Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современная тревел-журналистика в разных типах изданий: особенности форматов и тенденции развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ.. 7
1.1. Теоретические
подходы к современной тревел-журналистике. 7
1.2. Жанровые
характеристики тревел-журналистики. 10
1.3. Тенденции
развития и функционирования тревел-журналистики. 17
ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМАТОВ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В РАЗНЫХ ТИПАХ СМИ.. 25
2.1. Особенности телевизионного
формата тревел-журналистики на примере передачи «Орел и решка». 25
2.2. Тревел-журналистика в печатном
издании «National Geographic». 37
2.3. Новые форматы
тревел-журналистики на примере блогера Антона Птушкина на YouTube. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 65
Введение:
Актуальность
темы исследования. Заинтересованного, любознательного
человека интересует то, что происходит в мире, в тех уголках планеты, где он
никогда не был. История, культура и быт разных народов, знаменитые
достопримечательности, национальные особенности – все это можно узнать из
тревел-направления современной журналистики. Это уникальный контент о
путешествиях, который затрагивает темы географии, истории, культуры, туризма,
отсюда неугасаемый интерес и востребованность в обществе.
Тревел-журналистика характеризуется
синтетическим характером: она сочетает в себе не только развлечение аудитории,
но и просвещение, донесение до читателя новых знаний и фактов о мире. В настоящее время одними из
самых популярных и востребованных изданий в направлении тревел-журналистики по праву
являются авторитетные печатные издания, телевизионные передачи и видео блоги,
посвященные путешествиям, открытиям и исследованиям. И с этой точки зрения
интересной является трансформация тревел-журналистики под тенденции
современного медиа мира с учетом развития информационного общества.
Развитие технологий и
расширение способов информирования аудитории оказало существенное влияние на
становление тревел-журналистики. Несмотря на то, что особый интерес традиционно
представляют печатные материалы в периодических изданиях и различные
телевизионные программы, выделенные для передач о мире, очень востребованными
среди заинтересованной аудитории, преимущественно молодежи, становятся
тематические каналы блогеров в YouTube. Соответственно, свою
значимую роль в развитии тревел-журналистики сыграло интернет-пространство и
блогосфера, поскольку все большую популярность приобретают блоги о путешествиях.
Сегодня контекстуальная мультимедийность и возможность постоянно быть в курсе
событий привлекает и развлекает современную аудиторию.
Научная новизна
данной работы связана с тем, что тревел-журналистика сегодня все больше приобретает
популярность, аудитория становится все более заинтересованной, однако, она
разная: у телевидения – своя, как и у печатных изданий и интернета. Поэтому
интересно рассмотреть специфику репрезентации таких материалов в соответствии с
современной действительностью.
Цель данного
исследования заключается в изучении развития разных форматов
тревел-журналистики на примере печатных изданий, телевизионных программ и
современных медиа.
Исходя из поставленной
цели следует выделить следующие задачи:
— изучить теоретические
подходы к современной тревел-журналистике;
— рассмотреть жанровые
характеристики тревел-журналистики;
— проанализировать
тенденции развития и функционирования тревел-журналистики;
— выявить особенности
телевизионного формата тревел-журналистики на примере передачи «Орел и решка»;
— определить тенденции
тревел-журналистики в печатном издании «National Geographic»;
— определить новые
форматы тревел-журналистики на примере блогера Антона Птушкина на YouTube.
Объект
исследования: телевизионное, печатное и медиа издания;
Предмет
исследования: особенности подачи материалов на
тревел-тематику.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ,
синтез);
— практические
(контент-анализ, дискурс-анализ). Были изучены видео-материалы в блогосфере, на
телевидении, в том числе с речевой и коммуникативной позиции, а также тексты
статей в печатном издании.
Теоретическая
основа исследования. В данном исследовании использованы труды:
Н.В. Кривцова,[1] Н.М.
Масловой,[2]
М.А. Журавлевой,[3] В.Я.
Канторович,[4] А.А.
Тертычного,[5] В.В. Ворошилова,[6]
В.А. Бабенко,[7] З.С.
Смелковой, Л.В. Ассуировой и М.Р. Савовой, О.А. Сальниковой[8]
и других исследователей, которые изучали вопросы развития и специфику
тревел-журналистики.
Н.В. Кривцов в книге «Тревел-журналистика:
специфика направления и его проблемы» изучал, в чем заключаются особенности
именно тревел направления в журналистике. Н.М. Малова в книге «Путевые заметки
как публицистическая форма» приводила специфику путевых заметок, которые
являются, по сути, предшественниками тревел-журналистики. М.А. Журавлева исследовала,
как развивался блогинг, приводила яркие примеры блогов, что позволило в рамках
исследования проследить медиа формат тревел-журналистики. Исследование А.А.
Тертычного «Жанры периодической печати» позволило изучить журнальное печатное
издание.
Эмпирическая
база исследования: телевизионная передача «Орел и решка», печатное
издание «National Geographic», блог Антона Птушкина на YouTube.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. Данная работа
систематизирует специфику репрезентации и адаптации контента
тревел-журналистики под особенности разных форматов с целью лучшего восприятия
аудиторией. Выводы, полученные в исследовании, могут лечь в основу дальнейшей
разработки проблемы представленности тревел-журналистики в медиа сфере.
Гипотеза
исследования заключается в том, что разные типы изданий
влияют на специфику репрезентации тревел направления в журналистике.
Структура
исследования. Данная работа состоит из введения,
основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и
источников. [1] Кривцов Н.В. Тревел-журналистика:
специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики.
– М., 2017. – Т. 6. – № 3. – 450 с. [2] Маслова Н.М. Путевые заметки как
публицистическая форма. – М., 1977. – 184 с. [3] Журавлева М.А. Краткая история
блогинга [Электронный ресурс]. // М.: Интернет-агенство TexTerra, 2016. URL:
https://texterra.ru/blog/kratkaya-istoriya-razvitiya-bloginga.html (дата
обращения: 07.02.2021). [4] Канторович В.Я. Заметки писателя о
современном очерке. – М.: Сов. писатель, 1973. – 211 с. [5] Тертычный А.А. Жанры периодической
печати: учеб. Пособие. – М., 2000. – 452
с. [6] Ворошилов В.В. Журналистика: учеб.
пособие. – М., 2004. – 188 с. [7] Бабенко В.А. Эволюция жанра
путевой очерк в документальной телепублицистике // Филологические науки. –
2018. — №1. – С.45-48. [8] Смелкова З.С., Ассуирова Л.В.,
Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. – М., 2000. – 126 с.
Заключение:
В ходе решения первой
задачи были изучены теоретические подходы к современной тревел-журналистике. Выяснено,
что тревел-журналистика развивалась постепенно и концу прошлого столетия
приобрела свое самостоятельное
направление, тревел-журналистика стала классифицироваться только в последнем
десятилетии прошлого века, когда активно развивался туризм, и журналистика
адекватно и естественно откликалась на социальные изменения в обществе,
поскольку необходимо подстраиваться под запросы своей аудитории.
Тревел-журналистика – это
журналистика о путешествиях, к которой имеется устойчивый интерес аудитории. В
настоящее время направление тревел продолжает учитывать интересы аудитории, а
запросы при этом видоизменились, развернувшись в сторону медиатизации: человеку
удобно знать, что происходит в мире, какова природа и особенности того или
иного места, и он узнает это не только используя научные сведения (зачастую,
это последнее, чем бы интересовался простой человек, не имеющий научного
интереса), но и открытые источники. И такими источниками являются печатные
издания, телевидение и интернет. Определено, что развитие тревел-журналистики достаточно
обширное, и этот путь в полной мере соответствовал контексту эпохи и интересу
аудитории.
В ходе решения второй задачи, которая заключалась в рассмотрении
жанровых характеристик тревел-журналистики, учитывая активно протекающий
процесс медиаконвергенции, было выяснено, что все большую актуальность стали
приобретать медиа, и их целью является преимущественно развлечение, интересное
времяпровождение, нежели образование. И, учитывая запрос своей целевой
аудитории, тревел-журналистика постоянно была вынуждена искать золотую середину
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 1.1. Теоретические подходы к современной тревел-журналистике Тревел-журналистика является особым
направлением, в рамках которого журналист формирует контент, предоставляющий
массовой аудитории информацию о путешествиях. При этом могут затрагиваться
исторические, географические, культурные, искусствоведческие, туристические,
этические, философские и многие другие темы.[1] Сегодня тревел-журналистика
занимает отдельную позицию среди всех направлений и является одной из самых
популярных специализаций профессии журналиста.
Освещая историю развития тревел-журналистики
в практике телевидения, необходимо обратить внимание на то, что она
преимущественно брала свое начало с того периода, когда на федеральных
телевизионных каналах готовились научно-популярные и учебные программы.
Следует обратить внимание на то, что
в период 1950-1980-х годов просветительская и социально-педагогическая функции являлись
приоритетными. Однако же, как
самостоятельное направление, тревел-журналистика стала классифицироваться
только в последнем десятилетии прошлого века, когда активно развивался туризм, и
журналистика естественным образом откликалась на эти процессы.[2]
В 1980-2000-х годах на российском
телевидении появились иностранные программы, что постепенно привело к
конкуренции на телевидении в тревел-сфере, поскольку у зрителей появился выбор
приоритетного просмотра контента о путешествиях.
Достаточно характерным проектом в
это время можно считать телевизионную передачу «Непутевые заметки» журналиста
Д. Крылова, которая выходила на Первом канале. Также интересны с точки зрения
интерактивности телевизионные программы М. Кожухова («Вокруг света», «В поисках
приключений»), благодаря которым стало активно развиваться погружение ведущего
в реальное пространство.
Сегодня популярным явлением в развитии
тревел-журналистики можно считать тенденцию блогинга.[3] Тревел-блоги представляют
собой, по сути, виртуальные дневниковые записи, заметки, комментарии,
сопровождаемые личными воззрениями пользователей.[4]
В.Я. Канторович трактовал данное понятие таким
образом, что тревел-журналистика представляет собой особую форму литературного
жанра, поэзией гражданского плана, которая выражает восприятие самого автора-писателя,
определяет то, как он относится к освещаемой проблеме, пропуская ее через
призму социального времени и собственного мировоззрения.[5]
А.А. Тертычный обращал внимание на то, что тревел-журналистика –
это художественно-публицистический жанр журналистского творчества, который
представляет в описательном событийный ряд, переживая за [1] Показаньева И. В. Проблемное
поле тревел-журналистики как явления современного медиапространства.
[Электронный ресурс]. // «Медиаскоп». №3. 2013. URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 07.02.2021). [2]
Кривцов Н.В. Тревел-журналистика: специфика направления и его проблемы //
Вопросы теории и практики журналистики. М., 2017. Т. 6. № 3. С. 351. [3]
Журавлева М.А. Краткая история блогинга [Электронный ресурс]. // М.:
Интернет-агенство TexTerra, 2016. URL: https://texterra.ru/blog/kratkaya-istoriya-razvitiya-bloginga.html (дата обращения: 07.02.2021). [4]
Показаньева И. В. Указ. Соч. [5] Канторович В.Я. Заметки писателя о
современном очерке. – М.: Сов. писатель, 1973. – С. 164.