Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной
литературой. 7

1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста  7

1.2. Возрастные особенности выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста. 15

1.3. Лингвистические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста. 23

1.4. Художественная литература как средство совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. 30

1.5. Анализ программ ДОУ и методических разработок в аспекте
проблемы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста  37

Глава 2. Проектировочная работа по совершенствованию выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной
литературой. 45

2.1. Диагностика сформированности выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста. 45

2.2. Комплекс заданий по совершенствованию выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной
литературой. 51

Заключение. 58

Список использованной литературы.. 60

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – один из важнейших этапов в воспитании и развитии личности. На
дошкольном этапе закладывается фундамент знаний, необходимых детям в школе.

Это этап, на котором активно формируются и развиваются все аспекты речи и
ее выразительность. В преподавании естественных наук мы активно ищем пути, формы
и средства развития личностного творческого потенциала. В то же время развитие выразительной
речи у будущих учеников также является одним из важных факторов. Выразительность речи является одним
из коммуникативных качеств речи. Такие особенности
речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя
или читателя.

Человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования
языка и культуры, но и для культуры общения. Вот почему важно развивать навыки вербального
выражения на дошкольном этапе, поскольку это стимулирует развитие связной речи и
позволяет избежать недостатков речи, таких как бессвязные слова, монотонность, недифференцированная
речь, медленная скорость, которые влияют на понимание содержания и эмоционального
значения речи.

Исследования психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов,
Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, и др.) показывают, что к старшему
дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять
и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание выразительной
стороны речи. Н.В. Гавриш, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Е.В. Савушкина, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина доказали,
что формирование выразительной речи имеет важное значение для
развития связной речи, что является основой
воспитания и обучения
детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольники способны более глубоко
осмысливать содержание произведения
литературы оценивать некоторые особенности художественной формы,
выражающей содержание, поэтому
возможность формирования выразительной речи в процессе ознакомления
с художественной литературой возникает именно в
старшем дошкольном возрасте.

В методике развития
речи детей старшего
дошкольного возраста имеются
исследования, посвященные использованию художественной литературы
в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, В.Н. Макаровой, М.Н. Мирошкиной, Е.А. Ставцевой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой
и др. Эти труды свидетельствуют о возможности эффективного использования художественной литературы для совершенствования
выразительности речи дошкольников.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» включает:

— владение речью как средством
общения и культуры;

— обогащение активного словаря;

— знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Проблемой исследования является то, что у большинства детей речь мало выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено.

Это затрудняет не только речевую
активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов
и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности.

Актуальность исследования определяется в необходимости формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного
возраста в процессе знакомства с художественной
литературой.

Объект исследования: процесс совершенствования
выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.

Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе
знакомства с художественной литературой.

Задачи:

— проанализировать литературу по теме исследования;

— изучить особенности психического развития детей старшего
дошкольного

— проанализировать
возрастные особенности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

— изучить
лингвистические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного
возраста

— проанализировать
художественную литературу как средство совершенствования выразительности речи у
детей старшего дошкольного возраста

— провести
анализ программ ДОУ и методических разработок в аспекте проблемы совершенствования
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

— провести
диагностику сформированности выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой.

— разработать комплекс
упражнений, направленный на совершенствование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе
знакомства с художественной литературой.

Теоретическая база исследования: труды
в области психологии (Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.М. Леушина,
В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М.
Теплов, Б.Д. Эльконин).

Методические исследования по проблеме
совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста (В.В. Виноградов, Г.О.
Винокур, Б.Н. Головин, Г.А. Золотова,
Н.С. Карпинская, М.М. Конина, А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Л.И. Тимофеев
О.С. Ушакова, Е.А. Флерина).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме
исследования, изучение и анализ нормативных документов, изучение и анализ педагогической практики выразительности речи детей старшего
дошкольного возраста процессе ознакомления с художественной литературой, диагностика сформированности выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной литературой, методы обработки данных
диагностики (количественные, графические, табличные) и их качественный анализ.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении и разработке комплекса
упражнений по совершенствованию выразительности речи
у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

Предлагаемый комплекс может быть использован воспитателями ДОУ, работающими с детьми старшего дошкольного
возраста, педагогами дополнительного образования.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С развитием ответственности у ребенка появляется возможность оценить свое
личное поведение и поведение в целом, хорошо это или плохо, его основной поведенческой
мотивацией становится социальная мотивация. Шестилетний или семилетний ребенок
может осознать моральное значение ответственности. В играх и повседневной жизни,
в отношениях со знакомыми взрослыми и другими детьми дети приобретают необходимый
опыт для ответственного поведения. То, насколько у него разовьется чувство ответственности
перед школой, будет зависеть от того, как он будет относиться к своим новым обязанностям
в школе.

Ребенок нуждается в дружеском присмотре и положительной оценке со стороны
взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослых — это первый этап поведенческого
и нравственного развития детей.

Достижением дошкольного возраста является
развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой.
Начинает развиваться учебная деятельность.
Появляется и интерес к умственному труду, постепенно формируется готовность к обучению в школе.

Выразительность является одним из компонентов общего развития речи детей дошкольного возраста. Под выразительностью понимаются те особенности структуры речи, которые
позволяют усилить впечатление от сказанного или написанного,
тем самым вызвать и поддержать внимание и интерес
у оппонента, воздействовав не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Характерные особенности выразительности
речи дошкольников старшего возраста заключаются в умении использовать средства выразительности
речи в социально-коммуникационном общении, адекватно применять интонационные приемы
речи, согласно ситуации, либо заданию. Выразительность речи находится на высокой
ступени развития, ребенок может слышать и выражать разнообразные тонкие чувства
и состояния речью.

В старшей
группе детей учат
при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного
произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей
содержание.

Диагностика уровня выразительной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста необходима для того, чтобы в
дальнейшем изучить умения и навыки, которые смогут определить эффективность последующей
педагогической работы с детьми.

Исходя
из проведенного исследования никто из исследуемых
детей не обладает уровнем выразительной стороны речи. Средний уровень наблюдается
у большинства детей, а высокий – у 7 человек.

Такие результаты нельзя назвать утешительными. Однако при
постоянной работе, направленной на корректирование данной стороны речи, а также
речи ребенка в общем, можно добиться успешных результатов.

Работа по формированию выразительности речи посредством художественной литературы
должна иметь комплексный характер и должна быть разработана в соответствии с основными
методическими и педагогическими принципами, особенностями психофизического развития
старших дошкольников, их индивидуальными потребностями и программными требованиями.

Значительная часть успеха в процессе формирования выразительности речи определяется
перспективным планированием. В связи с этим в процессе нашего исследования был разработан
комплекс заданий и занятия по развитию речевой выразительности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы совершенствования выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с художественной
литературой

1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста

Для того чтобы отслеживать развитие детей и создавать необходимые условия,
необходимо определить определенные этапы и их границы. Такое детальное рассмотрение
и исследование возрастных изменений будет способствовать формированию личности,
поскольку позволяет не упустить важную информацию. Хотя развитие каждого ребенка
отличается, существует общая модель развития, которую необходимо учитывать.

В науке есть несколько разных подходов к возрастной периодизации. Наиболее основательным и отсюда правомерным
можно считать подход, предложенный Л.С.
Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения
личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [14]. По
Выготскому возрастная периодизация выглядит так [14]: кризис новорождённости; младенческий
возраст (2 месяца –
1 год); кризис 1 года; раннее детство (1 – 3 года); кризис 3 лет; дошкольный возраст
(3 года – 7 лет); кризис 7 лет;
школьный возраст (8 – 12 лет); кризис 13 лет; пубертатный возраст (14 – 16
лет); кризис 17 лет. Остановимся подробнее
на особенностях старшего
дошкольного возраста [22]. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является
естественным продолжением раннего
возраста в плане общей тревожности к неизведанному, осуществляемой неудержимостью индивидуального потенциала к развитию. Это период, когда дети осваивают социальное
пространство межличностных отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми
и через отношения со сверстниками в игре и общении. Ребенок эмоционально заинтересован
в том, чтобы его уважали окружающие люди, поэтому он понимает необходимость соблюдения
позитивных моральных норм. Когда эта потребность обретет

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы