Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Возрастная психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современные форматы психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Психолого-педагогическое просвещение 7

1.2. Концепции современных форматов психолого-педагогического просвещения в педагогике и психологии 10

1.3. Современные форматы просвещения родителей дошкольного возраста 12

Выводы по главе I 36

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38

2.1. Реализация современных форматов психолого-педагогического просвещения 38

2.2. Анализ результатов реализации психолого-педагогического просвещения 39

2.3 Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по применению современных форматов психолого-педагогического просвещения 67

Выводы по главе II 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 84


  

Введение:

 

Актуальность. Тема психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста всегда была и остается актуальной.

Психолого-педагогическое просвещение понимается как формирование знаний родителей о психолого-педагогических аспектах воспитания детей.

Психолого-педагогическое просвещение объясняется необходимостью получения новых знаний родителей о воспитании детей в ввиду с постоянными современными преобразованиями в области психологии и педагогики.

Проблема широко отражена, как отечественных А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др., так и зарубежных исследованиях А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др..

По мнению ученых, для психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста необходима специальная педагогическая работа по приобщению родителей дошкольников к взаимодействию с применением современных форматов.

Исходя из актуальности обозначенной проблемы и практики работы в ДОО были сформулированы: объект, предмет, цель, гипотеза исследования и обозначены задачи работы.

Цель исследования: изучить современные форматы психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста.

Объект исследования: психолого-педагогическое просвещение родителей.

Предмет исследования: современные форматы психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что современные форматы психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста эффективны, если:

-родители будут владеть основами знаний о развитии личности ребенка

-педагоги и родители станут полноправными партнерами

-современные форматы включают в себя: методы представления проблем, игры, анкетные методы и др.

-психолого-педагогическое просвещение родителей дошкольников представляют собой интегральное образование, структуру которого образует единство когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов

-при просвещении родителей будут присутствовать платформы информационных технологий

-платформы информационных технологий будут более интересными и удобными в использовании (демонстрационные материалы, мультимедийное оборудование)

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить концепции теории психолого-педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста.

2. Определить этапы эмпирического исследования и подобрать методы, направленные на изучение современных форматов психолого-педагогического просвещения родителей.

3. Провести эмпирическое исследование и анализ результатов изучения современных форматов психолого- педагогического просвещения.

4. Подобрать психолого-педагогические рекомендации для педагогов по применению современных форматов психолого-педагогического просвещения.

Методы:

● Теоретические методы: (анализ, синтез, обобщение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, построение гипотезы)

● Эмпирические методы:

Метод №1: психолого-социологическое исследование сайтов, социологическая выкладка-сравнение

Метод №2: Метод авторского анкетирования родителей, педагогов.

Эмпирическая база исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе Федерального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Золотой ключик» комбинированного вида Московская область г.Чехов-2, младшая, средняя, старшая, подготовительная группы, с декабря 2022 г. по май 2022 г.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие воспитатели младшей группы в количестве 2 человек, воспитатели средней группы в количестве 2 человек, воспитатели старшей группы в количестве 2 человек, воспитатели подготовительной группы в количестве 2 человек, родители в возрасте от 23 до 51 лет (40 человек) (Приложение №1)

Методологической основой данного исследования являются: общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.; аксиологический подход в образовании Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.; концепция структурного подхода к личности Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.; положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др..

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 61-го источника.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам анализа научных источников, мы выяснили, что психолого-педагогическое просвещение представляет собой комплекс мероприятий по информированию, обогащению знаний родителей о особенностях развития и воспитания дошкольников. Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, особенно необходимо отметить таких исследователей как Г.И. Антонова и И. В. Офат.

Г.И Антонова и И. В. Офат отмечали, что одним из главных направлений современной концепции психолого-педагогического просвещения заключается в использовании современных технологий в реализации психолого-педагогического просвещения.

Исследуя особенности современных форматов психолого-педагогического просвещения необходимо отметить интерактивные технологии, а также ИКТ технологии, которые составляют основу психолого-педагогического просвещения.

Далее нами были проанализированы сайты дошкольных образовательных учреждений. В анализ были включены 10 государственных организаций и 10 негосударственных организаций.

В данных образовательных организациях нами были выявлены форматы психолого-педагогического просвещения. По итогам анализа было определено: в государственных по большей части используют традиционные форматы, в негосударственных преобладают современные форматы. Но также необходимо отметить, что наблюдается присутствие современных форматов как в государственных так и в негосударственных образовательных организациях.

Одним из распространенных форматов в государственных образовательных учреждениях является «круглый стол» и «вечер вопросов и ответов».

В негосударственных учреждениях чаще всего используют современные форматы психолого-педагогического просвещения. В качестве современных используют различные встречи, рубрики и др.

Вторым методом нашего исследования явилось анкетирование. В ходе анкетирования нами было выявлено наличие в ДОО современных форматов в психолого-педагогическом просвещении среди педагогов и родителей.

Таким образом, по итогам анкетирования мы выяснили, что во многих ДОО используют современные форматы, такие как: занятия с элементами тренинга, игры и упражнения, проведение совместных праздников и открытые занятия, рекомендации сказкотерапии. Также в результате анкетировании мы отметили, что большинство родителей довольны проводимым просвещением в их ДОО, а в группе педагогов все анкетируемые отметили отличное качество психолого-педагогического просвещения в их ДОО.

В качестве рекомендаций по использованию современных форматов в психолого-педагогическом просвещении мы рассмотрели применение различных мультимедийных средств, а также интерактивных и средств ИКТ.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогическое просвещение

Психолого-педагогическое просвещение понимается как мероприятия дошкольной образовательной организации по развитию знаний родителей о психолого-педагогических аспектах воспитания детей.

В мероприятиях по психолого-педагогическому просвещению используют самые разнообразные форматы, для сотрудничеств аи взаимодействия родителей с дошкольной организацией.

И.П. Арнаутова отмечает, что все формы с родителями подразделяются на:

● коллективные (массовые),

● индивидуальные

● наглядно-информационные;

● традиционные

● нетрадиционные [8, с. 2].

Как отмечает Г.А. Антипина, «в настоящее время психолого-педагогическое просвещение содержит достаточно большую и разнообразную библиотеку инструментов и методик, которые позволяют каждому родителю активно искать знания» [1, c. 88-94].

Современные форматы и методы включают в себя: методы представления проблем, методы мозгового штурма, методы критического мышления, маломасштабные исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, анкетные методы [3, c. 66-70].

В контексте психолого-педагогического просвещения знания принимают различные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию о развитии детей.

Антонова Г. отмечает «с другой точки зрения, в процессе взаимодействия родители осваивают систему проверенных способов воспитания, которые актуальны для них самих, общества, всего мира, осваивают различные механизмы поиска знаний о воспитании детей» [4, c. 66-70].

В работе с родителями используется такая форма как «Уголок для родителей», в нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Частой формой при работе с родителями являются «Выставки, вернисажи детских работ», данные выставки демонстрируют особенности освоения программы детьми, их достижения при реализации программы.

В работе по просвещению также часто используют «Памятки для родителей», это своего рода правила по какой-либо теме. «Папки-передвижки», там размещается информация о особенностях развития детей и т.д.

И.П. Арнаутова отмечает, что очень популярны форматы: «День открытых дверей», «Консультации», «Педагогические беседы», в процессе дня открытых дверей родителям проводят экскурсию по дошкольной организации, знакомят с особенностями обучения и воспитания в данной организации, отвечают на интересующие вопросы, педагогические беседы организуют для просвещения родителей по актуальным вопросам, по запросу родителей, консультации проходят по заблаговременному запросу или по назревшей проблеме как со стороны родителей так и со стороны воспитателей [8, c. 3-8].

Еще одним форматов по активному просвещению родителей является «Неделя психологии», в данном формате участвуют психологи и родители, психологи просвещают родителей по интересующим психологическим вопросам воспитания и развития детей.

Еще одним форматом является «Педагогическая библиотека для родителей», данный формат необходим для обращения родителей к педагогической литературе по вопросам психолого-педагогического просвещения [8, c. 3-8].

Далее рассмотрим такие форматы как: «Круглый стол», во время которого родители могут обсудить проблемные моменты и наметить пути решения; «мастер-класс», в данном формате педагоги организуются мероприятие по представлению решений определенных проблем воспитания детей [8, с. 3-8].

Следующим форматом являются «досуговые формы», родители с помощью данного формата устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, также очень популярным фоматом являются «Выставки работ родителей и детей», в данном формате родители показывают результаты совместной деятельности с детьми [8, с. 3-8].

Еще одним популярным форматом являются «Совместные походы и экскурсии», в данном формате родители могут укрепить детско-родительские отношения, тем самым стать более просвещенным в данной области.

И.П. Арнаутова отмечает, что выбор и применение различных форм работы с родителями опирается на ряд общих условий:

— знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств

— личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером;

— педагогическая культура родителей (педагогический потенциал семьи) оказывает решающее влияние на выбор методов, средств и форм воспитания [8, с. 3-8].

Необходимо отметить целесообразное сочетание разных форм работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями организовывается живое общение. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов, и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон [8, с. 9].

Таким образом, мы рассмотрели особенности психолого-педагогического просвещения, отметили, что психолого-педагогическое просвещение это определенные мероприятии по обогащению знаний родителей в сфере воспитания детей дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы