Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование системы управления муниципальным имуществом в целях экономической безопасности муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
управления муниципальным имуществом как составляющей системы обеспечения
экономической безопасности муниципального образования. 7
1.1 Понятие
и структура системы обеспечения экономической безопасности муниципального
образования. 7
1.2 Муниципальное
имущество и особенности его формирования в муниципальном образовании. 14
1.3
Управление муниципальным имуществом как фактор обеспечения экономической
безопасности муниципального образования. 20
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика
органов управления муниципальным
имуществом в городском округе – г. Волжский и анализ принятой системы
управления муниципальным имуществом. 32
2.1
Организационно- экономическая характеристика органов управления муниципальным
имуществом в городском муниципальном округе – г. Волжский. 32
2.2
Анализ принятой системы управления муниципальным имуществом, принятой в
городском муниципальном округе – г. Волжский. 39
2.3
Оценка системы обеспечения экономической безопасности городского муниципального
округа – г. Волжский. 52
Глава 3. Разработка
мероприятий по совершенствованию управления муниципальным имуществом в
городском муниципальном округе – г. Волжский и оценка предполагаемой
эффективности от их внедрения. 59
3.1
Мероприятия по совершенствованию управления муниципальным имуществом в
городском муниципальном округе – г. Волжский. 59
3.2
Оценка предполагаемой эффективности от внедрения предложенных мероприятий. 72
Заключение. 78
Список использованных
источников. 82
Приложение 1 — Система
экономической безопасности муниципального образования 88
Приложение 2 — Организационная
структура администрации городского округа Волжский. 89
Введение:
Актуальность
исследования. Экономическая безопасность муниципального
образования призвана обеспечить состояние защищенности от негативных
воздействий, от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее прогрессивное
развитие муниципального образования, а вместе с ним личности, общества и
государства.
Обеспечение
экономической безопасности на уровне муниципального управления является весьма
актуальным вопросом, поскольку государство может обеспечить лишь защиту от
наиболее важных и крупных угроз. Защитить население от многих подобных местных
угроз экономической безопасности наиболее эффективным образом могут органы
местного самоуправления, как органы, наиболее приближенные к населению. На
современном этапе недостаточно исследованы теоретические вопросы обеспечению
экономической безопасности муниципального образования, не разработаны
организационно-экономические механизмы. Муниципальное имущество составляет
социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от
имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов
муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического
развития территории, планировать целевые показатели экономического развития
муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление
муниципальным имуществом является условием социально-экономического развития
муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов
местного самоуправления.
Недостаток финансовых ресурсов муниципальных
образований, отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей
местного сообщества определяют необходимость повышения эффективности
использования муниципального имущества, выраженную не только в доходности, но и
в эффективной функционально-целевой деятельности муниципальных унитарных
предприятий и организаций. Поскольку эффективность использования муниципального
имущества зависит от процесса управления, особую актуальность и практическую
значимость приобретают вопросы методологии управления муниципальным имуществом,
включающие: формирование методических основ оценки эффективности управления
муниципальным имуществом, определение направлений повышения эффективности ее
использования.
Владение, пользование и распоряжение муниципальным
имуществом закреплено Федеральным законом № 131‑ФЗ
«Об основных принципах управления местным самоуправлением в Российской
Федерации»[5] в качестве важнейшего вопроса местного значения. В целях
реализации данного вопроса органы местного самоуправления наделены собственными
полномочиями как в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом,
так и формирования и исполнения местного бюджета.
На сегодняшний день от качества и результативности
управленческой деятельности, от эффективности работы муниципальной власти во многом зависит состояние
муниципального хозяйства, сбалансированность местного бюджета, эффективность использования
муниципального имущества, уровень развития малого предпринимательства,
благосостояние жителей муниципального образования и процесс социально‑экономического
развития территории муниципального образования в целом. Эффективное управление
муниципальным имуществом является важным фактором обеспечения безопасности
муниципального образования, это и определяет актуальность исследования.
Цель исследования
— провести анализ и предложить направления совершенствования системы управления
муниципальным имуществом в муниципальном образовании городской округ Волжский с
целью повышения экономической безопасности.
В соответствии с поставленной целью, в работе решаются
следующие задачи:
1. Изучить
понятие и сущность обеспечения экономической безопасности муниципального
образования.
2. Рассмотреть
составляющие и формирование муниципального имущества в экономике муниципального
образования
3. Изучить
управление муниципальным имуществом, как фактор обеспечения и повышения
экономической безопасности
4. Охарактеризовать
органы управления безопасностью и муниципальным имуществом в г.о. Волжский
5. Проанализировать
принятую систему управления муниципальным имуществом, как составляющей
безопасности муниципального образования г.о. Волжский
6. Выявить
проблемы в обеспечении безопасности муниципального образования г.о. Волжский
7. Разработать
мероприятия по совершенствованию управления муниципальным имуществом в г.о.
Волжский
8. Оценить
эффективность предлагаемых мероприятий.
Объект исследования
– муниципальное образование городской
округ Волжский Волгоградской области.
Предмет исследования
в работе — управление муниципальным имуществом в целях экономической
безопасности.
Источниками для исследования в работе послужили как нормативно-правовые источники, так
и исследования авторов по теме исследования: А.Б. Агапова, В.П. Васильева, Н.А.
Водопьянова, Ю.В. Гимазова, М.Б. Горного, Е.И. Данилиной, С. Е. Прокофьева и других; также использованы материалы в специализированных
СМИ и Интернет — источников. Для исследования практического опыта управления муниципальным
имуществом г. о. Волжского использованы материалы администрации МО,
аналитические отчеты администрации городского округа и статистические данные о
развитии управления муниципальным имуществом Волжского.
Несмотря
на наличие большого числа работ, посвященных проблемам управления муниципальным
имуществом, недостаточно разработанными следует считать вопросы методологии
управления. В большинстве работ проблема управления муниципальным имуществом
сводится к задаче эффективного использования и самостоятельно не
рассматривается, отсутствуют практически приемы оценки эффективности управления
муниципальным имуществом.
Методы исследования. Для подготовки работы
использованы общенаучный метод познания, метод индукции и дедукции, расчетный и
графический методы, экспертный метод .
Структура
работы состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе
изучены теоретические вопросы обеспечения экономической безопасности муниципального образования, вопросы формирования
и управления муниципальным имуществом в экономике муниципального образования
Во второй главе проведен анализ системы
управления муниципальным имуществом, как составляющей безопасности
муниципального образования г.о. Волжский и выявлены проблемы в обеспечении
безопасности муниципального образования г.о. Волжский.
В третьей главе предложены мероприятия
по совершенствованию управления муниципальным имуществом в г.о. Волжский и
оценена эффективность предлагаемых
мероприятий.
Заключение:
Проведенное в первой главе теоретическое исследование
позволяет сделать выводы о том, что сегодня не существует единого понятия
«экономическая безопасность». Изучив понятия разных авторов, в целях настоящей
работы под экономической безопасностью муниципального образования понимается «уровень жизнеспособности,
устойчивости всех отраслей экономики муниципального образования, который
выражает состояние экономических отношений между производителями и
потребителями, обеспечивающий его социально-экономическое развитие».
Управление
муниципальным имуществом является важной составляющей обеспечения безопасности
территории. Цель муниципальной политики в сфере управления муниципальным
имуществом состоит в получении положительного экономического эффекта от ее
использования. Эффект может быть получен либо путем извлечения прямой пользы,
либо в денежной форме.
Под управлением муниципальным имуществом понимают
осуществление органами местного самоуправления от имени и в интересах населения
деятельности по использованию и распоряжению муниципальным имуществом.
Органы местного самоуправления распоряжаясь муниципальным
имуществом могут покупать, продавать, дарить, обменивать, сдавать в аренду,
способ управления зависит от целей и
задач развития муниципального образования.
При управлении муниципальным имуществом и его приватизации
могут возникать экономические проблемы
по содержанию объектов муниципальной собственности; содержанию убыточных
предприятий и объектов, износу жилья, инженерных сетей.
Рассмотрев характеристику органов управления безопасностью и
муниципальным имуществом в городском округе Волжский, сделаны выводы о том, что
за обеспечение безопасности отвечают глава городского округа, который руководит
администрацией, в структуре которой имеются подразделения, отвечающие за
составляющие безопасности, среди них Комитет благоустройства и дорожного
хозяйства, Комитет земельных ресурсов и градостроительства; Комитет по
обеспечению жизнедеятельности города,
Отдел по делам ГО и ЧС, Отдел урбанистики, Отдел капитального строительства,
Управление муниципальным имуществом, Управления финансов, Управление экономики,
каждый из которых осуществляет полномочия в определенной сфере.
Оценивая состояние безопасности муниципального образования
на основе показателей социально-экономического состояния городского округа,
сделан вывод о том, что округ развивается
и на фоне положительных результатов, имеются и отрицательные факторы
управления, среди которых снижение доходов бюджета в том числе по итогам
управления муниципальным имуществом.
Для управления муниципальным имуществом в структуре
администрации создано подразделение – Управление муниципальным имуществом, в
структуре которого работают четыре профильных отдела. Полномочия Управления
муниципальным имуществом определены нормативным правовым актом администрации.
Управление муниципальным имуществом осуществляется путем
разработки нормативных правовых актов по управлению, может передаваться в
аренду, в оперативное управление, может продаваться и покупаться, используется
контроль за состоянием имущества и программно-целевой метод.
Анализ показал, что разработан комплекс нормативных правовых
актов разного уровня, которым определены основные параметры управления
муниципальным имуществом, определено имущество, которое подлежит сдаче в
аренду, купле-продаже. УМИ осуществляет контроль за имуществом, переданным в
оперативное управление. УМИ является учредителем 38 муниципальных предприятий и
учреждений. Разработана целевая программа «Муниципальный сектор экономики на
2018-2020 гг». Анализ показателей управления муниципальным имуществом показал, что
по одним статьям имеется повышение доходов в 2019 году по сравнению с 2018
годом: получено больше доходов от сдачи в аренду помещений и от отчуждения
муниципального имущества, при этом
снижение доходов от использования муниципального имущества. Рост доходов от использования имущества
связан с увеличением ставок оплаты.
В результате анализа принятой системы управления
муниципальным имуществом выявлено, что имеется снижение эффективности
управления имуществом, которое выразилось в снижении доходов местного бюджета.
Положительный итог имеется только по доходам, получаемым в
виде арендной платы на 125,6%, что
произошло от увеличения ставок аренды.
Кроме того, анализ выявил, что в настоящее время при
управлении муниципальным имуществом не используется такой метод, как
муниципально-частное партнерство, не достаточно эффективно ведется
претензионная работа, отсутствует система оценки деятельности УМИ по управлению
муниципальным имуществом.
Основной целью совершенствования системы управления
муниципальным имуществом в Волжском является увеличение доходов местного
бюджета через получение дополнительных
доходов от передачи части муниципального имущества по договорам концессии и
повышения эффективности работы по сбору за аренду и продажу земельных участков.
Предложено в качестве метода управления имуществом
использовать метод концессии. Муниципальное имущество, которое требует
улучшения следует передать по конкурсу частным партнерам. Это избавит бюджет от
лишних расходов и улучшит его качество за счет инвесторов.
В
работе предложено система оценки эффективности управления муниципальным
имуществом основана на принципе социально-экономической реализации муниципального
имущества. В работе предложены критерии оценки эффективности.
Достоинством
предложенной системы является включение в анализ показателей, характеризующих
результат эффективного управления муниципальным имуществом, исходя из
принципов, целей и методов системы управления. На основе полученной оценки
эффективности управления муниципальным имуществом можно судить об эффективности
использования объектов имущественного комплекса, о результативности процесса
управления, сравнивать соответствующие показатели различных муниципальных
образований, в том числе в разные периоды времени.
Оценка предлагаемых мероприятий
проведена экспертным методом, экспертами выступили руководители УМИ Волжского. Как следует из полученного экспертного ранжирования факторов
эффективности, эксперты считают, что предлагаемые мероприятия по формированию
мониторинга эффективности управления муниципальной собственностью в наибольшей степени будут иметь
эффективность по следующим направлениям: повышение доходов бюджета (вес показателя — 200);
улучшение управляемости муниципальной
собственностью (вес показателя — 170); формирование эффективной системы
мониторинга (вес
показателя — 120).
По
результатам экспертной оценки повышение доходов бюджета составит около 12% к
результатам предыдущего периода.
Оценка затрат на реализацию мероприятий по формированию
мониторинга эффективности управления муниципальным имуществом г. Волжский
показала, что для реализации мероприятий необходимо 920 тыс. руб.
При этом после реализации предлагаемых
мероприятий в бюджет Волжского поступит на 8,08 млн. руб. больше, чем в
предыдущем году. Оценка проекта на основе подсчета коэффициента эффективности
проекта, показала, что Кэ составляет 8,8, то есть больше 1, а предложенный проект мероприятий эффективен с экономической
точки зрения. А экономическая эффективность от предлагаемых мероприятий
составит 7,16 млн. руб.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты управления муниципальным имуществом как составляющей системы
обеспечения экономической безопасности муниципального образования 1.1 Понятие
и структура системы обеспечения экономической безопасности муниципального
образования Одной из актуальных
проблем современности является обеспечение безопасности. Понятие «экономическая
безопасность» является сравнительно новым для российских органов управления
экономикой, поэтому количество разнообразных подходов к истолкованию
категории «экономическая безопасность» довольно обширно – в настоящее время
существует много взглядов на данную проблему.
Горный
М.Б. приводит следующее понятие «экономическая безопасность муниципального
образования — состояние экономической системы муниципального образования, при
котором сведены к минимуму внешние и внутренние угрозы, которое
благоприятствует эффективному динамическому росту муниципальной экономики и ее
способности удовлетворять растущие потребности населения, проживающего на
данной территории, обеспечивает конкурентоспособность муниципального образования
на внешних рынках, а также стабильность, устойчивость и способность к
обновлению и развитию» [28, c.119].
По определению И.Я. Богданова В.К. Сенчагова, В.Р. Веснина
экономическая безопасность понимается как «состояние экономики, обеспечивающее
достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и
прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее
экономических интересов к возможным внешним и внутренним угрозам и
воздействиям» [34, c.74].
Силина Т.Л. экономической безопасностью называет
«совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному
динамичному росту экономики, ее способности удовлетворять общественные
потребности общества, индивида» [38, c.67]
За основное определение,
примем определение Водопьяновой Н.А. «муниципальная
экономическая безопасность – это уровень жизнеспособности, устойчивости всех
отраслей экономики населённой территории, возглавленной органами местного
самоуправления, который выражает состояние экономических отношений между
производителями и потребителями в данной экономической зоне, обеспечивающий его
социально-экономическое развитие» [25, c.18].
Система
безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех
компонентов (социума, рынка, экономики, власти)
муниципального образования. Без обеспечения экономической безопасности
муниципального образования практически невозможно решить ни одну из проблем,
стоящих перед органами местного самоуправления, перед органами власти субъектов
РФ.
Можно
утверждать, что существует множество факторов, влияющих
как отрицательно, так и положительно на экономическую безопасность
муниципального образования, при этом необходимо учитывать и те и другие,
так как основная цель повышения уровня экономической безопасности
муниципального образования заключается в усилении воздействия позитивных
факторов и возможного снижения негативных.
Муниципальная безопасность
как системное понятие включает нижеприведенные подсистемы ( рис.1.1).
Все подсистемы муниципальной безопасности тесно
взаимосвязаны и дополняют друг друга. При этом экономическую безопасность
целесообразно выделить на особое место, так как эта подсистема проявляется во
всех остальных, усиливая или ослабляя их влияние, что позволяет сделать вывод о
том, что в обеспечении безопасности муниципальной системы (муниципального
образования) существенную роль играет муниципальная экономическая безопасность. Рисунок 1.1 – Подсистемы безопасности муниципального
образования [27, c.124] Если состояние муниципального образования характеризуется
нестабильностью его экономического, социального, политического и
национального базиса, противоречивостью интересов различных социальных групп и
слоев населения, то возникают реальные угрозы внешним или внутренним интересам
государства, так как экономическая безопасность государства вытекает из
экономической безопасности муниципальных образований. Вследствие этого могут
возникнуть противоречия, которые могут служить источником потенциальных угроз
государственной безопасности.
В Приложении 1 представлена система
экономической безопасности муниципального образования [25, c.22].
Под внешними муниципальными угрозами можно рассматривать:
1) обострение конкурентной
борьбы различных субъектов экономической деятельности;
2) нестабильную общеполитическую ситуацию в мире;
3) угрозу терроризма;
4) разделение по культурно-этническому и религиозному признакам;
5) нарастающую угрозу природных и техногенных катастроф;
6) диспропорции в уровнях жизни населения страны;
7) экономическую, демографическую, культурно- религиозную
экспансию и др.
К внутренним муниципальным угрозам можно отнести:
1) низкую конкурентоспособность экономики;
2) технологическую отсталость экономики;
3) повышение риска катастроф техногенного характера;
4) стагнацию аграрного сектора;
5) истощение природных ресурсов;
6) глубокое расслоение общества;
7) низкое физическое здоровье населения;
8) низкую экологическую культуру;
9) сокращение трудового потенциала муниципального образования;
10) высокий процент износа инфраструктуры социальных учреждений;
11) низкое качество жилищных условий;
12) высокий уровень безработицы;
13) высокий уровень населения, живущего на уровне бедности;
14) низкий качественный уровень жизни;
15) высокую алкоголизацию населения;
16) рост социальных конфликтов;
17) низкую
долю наукоемких и высокотехнологичных производств;
18) низкий
уровень инвестиционной активности;
19)
недостаток квалифицированного производственного персонала;
20) низкую
производительность груда;
21)
недостаточные инвестиции в основной капитал в сфере производства;
22) высокую
долю теневой экономики и рост экономической преступности;
23) низкую
правовую дисциплину;
24)
продолжающийся захват и передел собственности и др. [39, c.204].
Таким образом,
понятие муниципальной экономической безопасности носит комплексный характер и
включает как внешние, так и внутренние факторы, формирующие и определяющие развитие
муниципального образования.
Обеспечить
наиболее эффективное решение проблем локального характера могут только местные
органы власти, в связи с их особым положением. При учете особенностей проблем,
возникающих в муниципальных образованиях, необходимо выработать особую систему
параметров, ориентированных на небольшую территорию. Существующие системы
показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на
федеральный и региональный уровни, но специфические особенности муниципальных
проблем требуют формирование определенной группы показателей безопасности для
муниципальных образований.
Целями
использования показателей безопасности для муниципальных образований являются:
— оценка
кризисных ситуаций и угроз их возникновения в социально-экономической сфере
муниципального образования;
— оценка
влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта
Федерации и России в целом;
— разработка
и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической
безопасности муниципального образования с учетом возможностей местного,
регионального и федерального бюджетов [32, c.241].
Таким
образом, сущность экономической безопасности муниципального образования
реализуется в системе ее критериев и показателей.
Основные
требования к анализу системы показателей экономической безопасности
муниципального образования:
— взаимосвязь
с общей схемой анализа и показателей, используемых на региональном и
федеральном уровнях;
—
совместимость действующей в стране системой учета, статистики, прогнозирования
и планирования;
—
соответствие перечню основных внутренних и внешних угроз экономической
безопасности муниципального образования;
—
минимальность перечня показателей экономической безопасности и простота
интерпретации;
— простота и
наглядность проверки результатов анализа на соответствие существующему
положению, возможность сравнительной оценки;
—
принадлежность показателей к одному временному периоду для описания сложившейся
социально-экономической ситуации в муниципальном образовании;
— возможность
осуществления регулярного мониторинга и прогнозирования факторов, влияющих на уровень
угроз безопасности муниципального образования [26, c.67].
В рамки компетенции муниципальных образований входят вопросы
местного значения. Государство в лице Российской Федерации, субъектов РФ
оставляет за собой право наделять органы местного самоуправления муниципальных
образований отдельными государственными полномочиями. Наибольшее количество
вопросов местного значения составляют вопросы организации электро-, водо-,
теплоснабжения; создания условий для массового отдыха жителей; снабжения
населения топливом; распоряжения муниципальным имуществом, исполнения бюджета,
изменения местных налогов и сборов.
Человек, живя в конкретном регионе, требует для обеспечения
своей жизнедеятельности не на уровне федерального центра, а на более низких
уровнях обеспечения своей безопасности, в частности муниципальном, так как
именно на территории муниципальных образований проживает значительная часть
населения нашей страны.
Экономическую основу местного самоуправления составляет
совокупность материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач и функций
местного самоуправления, реализации полномочий по решению вопросов местного
значения и передаваемых органам местного самоуправления отдельных
государственных полномочий. Местное самоуправление, как показывает непродолжительный
опыт его становления в России, не может успешно развиваться без постоянной
поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти.
Осуществляя постоянный мониторинг состояния экономической
безопасности региона, система территориального управления способна гибко
реагировать на изменяющиеся экономические, социальные и политические условия
как внешнего, так и внутреннего характера.
Необходимость в муниципальной экономической безопасности –
это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека,
семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Основополагающей целью обеспечения безопасности становится человек, его
физическое и духовное становление, проживание в благоприятной и безопасной
среде. Безопасность выступает в качестве главного условия жизни людей,
проявляющаяся в социальной справедливости, экономической эффективности,
социально-экономической стабильности и защищенности.
Учитывая процессы глобализации, роль государства в вопросах
безопасности усложняется и значительно расширяется.
Экономическая безопасность — часть общей системы
национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни
государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем
контексте формирования системы национальной безопасности государства.
Обеспечение безопасности на муниципальном уровне должно
включать в себя целый комплекс мер по защите общества от любых форм
антисоциального поведения и негативных факторов различного рода. Безопасность
на уровне муниципалитетов необходимо обеспечивать системно, а для наличия
системности в действия органов управления муниципалитетов необходимо
разработать комплекс мер по нейтрализации угроз безопасности на муниципальном
уровне [29, c.62].
Ведь именно субъекты местного самоуправления –
территориальный публичный коллектив, складывающийся из граждан и местных
сообществ, органов местного самоуправления, организаций территориального
общественного самоуправления раз и
навсегда должны понять – наибольший ущерб сегодня приносит отсутствие
безопасности во многих сферах общественной жизни, создающее неуверенность в
«завтрашнем дне» [31, c.135].
Система обеспечения экономической безопасности муниципальных
образований включает в себя разнопрофильные государственные органы
исполнительной власти и органы исполнительной власти местного самоуправления,
обладающие необходимыми полномочиями и средствами.
Таким образом, в обеспечении
экономической безопасности муниципальных образований участвуют все звенья системы
государственной и местной власти. Они являются составляющими единой системы
обеспечения экономической безопасности и выполняют функции по созданию и
реализации механизмов защиты и противодействию внутренним и внешним угрозам
экономической безопасности. Органы государственной, региональной и местной власти
являются частью единой системы обеспечения экономической безопасности
муниципальных образований.