Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование бизнес-планирования в деятельности фирмы экспортера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 СУЩНОСТЬ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 8
1.2 ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ ФИРМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
1.3 МЕТОДИКИ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ 26
2. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ЭКСПОРТЕРА НА ПРИМЕРЕ ООО «АВС» 30
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.2 ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 38
2.3. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ 53
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ ЭКСПОРТЕРА НА ПРИМЕРЕ ООО «АВС» 56
3.1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «АВС» 56
3.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 62
3.3. ОЦЕНКА РИСКОВ ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 77
Введение:
Актуальность представленной темы исследования заключается в том, что бизнес–планирование представляет собой обязательную часть процесса управления, говоря более конкретно, можно заключить, что оно выражает видение фирмы в будущем, а также цели и задачи, к которым фирма стремится. Безусловно, каждый руководитель компании осуществляет планирование, которое связывается с определением перспективных потребностей фирмы в аспектах финансовых, трудовых, производственных и материальных ресурсов. Так, от качества, с котором будет составлено планирование, его лояльности, учета всех факторов зависит успех и эффективность принимаемых управленческих решений в ближайшем будущем.
В наше время современные проблемы планирования исследуют российские ученые И.И. Ушаков, В.З. Черняк, Д.А. Рябых, А.А. Гладкий, С.Е. Дубова, Ю.А. Широкова.
Особое внимание проблемам по данной тематике было уделено зарубежными экономистами, такими как Н. Пейли, Р. Стутели, П. Питерсон, Д. Стивен, В., Э. Хелферт и другими.
Актуальность данного исследования определила цель исследования.
Цель исследования – исследование бизнес-планирования фирмы-экспортера, а также разработка рекомендации по совершенствованию бизнес-планирования для повышения эффективности деятельности предприятия ООО «АВС».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность бизнес–планирования и его элементы;
– исследовать особенности бизнес–планирования фирмы, функционирующей в условиях внешнеэкономической деятельности;
– рассмотреть методики бизнес–планирования;
– дать организационно–экономическую характеристику организации ООО «АВС»;
– провести диагностику и оценку бизнес–планирования организации;
– определить возможности развития фирмы экспортера на основе бизнес–планирования;
– разработать предложения по совершенствованию бизнес–планирования ООО «АВС»;
– оценить эффективность предложенных мероприятий;
– оценить риски проекта совершенствования бизнес–планирования.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе бизнес–планирования фирмы экспортера.
Объект исследования – общество с ограниченной ответственностью «АВС».
Теоретическая и методологическая база исследования состоят в трудах отечественных и зарубежных специалистов–экономистов, которые хорошо знают теорию предпринимательства, а также основы инвестиционного планирования, бизнес–планирования, стратегического менеджмента. Еще одним важным компонентом является знание законодательной базы и юридическая грамотность.
Информационно-правовая база исследования представлена Конституцией, Федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ и «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ.
В работе использовались следующие методы эмпирического исследования: сравнение, сопоставление, наблюдение. Среди теоретических методов необходимо отметить анализ, абстрагирование, синтез.
Теоретическая значимость результатов работы заключается в выявлении особенностей бизнес–планирования фирмы, функционирующей в условиях внешнеэкономической деятельности.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения разработанных рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия-экспортера при помощи бизнес-планирования на практике (в деятельности ООО «АВС»).
Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа включает в свою структуру введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Не все предприниматели сегодня уделяют внимание этапу бизнес–планирования, объясняя свою позицию невозможностью планировать в условиях экономической нестабильности. Этот подход нельзя назвать продуманным, ведь сама сущность бизнес–планирования предполагает возможность избежать хозяйственного коллапса в сложных условиях.
Сформулированные по результатам практического опыта сущность, цели и задачи бизнес–планирования наглядно иллюстрируют характер социально–производственных отношений, которые могут быть отрегулированы в рамках составления эффективного плана хозяйствования. Понятие (сущность) бизнес–планирования вытекает из его функций, поскольку именно функции определяют круги влияния положений плана и позволяют проанализировать эффективность его реализации.
Функции бизнес–планирования:
– выработка предпринимательской стратегии;
– формирование комплекса шагов по реализации выбранных стратегий и по оценке эффективности их внедрения;
– режим привлечения необходимых ресурсов (финансовых, трудовых) для воплощения стратегии.
Опираясь на перечисленные направления планирования, можно определить бизнес–план как проект осуществления хозяйственных операций в разрезе достижения стратегических целей предприятия. Чтобы в процессе реализации запланированных мероприятий (функционирования компании) все действия участников проекта были продуктивными и согласованными, план должен иметь четко поставленную цель.
Формулировка цели бизнес–планирования – процесс индивидуальный и часто зависит от многих внешних и внутренних факторов, в которых приходится функционировать тому или иному предприятию. Однако практически все частные цели можно объединить в главную цель бизнес–планирования – это получение информации о возможных путях освоения ресурсов в разрезе извлечения из них максимальной прибыли. Предприниматель, который на начальном этапе имеет перечень ресурсов и должен найти ответ, как с наибольшей эффективностью их использовать, фактически имеет перед собой задачу, решение которой и будет иметь документальное выражение в виде бизнес–плана.
Наличие прослеживаемых связей между целями и задачами планирования дает возможность оценить эффективность положений плана. Основные задачи бизнес–планирования выглядят следующим образом:
– анализ профильного рынка с учетом положения фирмы–заказчика на этом рынке;
– определение основных и дополнительных целей заказчика (не путать с целями плана);
– оценка имеющихся коммерческих активов в разрезе реализации плана;
– оценка уровня прогнозируемых затрат на запланированные мероприятия;
– выявление маркетинговых дефектов производства и предложения по их оперативному устранению; соответствие профессионального уровня сотрудников предприятия для реализации предложенной бизнес–стратегии и прогноз на привлечение дополнительных трудовых ресурсов;
– предложения по привлечению дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых) на определенных стадиях реализации проекта.
Как видно из анализа основных понятий эффективного планирования хозяйственных процессов, все они направлены на то, чтобы во время составления и выполнения проекта предприниматель имел возможность самостоятельно отслеживать, насколько результативны выполняемые им в рамках этого плана действия.
В связи с этим бизнес–план является незаменимым документом: при принятии важных управленческих решений; при составлении любого рода отчетов по внедрению запланированных процедур; при направлении предложений о сотрудничестве потенциальным инвесторам. Но быть этому документу или нет – каждый предприниматель решает самостоятельно.
Несмотря на то, что в законе не закреплена обязанность хозяйственника выполнять бизнес–планирование, есть ситуации, когда сторонние организации имеют право потребовать от предприятия бизнес–план. Отсутствие этого плана не станет причиной привлечения к ответственности, но закроет предпринимателю доступ к дополнительному финансированию. Все эти ситуации связаны со сторонним вложением капитала или других ресурсов в деятельность фирмы:
Привлечение государственных субсидий, грантов, а также любых других имущественных или финансовых инвестиций от государства невозможно без предъявления на первоначальном этапе бизнес–плана. Ни один банк не даст кредит, пока не убедится, что предприниматель направит заемные деньги в соответствии с целями бизнес–планирования, и что функция кредита – увеличение оборотных средств – подкреплена эффективной программой конкретных действий со стороны предприятия–заемщика.
Участие в совместных инвестиционных проектах, реализуемых инвестиционными фондами.
В зависимости от того, для реализации каких проектов формируется бизнес–план, в котором отражены основные цели и этапы деятельности предприятия в разрезе конкретного бизнес–планирования, разработано несколько форматов – методик составления бизнес–планов:
Методика по ЮНИДО. ЮНИДО – специализированное учреждение при ООН, которое занимается в том числе и вопросами статистики в таких сферах жизни общества, как экономика, промышленность, финансы и другие смежные структуры. Методика, разработанная этой структурой, предлагает свой взгляд на такие важные моменты составления бизнес–стратегии как анализ возможностей, изучение имеющихся альтернатив, технико–экономическое обоснование, основные положения решения о реализации инвестиционного проекта.
Методика ЕБРР больше рассчитана на предложения банкам от мелкого и среднего бизнеса на получение кредитных средств под реализацию бизнес–проектов. В этой методике основной упор делается не на стратегическое планирование, а на этапы получения, освоения и погашения кредитных ресурсов.
Методика BFM GROUP рассчитана на бизнес–планирование в рамках мероприятий по оздоровлению бизнеса и по его развитию.
Такое планирование в основном осуществляется либо при смене хозяев предприятий, либо при существовании внешней или внутренней серьезной угрозы существованию фирмы. Есть еще не одна эффективная методика по выявлению потенциала предпринимательской компании и путей реализации как имеющихся, так и вероятностных возможностей.
Чтобы приобщиться к культуре планового предпринимательства, бизнесмену необходимо довериться профессиональным консультантам в области бизнес–планирования и четко следовать намеченному ими плану, скорректированному на собственное бизнес–чутье и адекватную оценку результатов каждого этапа реализации плана.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 СУЩНОСТЬ БИЗНЕС–ПЛАНИРОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
На современном этапе развития рыночной экономики в России, любому коммерческому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности [12].
Часто, достигаемые положительные результаты в бизнесе, зависят от ряда взаимосвязанных факторов: – осознания реального положения и состояния предприятия на момент начала анализа; – понимание того, какие цели необходимо достичь предприятию; – разработка плана работы по достижению поставленной цели [23].
Эти взаимосвязанные факторы находят свое отражение в составлении бизнес–плана предприятия. Как правило, эта работа включает в себя поиск слабых и сильных сторон предприятия и основных конкурентов, работающих на рынке [7]. Кроме того, проводится анализ реального положения дел на предприятии, определяются первоочередные и долгосрочные задачи. Планирование бизнес–процессов включает в себя и расчет необходимых финансовых средств и ресурсов, необходимых для того, чтобы выполнить запланированные показатели.
Можно с уверенностью сказать, что за редким исключением, любая бизнес–структура разрабатывала бизнес–планы. Часто это связано с необходимостью привлечения внешнего финансирования [20]. Вместе с тем внутренняя нацеленность бизнес–плана не менее важна. Но реальность такова, что подготовленные планы по планированию бизнеса, часто остаются невостребованными, несмотря на то, что их долго и тщательно готовили специалисты предприятия.
Планировать бизнес–предприятия можно как силами своих специалистов, при помощи специального программного обеспечения, а можно воспользоваться услугами специализированных фирм. Самое главное в этом процессе, избежать формального подхода к составлению такого плана.
В случае подготовки бизнес–плана внутренними силами предприятия, возможно воспользоваться как специальной экономической литературой, так и компьютерными программами. В конце концов, есть определенные методические рекомендации по составлению бизнес–планов [13]. При этом самое главное, не ошибиться при проведении расчетов в разрабатываемом плане. Для облегчения работы имеются специальные программы, такие, как «Project Expert». Нужно помнить о том, что покупка этих программ довольно дорогостоящее мероприятие. Часто их стоимость может превышать или равняться стоимости составления бизнес–планов сторонними организациями. Кроме того, многие инвесторы с недоверием относятся к бизнес–планам, разработанным компьютерными программами, без участия квалифицированных специалистов [16].
Часто такой способ разработки плана требует многочисленных корректировок данных. Часто финансово–кредитное учреждение не приветствуют планы, разработанные силами самой компании, их также интересует все, что связано с образом компании, ее внутренний мир и то как компания сама оценивает настоящее и будущее своего бизнеса [21]. При самостоятельной подготовке бизнес–плана часто упускаются многие нюансы и тонкости, заметные только профессиональным специалистам. Иногда не раскрываются особенности отношений с партнерами по бизнесу, некоторые юридические моменты, не видятся возможные риски. Кроме того, бизнес–план из независимых источников, воспринимается как более объективный.
Для разработки плана развития бизнеса можно обратиться в многочисленные консалтинговые агентства. При этом не нужно думать, что обращение к специалистам исключает участия в подготовке этого документа. Участие представителя заказчика в работе по разработке бизнес–плана не просто желательно, а скорее необходимо [8]. Именно участие стороны заказчика в работе над бизнес–планом позволяет отразить в таком плане все тонкости конкретного бизнеса. Это своеобразный залог успешной работы, а также того, что после окончания работ вы получите сухой и обезличенный документ, который не заинтересует потенциального инвестора. Нельзя забывать и о том, что иногда бизнес–план приходится отстаивать непосредственно руководителю компании [5].
Планирование бизнеса приводит к тому, что перед руководством фирмы открываются как позитивные, так и негативные стороны бизнеса. Реалистичность и откровенность бизнес–плана является залогом того, что этот план принесет положительный эффект. Несмотря на то, что реалистичная информация может быть воспринята крайне негативно заказчиком бизнес–плана, это реальный путь получения данных о ситуации на рынке и перспектив бизнеса [16]. Разработка бизнес–плана помогает предотвратить возможные коммерческие потери и позволит отказаться от неэффективных мероприятий.
В ходе работы над бизнес–планом нужно исходить из того, что бизнес–план должен находиться в русле стратегической политики, проводимой предприятием. Кроме всего прочего, бизнес–план должен включать как планируемые, так и фактические показатели финансового плана. Нужно помнить о том, что необходима реальная оценка возможностей реализации намеченных целей и проблем, связанных с этим [24]. Бывает так, что при анализе возможных проблем, стоящих на пути реализации бизнес–плана, препятствия настолько велики, что придется пересматривать показатели, связанные с настоящим положением дел на предприятии.
Предоставлять искаженные сведения инвестору – рискованное занятие. Можно говорить о том, что важнее показать действительное положение дел, чем приукрашать действительность. В случае, если выясниться, что предоставленная вами информация не достоверна, то вы можете лишиться возможности кредитования не только в данном конкретном учреждении, но и в других финансовых учреждениях.
Можно отметить, что страх потерять свою идею для бизнеса имеет почву для основания, но солидный инвестор всегда дорожит своей репутацией. Риск того, что сам потенциальный инвестор присвоит себе бизнес–идею, минимален [9].
Бизнес–план может разрабатываться для разных целей. Это могут быть мероприятия, направленные на приглашения в бизнес новых партнеров или на поиск источников внешних финансовых заимствований. Поэтому, различные пункты делового плана могут иметь меньшее или большее конкретное наполнение. Но принцип един, всегда целесообразно составить предварительный, сжатый план. Такой вариант может быть использован для отправки предполагаемым инвесторам. Этот сжатый вариант бизнес–плана может представлять собой общую информацию, без привязки к конкретным цифрам и показателям вашего предприятия.
В планировании нуждается каждое предприятие, как всё народное хозяйство в целом, так отдельная отрасль промышленности в частности. Спланировать создание и развитие своей предпринимательской инициативы – это в первую очередь суметь верно, провести оценку возможности, объемы производимого товара, и его конкурентоспособность [10].
Стремительное развитие старых, а также появление новых технологических цепочек производств; многократное увеличение предлагаемых видов продукции и услуг, способствует появлению в большом количестве конкурентоспособной среды из новых промышленных предприятий, производств и т. д. [15] Существенно сказывается и повышение требовательности потребителей к покупаемым товарам и услугам. Повышение количества и методов получения новых знаний – вынуждают субъекты хозяйственной деятельности искать способы для повышения методов адаптации к современным условиям. Стоит отметить так же, нестабильность внешней экономической среды, на которую работники и руководители могут адекватно реагировать лишь проявляя гибкость и инициативность.
Поэтому в сегодняшних условиях управление организацией принимает все более инициативный характер, но основанный на заранее спланированной схеме (плане). Это можно наблюдать в возрастании роли анализа предстоящих событий, стратегического планирования в управлении всей организации в целом [17]. Создание новых способов и методов стимулирования развития пассионарных способностей работников предприятия (повышение уровня собственной инициативы, возможность брать отвесность в кризисных ситуациях на себя и др.) и децентрализация «управленцев» среднего звена.
Элементы бизнес–планирования в форме бизнес–плана появились в Российской Федерации сразу после распада СССР и был принципиально отличным от действующих на тот момент методов ведения хозяйственной (коммерческой) деятельности предприятий [22]. В связи с переходом с плановой на рыночную модель экономики, отношение к новым методам планирования, в такой сфере как бизнес и предпринимательство, было негативное. Основной причиной тому недостаток опыта (как практического, так и теоретического), а также слабость «общей» предпринимательской среды. Однако вскоре пришло осознание, что бизнес–планирование является неотъемлемой частью ведения рыночной экономики. Для разработки грамотного бизнес–плана стратегии развития предприятия требуются люди с определённым набором практических и теоретических знаний и умений [26].
Главной причиной, необходимости разработки грамотных бизнес–планов – повышение инвестиционной активности в различных сферах экономики [20]. Это связанно с тем, что финансовые группы, банки и инвестиционные фонды должны быстро и оперативно решать вопросы с выделением средств на тот или иной проект, сделать же это можно только проанализировав необходимые риски и возможность максимально быстрой окупаемости. Единственный способ это сделать это – составить бизнес–план и защитить его перед потенциальными инвесторами.
По мере развития предпринимательской активности в стране, улучшения инвестиционного климата, стали появляться специальные консультационные центры и предприятия по составлению и помощи в защите бизнес–планов, и инвестиционных проектов. Регулярно начали проводиться разного рода специальные семинары, тренинги, курсы и т. д.
Бизнес–план – это детальное изложение целей и путей достижения создаваемого производства (услуги), предназначенное для обоснования инвестиций [21].
Цель разработки бизнес–плана – показать наиболее объективную оценку предстоящего инвестиционного проекта, показать его сильные и слабые стороны, срок окупаемости, понять необходимую инфраструктуру для предстоящего проекта и т. д. [14] Конечной целью является привлечение средств инвестора в будущий проект.
Причинами планирования руководителя любого уровня своей деятельности необходимо считать следующее:
– планирование, включает в себя в первую очередь критический анализ идеи. Так как основные проблемы при реализации проекта, это не недостаток ресурсов, а их неправильное распределение, то становиться понятно, что планирование – это тот механизм (маршрут) с помощью которого можно максимально эффективно распределить имеющие ресурсы, и очередность их применения для той или иной задачи. Данный метод поможет снизить возможность совершения ошибок и зависимость от внешней среды к минимуму. Естественно при условии, если план составлен грамотно и объективно.
– бизнес–план является тем рычагом, с помощью которого руководитель может максимально оперативно реагировать и решать возникающие в процессе управления фирмы проблемы;
– законченный бизнес–план является «визитной карточкой» предприятия для заинтересованных организаций и предприятий (инвестиционные группы, банки, венчурные фонды, государственные учреждения) с помощью которой предприниматель либо руководитель может показать основные достижения и возможности своего предприятия [18].
Планирование помогает решить для предприятия следующие задачи:
– решать проблемы реализации грамотной кадровой политики (построение «командного» духа предприятия, выработка нужной мотивации труда);
– построение иерархии целей для предприятия;
– определение маркетинговой политики предприятия (способы рекламы, увеличение рынков сбыта и т. д.);
– объективная оценка состояния предприятия в разных сферах (финансовая, производственная и др.);
– оценивать возможные препятствия при реализации намеченных целей и плановых показателей, и разработка пути выработки их решений [11].
Каждый руководитель, в процессе своей деятельности, должен чётко представлять потребности различных материальных и иных ресурсов, искать источники их получения и возможности их грамотного распределения [21].
Следует чётко осознавать, в условиях рыночной экономики планирование так же необходимо (особенно это касается внедрению инновационных технологий), как и при плановой экономике. Только чётко проработанный бизнес–план, с грамотной выстроенной стратегией его реализации сможет привлечь инвесторов в коммерческий проект и дать толчок развитию организации. Стоит так же отметить, что для выхода из кризисной ситуации на отдельном предприятии, в сегменте экономики и даже на уровне макроэкономики стоит применять метод планирования только с учётом системного подхода.