Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Современная автомобильная журналистика: функции и перспективы развития в цифровых медиа России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты отраслевой журналистики. 8
1.1.
Особенности развития отраслевой журналистики в России. 8
1.2.
Отраслевые средства массовой информации как вид информационного продукта. 12
1.3.
Функции автомобильной журналистики. 17
2.
Характеристика современной автомобильной журналистики в российском цифровом
медиапространстве. 22
2.1.
Отечественная автомобильная журналистика в печати и на телевидении 22
2.2.
Место автомобильной журналистики в цифровых медиа. 28
2.3.
Жанровые пересечения журналистики и блогосферы.. 39
3.
Перспективы развития автомобильной журналистики в России. 55
3.1.
Существующие проблемы развития автомобильной журналистики в условиях развития
цифровых медиа. 55
3.2.
Направления развития контента автотематики. 56
Заключение. 69
Список
использованной литературы.. 72
Введение:
Актуальность исследования
обусловлена тем, что на современном этапе, как и во всем мире, стремительно
растет спрос на узкоспециализированные издания. Это понятно, ведь за получением
любой информации можно использовать преимущественно Интернет (сайты, чаты,
форумы). Серьезную конкуренцию интернет-ресурсам составляют и специализированные
издания и их электронные версии. Естественно, что каждый человек перед
реализацией важного события в жизни, например далеким путешествием или покупкой
важной вещи (дома, квартиры, автомобиля), стремится посоветоваться со
специалистами, услышать мнение экспертов. Вполне очевидным является тот факт,
что необходимую информацию человек может почерпнуть как из интернет-ресурсов,
так и со страниц специализированных журналов. Именно к таким изданиям относятся
автомобильные.
На современном этапе растет
спрос на автомобильном рынке. Поэтому не удивительно, что перед покупкой
автомобиля человек стремится более подробно ознакомиться со своей будущей
собственностью, проконсультироваться со специалистами, услышать мнение
экспертов, а также почерпнуть необходимую информацию человек может со страницах
в автомобильном журнале.
В подобных изданиях
достаточно часто можно встретить публикации такого жанра, как обзор, прибегая к
которому авторы знакомят читателей с новинками на автомобильном рынке,
информируют о ценах, проводят сравнение между автомобилями известных марок.
Российская автомобильная
журналистика начала свое развитие с начала ХХ века, и это скорее обусловлено
историческими факторами, т.к. автомобилестроение в нашей стране было еще не
развито, и на начало 1920 года насчитывалось в стране не более 20000
автомобилей, именно поэтому данные издания были скорее энциклопедическими.
Первый автомобильный журнал, который начал издаваться в нашей стране «За рулем»
(1928 год). Уже в первом номере журнала, журналист поставили вопрос об
автомобилизации в нашей стране.
Уже в первом номере, были
опубликованы новости об мировой автомобильной промышленности, совещались
новости о дорогах, путешествиях, журналисты, которые стали публиковать новости,
в основном освещали путешествия по своим поездам, а так же обзоры
автомобилестроения в основном достижениях Генри Форда.
В 1931 году «За рулем» на
своих страницах заговорили о переднем и полном приводе, а в 1936 году-о
прицепах для легковых автомобилей. В 1936 году журнал попытался
стандартизировать обложку. Большинство выпусков с 1936 по 1940 год были
опубликованы в универсальной обложке без изображения.
С начала ВОВ журнал перестал
публиковаться, а вышел только в 1956 году, и уже в новом дизайне. В журнале
стали публиковаться новости автомастерских, о запчастях, которых не хватало на
отечественном рынке, о различных нововведениях, которые были за рубежом.
А уже с с 1960-е годов в
журнале «За рулем» освещаются новости мировых автосалонов, Парижа и Женевы,
стали публиковаться тест-драйвы, освещаться успехи отечественного
автопрома «Ока», «Таврия», «Жигули» и «Нива»,
в 1990-е годы внимание привлекали иномарки, которые занимали обложки
большинства выпусков.
Сейчас журнал «За рулем»
является ведущим автомобильным изданием в России. Аудитория одного выпуска
составляет более 7 миллионов человек, по данным TNS Media-NRS (Россия, Москва,
Санкт-Петербург, май-октябрь 2012 года). Стали появляться новые автомобильные
издания, стали открываться специализированные телеканалы и программы, в том числе
специализированные сайты и интернет-издания, тематика которых мало изменилась.
Кроме того, автомобильные
темы стали очень популярными среди блогеров, которые не являются журналистами,
но, скорее, их можно отнести к людям, которые любят автомобили. YouTube-каналы
автоэкспертов и блогеров, которые делают обзоры автомобилей, популярны среди
зрителей. Многие известные автомобильные блогеры завоевали популярность не
только благодаря своим высококачественным видео, но и благодаря своему личному
обаянию и харизме.
В своих блогах авторы, как
правило, освещают те же вопросы, что и журналисты в публикациях: события из
автомобильного мира, особенности эксплуатации различных автомобилей, обзоры
автомобилей. Блогеры, а также журналисты проводят тест-драйвы новых автомобилей
на реальных дорогах, которые в России часто не дотягивают до идеала. В качестве
объекта для тестирования выбраны автомобили всех ценовых сегментов, новые и
подержанные, произведенные в России и собранные за рубежом.
Таким образом, в данном
исследовании представлена попытка проследить эволюцию и современное состояние
автомобильной журналистики, а так же выяснить, как она изменилась в условиях
конвергенции.
Анализ последних
исследований по проблематике работы. Обзору в целом как жанру уделяли немало внимания
советские исследователи журналистки, что вполне оправданно, ибо именно в тот
период обозначенный жанр претерпел наибольший расцвет. В частности, его
исследовали А. Аграновский, М. Подолян, А. Москаленко.
Современные изданиях,
которые относятся к автомобильной журналистике, имеют несколько направлений:
мероприятия, освещение новых автомобилей, тюнинги, моторы, а так же специфика
прохождения зарубежными автомобилями российских дорого.
Говоря об обособленности
автомобильной журналистики, И.А. Яковленко в своем обзоре выделает две
специфические черты: первая, связана с особенностями рекламы в данном сегменте,
которая представлена рекламой автомобилей и товаров для них. Вторая — связан
непосредственно с обзором самих автомобилей.
Учитывая это в специализированных
изданиях довольно часто случается такой жанр, как обзор. Ведь он
характеризуется краткостью, лаконичностью, конкретностью и ориентирован на
аудиторию, которая из-за своей чрезмерной занятости не читает большие по объему
материалы, но в тоже время стремится быть информирована о последних новостях на
рынке, потребителем которого она является. Собственно, обращаясь к этому жанру,
авторы специализированных изданий знакомят читателей с новинками рынка,
информируют о ценах, проводят сравнение между товарами и услугами, которые
предлагаются.
С другой стороны, не
современная автомобильная журналистика «уходит» в сеть, этот переход связан не
только с появлением официальных страниц и страниц в социальных сетях многих
изданий, но и с появлением, в последнее время, многочисленных блогеров, которые
связаны со своей профессионально деятельностью или по интересам с автомобилями.
Таким образом, меняется формат, жанровые особенности и тематика самой
автомобильной журналистики. Говоря о таких изменениях, существует необходимость
выявить современные аспекты автомобильной журналистики, но и выявить условия ее
дальнейшего существования.
Объектом данной работы
выступила автомобильная журналистика, как тип отраслевой журналистики.
Предмет исследования —
особенности функционирования и развития современной автомобильной журналистики.
Цель исследования — определить
особенности функционирования и развития современной автомобильной журналистики.
Цель исследования
обусловливает решение следующих задач:
1. изучить особенности понятия
«отраслевая журналистика»,
2. определить особенности
функционирования современной автомобильной журналистики в печатных СМИ и на
телевидении,
3. выявить специфику
функционирования автомобильной журналистики в сети Интернет,
4. определить специфику автомобильной
журналистики в блогосфере,
5. выявить проблемы и
перспективы развития современной автомобильной журналистики.
Методы исследования: содержательный анализ,
сравнительно-сопоставительный анализ, дедукция.
Новизна представленной
работы заключается в том, что в работе впервые представлен анализ конвергенции
автомобильной журналистики в эпоху их перехода в сеть.
Практическая значимость
заключается в том, что выводы могут быть использованы в курсе журналистики, в
том числе и отраслевой.
Хронологические рамки
данного исследования охватывают период с начала ХХ века (с появлением первого
автомобильного журнала «За рулем») и до настоящего времени (возникновение
современных типов и видов автомобильных изданий).
Эмпирическую базу
исследования представляют печатные, электронные издания, посвященные
автомобильной тематике.
Исследование состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, отраслевое
периодическое издание — это периодическое печатное издание, наполнение которого
является сформированным для определенной профессиональной аудитории, содержит
информацию о новых товарах, услугах или компании. Основные задачи отраслевых
изданий — определение перспективных направлений развития той или иной отрасли,
обмен положительным профессиональным опытом между ее специалистами,
рекламирование новых технологий и средств, дидактическое сопровождение
профессиональной деятельности. В этих изданиях публикуют и разъясняют
нормативные законодательные акты, необходимые для налаженной ежедневной работы
специалистов
Ведущие темы научных
исследований отраслевой прессы — терминологические основы, история и
классификация отраслевой прессы. При этом отраслевая пресса предстает отдельным
видом печатной периодики, который продолжает пользоваться спросом среди своей
целевой аудитории. Учеными осуществлен анализ влияния отраслевой периодики на
общественное мнение специалистов и доказано, что эта пресса способна влиять на
аудиторию и формировать предвзятое впечатление об описанных товарах или
услугах.
С распространением интернета
и социальных медиа редакции отраслевой прессы начали развивать отраслевые
интернет-порталы, страницы и группы отраслевых изданий в социальных сетях и
завели практику распространять электронные копии бумажных журналов и газет.
Многие автомобильные журналы предоставляют информацию о ремонтах
автомобилей. Такие статьи основаны на новейших диагностических технологиях с
использованием служебных данных изготовителя и опыта профессиональных мастеров.
В таких разделах можно получить сведения о ремонтных мастерских, оценку их
качества работы, советы об уходе и по обслуживанию авто, сокращению расходов на
сервис, относительно эффективности использования топлива и даже о выборе
страховки транспортного средства.
Данные об автомобильной промышленности, разработка, производство,
маркетинг и продажа автомобилей — такие темы широко доступны в автожурналах,
как и новости, отзывы, фотографии последних выпусков разных производителей.
Читатели могут увидеть информацию о компаниях, их дизайнерах, использовании ими
новейших технологий в разработке новых моделей и прочее.
Хотя читатели автожурналов в основном имеют автомобиль для практического
пользования, многие из них интересуются коллекционными моделями. Старинные и
раритетные автомобили, автомобильные аукционы, мини-кары, красиво оформленные
роскошные купе, спортивные модели и редкие экземпляры продолжают лидировать
среди популярных тем.
Итак, автомобильные журналы нацелены
на одну аудиторию – автолюбителей, они могут быть поделены по таким свойствам,
как тираж, периодичность, характер контента и способы распространения.
блогерство и журналистика
имеют ряд общих факторов, в частности: свободное владение, сбор и обработку
информации, а также различную тематику освещение. Тем не менее, блогеры имеют
больше воли от журналистов, чем и провоцируют создание новых независимых
творческих проектов в соцсетях (преимущественно).
Можно сказать, что основными
составляющими успешного видеообзора автомобильной тематики являются: имидж
ведущего, стиль подачи информации журналистом-видеоблогером, разнообразие
моделей автомобилей, интересные гости — эксперты, информационная насыщенность и
полнота раскрытия темы, а также правильное использование стилистических приемов
в речи, ведь, какой бы ни была картинка, мы все равно смотрим автообзор. Знание
терминологии и умение просто и правильно представить зрителю свою позицию по
отношению к определенным автомобильным вопросам также являются ключевой
составляющей качественного контента, и, в частности, обзоров автомобилей.
Итак, если сравнивать
проблемы в отечественной и зарубежной автомобильной журналистике, то можно
констатировать следующее:
1. аудитория печатных
изданий, как и телеканалов уходит в Интернет, большую популярность обретают
блогеры, которые зачастую не имеют журналистского образования,
2. тематика, рубрики и жанры
в целом во всех зданиях — однотипные,
3. в интернет изданиях,
которые существуют на данный момент всех автомобильных СМИ, есть большое
количество фотографий, роликов, но преобладает жанр — обзор,
4. однако, можно отметить
следующее, что вся тематика, наполняемость очень интересна автомобилистам, т.е.
это единственная ниша, помогающая автомобилистам не только с выбором машины, но
и с советами, в том числе и правовыми.
Фрагмент текста работы:
.
Теоретические аспекты отраслевой журналистики 1.1. Особенности развития отраслевой журналистики в
России Стремительное развитие
информатизации и коммуникативных возможностей в современном обществе приводит к
определенному перенасыщению информацией, также информативный поток становится
все хаотичнее. Поэтому, все большее распространение получают отраслевые средства
массовой информации, которые могут направить внимание человека на его интересы.
На обозначение «отраслевых СМИ» или «отраслевых изданий» различные
исследователи и аналитики употребляют синонимы «специализированный», «профессиональный».
Е.Л. Вартанова в своей работе отмечает, что «профессионально-отраслевые издания
предназначены для работников определенной сферы деятельности и содержат статьи
и другие материалы по вопросам экономики, техники, современных технологий,
организации производства или практической деятельности, методические
разработки. Такие журналы издаются определенными профсоюзами, министерствами и
ведомствами»[1].
Специализированная
профессиональная пресса — важный элемент функционирования профессионального
сообщества.
Из всего многообразия определений
специализированной периодики актуальными для профессиональных изданий, по
словам М.С. Корнева, являются следующие характеристики: систематическое
освещение вопросов профессиональной отрасли, назначение предоставления
информации для специалистов или о специалистах, узкая тематическая и аудиторная
направленность, специфика функций (консолидирующая, просветительская,
учебно-методическая, дидактическая, разъяснительная, позиционирование,
справочно-консультационная, рекламная, консультативная)[2].
Е.В. Ахмадулин обращает
внимание на то, что значение в специализированных периодических изданиях играют
в основном запросы той аудитории на которую они нацелены. То есть учитывая
социальные, идеологиччческие, политические и другие потребности[3].
Л.Е. Кройчик также так же указывает на важность
целевой аудитории, в специфике отнесения издания к специализированным [1]
Вартанова, Е. Л. Теория
СМИ: Актуальные вопросы. / Е.Л. Вартанов. — М.: МедиаМир, 2019. — С. 53 [2]
Корнев, М. С. Понимание журналистики. Что такое
журналистика. / М.С. Корнев//Вестник
Челябинского государственного университета. — 2015. — № 5 (360). Филология.
Искусствоведение. Вып. 94. — С. 229-235. [3]
Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики / Е.В. Ахмадулин. – М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростов-на-Дону : Март, 2018. – С, 77