Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование налогового администрирования в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования в Российской Федерации. 7
1.1.Налоговое
администрирование в РФ: понятие, основные элементы.. 7
1.2 Организация
налогового контроля в РФ.. 15
1.3 Налоговая задолженность и методы контрольной работы по
ее взысканию.. 20
Глава 2. Анализ состояния налогового администрирования
в
Российской Федерации. 26
2.1 Общая характеристика ФНС РФ и анализ основных
показателей
ее
деятельности. 26
2.2 Оценка эффективности контрольной деятельности ФНС
России. 35
2.3 Анализ поступлений и задолженности по налоговым платежам в РФ.. 44
Глава 3. Направления совершенствования налогового администрирования в Российской
Федерации. 52
3.1 Международный опыт налогового администрирования и
возможности его адаптации в РФ.. 52
3.2 Перспективы совершенствования налогового администрирования в РФ.. 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 75
Приложения. 81
Введение:
Актуальность
темы исследования. Налоговые поступления рассматриваются в современных условиях
как основной источник формирования доходов бюджетной системы, призванный
обеспечить выполнение публичных обязательств по развитию экономического
потенциала и решению социальных проблем, возложенных на государство и
муниципальные образования.
Необходимость
расширения налоговой базы в посткризисных условиях напряженного исполнения
бюджетов всех уровней обусловливает усиление внимания к вопросам эффективного
функционирования налоговой системы, которое во многом определяется
организационно-правовыми условиями управления налогообложением и качеством
налогового администрирования.
Соблюдение
налоговой дисциплины является важнейшим фактором защиты финансовых интересов
публично-правовых образований, обеспечиваемой специализированными институтами
контроля за реализацией налоговых отношений.
Налоговое
администрирование, базируясь на законодательно установленных правилах взимания
налогов и принудительной мотивации к их исполнению, призвано реализовать
стратегические цели налоговой политики, используя комплекс правовых и
экономических инструментов, рычагов и стимулов.
Однако
несовершенства современной практики налогообложения и функциональной структуры
налоговых органов привели к усилению конфликта интересов. Существенные издержки
исполнения налогового законодательства наносят ощутимый урон процессам
экономического развития, способствуя сокращению инвестиционной активности,
замедлению оборачиваемости капитала, расширению сферы теневой экономики, что, в
свою очередь, ведет к снижению поступлений в бюджеты.
Достижение
цели стабильного прироста налоговых доходов требует научно обоснованного
решения проблем взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов,
возникающих при формировании средств бюджетной системы налоговыми методами.
Исполнение
установленной законом обязанности по уплате налогов может быть достигнуто, в
том числе, за счет улучшения институциональной практики построения отношений
между налогоплательщиками и контролирующими органами, активизации мер
противодействия незаконной экономической деятельности, направленной на
получение необоснованной налоговой выгоды, формирования комфортной среды для
добросовестных налогоплательщиков.
Недостаточная
изученность механизмов, обеспечивающих осуществление налогового
администрирования, возросшая практическая необходимость повышения его
эффективности определяют актуальность разработки теоретического и методического
обеспечения технологий налогового администрирования.
Степень
разработанности проблемы. Анализ исследований теоретических и практических
вопросов организации налогового администрирования показал, что в настоящее
время базовые принципы и методические аспекты деятельности налоговых органов по
мобилизации доходов в бюджетную систему и ее дальнейшее совершенствование с
позиций правомерности и справедливости находятся в центре внимания целого ряда
представителей науки и практики, среди которых можно выделить A.B. Брызгалина,
Э.А. Вознесенского, J1.B. Дуканич, И.В. Горского, З.А. Клюкович, В.Г. Князева,
И.В. Караваеву, Н.И.Кравцову, Ю.М. Лермонтова, Л.П. Павлову, В.Г.Панскова,
А.Б.Паскачева. Г.Б. Поляка, В.М. Пушкареву, В.М. Родионову, М.В. Романовского,
Б.М. Сабанти, В.К. Сенчагова, Р.Г. Сомоева, С.Д. Шаталова, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткину
и других.
Существенный
вклад в развитие теории и практики налогового администрирования в России внесли
И.Ю. Александрова, A.B. Аронов, Л.В. Гончаренко, А.З. Дадашев, В.А. Кашин, В.А.
Красницкий, Н.Г. Кузнецов, A.B. Лобанов, И.А. Майбуров, O.A. Миронова, И.А.
Перонко, М.Р. Пинская, А.И. Пономарев, P.A. Саакян, Ф.К. Садыгов, И.В. Трунин,
Ф.Ф. Ханафеев.
Вместе с тем,
многие вопросы организации и методики налогового администрирования изучены
недостаточно и требуют дальнейшего рассмотрения.
Значимая роль налоговых органов как ведущего
администратора бюджетных доходов предполагает новые концептуальные подходы к
контрольным мероприятиям и аналитическим приемам, преследующие обеспечение
полного и своевременного выполнение налоговых обязательств.
Гипотеза исследования
состоит в том, что повышение эффективности налогового администрирования требует
принципиально новых подходов к функциональной организации управления налоговыми
отношениями и совершенствование методических подходов к диагностике признаков
налоговых нарушений, повышение качества взаимодействия налоговой службы и
обязанных лиц за счет расширения сервисных приемов и методов, а так же
формирования института профессионального налогового консультирования,
минимизацию трансакционных издержек по исполнению требований налогового
законодательства.
Объектом
исследования является система налогового администрирования, обеспечивающая
полную и своевременную уплату налогов и сборов в бюджетную систему.
Предметом
исследования является совокупность экономических и организационно-управленческих
отношений между субъектами налоговых отношений, ее эволюционное развитие и
механизмы реализации.
Целью
исследования является разработка теоретических и практических рекомендаций по
развитию налогового администрирования в России.
Задачи
исследования:
— рассмотреть
теоретические аспекты
налогового администрирования в Российской Федерации;
— проанализировать состояние налогового
администрирования в Российской Федерации;
— дать общую характеристику ФНС РФ и анализ основных
показателей ее деятельности
— провести оценку эффективности контрольной
деятельности ФНС России;
— предложить направления
совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации;
— дать анализ международному опыту налогового администрирования и возможности
его адаптации в РФ;
— определить перспективы совершенствования налогового администрирования
в РФ
Информационно-эмпирической
базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных,
обоснование основных положений выпускной квалификационной работы, достоверность
и надежность выводов, рекомендаций и предложений явились законодательные и
нормативные акты, материалы монографических исследований, данные публичных
отчетов Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой
службы.
Теоретическая
и практическая значимость разработки вопросов обеспечения эффективности
налогового администрирования обусловили выбор темы диссертации, ее цели и
задачи.
В ходе подготовки работы применялись
такие методы исследования статистическое наблюдение, сравнительный анализ,
классификация, позволившие получить достоверные знания и наиболее полно
организовать поиск для достижения поставленной цели и решения задач.
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованных источников, приложения.
Заключение:
Налоговое
администрирование представляет собой надежный механизм сбора налогов,
формирующий необходимые ресурсы в распоряжении государства. Посредством
указанной системы осуществляется управление налоговыми отношениями. Современные
рыночные условия придают системе налогового администрирования особую значимость
и глубокий экономический смысл. Вместе с тем, требования, предъявляемые к
данной системе, становятся все более высокими из года в год.
В работе дан
теоретический анализ налогового администрирования в системе налоговых
отношений, в том числе вопросам экономического содержания налогового
администрирования как формы управления налогами, оценки исторического опыта
развития налогового администрирования в России, принципов и методов административного
управления налоговыми отношениями.
Несмотря на
широкое использование на практике термина "налоговое
администрирование", до сих пор возникают затруднения в понимании сущности
этого понятия среди научного сообщества, нет его определения и в налоговом
законодательстве.
Поэтому на
основе критического анализа существующих трактовок, в работе раскрыто
содержание и дано уточненное определение налогового администрирования как формы
управления налогами.
В широком
понимании налоговое администрирование — это деятельность государственных
органов управления, включая налоговые и другие органы, осуществляющие налоговый
контроль, связанная с управлением налоговыми отношениями и налоговым
производством, обеспечением собираемости налогов, осуществлением налогового контроля
и применением мер воздействия, разработкой эффективного механизма и технологий
сбора налогов, необходимых для получения ожидаемых поступлений в бюджет,
прогнозированием объемов налоговых поступлений.
В узком
понимании налоговое администрирование связано с деятельностью органов,
осуществляющих налоговый контроль, по организации взаимодействия налоговых
органов с налогоплательщиками, проведению камеральных и выездных проверок и
другой контрольно-аналитической работы.
Налоговое
администрирование тесно связано с государственной налоговой политикой.
Административные решения в области управления налоговыми отношениями направлены
на реализацию мер проводимой налоговой политики. Налоговое администрирование
также предполагает совокупность мер, решений и действий, но в налоговой
политике преобладает и обосновывается идейная сторона принятия решений по курсу
действий, а в администрировании — их организационная, исполнительная сторона.
Следовательно,
администрирование можно рассматривать как механизм реализации налоговой
политики, а механизм реализации самого администрирования — как процедуры или
реальные мероприятия, меры, действия в области налогового планирования,
регулирования и контроля. Налоговое администрирование составляет
организационный механизм налоговой политики, а последняя определяет целевые
направления налогового администрирования.
Поэтому ошибки в налоговой политике или
просчеты в концепции развития налоговой системы могут привести к не
результативности налогового администрирования.
В работе
делается акцент на необходимость повышения уровня информационного
взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России, а также между
всеми органами исполнительной власти, осуществляющими контрольные действия. Для
решения существующих проблем предлагается внести коррективы в действующую
информационную систему — создание единой базы данных всех государственных
контролирующих органов, обеспечивающей доступ работников указанных структур к
требуемой информации, при одновременном усилении контроля за ее пользователями.
Усиление
контроля также необходимо в отношении должников налогоплательщиков. Если
механизм работы с должниками юридическими лицами законодательно оформлен и
реализуется на практике, то в отношении физических лиц он отсутствует. В этой
связи в выпускной квалификационной работе разработан механизм и алгоритм
контрольных действий налоговых органов, позволяющий взыскать задолженность с
указанных лиц перед бюджетом.
Данный механизм может быть реализован только
после законодательного закрепления порядка списания средств со счетов должников
— физических лиц, путем формирования общей базы данных с банковской структурой.
Взаимодействие налоговых органов с банковским сектором позволит повысить
результативность контрольных мероприятий и устранить проблемы по уплате налогов
в отношении неплательщиков. Вероятно, внедрение указанных механизма и систем
потребует значительных финансовых и временных затрат, однако они будут оправданы
(эффективность нововведений доказана в работе).
Налоговая
система Российской Федерации находится в процессе постоянной модернизации.
Использование современных технологий и решений, таких как блокчейн,
использующийся при выдаче льготных кредитов предприятиям малого и среднего
предпринимательства, пострадавшим от пандемии корона вируса, информационной
системы АСК НДС-2, позволяющей работникам налоговой службы выявлять нарушения
по налогу на добавленную стоимость, онлайн-касс, контролирующих наличную выручку
у налогоплательщиков и препятствующих сокрытию доходов – позволяет сотрудникам ФНС
все более и более эффективно осуществлять налоговый контроль.
С
учетом выхода ЕСНК на полные обороты уже к 2022 году, планируется повышение
собираемости налога на прибыль организаций в 2022 году на уровне 90%, в 2023 и
последующих на уровне не ниже 95%, учитывая, что за этот период в бюджет
поступит приблизительно на 21,5 млрд. руб. больше от функционирования ЕСНК
имеется возможным посчитать целесообразность внедрения проекта. Затраты на
проект за это время составят приблизительно 12- 13 млрд. руб. и уже на начало
2024 года ожидается окупаемость проекта с профицитом в приблизительно 9 млрд.
руб.
Подведя итог можно сказать, что создание и
введение Единой системы налогового контроля является достаточно современной,
инновационной и эффективной системой, способной повысить собираемость налогов,
сократить число камеральных и выездных проверок, упростить взаимодействие
налоговой с налогоплательщиками и получить по итогу гибкий инструмент для
налогового администрирования и контроля.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты налогового администрирования в
Российской Федерации
1.1.
Налоговое администрирование в РФ: понятие, основные элементы
Налоговое
право – это отрасль законодательства Российской Федерации, которая регулирует
общественные отношения в сфере налогообложения, то есть в связи с
осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей и функционированием
системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях
государственной власти и местного самоуправления[1].
Возникновение
налоговых отношений объективно обусловлено возникновением, становлением и
функционированием государства и его институтов. Налоговые отношения
регулируются проводимой налоговой политикой.
Налоговая
политика – это часть государственной политики, основанная на существующей
политической идеологии, анализе экономической обстановки и путях развития
государства. Налоговая политика реализуется посредством налогового механизма[2].
Налоговый механизм
представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и
налогоплательщиков. Налоговый механизм можно назвать объектом налогового
администрирования, который, в свою очередь, является основным элементом
эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Достигнутый уровень налогового законодательства, и наука налогового права не
дает развернутого определения понятию «налоговое администрирование».
Не встретить единого подхода к его пониманию
ни у ученых, ни у практиков. Однако употребление данного понятия в нормативных
актах заметно увеличивается. Слово «администрирование» соответствует латинскому
«administration» и обозначает «руководство», «управление», «служение»,
«помощь». Французский теоретик и практик менеджмента, представитель школы
административного управления Анри Файоль в книге «Общее и промышленное
управление» писал, что администрировать – это значит предвидеть,
организовывать, распоряжаться и контролировать. [1]
Крохина Ю.
А. Налоговое право: Учебник для бакалавров. — 6. — М.: Юрайт, 2019. — С.95 [2] Калугина
Н.В. Актуальные проблемы налогового администрирования // Международный
журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №4-3..