Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование методики оценки деятельности должностных лиц таможенных органах РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Анализ деятельности таможенных органов за
2020 год и основные направления развития таможенной службы РФ.. 7
1.1. Анализ основных показателей деятельности ФТС
России за 2020 год. 7
1.2. Анализ результатов деятельности
Шереметьевской таможни. 17
1.3. Анализ основных направлений развития
таможенной службы РФ.. 25
Глава 2. Теоретические основы оценки деятельности
должностных лиц организаций 31
2.1. Эффективность управления деятельностью
организации. 31
2.2. Методика оценки деятельности должностных лиц в регионах. 33
2.3. Система оценки должностных лиц в таможенных
органах. 45
Глава 3. Совершенствование методики оценки
деятельности должностных лиц в таможенных органах РФ.. 56
3.1. Совершенствование системы показателей оценки
деятельности должностных лиц в таможенных органах. 56
3.2. Совершенствование методики оценки
деятельности должностных лиц в таможенных органах РФ.. 67
Заключение. 85
Список использованной литературы.. 89
Приложения. 93
Введение:
Изменения
модели управления, как в коммерческих организациях, так и в структурах
государственной службе обусловлены интеграционными тенденциями в экономике
последних лет.
Наличие
потенциального развития инфраструктуры, информационных современных технологий,
высококвалифицированных кадров и правовой качественной базы является
показателем развития организации, в том числе и таможенной службы.
Устоявшееся
управление таможенной деятельностью осуществляется на следовании процедурам и
правилам. Оценка действий работников таможенной службы в большой степени
осуществляется по критериям того, насколько точно соблюдены инструкции, это,
как правило, прикрывает возможность оценки эффективности деятельности
таможенных органов в степени достижения целей. В связи с этим эта тема на
данном этапе развития таможенных служб в Российской Федерации является
актуальной.
Для
понимания темы следует отметить, что понятие результата относящиеся к
деятельности государственных служб существенно отличается от используемого
традиционно. Так, например, итогом деятельности подразделений МВД — количество раскрытых преступления, а
результат деятельности органов налоговой инспекции или таможенных органов –
совокупность платежей или довзысканный, которые были перечислены в федеральный
бюджет и т.д.
Результаты
детальности таможенных органов характеризуются совокупностью показателей,
которые отражают их фискальную и правоохранительную деятельность, а также
организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящий момент
данная совокупность представлена в форме показателей эффективности деятельности
таможенных органов. При этом эффективность определяется уровнем достижения
плановых значений данных показателей и значительно зависит от точности
установления их плановых значений.
Сложность
темы продиктована практической не проработанностью проблемы комплексного
анализа деятельности таможенных органов и узкими научными подходами к решению
задач, которые связаны с ней. Решение главным образом сводится к
статистико-экономическим позициям анализа отдельных направлений
внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД).
Актуальность
исследования
обусловлена тем, что управление таможенными органами выполняется на базе
показателей эффективности деятельности должностных лиц таможни, а
усовершенствование механизма оценки эффективности таможенной деятельности может
привести к росту эффективности менеджмента.
Степень разработанности проблемы. Сущность применения и
разработки показателей оценки эффективности деятельности описали в своих трудах
Л.В. Ермолина, Г. Клейнер, В.П. Косенко, Л.И. Опошнян, И.Б. Чепко, Г.Эмерсон и
др. Специфику оценочных показателей таможенной деятельности, в том числе и
применительно к России определили предметом своих научных исследований: В.Н.
Аваньева, М.В. Медведева, И.В. Трубин, С.В. Халипов, С.А. Хапилин и другие.
Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию
методики оценки деятельности должностных лиц в таможенных органах РФ.
Объект исследования – система показателей оценки эффективности деятельности
должностных лиц таможенных органов.
Предмет исследования – это процесс управления в таможенных органах.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели
нужно выполнить следующие задачи:
— провести анализ
основных показателей деятельности ФТС России за 2020 год;
— провести анализ
результатов деятельности Шереметьевской таможни;
— провести анализ
основных направлений развития таможенной службы РФ;
— раскрыть
эффективность управления деятельностью организации;
— проанализировать
методику оценки деятельности должностных
лиц в регионах;
— усовершенствовать
систему оценки должностных лиц в таможенных органах.
Нормативно-правовой
основой
исследования являются Федеральный Закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004, Постановление Правительства РФ от
16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе» и другие нормативные акты,
регулирующие процесс оценки эффективности деятельности таможенных органов.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов, экономистов и юристов в
сфере таможенного дела. Для проведения исследования были важны труды В.П.
Косенко, Г. Клейнер, Л.И. Опошнян, Г. Эмерсон, И.Б. Чепко, осветившие вопросы
применения оценочных показателей деятельности. Огромную роль сыграли труды в
области анализа применения оценочных показателей деятельности российских
таможенных органов, под авторством М.В. Медведевой, В.Н. Аваньевой, С.А.
Хапилина, И.В. Трубина С.В. Халипова, и пр.
Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, три главы,
разделенные на параграфы, заключение , библиографический список и приложение.
Заключение:
В настоящее время
результативности персонала таможенных органов уделяется значительное внимание.
Ее оценка занимает существенную нишу в анализе деятельности таможенных органов
России.
Наиболее
сложная проблема – это выбор показателей оценки результативности и
эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной
власти и их руководителей, построение единой системы управления эффективностью
на различных уровнях государственного управления, другими словами руководителей
государственных органов исполнительной власти, руководителей их агентств, служб
и руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти.
В
практике управления, как в российской, так и в международной, организации
применяют конкретные инструменты оценки, чтобы определить уровень эффективности
управления. Один из инструментов – совокупность ключевых общепринятых
показателей эффективности (далее — KPI), исходя из которой,
проводят мониторинг эффективности управления и деятельности. Определяется KPI
как система нефинансовых и финансовых показателей, которые влияют на
качественное и количественное изменение итогов по отношению к ожидаемому
результату или стратегической цели.
Для совершенствования
методов оценки должностных лиц предлагается установить ключевые показатели
эффективности для сотрудника Шереметьевской таможни. Наиболее важные
профессиональные навыки гражданского служащего:
1) оформление и ведение требуемой
документации;
2) учет и регистрация документов;
3) компьютерные навыки, навыки работы с оборудованием и программным
обеспечением;
4) навыки обработки информации путем
работы с базами данных;
5) навыки использования электронных
средств коммуникации и т.д.
Аргументы об использовании системы KPI
для мотивации сотрудников
1. стопроцентное направление в результате
— работник получает вознаграждение за достижение результатов и за работу,
которая может возникнуть.
2. Управление. Позволяет корректировать
работу сотрудников в режиме реального времени, не внося существенных изменений
в систему по мере изменения ситуации на рынке.
3. Справедливость — сбалансированная
оценка общего успеха работника и справедливое распределение рисков
4. Коммуникация — работник понимает, что
компания готова за это заплатить;
5. Уязвимость. Любой сотрудник организует
свою работу таким образом, который поощряет их.
В
структуре расходов на
финансирование мероприятий по повышению эффективности деятельности
Шереметьевской таможни 44% приходится на внедрение программного обеспечения ANAFI, 25% — на внедрение методики оценки деятельности
Шереметьевской таможни, 19% — на внедрение системы повышения квалификации и
обмена опытом членов Шереметьевской таможни и 12% — на прочие расходы.
В результате проведенного
исследования для совершенствования методов оценки должностных лиц в практике
Шереметьевской таможни РФ были предложены мероприятия: внедрение программного
обеспечения ANAFI, внедрение
методики оценки
деятельности Шереметьевской таможни и внедрение системы повышения квалификации
и обмена опытом сотрудников Шереметьевской таможни.
Понятие «человеческий капитал»,
которое было введено в науку нобелевскими лауреатами Т.Шульцем и Г.Беккером
(1960 г.), определялось как совокупность способностей, знаний, навыков и
умений человека, используемых им в производственных или потребительских целях.
Однако, понятие «человеческого капитала», так же как и применение теории
человеческого капитала подлежит эволюционной трансформации вместе с развитием
социально-экономических процессов в обществе и эволюционным развитием
человечества в целом. На сегодняшний день существует множество трактовок
понятия человеческого капитала. Обобщая некоторые из них, можно сформулировать
актуальное понятие «человеческого капитала».
Человеческий капитал представляет
собой сформировавшийся в результате развития и инвестиций, а так же накопленный
человеком, определенный резерв (запас) способностей, знаний, здоровья,
профессиональных и личных навыков, целенаправленное использование, которых в
той или иной экономической области деятельности, способствует повышению
показателей труда, что в свою очередь обуславливает повышение доходов самого
человека, организации и развитие национального благосостояния. Так как
носителем человеческого капитала является сам человек, то развитие
человеческого капитала, как необходимого резерва (запаса) связано изменением
поведения (личного и социального) человека и приоритетами личного
тайм-менеджмента, так как на формирование и поддержание своего собственного
человеческого капитала необходимы ресурсы, как духовные (моральные), так и
материальные. Например, затраты связанные с повышением собственного
человеческого капитала, прежде всего, напрямую связаны с уменьшением количества
свободного времени, что является неотъемлемой чертой нашего времени, которая
меняет протекание многих социальных процессов устройства общества.
Таким
образом, программы переобучения на предприятиях не ориентированы на обновление
знаний и навыков большей части рабочей силы, особенно тех групп, которые
наиболее остро в нем нуждаются, с точки зрения повышения общей
производительности труда в экономике. На стороне предложения ограничения
связаны как с системой образования, так и с особенностями воспроизводства
человеческого капитала после выхода из нее, а также с процессом формирования
некогнитивных составляющих. Российская система образования на протяжении
последних 15 лет ежегодно выпускала более 1 млн специалистов с высшим
образованием, не считая масштабного потока из средних специальных учебных
заведений. Это обеспечивало значительный приток человеческого капитала в
экономику. Однако обновление запаса знаний и навыков после выхода из учебных
заведений идет крайне медленно и быстро прекращается. Если проранжировать
основные страны по доле работников, ежегодно повышающих свою квалификацию, наша
страна будет в числе замыкающих. В итоге показатели охвата образованием в
младших рабочих возрастах зашкаливают, но уровень человеческого капитала рано
начинает деградировать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ деятельности таможенных
органов за 2020 год и основные направления развития таможенной службы РФ 1.1. Анализ основных показателей
деятельности ФТС России за 2020 год ФТС
России реализует свою деятельность непосредственно, а также через подчиненные
таможенные органы. На первое января 2021 года в структуру таможенных органов
входят (рисунок 1.1): 8 РТУ, 4 специализированных таможенных управления, 84
таможни и 538 таможенных постов. Таможни и таможенный пост, непосредственно подчиненные ФТС России: 1. Домодедовская таможня 2. Внуковская таможня 3. Шереметьевская таможня 4. Центральная энергетическая таможня 5. Центральная акцизная таможня 6. Калининградская областная таможня 7. Крымская таможня 8. Севастопольская таможня 9. Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) 10. Центральная базовая таможня 11. Московская областная таможня 12. Абхазский таможенный пост (специализированный) Региональные таможенные управления (РТУ) Территориальные таможенные управления 1. Центральное 2. Северо-Западное 3. Южное 4. Северо-Кавказское 5. Приволжское 6. Уральское 7. Сибирское 8. Дальневосточное Специализированные таможенные управления 1. Региональные оперативно-поисковое управление 2. Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры 3. Центральное информационно-техническое таможенное управление 4. Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление Таможенные посты, подчиненные таможням Таможни 73 таможни Таможенные посты, подчиненные таможням Рисунок
1.1 – Структура таможенных органов [9]
В целях
систематизации, актуализации и конкретизации целей и задач Федеральной
таможенной службы на среднесрочную перспективу была разработана Комплексная
программа развития ФТС России на период до 2020 года, утвержденная
решением коллегии ФТС России
от 25 мая 2017 года (далее – Комплексная программа).
Все
таможенные органы, созданные в 2019 году в рамках единой сети электронных
таможен и ЦЭД, размещены на площадях, находящихся
в государственной собственности.
В целях реализации
Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) ФТС
России участвовала в разработке и согласовании 61 решения Коллегии Евразийской
экономической комиссии (далее – решение ЕЭК), принятых в 2019 году [18].
Данные решения были
приняты по таким направлениям, как:
обеспечение обмена
электронными документами и (или) сведениями между таможенными органами
государств – членов ЕАЭС в процессе контроля перевозок товаров в соответствии с
таможенной процедурой таможенного транзита;
декларирование товаров,
доставляемых перевозчиками в качестве экспресс-груза, с использованием ДТ;
отдельные вопросы
применения таможенных процедур;
таможенное декларирование
товаров для личного пользования;
определение структуры и
формата предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на
таможенную территорию ЕАЭС водным, воздушным, железнодорожным транспортом;
определение категорий
товаров, в отношении которых применяется специальная таможенная процедура,
условий помещения таких товаров под специальную таможенную процедуру и порядок
ее применения;
определение перечня
категорий товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной
территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза
(допуска) допускаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов [15].
ФТС России
принимала активное участие в реализации Указа Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ).
Разработанный
ФТС России План действий ФТС России по реализации задач, поставленных данным
Указом, 28 мая 2019 года утвержден Первым заместителем Председателя
Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации Силуановым
А.Г.
План
предусматривает реализацию 104 мероприятий до 2024 года, в том числе 66
мероприятий по исполнению задач национальных программ и мероприятий федеральных
проектов, по которым ФТС России определена участником, а также 38 инициативных
мероприятий ФТС России.
ФТС России в
полном объеме и своевременно исполнила все мероприятия национальных программ
«Цифровая экономика Российской Федерации» и «Международная кооперация и
экспорт», запланированные на 2019 год.
В рамках
национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» запланировано
и реализовано 3 мероприятия. ФТС России участвовала в разработке и рассмотрении
проектов нормативных правовых актов по изменению законодательства в части
налогообложения и бухгалтерской отчетности при экспорте услуг.
В рамках
национальной программы «Международная кооперация и экспорт» запланировано и
реализовано 28 мероприятий (в том числе 5 мероприятий, по которым ФТС
России определена ответственным исполнителем), в том числе [11]:
разработаны и
согласованы типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий,
помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в
пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
разработан
механизм закрытия пунктов пропуска либо приостановления их деятельности в
случае неисполнения собственниками требований к их обустройству;
реализована
целевая модель, обеспечивающая комфортное прохождение экспортерами таможенного
контроля при реализации товаров с использованием зарубежных складов, а также
обратного ввоза ранее экспортированных товаров для их возврата, замены и
сервисного обслуживания;
в «Личном
кабинете участника ВЭД» обеспечена возможность информирования декларанта о
требованиях к заполнению ДТ в части соблюдения требований экспортного контроля;
в целях
расширения доступа к таможенной процедуре переработки на таможенной территории
разработаны, размещены на сайте ФТС России и в сети «Интернет» методические
рекомендации по алгоритму действий участника ВЭД.
Следует заметить, что современная
экономика и социальные науки рассматривают человеческий капитал, как весомое
многовекторное понятие (ресурс, источник, потенциал, фактор и т.д.) и как
значимую характеристику тенденций протекания многих социальных, экономических,
технологических и общественных процессов. При чем, развитие человеческого
капитала является важной характеристикой, как на микро-, так и на макро- уровне
оценки общественного развития. Так, например, изменения показателей развития
человеческого капитала в сторону их увеличения (роста) является достоверным
фактом эффективной социальной политики государства (организации) и развития
экономики, что в свою очередь является основой формирования, так называемого
положительного человеческого капитала, который определяет сохранение этой
положительной динамики в будущем и поэтому является стратегическим фактором
развития.
В то время как тенденция изменения
в сторону понижения основных показателей развития человеческого капитала
свидетельствуют о негативных тенденциях протекания, как социально значимых
процессов, так и процессов экономического развития, что обуславливает
формирование отрицательного человеческого капитала, который оказывает
негативное долгосрочное воздействие, как на общество (безработица, падении
уровня образования или недоступность образования, ухудшение работы системы
здравоохранения и т.д.), так и на экономику (снижение производительности труда,
дефицит квалифицированных кадров и т.д.).
Следовательно, можно сделать вывод,
что развития человеческого капитала является важнейшим фактором и
характеристикой конкурентоспособности экономического роста на всех уровнях, а
так же показателем эффективного развития социально значимых процессов, таких
как образование и его доступность, охрана здоровья, уровень жизни, социальная
защищенность, законопослушность и т.д. Теория человеческого капитала помогает
осознанию в новом ракурсе таких социально значимых экономических процессов, как
формирование рынка труда, роль и значение образования в процессе общественного
воспроизводства, человеческое развитие и возрастная динамика трудовых доходов,
целесообразность и экономическая эффективность затрат на обучение и смену
рабочего места и т.д.
Одним из позитивных последствий
применения теории человеческого капитала на практике является значительные
инвестиции в образование, поскольку образование на всех уровнях развития
рассматривается, как основополагающий источник экономического роста и
благосостояния, что подтверждают исследования международных организаций и
статистика. Например, по данным всемирного банка, который является инициатором
международного проекта по развитию человеческого капитала, высокий показатель
ИЧК (индекс человеческого капитала) имеют такие страны, как Сингапур (88%), Гонконг
(81%) и Япония (80%).
Как известно, эти страны уделяют
особое внимание процессам развития и популяризации образования. Этот факт
позволил им и по индексу ГИИ (глобальный инновационный индекс) за 2020 год в
своем регионе занять все лидирующие позиции: первое место — Сингапур, второе
место — Республика Корея, третье место — Гонконг, Китай. В Европе лидирующие
позиции по ГИИ занимает Швеция, Швейцария. Россия по ИЧК по результат 2020 года
занимает 41‑е место среди 174 стран мира, которые участвуют в проекте
всемирного банка по развитию человеческого капитала.
С позиции современных тенденций
развития мировых экономических и социальных процессов, эти данные являются
красочной иллюстрацией того, как развитие человеческого капитала влияет на
динамику инновационных процессов, которые являются основой эффективного
развития информационных и цифровых технологий. Следовательно, человеческий
капитал еще раз доказывает свою стратегическую важность основного ресурса,
способного обеспечить стратегическое развитие, прокладывая мост инновациям и
технологиям, обеспечивающим эффективное протекание социально-экономическим
процессам, из сегодня в конкурентоспособное завтра, как для отдельно взятой
страны, так и для всего человечества в целом. Это подтверждается еще одним
международным исследованием, результаты которого определяют индеек
экономической свободы (ИЭС), согласно данным актуальным на март 2021года,
первое место в рентинге занимает Сингапур, четвертое и пятое Швейцария и
Ирландия. Россия, к сожалению, в этом исследовании не представлена.
Понятие «человеческий капитал»,
которое было введено в науку нобелевскими лауреатами Т.Шульцем и Г.Беккером
(1960 г.), определялось как совокупность способностей, знаний, навыков и
умений человека, используемых им в производственных или потребительских целях.
Однако, понятие «человеческого капитала», так же как и применение теории
человеческого капитала подлежит эволюционной трансформации вместе с развитием
социально-экономических процессов в обществе и эволюционным развитием
человечества в целом. На сегодняшний день существует множество трактовок
понятия человеческого капитала. Обобщая некоторые из них, можно сформулировать
актуальное понятие «человеческого капитала».
Человеческий капитал представляет
собой сформировавшийся в результате развития и инвестиций, а так же накопленный
человеком, определенный резерв (запас) способностей, знаний, здоровья,
профессиональных и личных навыков, целенаправленное использование, которых в
той или иной экономической области деятельности, способствует повышению
показателей труда, что в свою очередь обуславливает повышение доходов самого
человека, организации и развитие национального благосостояния. Так как
носителем человеческого капитала является сам человек, то развитие
человеческого капитала, как необходимого резерва (запаса) связано изменением
поведения (личного и социального) человека и приоритетами личного
тайм-менеджмента, так как на формирование и поддержание своего собственного
человеческого капитала необходимы ресурсы, как духовные (моральные), так и
материальные. Например, затраты связанные с повышением собственного
человеческого капитала, прежде всего, напрямую связаны с уменьшением количества
свободного времени, что является неотъемлемой чертой нашего времени, которая
меняет протекание многих социальных процессов устройства общества.
Измерение человеческого капитала,
несмотря на его общепризнанную важность, не может быть точным, при
использовании методов оценки, которые существуют на сегодняшний день.
Использование человеческого капитала зависит в первую очередь от мотивации его
носителя (человека), а также от социально-экономической активности носителя.
Однако, на реализацию социально-экономической активности носителя оказывают
воздействие такие социально-экономические процессы, как доступность и
эффективность социальной политики государства в области развития и реализации
потенциала и способностей человека.
Использование человеческого
капитала, как основного ресурса развития современного общества, проявляется в
экономическом, социальном и психологическом эффектах. Положительная динамика
этих эффектов является свидетельством конструктивного протекания основных
социальных и экономических процессов в обществе, таких как повышение уровня
жизни, соблюдение прав человека, социальная толерантность и т.д. Одним из
основных условий, способствующих достижению и закреплению положительных
эффектов, являются инвестиции в процессы формирования и развития человеческого
капитала, к которым относятся образование и его доступность, здравоохранение,
социальная стабильность и правовая защищенность, соблюдение прав и свобод и
т.д. Если быть точнее, то к инвестициям в формирование и развитие человеческого
капитала можно отнести все усилия, направленные на повышение продуктивности
человека за счет качества его профессиональной подготовки и компетентности, что
в свою очередь способствует повышению производительности и качества труда, как
в настоящее время, так и в будущем. Инвестиции в развитие человеческого
капитала — это непрерывный процесс, который меняет интенсивность на разных
отрезках жизненного пути человека и определяет человеческое развитие.
Индекс человеческого развития
является комбинированным показателем, который отражает в себе состояние таких
значимых социальных и экономических процессов, как благосостояние, права и
возможности, а так же соблюдение принципов социальной справедливости по
отношению к каждому члену общества. Можно с уверенностью отметить, что страны,
в которых создаются условиях положительной динамики человеческого развития и
возможности для развития экономики, обладают и большим человеческим капиталом и
инновационной активностью, что определяет их конкурентоспособность. Россия по
индексу человеческого развития на 2020 год занимает 52 место (0, 824), и
находится рядом такими странами как Казахстан (0.825) и Белоруссия (0, 823).
Индекс человеческого развития,
который утвержден программой развития ООН является отражением
социально-экономического развития страны, что в свою очередь характеризирует
эффективность развития социально-трудовых отношений. Инновационные и информационные
технологии сделали анализ социальной и экономической действительности более
точным, прозрачным и динамичным. Современное социальное знание убедительно
доказало, что развитие человека, как основного источника и ресурса
человеческого капитала, возможно только при создании и соблюдении социальных
норм, к которым относятся принципы социальной справедливости, соблюдение
правовых принципов, таких как права человека, политическая свобода и уважение
достоинства личности, а так же справедливые принципы распределения материальных
благ. Эффективное человеческое развитие на благо общества возможно только в том
случае если общество может обеспечить человеку возможность прожить здоровую
долгую жизнь, возможность приобрести и затем на протяжении всей жизни обновлять
и пополнять знания, а также иметь доступ к необходимым средствам существования,
которые могут обеспечить достойный уровень жизнь.
Тема
роли человеческого капитала в обеспечении высокой производительности и
конкурентоспособности российской экономики не является новой. Ей посвящено
множество исследований, анализирующих связку производительность — человеческий
капитал со стороны как спроса на труд, предъявляемого фирмами, так и
предложения труда (домохозяйств, работников, системы образования). В первом
случае отмечается ограниченность спроса на сложный человеческий капитал из-за
недостаточной диверсифицированности российской экономики, доминирования в ней
традиционных и сырьевых предприятий, слабого участия в глобальных цепочках
добавленной стоимости и мировой торговле сложными товарами и услугами.
Как
отмечается в докладе Бостонской консалтинговой группы (БКГ), «нет критической
массы спроса на людей категории “знание”».
Расширение
спроса на такой труд связано со стимулированием рождения новых предприятий и расширения
занятости на старых, но преимущественно в технологически сложных и
инновационных видах деятельности. В 2018 г. менее 13% всех организаций внедряло
какие-либо инновации. Инновационные компании, которые являются генераторами
спроса на сложные навыки и могли бы быть потенциальными локомотивами
экономического роста, остаются весьма малочисленными, и на них приходится
небольшая доля общей занятости. То же относится к компаниям — экспортерам
промышленной продукции и услуг, включенным в мировую конкуренцию за качество и
место на глобальном рынке. Это, в свою очередь, поднимает старый вопрос о
качестве институциональной среды, которая не благоприятствует диверсификации
экономической деятельности и росту технологически сложных компаний.
Таким
образом, программы переобучения на предприятиях не ориентированы на обновление
знаний и навыков большей части рабочей силы, особенно тех групп, которые
наиболее остро в нем нуждаются, с точки зрения повышения общей
производительности труда в экономике. На стороне предложения ограничения
связаны как с системой образования, так и с особенностями воспроизводства
человеческого капитала после выхода из нее, а также с процессом формирования
некогнитивных составляющих. Российская система образования на протяжении
последних 15 лет ежегодно выпускала более 1 млн специалистов с высшим
образованием, не считая масштабного потока из средних специальных учебных
заведений. Это обеспечивало значительный приток человеческого капитала в
экономику. Однако обновление запаса знаний и навыков после выхода из учебных
заведений идет крайне медленно и быстро прекращается. Если проранжировать
основные страны по доле работников, ежегодно повышающих свою квалификацию, наша
страна будет в числе замыкающих. В итоге показатели охвата образованием в младших
рабочих возрастах зашкаливают, но уровень человеческого капитала рано начинает
деградировать.
Важным
компонентом человеческого капитала также являются социальные навыки и
личностные черты (некогнитивные характеристики), которые часто комплементарны к
когнитивным и сегодня все дороже ценятся рынком труда. Их уровень развитости
также оставляет желать большего. Проблема, однако, в том, что они формируются
во многом не системы образования и в раннем возрасте еще до входа в нее —
семьей и социальным окружением, при активных инвестициях со стороны родителей.
Возможности их формирования и корректировки у взрослых резко сокращаются. Это
означает, что лишь совершенствованием содержания школьных программ данная
проблема не решается.