Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование межличностных отношений младших школьников в процессе обучения этикетному диалогу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭТИКЕТНОМУ ДИАЛОГУ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Понятие «межличностные отношения» обучающихся в психологической науке 7
1.2 Понятие «этикетный диалог» в лингвистической науке 12
1.3 Вопросы обучения этикетному диалогу младших школьников в аспекте совершенствования их межличностных отношений: анализ трудов современных методистов 18
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭТИКЕТНОМУ ДИАЛОГУ В АСПЕКТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 25
2.1 Возможности учебно-методических комплексов по русскому языку для организации обучения младших школьников этикетному диалогу в аспекте совершенствования их межличностных отношений 25
2.2. Характеристика представлений и умений современных младших школьников в области этикетного диалога и межличностных отношений 43
2.3. Программа, содержание и результаты опытного обучения, посвященного формированию у младших школьников представлений и умений в области этикетного диалога в аспекте совершенствования их межличностных отношений 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Введение:
Актуальность. Неотъемлемой стороной человеческого существования является то, что на протяжении всей своей жизни люди постоянно общаются друг с другом. Общение — очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, социологией, лингвистикой, психолингвистикой, этнографией, психиатрией. В общении, в частности, речевом, принимают участие по крайней мере двое коммуникантов — адресат и адресант. Для того, чтобы они могли достичь поставленных целей, выработаны правила общения, которые облегчают взаимопонимание и способствуют развитию доброжелательных взаимоотношений коммуникантов.
Принятые между людьми правила общения, основанные на таких отношениях, как официальность / неофициальность, доверительность, фамильярность, сдержанность и т.д., отражаются в словесной вежливости. Каждый человек, вступая в диалог, должен стремиться сделать его этикетным путем неукоснительного соблюдения существующих в данном языке норм вежливой речи. Таким образом, овладение умением вести этикетный диалог необходимо для достижения успеха в общении, для благоприятного решения тех задач, которые ставит перед собой говорящий.
Особой ролью этикетного диалога в связи с усилением потребности в контактном общении. Спецификой коммуникативно-речевых этикетных умений, определяющих создание комфортных условий для коммуникантов. Низким уровнем сформированности коммуникативно-речевых этикетных умений, в частности, в ситуации приглашения, у учащихся среднего школьного звена. Недостаточной разработанностью интересующей нас проблемы в методике.
Современная школа стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления. Она находит воплощение в разработках по организации учебного процесса с помощью диалоговых форм, направленных на развитие интеллектуально-творческой и коммуникативно-дискуссионной культуры личности. В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как средство межличностного взаимодействия младших школьников.
Современные дети испытывают потребность в общении. Поэтому важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнёров, участвующих в нём. Постепенно диалог приобретает формы развёрнутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет учебный диалог.
Значимость диалога, как ведущего средства обучения, ещё больше возрастает. Однако часто организация диалога на уроке остаётся проблемой. Так Бодалев А.А. отмечает: «Призывы к диалогу часто остаются всего-навсего призывами, иногда сводятся к пустым разговорам или аргументированным дискуссиям, которые являются разновидностью предмета слепого подражания». Воплощение идей диалога в педагогическую практику – дело весьма сложное, и оно требует не «рецептурного» воспроизведения в действительности тех или иных приёмов, а мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях в проблемном обучении И.А. Ильницкой, В. Т. Кудрявцева, М.И. Махмутова и в психологии творчества А. В. Брушлинского, A.M. Матюшкина, А.Т. Шумилина – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Результатом здесь становится способность к самоформированию и саморазвитию. Так же еще одна технология «Школы диалога культур», в которую положены идеи выдающихся ученых XX века: «культуры как диалога» М. Бахтина, «внутренней речи» Л. Выготского и «философской логики культуры» B. Библера построена на элементах языкового диалога.
Проблема исследования состоит в противоречии между достаточной разработанностью теоретико-методической базы развития межличностного взаимодействия в педагогической теории и практике и недостаточным уделением внимания на практике учебному диалогу как способу развития межличностного взаимодействия учащихся на уроках в начальных классах.
Объект исследования процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования педагогические условия организации этикетного диалога как средства межличностного взаимодействия.
Цель исследования — разработать методику обучения учащихся средней школы ведению этикетного диалога.
Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «межличностные отношения» в педагогической науке;
2. Ознакомиться с понятием диалога в современной лингвистике; 3. Изучить специфику формирования этикета у младшего школьника;
4. Рассмотреть методы и технологии формирования умений этикетного диалога младших школьников;
5. Разработать методику обучения этикетному диалогу на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: возможно, если на уроках в начальных классах систематически и последовательно использовать различные виды этикетного диалога; методы и приемы, способствующие созданию эмоционально-благополучного климата в классе, то развитие межличностного взаимодействия учащихся будет иметь положительную динамику.
Новизна выявленных нами педагогических условий заключается в том, что определены их специфические особенности применительно к предмету нашего исследования, а также в том, что они ранее не использовались в комплексе для формирования умений этикетного диалога младшего школьника.
Методологической основой исследования являются положения о роли языка в жизни людей, о связи языка и действительности, об общении как условии человеческого существования, об общей и речевой культуре людей.
Методы исследования:
— анализ теоретической литературы по рассматриваемой проблеме;
— анализ школьных учебников;
— разработка методических рекомендаций.
Практическая значимость исследования: проверенная опытным путем экспериментальная программа и некоторые методические приемы могут быть использованы при корректировке школьных программ по развитию речи;
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Неотъемлемой стороной человеческого существования
является то, что на протяжении всей своей жизни люди постоянно
общаются друг с другом. Общение — очень сложное явление,
которое изучается целым рядом наук: психологией, социологией,
лингвистикой, психолингвистикой, этнографией, психиатрией. В
общении, в частности, речевом, принимают участие по крайней
мере двое коммуникантов — адресат и адресант. Для того, чтобы
они могли достичь поставленных целей, выработаны правила
общения, которые облегчают взаимопонимание и способствуют
развитию доброжелательных взаимоотношений коммуникантов.
Принятые между людьми правила общения, основанные на таких
отношениях, как официальность / неофициальность, доверительность, фамильярность, сдержанность и т.д., отражаются в словесной вежливости. Каждый человек, вступая в диалог, должен стремиться сделать его этикетным путем неукоснительного соблюдения существующих в данном языке норм вежливой речи.
Методика обучения ведению этикетного диалога разработана недостаточно. ВI половине нашего века мы встречаем серьезную концепцию обучения словесной вежливости только у Миртова А.В. Большая же часть методических работ (Изаренков Д.И., Реиманкова Л. и другие) затрагивают проблему обучения русскому речевому этикету студентов-иностранцев. Некоторые аспекты, описанные названными авторами, безусловно, интересны и для учителей-словесников, однако проблемы обучения русских школьников их национальному речевому этикету остаются недостаточно изученными. В настоящее время наиболее полно они рассматриваются в работах Богуславской Ы.Е., Киселевой А.С, Купиной Н.А., Львовой СИ., Матвеевой Т.В., Халезовой Н.А. и др.
В содержание работы по русскому языку в младшей школе необходимо включить целенаправленное обучение ведению этикетного диалога для воспитания словесной вежливости, способствующей достижению эффективности общения и созданию комфортных условий для коммуникантов.
Эффективность формирования коммуникативно-речевых этикетных умений значительно повышается на основе осознания школьниками роли речевого этикета в общении, усвоения ими минимума этикетных и собственно лингвистических знаний о построении реплик изучаемого диалога, выполнения системы коммуникативных заданий.
Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования этикетного диалога позволил выявить следующие недостатки:
1) систематической работы по формированию этикета речи не предусматривается;
2) предусмотренные программой требования к знаниям, умениям, навыкам в области этикета речи не отражаются в упражнениях, представленных в учебниках;
3) представленные в учебниках упражнения по этикетному диалогу, а также характер заданий к ним не способствуют выработке необходимых знаний и умений в области этикетного диалога.
Проанализировав действующие программы и учебники, методические пособия по русскому языку для начальной школы, мы пришли к выводу, что:
• в действующих программах либо не содержится никаких сведений о этикетном диалоге, либо эти сведения очень малы;
• в учебниках по русскому языку представлено недостаточное количество упражнений для формирования этикетного диалога учащихся. Исключение составляют учебники по «Детской риторике»;
• учитель начальных классов не располагает научно-обоснованной системой работы по формированию этикетного диалога младших школьников; не изучен активный словарный запас этикетных формул учащихся.
Для реализации требования федерального компонента государственного стандарта общего образования — овладение нормами русского этикетного диалога в ситуациях поведенческого общения – учителю важно составить программу работы над воспитанием словесной вежливости.
Обсудив проблему реализации требований стандарта, мы пришли к выводу о необходимости определения наиболее эффективных заданий и упражнений, позволяющих формировать у младших школьников умения использовать этикетные жанры речи целесообразно с ситуацией. При этом важно, что помимо заданий на запоминание речевых формул, важны задания, предполагающие моделирование разнообразных ситуаций, не только искусственных, но и близких к реальным жизненным ситуациям.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭТИКЕТНОМУ ДИАЛОГУ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие «межличностные отношения» обучающихся в психологической науке
Межличностные отношения младших школьников непосредственно влияют на формирование личности обучающихся. Ребенку очень важно чувствовать себя принятым в группе – от этого зависит его эмоциональное состояние и психологическое благополучие. Так, Г.М. Андреева подчеркивает, что «существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [5]. Исследователь рассматривает межличностные отношения как фактор психологического климата группы.
А. А. Бодалеев, рассматривая межличностные отношения в качестве важной составляющей взаимодействия людей, считает их также необходимым условием их жизнедеятельности. Автор трактует следующим образом межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [10].
Проблема формирования межличностных отношений актуальна в педагогической науке и психологии и была рассмотрена в работах А.А. Бодалева [11], В.Н. Мясищева [40], Н.В. Обозова [43], В.В. Абраменковой [1], Я.Л. Коломинского [27], М.И. Лисиной [32], Н.В. Клюевой [24], А.В. Мудрик [38], В.Н. Кунициной [28] и других исследователей.