Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время 6
1.1. Понятие и характеристика современных образовательных технологий 6
1.2. Специфика формирования метапредметных результатов деятельности учащихся 10
1.3. Особенности использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время 13
Глава 2. Методические аспекты использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время 18
2.1. Анализ видов современных образовательных технологий 18
2.2. Методика использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития школьного исторического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению в целом, из-за общего снижения уровня познавательной активности у школьников.
Исторический материал часто бывает сложен для восприятия учащихся. Не всегда школьники могут быстро запомнить весь материал по теме урока, так как в истории есть много различных событий и их дат. Учащиеся, которые заучивают материал, впоследствии не всегда могут его понять и осознать. Не всегда школьники обладают высокой мотивацией и заинтересованностью в изучении истории.
Однако предмет «история» в школьном курсе обучения имеет особое значение для учащихся. Данный предмет особо важен для того, чтобы школьники смогли прочувствовать на себе связь между поколениями и для патриотического воспитания учащихся. Вместе с тем в рамках знакомства с различными историческими событиями школьники учатся их анализу и установлению логической последовательности, а также учатся формулировке своих мыслей и их устному высказыванию. На уроках истории учащиеся могут развивать свои речевые навыки, а также основные познавательные процессы. История современного общества полезна для учащихся в будущем для понимания происходящих событий через уже произошедшие.
В настоящее время у многих учащихся есть сложности при изучении истории, которые заключаются в отсутствии умений по работе с историческими картами, не всегда ученики справляются с поиском и анализом нужной информации, плохо владеют историческим материалом и не могут установить простые причинно-следственные связи. Поэтому в сфере исторического образования есть потребность во включении в образовательный процесс определенных методов или технологий, отвечающих современным требованиям и способствующих повышению интереса учащихся к предмету. При этом эффективность познавательной деятельности учащихся способствует результативному воспитанию и развитию личности учащегося.
Курс истории достаточно труден для школьников и может казаться неинтересным, и это в свою очередь отражается на их учебной деятельности по усвоению данной дисциплины. С целью повышения познавательной активности и повышению интереса к обучению истории педагогу необходимо использовать на уроках различные современнее технологии.
Современные образовательные технологии являются частью современного образования. Появление современных образовательных технологий вызвано необходимостью не только обучать, но и активизировать интерес и вызывать у обучающихся желание получать новые знания. Это привело к необходимости изменить традиционный стиль обучения таким образом, чтобы новые методы обучения были демонстративными, объяснительными и практичными.
Современные образовательные технологии опираются на такой стиль обучения, который фокусируется на когнитивном мышлении и развитии новых моделей обучения. В современных образовательных технологиях учащийся занимает центральное место, исходя из чего, разрабатываются учебные программы, и создается планирование уроков. Учитель выступает в роли координатора, прокладывая путь ученику к обучению, предоставляя необходимые ресурсы и поддержку. Современные образовательные технологии оказались эффективными в школах и при обучении истории.
На сегодняшний день появляется множество новых образовательных течений, обучающих и воспитательных систем, технологий. В таких условиях педагогу требуется ориентироваться в широком спектре современных педагогических технологий, идей и направлений. В настоящее время быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения всего обширного перечня современных образовательных технологий. Этим и продиктована актуальность выбранной темы.
Актуальность темы исследования также обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями ФГОС. Использование современных педагогических технологий оказывает помощь педагогу в переходе от традиционного урока к современному уроку, а также предоставляет широкие возможности для развития обучающихся.
Современный урок истории должен быть результатом творческой деятельности не только педагога, но и обучающихся. Достигнуть данной цели можно за счет внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий. Следовательно, в основе современных технологий, используемых на уроках истории, должен быть заложен принцип высокой мотивации и активизации познавательной активности учащихся.
К числу самых используемых современных технологий на сегодняшний день можно отнести технологии проектной деятельности, исследовательской работы, игровых технологий, ИКТ технологий.
Изучением современных педагогических технологий занимались в разное время такие авторы как: В.П. Беспалько [8], Г.К. Селевко [47], Е.Л. Батакова [5], И.В. Воротникова [16], М.В. Кларин [34]. В.А. Сластенин [48], И.П. Волков [15], В.М. Глушань [19].
Объект исследования: современные образовательные технологии.
Предмет исследования: современные образовательные технологии как средство обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
Цель исследования: теоретически обосновать использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время, а также разработка методических аспектов данного вопроса.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и характеристика современных образовательных технологий.
2. Рассмотреть специфику формирования метапредметных результатов деятельности учащихся
3. Проанализировать особенности использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
4. Проанализировать виды современных образовательных технологий.
5. Представить методику использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и различных источников по теме данного исследования, синтез, систематизация, обобщение, классификация, интерпретация.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. На основе анализа научно-методической и другой литературы было изучено понятие и характеристика современных образовательных технологий. Было выявлено, что данное определение возникло от понятия «педагогическая технология».
В свою очередь, современная образовательная технология – это технология, ориентированная на такой результат образования, когда учащийся не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. Основной особенностью использования современных образовательных технологий является то, что в процессе обучения для школьников создаются благоприятные оптимальные условия обучения. При следовании таким условиям каждый школьник на уроке может продемонстрировать свои знания, развить свои умственные способности, достигнуть образовательной цели и повысить свой интерес и мотивацию к предмету.
2. В соответствии с последующим анализом литературы и источников и обобщением материала была рассмотрена специфика формирования метапредметных результатов деятельности учащихся. Были рассмотрены требования ФГОС и определено, что метапредметные результаты находятся над самим предметом и включают в себя, в том числе умения учиться или универсальные учебные действия.
Специфика формирования метапредметных результатов деятельности учащихся заключается в развитии у учащихся универсальных учебных действий. Были проанализированы особенности формирования УУД по ФГОС. Под ними можно понимать совокупность действий учащихся, которые обеспечивают его культурную самобытность, социальную компетентность, терпимость, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса
3. В рамках теоретического анализа были проанализированы особенности использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
Можно использовать на уроках истории интерактивные плакаты, карты и игры. Большие возможности на сегодняшний день в области образования предоставляют сервисы Web 2.0. Данные сервисы используют интерактивное взаимодействие с пользователем и позволяют работать с ними в режиме реального времени. Примером ресурса, используемого в образовании, является сайт learningApps.org. Данный сайт содержит игры, задания и упражнения. Тесты для контроля знаний могут быть разработаны на ресурсе OnlineTestPad.com. Можно разработать тест с любым уровнем трудности для контроля знаний учащихся по истории. Современные технологии также могут применяться и во внеурочной деятельности.
4. Для определения методических аспектов использования современных образовательных технологии при обучении истории были проанализированы виды современных образовательных технологий.
Все описанные современные образовательные технологии способствуют реализации идеи обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся. Такой подход обеспечивает активизацию познавательного интереса и обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на основе интеллектуального, эмоционального и нравственного восприятия окружающего мира. По итогу анализа современного наполненного педагогического опыта по теме исследования были определены часто используемые современные образовательные технологии: технология проектного обучения, игровые методы и игры, интегрированные уроки, технология проблемного обучения, технология на основе информационно-коммуникационных технологий, интерактивные технологии. Современные интерактивные технологии могут быть реализованы на основе современных форм обучения и средств обучения. К последним можно отнести интерактивную доску, стол.
5. В рамках методической части работы была представлена методика использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Также были разработаны конспекты образовательной деятельности для уроков истории, в рамках которых представлена методика проведения данных уроков.
Можно отметить, что материалы данного исследования могут быть использованы в школьном преподавании истории. Представленные современные образовательные технологии могут выступать эффективным средством обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи, поставленные во введении, решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования современных образовательных технологий как средства обеспечения метапредметных результатов деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время
1.1. Понятие и характеристика современных образовательных технологий
Особенности современных образовательных технологий раскрываются с разных точек зрения у разных авторов, однако в первую очередь стоит рассмотреть основные составляющие данного понятия.
Понятие «технология» впервые появилось в промышленной отрасли и в строительстве около нескольких веков назад. На сегодняшний день в этих отраслях также успешно используется данное понятие. С течением времени данное понятие перешло и в педагогику, чему способствовало развитие техники и применения новейших технологий в образовании. Новые термины появились благодаря их появлению и интенсивному развитию в образовании.
По мере использования понятия «технология» в образовании сформировался термин «технология обучения». При этом данное понятие обозначает, что цели образования достигаются путем такого обучения, при котором определенное средство управляется педагогом. Другими словами в этом понятии педагог не просто обучает школьников, но и управляет образовательными средствами и направляет деятельность школьников в нужное направление.
В соответствии с толковым словарем: «Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [27, с. 456]
С точки зрения В.М. Шепель «технология является искусством, мастерством, умением, совокупностью методов обработки, изменения состояния» [54, c. 45].
В образовании чаще всего используется понятие «педагогическая технология». Но в настоящее время данный термин многие авторы также трактуют по-разному.
С позиции Б.Т.Лихачева педагогическая технология рассматривается «в качестве совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием в педагогическом процессе» [38, c. 56].
С точки зрения В.П. Беспалько «педагогическая технология является содержательной техникой реализации образовательного процесса» [8, c. 78].
По мнению И.П. Волкова «педагогическая технология является описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [15, c. 23].
С позиции В.М. Монахова «педагогическая технология является продуманной во всех деталях моделью совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и педагога» [41, c. 101].
М.В.Кларин «под педагогической технологией понимает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [34, c. 89].
По мнению Г.К. Селевко, «понятие педагогическая технология может быть представлено тремя аспектами:
1) научно-педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы;
2) процедурно-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
3) процессно-результативный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств» [47, c. 45].
В.А. Сластенин и Н.Г. Руденко считают, что «педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемых и диагностируемых результатов в изменяющихся условиях образовательного процесса» [48, c. 102].
Б. Блум и Дж. Брунер понимали педагогическую технологию как «область знаний, связанную с системой предписаний, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения» [11, c. 99].
Итак, стоит отметить, что в настоящее время многие авторы воспринимают педагогическую или образовательную технологию с различных точек зрения. Однако уже на современном этапе ее развития данная технология приобретает свои отличительных черты и характеристики. Определив данные характеристики можно рассмотреть характер современных технологий в образовании.
Далее представим на рисунке 1 основные параметры, которые на сегодняшний день могут характеризовать различные современные образовательные технологии в педагогике.
Рисунок 1 – Параметры. которые присущи современным образовательным технологиям
При этом измерение результатов образовательной деятельности на основе определенных методик, диагностик и средств входит в содержание педагогической технологии [14].
На выбор определенной технологии или метода обучения школьников влияют различные факторы. Педагогу важно выбирать образовательную технологию исходя из того сколько школьников присутствует в классе, какие цели и задачи урока были поставлены, какой учебный курс рассматривается и т.д. Соответственно каждая образовательная технология будет обладать собственной эффективностью, исходя из тех достоинств и недостатков, которые она может предоставить [16].
Основной особенностью использования современных образовательных технологий является то, что в процессе обучения для школьников создаются благоприятные оптимальные условия обучения. При следовании таким условиям каждый школьник на уроке может продемонстрировать свои знания, развить свои умственные способности, достигнуть образовательной цели и повысить свой интерес и мотивацию к предмету [23].
Далее на рисунке 2 представим основные характеристики современных образовательных технологий.
Рисунок 2 – Характеристики современных образовательных технологий
В сравнении с традиционными образовательными технологиями, современные технологии также оказывают влияние и на сам образовательный процесс. Данный процесс меняется, так как в современных условиях школьники не просто повторяют и заучивают учебный материал, вместо этого они учатся критическому анализу информации, развивают свое логическое мышление, формируют свои коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, развивают свои информационные умения. Все перечисленные навыки и умения необходимы школьнику в рамках современного образования [19].
Таким образом, современная образовательная технология – это технология, ориентированная на такой результат образования, когда учащийся не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. Основной особенностью использования современных образовательных технологий является то, что в процессе обучения для школьников создаются благоприятные оптимальные условия обучения. При следовании таким условиям каждый школьник на уроке может продемонстрировать свои знания, развить свои умственные способности, достигнуть образовательной цели и повысить свой интерес и мотивацию к предмету.
1.2. Специфика формирования метапредметных результатов деятельности учащихся
Современное обучение, как и ранее, строится в соответствии с требованиями ФГОС. Данные требования находятся в таком же состоянии изменений и трансформации, как и технологии обучения, для адекватного соответствия современному этапу развития общества. Сущность требований ФГОС в первую очередь основана на развитии у школьников умений учиться. Поэтому в рамках современного образования для каждого школьника важно научиться определенной самостоятельности, личной саморегуляции, получить умения информационного анализ и информационной работы. Так как только благодаря таким качествам у школьника есть возможность получить то образование, которое позволит достичь в будущем требуемых результатов в жизни [24].
Основу ФГОС составляем системно-деятельностный подход. В рамках этого подхода образовательные результаты учащихся могут быть сформированы по следующим направлениям:
личностные;
предметные;