Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование инструментов управления дебиторской задолженностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия 7
1.1. Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности, причины ее возникновения 7
1.2. Политика и инструменты управления дебиторской задолженностью 18
1.3. Пути и возможности совершенствования инструментов управления дебиторской задолженностью 25
Глава 2. Анализ управления дебиторской задолженностью ООО «ПРО Город» 33
2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ дебиторской задолженности и факторов на неё влияющих 40
2.3. Оценка управления дебиторской политикой предприятия 47
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию инструментов управления дебиторской задолженностью ООО «ПРО Город» 61
3.1. Совершенствование системы внутреннего контроля на предприятии 61
3.2. Стратегия и тактика управления дебиторской задолженностью 72
3.3. Оценка эффективности мероприятий по снижению дебиторской задолженностью 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Введение:
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что для каждого предприятия важна платежеспособность и надежность партнеров, что свидетельствует об их готовности своевременно погашать имеющиеся задолженности за реализованную продукцию в соответствии с договорами на поставку. Накопление дебиторской задолженности в свою очередь приводит к выводу средств из оборота и не позволяет использовать их в полной мере, что влечет за собой напряженное финансовое состояние.
Эффективное управление дебиторской задолженностью предполагает, как увеличение доходов от использования этого актива, так и минимизацию затрат и убытков от такого использования. При отсутствии эффективного управления дебиторской задолженностью возникает риск перевода дебиторской задолженности сначала в просроченную, а затем в безвозвратную, что, в свою очередь, приводит к дефициту денежных средств, увеличению кредиторской задолженности и, как следствие, как следствие, уменьшение финансового результата от основной деятельности. Рациональное управление дебиторской задолженностью позволит компании обеспечить достаточный уровень финансовой устойчивости и ликвидировать просроченную задолженность по обязательствам.
Цель исследования – разработка предложения по совершенствованию инструментов управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Объект исследования – ООО «ПРО Город».
Предмет исследования – инструменты управления дебиторской задолженностью на предприятии.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
– раскрыть экономическую сущность и классификацию дебиторской задолженности, а также рассмотреть причины ее возникновения;
– показать политику и инструменты управления дебиторской задолженностью;
– рассмотреть пути и возможности совершенствования инструментов управления дебиторской задолженностью;
– дать общую организационно–экономическую характеристику ООО «ПРО Город»;
– провести анализ дебиторской задолженности и факторов на неё влияющих;
– оценить особенности управления дебиторской политикой предприятия;
– предложить пути совершенствования системы внутреннего контроля на предприятии ООО «ПРО Город»;
– разработать стратегию и тактику управления дебиторской задолженностью ООО «ПРО Город»;
– провести оценку эффективности мероприятий по снижению дебиторской задолженности ООО «ПРО Город».
Для создания теоретической базы использованы труды таких ученых, как Бланк, И. А., Ахинов Г. А., Валинуров Т.Р., Булатов А.С., Дудин А., Белоглазова Г.Н., Боровицкая М.В., Брунгильд С.Г., Войтловский Н.В., Володин А. А., Гавриков М. И., Горшкова Н. В., Грицюк Т. В., Деева А. И., Зимин В., Кобринский Г.Е., Ковалев В. В. и др.
В процессе решения задач применяются следующие основные методы исследования: методы экономического анализа, методы сопоставления и ранжирования, расчет относительных величин и другие.
В качестве информационной базы использованы показатели бухгалтерской отчетности предприятия ООО «ПРО Город», положения законодательных актов Российской Федерации, нормативно–справочные данные, монографии, учебная и методическая литература, периодическая печать и другие литературные источники, а также СПС «КонсультантПлюс».
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения предложенных рекомендаций в практической деятельности предприятия при управлении дебиторской задолженностью.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и перечня использованных источников.
Заключение:
Управление дебиторской задолженностью является частью общей политики управления оборотными средствами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и заключающейся в оптимизации общей суммы этой задолженности и обеспечении ее своевременного взыскания.
Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является понимание того, что, с одной стороны, увеличение дебиторской задолженности ведет к увеличению продаж. Это способствует отвлечению собственных средств, что может вызвать необходимость привлечения кредита для авансирования оборотных средств, что приведет к увеличению затрат.
С другой стороны, если условия коммерческого кредита будут сокращены, дебиторская задолженность также уменьшится, но объемы продаж снизятся. Это может привести к затратам на хранение продукции и потере потенциальных покупателей. Чтобы прийти к «золотой середине», необходимо уметь правильно анализировать дебиторскую задолженность и разрабатывать кредитную политику для каждого клиента.
В выпускной квалификационной работе описываются причины возникновения дебиторской задолженности, выявляются факторы, влияющие на ее состояние, отражаются методы анализа дебиторской задолженности, рассматриваются основные проблемы управления дебиторской задолженностью.
Также представлена оценка факторов формирования дебиторской задолженности.
К ним относятся:
структура товарооборота;
объем товарооборота;
организация товародвижения;
количество и квалификация персонала;
форма и система экономического стимулирования работников; применяемый порядок ценообразования;
виды расчетов с покупателями;
кредитная политика предприятия;
состояние контроля дебиторской задолженности;
деловая репутация предприятия.
На основе анализа решения проблем управления дебиторской задолженностью автор пришел к выводу:
а) необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями с точки зрения «просроченной» задолженности, так как чем больше срок просрочки, тем выше риск невозврата задолженности;
б) необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и дополнительное привлечение дорогостоящих источников финансирования; превышение кредиторской задолженности может привести к окончательной потере финансовой устойчивости.
в) сократить дефицит оборотных средств с помощью таких вариантов расчета, как скидки и факторинг
г) в целях снижения риска неплатежа одним или несколькими крупными покупателями по возможности иметь широкий круг потребителей.
На основании проведенного анализа в рамках третьей главы были разработан рекомендации для предприятия, направленные на увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности при помощи скидок для дебиторов и введение факторинга. Проведенные расчеты показали, что мероприятия будут для предприятия целесообразны, поскольку сократить размер задолженности практически в два раза.
Поэтому мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности в ООО «ПРО Город» экономически оправданы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия
1.1. Экономическая сущность и классификация дебиторской задолженности, причины ее возникновения
В рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности компании заключают различные договоры с многочисленными участниками рынка. Поэтому на все организации влияют факторы, оказывающие непосредственное влияние как изнутри, которыми организация способна управлять, так и извне – которые носят спонтанный характер. Внутренние факторы, благодаря частоте их возникновения, оказывают максимальное влияние на деятельность компании. Из них особую роль играет показатель дебиторской задолженности предприятия.
Дебиторская задолженность является неотъемлемым фактором существования любой организации. Ее возникновение в основном связано с несвоевременной оплатой, предоставленными товарами или оказанными услугами.
Толкование понятия дебиторской задолженности дано в различной учебной литературе, а также закреплено в ГК РФ.
Так, ГК РФ устанавливает следующее определение дебиторской задолженности — в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, такое как: передать имущество, совершить работать, оказывать услугу, способствовать совместной деятельности, выплачивать деньги и т. п. или воздерживаться от определенных действий, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанностей [1].
Леонтьев В. Е., Бочаров В. В., Радковская Н. П. в своей работе «Корпоративные финансы» предлагают рассмотреть понятие дебиторской задолженности в контексте юридической науки, тем самым выявив, что дебиторская задолженность представляет собой сумму требований, предъявляемых корпорацией к своим должникам на определенную дату. .
Должниками являются юридические и физические лица, имеющие задолженность перед данной корпорацией [3].
В свою очередь, Румянцева Е.Е. в работе «Финансовый менеджмент» отражает экономическую сущность дебиторской задолженности и пишет, что дебиторская задолженность определяется как сумма, причитающаяся предприятию или другому лицу от покупателей или других должников [4].
При рассмотрении определения с точки зрения бухгалтерского подхода стоит отметить определение Ендовицкого Д. А., Коробейникова Л. С., Полухиной И. В., которые определяют, что дебиторская задолженность характеризует состояние расчетов организации, возникающих при исполнении договоров купли-продажи. , договор, доставка, платные услуги и др. [2].
Формирование дебиторской задолженности обусловлено рядом факторов, которые в свою очередь можно объединить в несколько групп: внешние и внутренние, объективные и субъективные, количественные и качественные.
В таблице 1 наглядно показаны внутренние и внешние предпосылки, приводящие к образованию задолженности со стороны должников.
Рассмотрим влияние каждой группы на величину дебиторской задолженности. Внешние факторы не зависят от деятельности организации, и ограничить их влияние практически невозможно. Так к внешним макроэкономическим факторам некоторые российские экономисты (например, В.В. Ковалев [1], Г.М. Колпакова [2]) относят:
‒ общее состояние экономики в стране;
‒ состояние мировых финансовых рынков;
‒ инфляция;
‒ доступность кредитных ресурсов;
‒ диспропорция цен;
‒ сезонность производства и продаж;
‒ емкость рынка и степень его насыщенности;
‒ дефицит государственного бюджета;
‒ индивидуальные потребительские предпочтения и другие факторы.
Таблица 1
К внутренним факторам рекомендуется относить:
‒ кредитную политику организации;
‒ финансовое состояние организации (в частности ее платежеспособность и кредитоспособность);
‒ наличие аффилированных лиц; ‒ активность и заинтересованность собственника в управлении организацией;
‒ эффективность маркетинговой политики и другие факторы.
Количественно величина дебиторской задолженности зависит от объема продаж в кредит и временного интервала между продажами и получением выручки.
На качество дебиторской задолженности влияют: виды расчетов (применение расчетов, гарантирующих платеж, уменьшает размер дебиторской задолженности); профессионализм сотрудников организации; условия расчетов, система контроля и т.д.
Для уточнения экономической природы дебиторской задолженности в современных условиях хозяйствования необходимо оценить место, роль, значимость этих явлений на этапах производственно–финансового цикла.
Производственно–финансовый цикл охватывает текущую деятельность хозяйствующего субъекта от момента расходования денежных средств на закупку производственных ресурсов до момента их поступления от реализации произведенной продукции.
В составе производственно–финансового цикла выделяют операционный цикл, начинающийся в момент расходования средств на закупку сырья и заканчивающийся в момент продажи, то есть возникновения у покупателя обязанности оплатить товар.
Таким образом, операционный цикл охватывает все время, в течение которого средства отвлечены в материальные запасы (сырье, незавершенном производстве и готовой продукции).
Обобщая различные мнения российских и зарубежных авторов в толковании такого понятия как, дебиторская задолженность, можно выделить несколько наиболее распространенных точек зрения.
Согласно одной из них, дебиторская задолженность является частью актива организации. Данное утверждение в основе своей имеет балансовое уравнение, которое в свою очередь выводится благодаря свойствам двойной записи, где каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и организация выступает в роли дебитора и кредитора.
Определение «дебет» имеет исторические корни, так дебет в переводе с латинского языка означает «он должен», отсюда дебитор–должник или заемщик. Такая позиция вполне понятна и ее разделяют ряд отечественных ученых экономистов И.А. Бланк [3], Н.П. Кондраков [4] и другие.
Придерживаясь этой точки зрения, под дебиторской задолженностью следует понимать задолженность перед организацией различных юридических и физических лиц, возникающую в процессе хозяйственной деятельности.
В связи с этим одной из нерешенных методических проблем является проблема оценки эффективности использования стимулирующей дебиторской задолженности как маркетингового рычага, увеличивающего спрос на продукцию (работы, услуги) и объем продаж. Ряд отечественных и зарубежных экономистов (О.В. Ефимова [6], Р.Дж. Родригес [7]) рассматривают дебиторскую задолженность как инструмент управления оборотным капиталом организации.
Отсюда дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. Данный подход скорее описывает свойства дебиторской задолженности. Расхождения встречаются у разных авторов и в толковании основных терминов, необходимых для характеристики такого экономического явления как дебиторская задолженность.
По итогам анализа приведенных ранее определений были выделены следующие составляющие дебиторской задолженности:
1. Юридический аспект:
– право требования, которое принадлежит поставщику работ, услуг, товаров;
– проявляется по отношению к физическим и юридическим лицам;
– возникает на основании договора, деликта или закона.
2. Бухгалтерский аспект: