Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки История России

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Советская культура в годы ВОВ: проблемы изучения и преподавания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Образование, просвещение, наука: изменение задач в условиях военного времени и их реализация 10

1.1. Изменения в образовательной сфере и деятельности школ в годы ВОВ……………………………………………………………………………….10

1.2. Наука в годы Великой Отечественной войны 17

Глава 2. Литература и искусство на службе фронту и тылу 29

2.1. Литература в годы ВОВ как средство поднятия боевого духа и патриотизма 29

2.2. Агитационно-пропагандистская деятельность в иллюстративном виде в годы ВОВ 39

Глава 3. Разработка внеурочного мероприятия по теме «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» для учащихся общеобразовательной школы 46

3.1. План мероприятия 46

3.2. Предполагаемые результаты мероприятия 51

Заключение 53

Список источников и литературы 56

Приложение 59

  

Введение:

 

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью показать школьникам не просто историю войны, но и последствия, которые она оставила нашей стране. Со времен войны прошло много лет, с каждым годом ветеранов становится все меньше, а ее значимость в глазах нового поколения все ниже. Они не знакомы со своими родственниками, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях.

Поэтому, крайне важно показать им во время внеклассных мероприятий всю ее важность для нашей страны, рассказать масштабы кровопролития изменения в культурном и техническом плане, как на момент начала ведения боевых действий, так и во время их завершения на территории Советского Союза.

Культура страны, образование, сфера науки и искусства – все работало только для того, чтобы обеспечить победу стране. Женщины были отправлены на заводы по изготовлению оружия и военной техники, школьники-добровольцы в составе партизанских отрядов осуществляли сбор информации.

Деятели искусства и культуры уходили на фронт добровольцами, чтобы внести свой вклад в победу. Многие не забросили свою прежнюю деятельность, они продолжали ее в процессе войны. Писали стихи в окопах о происходящем вокруг, дабы поддержать и мотивировать других в помощи борьбы с фашизмом.

Художники рисовали плакаты, поднимающие патриотизм и вселяющие в солдат надежду на скорую победу. Все внесли свой собственный вклад в эту победу, таким образом, которым могли.

Главным образом, искусство того времени было направлено на укрепление патриотизма и верности стране, описывали врага таким образом, чтобы ни у кого не возникало сомнения в правильности боевых действий. Советский Союз защищался и не был готов к войне, поэтому, посредством искусства поднималось моральное состояние людей, которые не желали быть на фронте, но чувствовали свой долг перед отечеством.

Поэтому, крайне важно показать школьникам эту войну с разных сторон, не только в виде сухих фактов на уроках истории, но и на внеурочных мероприятиях.

Изученность темы – культура в период войны претерпела большие изменения во всех своих сферах. В печатных источниках эти изменения были отражены в исторической литературе, по большей степени. Многие авторы отразили этот период и событие в своих работах, вне зависимости от жанра или направленности работ. Необходимо отметить работу, написанную С.А. Черник «Советская школа в годы Великой Отечественной войны» В этой работе описывается сложность образовательной сферы в годы Великой отечественной войны, а также все изменения, которые претерпела эта сфера в военные годы. Культура страны напрямую зависит от образованности ее населения, поэтому эта работа необходима для изучения в теоретической части исследовательской работы.

Необходимо отметить, что большая часть литературных работ, поэзии и фронтовых писем на момент проведения военных действий, были опубликованы в различных газетах. Одной из таких была «Литература и искусство» . До сегодняшних дней сохранились оцифрованные страницы газет за 1943 год, в которых публиковались истории с фронта, планы наступлений с визуальным сопровождением, поэзию с фронта, агитационные и антифашистские плакаты, письма на фронт и многое другое.

Поэзия с фронта, записи художественных текстов, различных писем набирали свою популярность в военные время, но и после ее завершения не теряли своей актуальности для народа. Поэтому, многие теоретики писали свои работы на базе печатных фронтовых работ.

Они описывали жизнь солдат, простых людей, агитировали на борьбу с фашистской Германией. Эта тема в работах исследователей никогда не потеряет своей актуальности, жизнь человека на войне актуальна для теоретиков и сейчас.

Для получения более точной и достоверной информации по настроению советских солдат перед началом войны, а также информация по поводу поднятия их боевого духа, была проанализирована работа В. М. Малкова «Письма с фронта: 1941— 1945» , а также «Солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны» Е. В. Шкуринской . Для того, чтобы понимать войну с двух сторон, для работы была взята книга «Разгром немцев под Сталинградом. Признания врага» . В ней содержатся письма немецких солдат по поводу этой войны.

Многие писатели после войны публиковали свои военные записи, в которых можно было прочитать их мысли и то, через что им пришлось пройты в эти годы. К.Симонов в книге «Разные дни войны. Том II» рассказывает о сложностях проведения военных действий и их разницу, по сравнению с обычной жизнью.

Литература необходима была для поднятия боевого духа во время проведения боевых действий, этому свидетельствует информация из«История русской советской литературы» П.С. Выходцева, который отметил в данной работе, какое количество художественной литературы было выпущено за период Великой Отечественной Войны.

Таким образом, можно отметить, что культура в годы ВОВ исследуется многими теоретиками с момента завершения войны и по наши дни, но при этом, нельзя сказать, что какой-то конкретный жанр печатных работ исследователями рассматривался комплексно. Поэтому, следует отметить, что хоть эти темы изучаются уже много лет, раскрыты они еще не до конца.

Агитационные плакаты выпускались во время войны многими изданиями, одни из самых известных в то время было издательство «Искусство», на базе которого были опубликованы несколько тысяч плакатов. На эту тему были написаны следующие работы « Боевой карандаш» Л. Д. Каминский, В. И. Кюннап, М. Р. Романов , «Советские плакаты» Г.Л. Демосфенова , «Советские художники в годы Великой Отечественной войны. И.В. Топчиева ». В которых были опубликованы плакаты, которые использовались для поднятия боевого духа солдат, повышения уровня ненависти к немецким войскам, что могло помочь побде в боевых действиях.

Во многих работах на эту темы отмечается сложность выражения себя через агитационную тематику. Из-за чего, иллюстративная деятельность как искусство в эти годы была на низком уровне. В основном, плакаты были направлены на поднятие патриотизма и веры в победу, а не на личное самовыражение художников.

Таким образом, но основе литературы можно сделать выводы, что эта сфера изучалась достаточно много как в послевоенное время, так и сейчас. Не смотря на большое количество теоретиков, изучающих эту сферу, многие ее аспекты до сих пор изучены мало.

Объект исследования – Преподавание великой отечественной войны в школах.

Предмет исследования – Проблематика изучения и преподавания советской культуры в годы великой отечественной войны

Цель исследования – провести теоретический анализ советской культуры в годы ВОВ и разработать мероприятие по теме «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» для учащихся общеобразовательной школы

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить изменение образования, просвещения и научных сфер в период войны

2. Рассмотреть литературу и искусство в годы ВОВ

3. Разработать внеурочное мероприятие для участников общеобразовательной школы по теме «Советская культура в годы Великой Отечественной войны»

Хронологические рамки работы охватывают период с начала Великой отечественной войны 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 год, которая входила в состав Второй мировой войны. Для лучшего описания советской культуры в эти годы исследуются не только время, которое входит в вышеуказанные рамки. В работе может встретиться описательная часть послевоенного времени для наиболее полной картины советской культуры.

Территориальные рамки работы охватывают территорию Советского Союза, Восточную и Центральную Европу, а также Северный Ледовитый океан.

Методы исследования. На начальном этапе работы был проведен теоретический анализ и синтез источников, благодаря которым удалось наиболее детально рассмотреть предмет изучения, сделать выводы по каждой из теоретических глав работы. Изучение документов и других архивных источников (в лице печатных периодических изданий) дали хорошую базу для написания работы не только в теоретическом виде, но и в виде изученных и проанализированных иллюстраций для написания работы.

Для написания эмпирической части работы использовались методы обобщения, сравнения, изучение практической базы для разработки мероприятия по советской культуре в годы Великой Отечественной войны.

Источниковую базу выпускной квалификационной работы составили: печатные периодические издания, которые функционировали во время войны, освящая в своих изданиях не только военные действия, но и предметы творческой деятельности, среди которых можно отметить стихи и литературные произведения, а также иллюстрации в виде плакатов, среди которых плакаты можно было разделить на несколько разных видов:

Агитационные, среди которых самым известным был плакат начала войны «Родина-мать зовет!» . На котором была изображена женщина, олицетворявшая саму страну. Всем видом она показывает, что ей нужна помощь от ее народа в избавлении от фашизма. При этом выражение лица женщины спокойно, оно выражает уверенность и жесткость.

Плакат «Отстоим Москву!» , необходимо также отнести к этой категории, на нем изображается мужчина, солдат, всем видом показывающих, что он уже был в боевых действиях и снова встает на защиту своей родины.

Некоторые плакаты, которые использовались во время ВОВ были созданы для того, чтобы разжечь ненависть в солдатах и желание жестоко защищать свою родину. Такие плакаты вселяют ужас в мирное время, но в годы войны были очень хорошим методом, который использовали для поднятия боевого духа. Среди таких плакатов стоит отметить: «Воин Красной Армии — спаси!» , «Бей насмерть!» , «За Родину!» , «На Запад!» , «Смерть детоубийцам!» «Не уйти фашистскому зверю от расплаты!» , «Смерть немецко-фашистским захватчикам!» , «Боец, оказавшийся в окружении, борись до последней капли крови!»

Эти плакаты публиковались в различных газетах и журналах, среди которых можно отметить: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Красная звезда» и др.

Широкое распространение получили в Ленинграде серийные выпуски «Боевого карандаша», которые публиковали плакаты военной направленности.

Плакатная деятельность в годы войны была намного более глубокой, чем сейчас, каждый плакат показывает проблему общества или военной действительности, либо наглядно показывает, за что воевал в те годы военный человек, предостерегает его от ошибок или толкает на определенные действия. В те годы, плакаты были основой и самой мощной агитацией для борьбы с фашистской Германией

Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы преподавателями общеобразовательных школ для проведения внеурочных мероприятий по данному направлению, а также при написании различных теоретических работ, научных исследований и курсовых работ по данной тематике.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, и приложения. Во введении работы обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены цель и задачи исследования. В первой главе изучена теоретическая основа для исследования, а именно, образование, просвещение и наука в условиях военного времени. Для этого рассмотрены изменения в образовательной сфере и науки в годы ВОВ. Для этого были проанализированы различные теоретические источники и определения терминологии.

Вторая глава исследования направлена на изучение литературы и искусства в военное время. Рассмотрена литература как средство поднятия боевого духа и патриотизма, а также агитационно-пропагандистская деятельность в иллюстративном виде в годы ВОВ. Для этого были рассмотрена многие теоретические источники, периодические издания того времени, а также иллюстративная деятельность, направленная на агитацию народа.

Третья глава работы является практической и направлена на разработку внеурочного мероприятия по теме «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» для учащихся общеобразовательной школы. Для этого был разработан подробный план мероприятия в первом параграфе главы. А также были прописаны предполагаемые результаты школьного мероприятия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Советская культура в годы Великой Отечественной Войны подверглась огромным изменениям, из-за начала военных действий на территории страны. Но, не смотря на это, страна продолжала развиваться по многим направлениям, не считая военное.

Первая глава работы была направлена на теоретическое изучение образования, просветительской деятельности, научи, а также их изменение в условиях войны. Первый параграф отражает исследование изменений в образовательной сфере и деятельности школ в годы ВОВ.

В этом параграфе отражены все изменения, которые коснулись общеобразовательных организаций, а также дается информация о появлении новых учебных заведений и их количества в это время. Изменения, произошедшие в школьной программе, реформа школьного образования, а также результаты собраний, которые касаются подростковой безграмотности и пути решения этой проблемы.

Для повышения уровня знаний школьной программы, в это время проводится полная модернизация образовательной программы, а также разработка и замена учебников, которые утверждает лично нарком. Перестройка школьной программы была обусловлена тем, что школьная программа составляла 7 лет обучения, а дальше были введены специальные выпускные экзамены для проверки знаний школьников при выпуске из из образовательного учреждения.

Второй параграф первой главы направлен на изучение науки в годы Великой Отечественной Войны. Ученые многих сфер работали на протяжении всей войны над своими разработками. При этом, добившись больших успехов в этом деле. Сфера математики, геологии, медицины, механики, физики и другие, совместными усилиями создавали все необходимое для завершения этой войны, открытию новых необходимых медикаментов, военной техники, припасов, а также продовольствия для обеспечения солдат.

Все открытия и успехи ученых в этих направлениях отражены в данном параграфе главы.

Вторая глава направлена на изучение литературы и искусства на службе фронту и тылу. Первый параграф рассматривает литературу в рамках поднятия боевого духа солдат и патриотизма через печатные материалы.

Литература в те годы транслировалась двумя способами, которые могли дойти до солдат армии: через радиостанции и через печатные СМИ, в виде газет и журналов. Главной задачей литературы было поднятие боевого духа и патриотизма, а также подогревание ненависти к армии захватчиков. За время войны писателями было выпущено 160 мл работ, что показывает, насколько важна была литература для советского солдата в качестве поднятия его боевого настроя и морального поддержания.

2 параграф второй главы направлен на рассмотрение агитационно-пропагандистской деятельности в иллюстративном виде в годы войны. В этом параграфе рассматриваются плакаты и места их публикации в годы войны. Плакатная деятельность как часть советской пропаганды была направлена на 3 различные действия, среди которых: агитация, поднятие боевого духа, а также укрепление ненависти к армии врага.

По мере проведения боевых действий, плакаты становились все более жесткими по своему наполнению. При этом полностью отражая происходившее в действительности. Стоит отметить, что плакаты были одним из лучших способов пропаганды и мотивации к победе русского народа. Именно они в самом начале войны, благодаря своему визуальному сопровождению и лозунгам давали мотивацию народу идти добровольцами на фронт. Они помогали повысить уровень патриотизма и веру в победу, а также они помогали разжечь ненависть к фашистской армии и желание отчистить землю от их бесчинств.

Третья глава работы направлена на разработку внеурочного мероприятия по теме «Советская культура в годы Великой Отечественной войны» для учащихся общеобразовательной школы. В которой в 1 параграфе отражен план мероприятия, а во втором предполагаемые результаты. Таким образом, мероприятие было разработано на учащихся старшей школы, но при этом в плане мероприятия нет жестоких историй или визуального сопровождения, которые могут негативно повлиять на психику ребенка.

Цель мероприятия: познакомить детей с выдающимися людьми, которые внесли неоценимый вклад в победу русского народа, а также рассказать об их деятельности

Основные задачи мероприятия:

— показать достижения в культурной сфере страны за годы войны

— появление интереса к этой теме у детей

— укрепление патриотизма среди учеников.

Важно показать детям за время короткого мероприятия, что даже в условиях самой жестокой и кровопролитной войны, русский человек продолжал искать способы совершенствования различных сфер, вроде медицины, геологии и других. При этом, работая под обстрелами. Таким образом, в мероприятии кратко показываются достижения русского народа, а также силы духа, что позитивным образом повлияет на уровень патриотизма учеников и проявит интерес к теме истории собственной страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Образование, просвещение, наука: изменение задач в условиях военного времени и их реализация

1.1. Изменения в образовательной сфере и деятельности школ в годы ВОВ

Война негативным образом повлияла на все сферы общественной жизни, привычные для советского человека. Сфера образования не осталась в стороне.

Здания, где ранее находились учебные заведения, включая школы, институты были оккупированы или использовались для сражения, в качестве казарм и т.д.

Обучение приостанавливается по многим направлениям, начинают работать курсы, необходимые для военных действий: стрельба, военные дисциплины, медицина, обучение медсестер, оказания первой помощи солдатам в режиме боевых действий, производство оружия и военной техники.

Большая часть бывших школьников, студентов и преподавателей отправляются на фронт, в партизаны, либо на заводы для помощи стране. Учебные заведения были сокращены, перенесены в восточную часть страны, а срок обучения во время войны снизили до 3-4 лет.

Многие учебные заведения вместо привычной деятельности становятся призывными пунктами, используются для медицинской помощи раненым в формате госпиталей или используются для жизни солдат.

Часть учебных заведений функционировала во время войны, некоторые располагались на территории Беларуси, Украины, в тылу врага. Школьное образование приостанавливало свою деятельность не во всех общеобразовательных учреждениях, учебный план был пересмотрен, добавлена военная подготовка и раздельное обучение мальчиков и девочек в соответствии с необходимыми им на войне навыками.

Во время войны были введены экзамены зрелости, обязательная защита дипломных проектов в высших учебных заведениях. Очень быстро сфера образования была изменена.

К концу войны начинают открываться новые учебные заведения, в том числе школы и институты. Многие дети, не могли учиться привычным для них способом в школах или ВУЗах за счет того, что большая часть мужского населения страны погибла на фронте. Ответственность за семью ложилась на плечи молодых людей. Поэтому, обучение во многих заведениях можно было совмещать с работой.

Во время Великой Отечественной Войны, большая часть бюджета страны, была направлена на военные действия и все необходимое на их осуществление, но при этом, на образование также выделялись финансы.

За 1941-1945 гг. в стране было построено 8412 новых школ на 1 млн 177 тыс. мест . В 1945 г. ассигнования на народное просвещение в РСФСР составили 9 млрд 281 млн рублей (в 1941 г. — 5961 млн руб.) .

Несмотря на сложности, которые были в это время у советского союза, сфера образования была одной из главенствующих. Школьная программа, а также нормы проведения экзаменов и форма обучения в этот момент претерпевала глобальные изменения. Именно в этот период шло формирование советской школы в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, в большей мере.

Среди изменений, которые были введены в те годы, можно отметить несколько наиболее значимых. К примеру, начало обучения, которое стало обязательным для всех детей, которые достигли семилетнего возраста. Оценивание знаний по пятибалльной системе. Экзамены, которые дети сдавали перед выпуском из начальной и средней школ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы