Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования и поддержки территориального развития 7
1.1. Понятие и сущность территориального развития 7
1.2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального развития 9
1.3. Особенности и тенденции управления территориальным развитием на муниципальном уровне 15
Глава 2. Анализ эффективности государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна 19
2.1. Общая характеристика Городского округа Коломна 19
2.2. Оценка текущего состояния территориального развития Городского округа Коломна 23
2.3. Анализ деятельности Управления имущества и земельных отношений Администрации Городского округа Коломна в области регулирования и поддержки территориального развития 35
2.4. Анализ деятельности Территориального управления Администрации Городского округа Коломна в области регулирования и поддержки территориального развития 39
Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна 44
3.1. Проблемы государственного регулирования территориального развития в Городском округе Коломна 44
3.2. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна 46
3.3. Оценка эффективности предложенных рекомендаций 52
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Приложения…………………………………………………………………….. 65
Введение:
Актуальность темы обуславливается следующими факторами.
Во-первых, данная тема является актуальной для граждан и жителей Городского округа Коломна, так как деятельность органов местной власти напрямую влияет на уровень их жизни. В Администрации Городского округа Коломна проводятся видеоконференции, в которых принимают участие представители Администрации муниципалитета, Совета депутатов, Общественной палаты, правоохранительных структур и общественных организаций. Главной темой обсуждений является взаимодействие власти и гражданского общества по вопросам благоустройства территорий и иных сфер общественной жизни.
Во-вторых, оценка эффективности деятельности местного самоуправления в сфере территориального развития позволяет выявить проблемы и определить направления социальной политики, установить приоритеты социально-экономического развития того или иного муниципального образования. Также важно отметить, что уровень жизни населения и рейтинг субъектов Российской Федерации напрямую зависит от результативности работы местных органов власти.
В-третьих, в современных условиях развития экономической, социальной и духовной сред жизни органам местного самоуправления необходимо поддерживать жителей российских городов «в тонусе», на что первоочередно влияет место и условия их проживания.
«Благоустройство – самое затратное, но самое благодарное вложение. Мы видим, что, преображая все, что окружает твой дом, твой город, создавая парки, скверы, мы меняем не только качество жизни – мы меняем культуру человека» – отметил губернатор Московской области А. Воробьев . Так, деятельность Администрации Городского округа Коломна в сфере благоустройства территории направлена на реализацию мероприятий, проведение которых необходимо для формирования и развития комфортной и современной городской среды.
Вопросы оценки современного территориального развития и уровня благоустройства центров исторических городов и его качества представляются актуальными в связи с практическими и методическими проблемами проведения таких работ в рамках реализации национального проекта «комфортная среда» а также целевой программы благоустройства исторических городов. Именно при благоустройстве исторических городов или исторических зон городов на практике возникают наиболее сложные методические проблемы, связанные с необходимостью обеспечения сохранности ценных исторических ландшафтов, памятников архитектуры, исторических садов и парков. Для принятия решений по благоустройству и озеленению городов, в том числе при в рамках национальных, региональных и муниципальных проектов и программ важно проанализировать состояние и опыт благоустройства и озеленения ряда городов.
В настоящее время региональная политика имеет большое значение в развитии страны. При осуществлении региональной политики внимание уделяется особенностям административно-территориального деления страны. Исторически сложившаяся протяженность территориальных границ России, разнообразие природно-климатических и экономико-географических условий, а также грядущие климатические изменения во многом определяют тенденции будущих социально-экономических изменений.
Региональное развитие — сложный процесс, требующий междисциплинарного подхода. Каждый регион имеет свою индивидуальность и уникальные особенности. Ключевые факторы развития включают: природные и человеческие ресурсы, уровень технологического развития, капитал, знания, институциональные и законодательные рамки, ценности, этику и другие. Разрешение вопросов, связанных с повышением благосостояния населения и сокращения бедности на основе устойчивого экономического роста, как правило, осуществляется с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры и формирования системы управления территориальным развитием.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что управление деятельностью территорий и их пространственным освоением является необходимым условием развития государства.
Разработка мер экономического регулирования и финансового стимулирования пространственного развития находится в центре внимания органов федерального и региональных уровней. Несмотря на обилие информации в различных СМИ, наличие документов стратегического планирования, активную разработку проблем управления территорий научно-исследовательскими и образовательными организациями, сохраняется ряд вопросов, требующих внимания ученых и практиков. Обсуждение накопившихся проблем и подходы к их решению представлены в экономических и финансовых прогнозах, федеральных и региональных государственных программах.
Объектом исследования является Городской округ Коломна Московской области.
Предмет исследования – территориальное развитие в Городском округе Коломна.
Целью исследования является анализ направлений государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна и выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие, сущность, нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального развития;
— охарактеризовать особенности и тенденции управления территориальным развитием на муниципальном уровне;
— осуществить оценку текущего состояния территориального развития Городского округа Коломна;
— провести анализ деятельности Управления имущества и земельных отношений Администрации Городского округа Коломна Московской области в области регулирования и поддержки территориального развития и Территориального управления Администрации Городского округа Коломна Московской области в области регулирования и поддержки территориального развития;
— выявить проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования и поддержки территориального развития в Городском округе Коломна; осуществить оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Методология исследования. В ходе написания данной работы применялись методы анализа, синтеза, обобщения, а также исторический, формально-юридический, сравнительный и статистический методы исследования.
Характеристика источников и литературы. Понятийный аппарат территориального развития раскрыт в трудах М.М. Гацалова. Теоретические основы территориального развития исследованы в работах Л.С. Валируновой, О.В. Вильчинской, Ю.С. Попкова.
Особенности инновационного управления в сфере территориального развития рассмотрены такими авторами, как В.Г. Беломестнов, Е.М. Бухвальд.
Проблемы территориального развития проанализированы в трудах А.В. Плякина, О.А. Шилиной, А.П. Егоршина.
Структура работы включает в себя введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
По мнению населения Городского округа Коломна, деятельность органов местного самоуправления является недостаточно эффективной.
Можно предположить, что деятельность Администрации Городского округа Коломна в сфере благоустройства территории недостаточно результативна, о чем свидетельствует ряд выявленных проблем:
1. Недофинансирование муниципальной программы «Формирование комфортной современной городской среды» на 2018 – 2022 гг.
2. Нерациональное распределение средств местного бюджета на реализацию подпрограмм муниципальной программы: большая часть подпрограмм не выполнена в полной мере, несколько – перевыполнены с большой разницей.
3. Контроль за реализацией финансирования муниципальной программы недостаточен.
4. «Несостыковка» показателей финансирования муниципальной программы в документации, не развитая правовая основа муниципальной программы, предпосылками чего могут являться неявно сформулированные цели муниципальной программы и несбалансированный процесс расчета затрат на достижение показателей программы.
5. Неудовлетворенность жителей Городского округа Коломна эффективностью деятельности Администрации.
В настоящее время среди основных проблем, оказывающих заметное влияние на уровень бюджетной организации муниципальных образований, можно выделить следующие:
1. Недостаточность собственной налоговой базы или дефицит местного бюджета, который вызван комплексом причин, к числу которых можно отнести следующие:
— отсутствие соотношения между доходами и расходами, то есть между расходами органов местного самоуправления и источников дохода местного бюджета;
— непропорциональные отчисления налогов, поступающих в бюджеты различных уровней;
— социально-экономические факторы муниципального образования, которые включают (особенно с начала 2020 г. резкое снижение эффективности предприятий различных форм собственности и осуществляющих деятельность в различных сферах, но в пределах территории конкретного муниципального образования; снижение численности, в том числе коренного, населения; отток трудоспособного и экономически активного населения в другие регионы; низкий уровень платежеспособности как физических, так и юридических лиц, связанных в том числе с введением режима самоизоляции и, соответственно, снижения практически любой активности граждан, в том числе покупательной
2. Звисимость местного бюджета от государственной вертикали, то есть от вышестоящих органов государственной власти, что является следствием сложности современного построения межбюджетных отношений.
3. Недостаточная компетентность сотрудников органов местного самоуправления или же ее полное отсутствие в определенных вопросах, что связано как с довольно частным изменением в законодательстве, так и с высокой уровнем текучести персонала, что незамедлительно сказывается на работе как отдельных сотрудников, так и отделов в целом.
4. Отсутствие четкой стратегии развития территории, а также в «размытости» целей, задач, приоритетов и других ключевых параметров, учитывающих совокупные интересы как населения, так и непосредственно конкретной территории.
Вместе с тем, несмотря на существование комплекса проблем и ограниченные доходы, местные органы власти несут ответственность за качественное социально-экономическое развитие территорий, поэтому важно выявить возможности изменения сложившейся ситуации.
Так, с целью пополнения местных бюджетов можно прибегнуть к рассмотрению и реализации следующих мероприятий:
1. Обеспечить рост собираемости местных налогов возможно при соблюдении следующих условий:
— пересмотр в сторону упрощения порядка прохождения процедур регистрации прав на недвижимое имущество;
— проведение более интенсивной работы как с физическими, так и с юридическими лицами по вопросам их уклонения от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости;
— проработка нормативно-правовой базы налогообложения относительно объектов незавершенного строительства;
2. Обеспечение оптимального уровня налогообложения за счет учета соответствия уровня налоговой нагрузки с уровнем благосостояния населения.
3. Развитие межмуниципального сотрудничества.
Наиболее оптимальной мерой для привлечения инвестиций в Городской округ Коломна является формирование и развитие местной инвестиционно-кредитной системы, а также развитие межмуниципальных кооперационных связей. Ресурсная обеспеченность и инфраструктурная освоенность территории вполне обеспечит расширение производства, а возможно и его дублирование других муниципальных районах при грамотном и достаточном инвестировании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования и поддержки территориального развития
1.1. Понятие и сущность территориального развития
Существенное изменение социально-экономического развития Российской Федерации, которое можно наблюдать в последние несколько десятилетий, привело к возникновению ряда проблем, к которым можно отнести стагнацию, как городов, так и областей, неравномерность их развития, деградацию населенных пунктов, увеличение оттока населения из малых городов, увеличение числа депрессивных территорий и другие. Отчасти возникновение проблем во многом связаны с тем, что современное законодательство не предусматривает рассмотрение вкупе стратегического социально-экономического планирования и территориального планирования.
Как и развитие организаций, территориальное развитие предполагает наличие конечной цели. Если говорить о социально-экономическом развитии, то основной целью выступает улучшение качества жизни населения, которое имеет следующие ключевые составляющие:
1) увеличение доходов, уровня здоровья населения и его образования;
2) формирование социальной, политической, экономической и институциональной систем с целью создания условий, которые способствовали бы росту самоуважения людей;
3) увеличение степени свободы людей, как личной, так и экономической .
Второй и третий аспекты редко принимают к учету при оценке социально-экономического развития, поскольку они трудноизмеримы количественно, однако при использовании аналитических методов им уделяют внимание на практике.
Таким образом, управление территориальным развитием – это определенная система действий, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства экономического, социального и экологического потенциалов при положительной динамике показателей уровня и качества жизни населения.
В отечественной и зарубежной практике существует множество моделей и подходов к управлению территориальным развитием. Рассмотрим содержание некоторых из них.
1. Системный подход. Его разработкой занимались А.Э. Гутнов, Б.Л. Шмульян и С.В. Емельянов. В данном методе в качестве объекта изучения выступало поселение людей как система, состоящая из подсистем и взаимосвязанных элементов. И процесс развития представляет собой рост сложности системы . Однако в качестве недостатка можно отметить чрезмерную механистичность.
2. Концепция местных сообществ Р.Шаффера и С.Деллера. Подход схож с большей частью тех, что существовали в конце ХХ в., однако его отличает учет факторов внешней среды. То есть все процессы, происходящие в сообществе, являются частью среды обитания, которая также оказывает влияние на процесс развития.
3. Инкорпоративный подход, который подразумевает трансформацию отношений собственности на определенной территории, основанную на установлении совместного владения муниципальной собственностью, договорных принципах и прочем. Но на практике в нашей стране такая концепция не встречается .
К сожалению, в нашей стране большие контрасты между регионами по качеству жизни и уровню развития. И это объясняет необходимость стимулирования регионов к самостоятельному развитию и межрегиональному сотрудничеству. А государство, по большей части, регулирует территориальное развитие через механизмы текущей и инвестиционной поддержки.
Таким образом, можно выделить следующие приоритетные направления развития территорий:
1) структурные преобразования в регионах;
2) формирование эффективных межрегиональных инфраструктурных систем (транспорт, энергетика, связь и пр.);
3) стимулирование развития научно-технического потенциала регионов;
4) внутрирегиональное развитие, ориентированное на инновации;
5) раскрытие конкурентных преимуществ субъектов и др.
Одним из показателей и в то же время инструментов территориального развития является его инвестиционная привлекательность, поскольку регионы с большим потенциалом и уровнем развития способны привлекать больше инвестиций, что является двигателем роста социально-экономических показателей.
1.2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования территориального развития
За последний век в России произошли довольно существенные изменения в подходах к территориальному планированию, что было связано с кардинальной сменой как политической системы страны, так и ее экономического уклада. Кроме того, в соответствии с изменением ситуации (политической, экономической и социальной) разрабатывались новые и вносились изменения в существующие на определенный момент времени нормативные документы. В СССР еще в прошлом веке сформировалась довольно сложная, но при этом достаточно четкая и понятная система градостроительных работ. Так, на уровне страны, республики, а также на уровне крупных экономических районов применялась Генеральная схема расселения и региональные схемы расселения на территории союзных республик. На уровне области или края градостроительное прогнозирование было основано на схемах районной планировки. На локальном уровне, то есть на уровне городов, а также поселков и поселений (в том числе сельских) разрабатывались генеральные планы, проекты планировки районов и микрорайонов, планы центров городов и прочая документация.
В этот период основным документом являлся генеральный план города, который был основной как для строительства, так и для реконструкции населенных мест. С 1926 г. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР был утвержден порядок выполнения проекта планировки города, который как документ просуществовал несколько десятилетий. В данном документе на основании установок планов социально-экономического развития определялось будущее развитие конкретного города, а также разрабатывалось комплексное решение относительно всех его функциональных элементов, к числу которых можно отнести все виды благоустройства, обслуживания населения, создание условий для деятельности предприятий (в том числе промышленных) и учреждений, а также экономическую эффективность.
В начале 1970-х гг. активно разрабатывались комплексные планы экономического, социального и демографического развития городов, однако «они не были связаны с единой системой государственного планирования, не имели правового статуса и не являлись общепризнанными обязательными документами». В начале 1990-х гг. территориальное планирование было тесно связано с формированием рынка недвижимости в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Основным нормативным документов в этот период был закон «Об основах градостроительства в Российской Федерации», где были определены основы градостроительной политики на федеральном уровне, которая в указанном законе трактовалась следующим образом: «целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей». Однако стоит отметить, что на то время муниципальные образования не рассматривались как активные субъекты территориального планирования, реализующие свои интересы и приоритеты на локальном уровне.