Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование реализации государственной миграционной политики (на примере Московской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙМИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Сущность основных понятий в сфере государственноймиграционной политики 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственноймиграционной политики 18
1.3. Зарубежный опыт в сфере реализации миграционной политики 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1. Характеристика миграционных процессов в Московской области 30
2.2.Структура и направления деятельности органов государственной власти и государственныхбюджетных учреждений в сфере реализации государственной миграционной политики Московской области 34
2.3. Анализ государственного регулирования миграционных потоков в Московской области 41
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 64
3.1. Предложения по реформированию нормативно-правового обеспечения государственной миграционной политики 64
3.2. Предложения по решению проблем реализации государственной миграционной политики в Московской области 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Введение:
Актуальность исследования. Процессы миграции составляют весомое место в развитии Российской Федерации, ее социально-экономической сфере, а также демографической политике. В последнее двадцатилетие миграционный прирост значительно способствовал компенсации более половины убыли населения, которая является естественной. По данным Федеральной службы государственной статистики касательно перспективы численности населения до 2030 года, численность населения страны на начало 2025 года будет составлять 142,9 — 145,8 млн. человек.
Опыт стран, которые проводят активную миграционную политику, указывает на то, что миграционные процессы способствуют ускорению социально-экономического развития и обеспечению роста благосостояния населения. В связи с этим для реализации положительного потенциала, который имеет место в миграционных процессах, практика управления в данной сфере на региональном уровнетребует совершенствования.
Степень разработанности проблемы. Вопросы миграционной политики, особенности управления миграционными процессами отражены в трудах: С.М. Алимбетовой, А.Е. Антоновой, А.М. Бабичева, В.И.Бобылева, В.В. Боженко, В.А. Волох, О.Д. Воробьевой и др.
Однако, несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы совершенствования реализации государственной миграционной политики в регионах России.
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию реализации государственной миграционной политики в Московской области.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— определить сущность, цели, задачи и принципы государственной миграционной политики,
— систематизировать нормативно-правовую базув сфере государственной миграционной политики,
— рассмотреть опыт зарубежных стран в сфере реализации миграционной политики,
— проанализировать миграционные процессы в Московской области,
— охарактеризовать структуру и направления деятельности органов государственной власти и бюджетных учреждений в сфере реализации государственной миграционной политики Московской области,
— провести анализ государственного регулирования миграционных потоков в Московской области,
— провести анализ реализации государственной миграционной политики в Московской области.
Объект исследования: миграционные процессы в Московской области.
Предмет исследования: особенности реализация государственной миграционной политики в Московской области.
Практическая значимость исследования.Предложенные мероприятия могут быть использованы в управленческой практике органами государственной власти и бюджетных учреждений в сфере реализации государственной миграционной политики Московской области для повышения эффективности реализации государственной миграционной политики.
Методы исследования: системный анализ, сравнительный анализ и метод синтеза, обобщения, экспертных оценок, методы математической статистики и информационных технологий: статистическая обработка данных, графическое отображение результатов.
Информационная база исследования:официальные данные и статистическая информация, касающиеся государственной миграционной политики Московской области, ее реализации, аналитические обзоры и информационные материалы, материалы, опубликованные в научных изданиях, монографической литературе, информация из электронных источников (Интернет) и периодических изданий.
Заключение:
В результате решения задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Государственная миграционная политика представляет собой систему целей, которые объективно обусловлены, задач, направлений развития отношений общества в области миграции, норм законодательства в последней, а также управленческих механизмов государства, реализация которых осуществляется субъектами миграционного процесса (среди которых: физические лица, общественные организации, государственные органы) и ориентированы на осуществление перемещения, переселения, размещения, обустройство и интеграцию лиц, являющихся физическими, на территории государства и (или) в его отдельных регионах, которые обеспечены факторами, которые носят стимулирующий и контрольный характер.
Нормативно-правовая база, определяющая политику государства в сфере миграции, представлена: Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации.
В странах зарубежья появились два типа миграционной политики – политика сегрегации и политика интеграции мигрантов в принимающее сообщество (политика ассимиляции; политика мультикультурализма; политика социальной интеграции и культурно-языковой адаптации). В настоящее время странами ужесточаются эмиграционные требования, что связано с «чрезмерной» миграцией и ее последствиями, среди которых, например, «разграбление социальных и страховых фондов» стран. Мировой опыт реализации миграционной политики дает нам широкие возможности для исследования ее стратегий и механизмов, который при адекватной адаптации может быть эффективным средством в направлении решения задач миграционной политики РФ. В то же время комплекс методов и инструментов миграционной политики, принимаемых каждой страной, уникален и зависит не только от политической и экономической стабильности, но и от обычаев и традиций, доминирующей религии. Поэтому простой перенос зарубежной модели на национальную почву не является эффективным.
Сделан вывод о том, что в Московской области миграционный процессы характеризуются сохранением положительной динамики миграционного прироста на протяжении исследуемого периода, где число прибывших превышает число выбывших.
Управление миграционными процессами Московской области осуществляется Управлением МВД России по Московской области, его структурным подразделением Управлением по вопросам миграции УМВД России по Московской области, его профильными отделами (отделением по организации оформления заграничных паспортов, отделом адресно-справочной работы, отделом иммиграционного контроля, отделом разрешительно-визовой работы), а также Главным управлением региональной безопасности Московской области, в ведомстве которого находится ГБУ «Единый миграционный центр».
Государственное регулирование миграционных потоков Московской области направлено на стабилизацию миграционной ситуации, противодействие незаконной миграции, пресечению правонарушений со стороны иностранных граждан. Несмотря на то, что органами власти сделано и делается немало, в данной сфере продолжают оставаться проблемы, среди которых: незаконная миграция; рост преступлений иностранными гражданами и против иностранцев; проявления дискриминации; маргинальность; явления ассимиляции; отсутствие государственной программы Московской области, направленной на адаптацию и интеграцию мигрантов; правовой нигилизм; нехватка высококвалифицированной рабочей силы; безработица мигрантов в период пандемии. По результатам анкетирования эффективность реализации миграционной политики в Московской области оценена на среднем уровне. Низкие оценки зафиксированы по показателям «оформление, выдача, продление срока действия и восстановление виз иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства», «рассмотрение ходатайства относительно признании беженцем на территории РФ и заявлений относительно предоставления убежища, носящего временный характер на территории РФ».
Определены направления реформирования нормативно-правового обеспечения миграционной политики, среди которых: разработка нормативно-правового регулирования миграции на основе прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона с учетом демографических тенденций, потребностей отраслей экономики, в частности Московской области, в высококвалифицированных, талантливых, креативных трудовых ресурсах;правовое регулирование внутренней миграции должно быть ориентировано на создание условий обеспечения рациональной занятости, повышение уровня и качества жизни населения Московской области, создание привлекательных рабочих мест с достойной заработной платой.
В качестве основных направлений повышения эффективности реализации миграционной политики в Московской области определены: улучшение координации усилий с МВД, прокуратурой, муниципальной властью посредством разработки планов совместных действий по решению вопросов незаконной миграции; продолжение создания центров временного содержания мигрантов; создание поликультурной среды; разработка (в обязательном порядке) планов мероприятий по интеграции детей мигрантов в детские коллективы общеобразовательных учреждений, их реализация; разработка региональной государственной программы адаптации и интеграции мигрантов; создание отдела содействия адаптации и интеграции в структуре Управления МВД России по Московской области; ужесточение контроля за соблюдением законодательства в сфере миграционной политики; разработка региональной программы, направленной на привлечение высококвалифицированной рабочей силы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность основных понятий в сфере государственноймиграционной политики
Рассмотрим государственную миграционную политику, ее основные цели, задачи, принципы.
Под термином «миграция» рассматривается движение населения на территории, которое имеет связь с пересечением административно-территориальных образований, их границ, для того, чтобы сменить место проживания либо нахождения в течение определенного времени по причине обучения или работы [42].
Российская Федерация, в соответствии с докладом ООН, в 2020 г. заняла четвертое место в мировом сообществе после Соединенных Штатов Америки по числу мигрантов. В стране находится 12 млн. мигрантов [79].
А.А. Ткаченко определяет миграционную политику в качестве комплекса мер, которые применяются государством и институтами общества с целью регулирования миграционных потоков [93].
В настоящее время миграционная политика – одно из приоритетных направлений в политической и экономической деятельности РФ.
По мнению В.А. Коробеева, миграционная политика представляет собой систему целей, которые объективно обусловлены, задач, направлений развития отношений общества в области миграции, норм законодательства в последней, а также управленческих механизмов государства, реализация которых осуществляется ее субъектами [67].
Миграционная политика включает ряд подходов, которые обусловлены интересами, которые находятся в сфере других, взаимосвязанных с миграцией явлений, среди которых:
— характер демографического развития страны,
— проблемы занятости,
— динамика численности населения, которое является трудоспособным и др. [23].
Основными вопросами миграционной политики являются:
— предотвращение нелегальной миграции;
— перераспределение миграционных потоков внутри страны в связи с населённостью;
— обеспечение необходимых условий для мигрантов;
— упреждение вынужденной миграции [64].
Целями политики РФ в сфере миграции определены:
— создание безопасных условий для жителей РФ;
— постоянный рост численности жителей РФ;
— удовлетворение необходимости РФ в рабочих, обновлении, инновационного пути развития и увеличения конкурентоспособности экономических сфер [69].
Принципами политики РФ в сфере миграции являются:
— соблюдение обеспечения прав и свобод представителей населения;
— недопустимость дискриминационных форм;
— выполнение норм права, которое носит национальный и международный характер;
— обеспечение гармонии интересов личности, общества, а также государства;
— сотрудничество органов власти всех уровней (федерального, регионального, муниципального), становлением институтов социального партнерства и общества граждан;
— обеспечение защиты трудового рынка;
— дифференцированность в регулировании потоков миграции зависимо от целей и срока нахождения, характеристик мигрантов, среди которых социально-демографические и профессионально-квалификационные;
— учет специфики развития регионов;
— принципы открытости и доступности информации относительно миграционного процесса и решений, которые принимаются в области реализации государственной миграционной политики РФ;
— научная обоснованность решений, которые принимаются.
Задачами политики в сфере миграции определены:
— обеспечение условий и стимулов для осуществления переселения в РФ на место жительства, которое носит постоянный характер, соотечественников, живущих за границей, мигрантов и иных категорий граждан, являющихся иностранными;
— дифференцированные механизмы привлечения, отбора и использования силы иностранных рабочих, их разработка;
— создание условий для развития миграции внутри страны;
— создание условий для миграции в сфере образования и поддержки мобильности академической направленности;
— соблюдение обязательств относительно мигрантов, которые являются вынужденными;
— содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование взаимодействия, которое носит конструктивный характер, между мигрантами и сообществом, которое принимает;
— противодействие миграции, которая носит незаконный характер.
Основные направления политики государства в сфере миграции:
а) по созданию для соотечественников, которые живут за границей, мигрантов и иных граждан-иностранцев условий для обеспечения переселения в РФ на место жительства, являющегося постоянным:
— помощь в переселении на место жительства на постоянной основе специалистам, которые являются квалифицированными, а также иных работников -иностранцев, которые нужны на трудовом рынке;