Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные информационные технологии как средство реализации межпредметных связей на уроках информатики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 6
1.1. Понятие и особенности межпредметных связей 6
1.2. Виды и специфика современных информационных технологий 11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 30
2.1. Задания по реализации межпредметных связей между информатикой, физикой и математикой 30
2.2. Задания по реализации межпредметных связей между информатикой, биологией, историей и химией 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Введение:
Актуальность исследования. Учебные дисциплины в школе связаны между собой точно также как и отдельные науки. В школьном образовании межпредметные связи являются одним из проявлений интеграции, происхо-дящей в настоящее время во всех областях науки и общества. Данный аспект играет особую роль в повышении уровня практической и теоретической под-готовки учащихся. При этом важная особенность такой подготовки заключа-ется в повышении качества познавательной деятельности. При реализации межпредметных отношений школьники получают более полное представле-ние о природе и взаимосвязях с ней. Это делает их знания практически более значимыми и применимыми.
Объединение различных предметных связей информатики и других предметов позволяет решить задачи обучения, развития и профессионально-го самоопределения учеников. Для деятельностного подхода к обучению школьников межпредметные связи информатики с другими предметами яв-ляются важными требованиями.
Современные образовательные технологии являются частью современ-ного образования. Появление современных образовательных технологий вы-звано необходимостью не только обучать, но и активизировать интерес и вы-зывать у обучающихся желание получать новые знания. Это привело к необ-ходимости изменить традиционный стиль обучения таким образом, чтобы новые методы обучения были демонстративными, объяснительными и прак-тичными.
Современные образовательные технологии опираются на такой стиль обучения, который фокусируется на когнитивном мышлении и развитии но-вых моделей обучения. В современных образовательных технологиях уча-щийся занимает центральное место, исходя из чего, разрабатываются учеб-ные программы, и создается планирование уроков. Учитель выступает в ро-ли координатора, прокладывая путь ученику к обучению, предоставляя не-обходимые ресурсы и поддержку. Современные образовательные техноло-гии оказались эффективными в школах и при обучении.
На сегодняшний день появляется множество новых образовательных течений, обучающих и воспитательных систем, технологий. В таких условиях педагогу требуется ориентироваться в широком спектре современных педа-гогических технологий, идей и направлений. В настоящее время быть педа-гогически грамотным специалистом невозможно без изучения всего обшир-ного перечня современных образовательных технологий. Этим и продикто-вана актуальность выбранной темы.
Актуальность темы исследования также обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требо-ваниями ФГОС. Использование современных педагогических технологий оказывает помощь педагогу в переходе от традиционного урока к современ-ному уроку, а также предоставляет широкие возможности для развития обу-чающихся.
Современный урок должен быть результатом творческой деятельности не только педагога, но и обучающихся. Достигнуть данной цели можно за счет внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий. Следовательно, в основе современных технологий, используе-мых на уроках, должен быть заложен принцип высокой мотивации и активи-зации познавательной активности учащихся.
К числу самых используемых современных технологий на сегодняшний день можно отнести технологии проектной деятельности, исследовательской работы, игровых технологий, ИКТ технологий.
Изучением проблемы межпредметных связей в школьных предметах, в частности и в информатике занимались И.Д. Зверев, К.Д. Ушинский, Т.Л. Блинова, В.А. Далингер, В.Н. Федоров, В.Н Максимова. Каждый из них в своей работе отмечал важность межпредметных связей для целостного пред-ставления содержания учебного материала и системы знаний.
Изучением современных педагогических технологий занимались в раз-ное время такие авторы как: В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, Е.С. Полат, В.С. Зайцев, М.В. Кларин. В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.Н. Монахов, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Г.Ю. Ксензова, Е.А. Леванова.
Объект исследования – межпредметные связи на уроках информатики.
Предмет исследования – реализация межпредметных связей на уроках информатики с применением современных информационных технологий.
Цель исследования – изучить реализацию межпредметных связей на уроках информатики в 7-9 классах с использованием современных информа-ционных технологий.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности межпредметных связей.
2. Изучить виды и специфику современных информационных тех-нологий.
3. Изучить методические аспекты использования современных ин-формационных технологий как средства реализации межпредметных связей на уроках информатики.
4. Разработать примеры задач для реализации межпредметных свя-зей с использованием современных информационных технологий.
Методы исследования: изучение и анализ литературы и различных источников по теме данного исследования, синтез, систематизация, обобще-ние, классификация, интерпретация.
Структура ВКР включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
Проанализировав различные точки зрения авторов и ученых на поня-тие «межпредметных связей» было определено, что в рамках школьного обучение данное понятие можно рассматривать, как связь в современном об-разовательном процессе между основами учебных дисциплин или между их структурными элементами, которые выражаются посредством понятий, научных фактов, законов, теорий и т.д. Другими словами под межпредмет-ными связями необходимо понимать связи между различными учебными предметами в рамках цикла дисциплин, преподаваемых в общеобразова-тельной школе.
Современная информационная технология – это технология на основе ИКТ, ориентированная на такой результат образования, когда учащийся не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. Основной особенно-стью использования современных образовательных технологий является то, что в процессе обучения для школьников создаются благоприятные опти-мальные условия обучения. При следовании таким условиям каждый школь-ник на уроке может продемонстрировать свои знания, развить свои умствен-ные способности, достигнуть образовательной цели и повысить свой интерес и мотивацию к предмету. При этом были выделены различные программы и онлайн-ресурсы для межпредметных уроков по информатике с использова-нием образовательных возможностей программ и Интернета.
В рамках данной темы были разработаны методические аспекты ис-пользования современных информационных технологий как средства реали-зации межпредметных связей на уроках информатики. Разработано 10 меж-предметных задач, которые связаны с информатикой и другими учебными предметами. Межпредметные связи продемонстрированы на примере следу-ющих предметов:
физика;
математика;
история;
биология;
химия.
При разработке межпредметных задач были использованы следующие современные информационные технологии: программное приложение MS Excel, программное приложение MathCAD, интерактивное задание на основе онлайн-ресурса learningapps.org.
Разработанные задания могут успешно применяться на интегрирован-ных уроках информатики с другими предметами. При этом необходимо ис-пользование компьютеров. Апробация таких заданий позволит повысить не только предметные знания по информатике, но и по другим предметам. Кроме того, такие задания позволят успешно повысить познавательный ин-терес учащихся к изучаемым дисциплинам.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕН-НЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА РЕА-ЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМА-ТИКИ
1.1. Понятие и особенности межпредметных связей
На сегодняшний день в педагогике успешно применяются различные межпредметные связи, так как они помогают демонстрировать учащимся единство научных знаний.
«Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникно-вением наук друг в друга. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдель-ными науками и связи наук с техникой» [3].
В настоящее время не существует однозначного определения понятия «межпредметные связи», так как это понятие многомерно и не ограничивает-ся рамками содержания, методов, форм организации обучения. У разных ав-торов дидактическое условие определяется по-разному.
К примеру, А.В. Усова дает определение межпредметным связям как «развитие творческих способностей учащихся, оптимизации процесса усвое-ния знаний, дидактическое условие повышения научно- теоретического уровня обучения, условие совершенствования всего учебного процесса» [30].
По мнению Н.М. Бурцевой, «межпредметные связи – это дидактическое условие, только в ее понимании способствующее отражению в учебном про-цессе интеграции научных знаний, их систематизации, оптимизации учебного процесса, формированию научного мировоззрения, что позволяет каждому учащемуся раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности, опи-раясь на ценностные ориентации каждого» [7].
И.Д. Зверев рассматривает «межпредметные связи как взаимосвязь всех основных элементов целостной системы знаний о мире, обществе и челове-ке» [16].
П.Г. Кулагин определяет «межпредметные связи как, закономерность, которую важно учитывать при исполнении, определения содержания, форм, методов и приемов обучения школьников, на уроке и во внеклассной работе» [20].
В.П. Максимова дает следующее определение понятия «межпредметные связи». «В логически завершенном виде межпредметные связи представляют собой выраженное в единой форме осознанное отношение между основными элементами содержания» [23].
Межпредметные связи по определению А.П. Синякова «это педагогиче-ская категория для обозначения интегрированных отношений между объек-тами, явлениями и процессами настоящей действительности, и содержании, формах и методах учебного процесса, выполняющих образовательную, раз-вивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве» [27].
Т.Л. Блинова и А.С. Кирилова дают следующее определение «меж-предметным связям»: «это дидактическое условие, которое отражает в обра-зовательном процессе сформированность восприятия мира в целом, соответ-ствующего уровню развития науки на данном этапе времени и практической деятельности общества. Поэтому знания обучающихся становятся конкрет-ными и обобщенными, что позволяет применять эти знания на практике» [5].
В.Д. Далингер «предложил следующую классификацию определения «межпредметные связи» как: дидактическое условие и самостоятельный ди-дактический принцип; одно из составляющих компонента системно-деятельностного подхода; равносильность межнаучных понятий; последова-тельность в развитии научных знаний; взаимно согласованность учебных дисциплин; взаимосвязь компонент предметного содержания образования» [11].
Обобщив можно отметить, что «межпредметные связи – это дидактиче-ское условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформирован-ности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятель-ности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обоб-щенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике» [8].