демонстрировать методическое
искусство учителя;
— планирование обратной связи;
— урок должен быть добрым [45].
Теперь, в соответствии с новыми стандартами,
нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и
литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение
отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее
узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего
распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя
перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в
соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и
учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым
участником образовательного процесса [50].
Современный урок русского языка и литературы,
направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, — это
проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно
продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.
Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1-й шаг. Определение нового. Учитель четко
определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть
правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету
исследования и т.п..
2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для
достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент
проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее
разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию
необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно
сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать
двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ
предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без
новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию
нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй
способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В
процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения,
противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке
проблемы урока в виде вопроса.
3-й шаг. Планирование действий. Когда
проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть –
коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При
подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития
действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над
сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например,
выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем
мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу,
составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для
определения последовательности действий, их направленности, возможных
источников информации.
4-й шаг. Планирование решений. Планируя
решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме
(форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при
помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники
получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых
не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это
может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например,
на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики
могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это
может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого
логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями,
найти аргументы для своей оценки и т.п. В-третьих, необходимо спроектировать
диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или
побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих
один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом
вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит
из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий
диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный
опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться
на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале –
каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по
ходу решения проблемы.
5-й шаг. Планирование результата. Сценарий
урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения
проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили
проблему?»
6-й шаг. Планирование заданий для применения
нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер,
нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность,
предполагать индивидуальную или групповую работу [49].
Если сравнить традиционную деятельность
учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение
метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: Таблица 1
Сравнение
традиционной деятельности учителя и деятельности, согласно ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС [45] Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом
урока Учитель пользуется сценарным планом урока,
предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и
методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и
методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое
количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более
половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: — по поиску и обработке информации; — обобщению способов действия; — постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение
деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите,
выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните),
сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите
(сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,
измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут
два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами),
урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в
образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют
возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный
материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование
адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам
контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно
самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения Таким образом, сравнив деятельность учителя,
в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС [45]
и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом,
то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся
определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и
созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных
стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен
непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен
непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому
проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому
взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу,
его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка
– вот это все и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.