Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 6
1.1 Понятие и характеристика «диалогическая речь» 6
1.2 Особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста 16
1.3 Современные игровые технологии как средство формирования у дошкольников навыков диалогической речи 21
Вывод по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 27
2.1 Диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Комплекс современных игровых технологий, нацеленный на формирование у дошкольников навыков диалогической речи, и его реализация 35
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 53
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..66
Введение:
Актуальность темы. В структуре психических процессов речь занимает особое положение, она состоит из многих компонентов и уровней. Одной из функций речи является передача информации. Эту функцию реализует диалогическая речь. Играя ведущую роль в формировании психики ребенка, речь регулирует поведение и является основой мышления, а диалогическая речь позволяет передавать и получать информацию.
Главной задачей по развитию речи в дошкольных образовательных организациях является формирование диалога, т.к. он занимает доминирующее положение на начальном этапе речевого развития детей.
Без специального и целенаправленного обучения дошкольникам бывает непросто демонстрировать необходимую речевую активность, поэтому по окончании дошкольного периода дети могут с трудом осваивать средства речевого общения вне зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Это связано с тем, что у детей наблюдается недостаточное развитие потребностей социальной направленности. Все вышесказанное определяет актуальность исследования.
Механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста и психолого-педагогические особенности раскрывают в своих работах А.Г. Арушанова, В.В. Бузаров, Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Т.Н. Колокольцева, Г.М. Кучинский, Р.Е. Левина, И.Л. Муханов, А.В. Чулкова и др.
Анализ литературных источников по теме исследования позволил сделать вывод, что в настоящее время особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Поэтому в качестве темы для выпускной квалификационной работы была выбрана следующая: «Современные игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи».
Объект исследования: диалогическая речь у детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: современные игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи.
Цель: изучение современных игровых технологий в формировании у дошкольников навыков диалогической речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что включение в содержание работы сюжетно-ролевых и словесных игр, игр-драматизаций и игр-инсценировок будет способствовать развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы данной работы поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. провести диагностику особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. подобрать и апробировать комплекс современных игровых технологий, нацеленный на формирование у дошкольников навыков диалогической речи;
4. провести обработку и интерпретацию результатов исследования;
5. сформулировать практические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что подобранные и апробированные в рамках исследования игры и игровые упражнения могут быть рекомендованы к использованию в процессе развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. В работе использован комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы); эмпирические методы (тестирование); методы анализа и обработки эмпирических данных (сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных).
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и двух приложений. Общий объем работы составляет 80 страниц, список литературы включает 45 источников.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить современные игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования;
— была проведена диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
— был подобран и апробирован комплекс современных игровых технологий, нацеленный на формирование у дошкольников навыков диалогической речи;
— была проведена обработка и интерпретация результатов исследования;
— были сформулированы практические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Анализ полученных данных позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что включение в содержание работы сюжетно-ролевых и словесных игр, игр-драматизаций и игр-инсценировок будет способствовать развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых технологий:
1. Для развития диалогической речи детей важно стимулировать ребенка к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
2. Для поддержания интереса детей к игровой деятельности необходимо обеспечивать соответствующие условия: давать возможность свободного выбора игры, поощрять игровую инициативу, подключаться к детской игре.
3. Подключаясь к детской игре, время от времени принимайте роль, не предусмотренную изначальным замыслом и сюжетно-смысловым контекстом. Это внесет в игру элемент неожиданности, и будет способствовать разворачиванию сюжета в новом направлении. Например, в процессе игры в Больницу можно предложить детям позвать Фею Винкс, которая вылечит больных.
4. Необходимо способствовать развитию у ребенка инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов. Например, уточнить у ребенка: «А хочешь помочь Герде, найти Кая? А давай придумаем, как это сделать?»
5. Поощряйте стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы. Например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Больница» можно изготовить игрушечные микстуры и таблетки, градусник, бейджи для врачей и пр.
6. Уделяйте обязательное внимание формированию у ребенка умений создавать новые разнообразные игровые сюжеты, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры. Для этого нужно поощрять развитие детского воображения («Представь себе…», «Подумай, как именно…», «Придумай способ…»), хвалить ребенка за неожиданные игровые сюжеты («Здорово ты придумал!») и пр.
7. Способствуйте укреплению детских игровых объединений, будьте внимательны к отношениям, складывающимся у детей в игре. Старайтесь следить, чтобы во время игры у детей не появлялось отверженных участников игрового взаимодействия, чтобы дети не обижали друг друга, не применяли физического насилия.
8. Ориентируйте ребенка на сотрудничество с другими детьми в совместной игре, регулируйте поведение ребенка на основе творческих игровых замыслов.
9. Стремитесь к развитию умения ребенка самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Учите ребенка использовать с этой целью нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
10. Развивайте у ребенка умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
11. Стремитесь к совершенствованию умения ребенка регулировать поведение на основе игровых правил. Поощряйте ребенка за соблюдение игровых правил («Молодец! Я рад, что ты помнишь про правила!»). Мягко, но уверенно пресекайте нарушения игровых правил («Так не пойдет, ты же знаешь, что кубик можно кидать только один раз»).
12. Постепенно формируйте у ребенка умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры. Например, в поисках Кая Герда может встречать на своем пути и персонажей других сказок: Бабу Ягу, Оле Лукойе и пр.
13. Всегда поддерживайте интерес ребенка к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр.
14. По возможности организуйте игры-драматизации по готовым сюжетам в виде короткого спектакля с небольшими группами сверстников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Понятие и характеристика «диалогическая речь»
История формирования понимания сущностных аспектов диалогической речи и изучение классических наработок исследователей – важные моменты в современных исследованиях данного явления. Точка отсчета в научном исследовании диалога как вида речи восходит к высказыванию отечественного ученого Л.В. Щербы, утверждавшего, что монологическая речь – это искусственная языковая форма, а свое настоящее бытие и сущность язык проявляет именно в диалоге, т. е. диалогической речи [44].
Выступая в качестве уникального языкового и культурного явления, диалогизм привлекал к себе повышенное внимание ученого сообщества. Изучением разных его аспектов занимались такие известные ученые-гуманитарии, как М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Л.П. Якубинский и другие. В трудах указанных авторов диалог воспринимается как единица социального взаимодействия и форма общения. Такой подход стал основным и определил дальнейшие разработки обозначенной проблематики. Основными направлениями в изучении диалога и диалогизма стали:
1. Во-первых, выявление соотношения диалогической и монологической речи.
2. Во-вторых, определение исходных логико-психологических и логико-грамматических задач в изучении диалога.
Диалог трактуется учеными-языковедами в узком и широком понимании. Так, в узком смысле существует несколько трактовок диалога. Все они при этом сводятся к учету специфики и лингвистической сущности диалогической речи в соотношении с иными понятиями и категориями концепции речевой деятельности. В широком смысле диалог – это тип коммуникационного взаимодействия и вид вещания, обладающий функциональным характером. Его реализацией формируется текст особого типа. Основными характерными признаками диалогической речи, по мнению большинства отечественных авторов, выступают:
— персональная (личная) направленность;
— участие как минимум двух субъектов;
— ситуативный характер;
— понимание языка ведения диалога;
— смена ролей адресата и адресанта.