Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное образование

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Совершенствование антикоррупционной политики в современной России ( на примере Министерства науки и высшего образования)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 8

1.1 Понятие антикоррупционной
политики и признаки коррупции. 8

1.2 Организационно —
правовые   механизмы снижения
коррупционных рисков в деятельности органов власти. 14

1.3 Конфликт интересов на
государственной службе. 20

Выводы.. 26

2.
АНАЛИЗ ПРАКТИКИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 28

2.1 Общая характеристика
Министерства науки и высшего образования  28

2.2 Анализ антикоррупционных
технологий в деятельности  служащих
Министерства науки и высшего образования. 34

2.3 Проблемы антикоррупционной
политики в деятельности Министерства науки и высшего образования. 43

Выводы.. 47

3.
РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 50

3.1 Направления снижения
коррупционных рисков в работе служащих. 50

3.2  Предложения по повышению антикоррупционной
устойчивости персонала  55

Выводы.. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 70

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 76

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Коррупция известна давно и
воспринимается как данность во многих странах. Однако, как социальное явление
она осознается лишь в последнее время, что отмечено повышением интереса к
коррупции. Природа коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры
являются предметом неутихающих споров в нашей стране. Из всего широчайшего
комплекса проблем, существующих в мире, ни одна не приносит столько вреда,
сколько коррупция. Если коррупция пускает корни в органах власти, возможность
эффективно работать со всеми другими проблемами резко сокращается.

Нет в мире страны, которая была бы абсолютно свободна от
коррупции. Но уровни коррупции, ее распространенность и сферы, подверженные
коррупции, отличаются от страны к стране и от региона к региону.

Главным
стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли,
связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором
– риск разоблачения и наказания.

Коррупция
в Российской Федерации серьезно затрудняет нормальное функционирование всех
общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований  и модернизации национальной экономики,
вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным
институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно
рассматривается как одна из угроз государственной безопасности.

В
России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты
соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции,
активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

В целом в России уровень коррупции по сравнению с развитыми
странами мира довольно высок. В разных регионах уровень коррупции различается и
во многом зависит не только и не столько от законодательства или центральных
органов власти, сколько от того, насколько серьезно настроены региональные и
местные органы власти проводить политику борьбы и предупреждения коррупции.

Политическая воля и знание механизмов противодействия коррупции
являются необходимыми условиями и залогом успеха в этой сфере.

Роль органов власти особенно велика в сферах упрощения
административных процедур, улучшения прозрачности управления через открытие
доступа к информации и участие общественности в процессах принятия решений,
установления механизмов подотчетности органов власти общественности, а также
внедрения систем эффективного государственного и муниципального управления.
Прозрачность органов власти для гражданского общества – единственный способ
лишить коррупцию её питательной среды.

Объект
исследования – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Предмет исследования – антикоррупционная политика.

Цель
исследования — исследовать антикоррупционную политику в Министерстве науки и
высшего образования Российской Федерации и предложить мероприятия по ее
совершенствованию.

Задачи
исследования:

1. Изучить понятие антикоррупционной
политики и признаки коррупции.

2. Рассмотреть организационно —
правовые   механизмы снижения
коррупционных рисков в деятельности органов власти.

3. Определить конфликт интересов на
государственной службе.

4. Привести общую характеристику
Министерства науки и высшего образования

5. Проанализировать антикоррупционные
технологии в деятельности  служащих
Министерства науки и высшего образования.

6. Выявить проблемы антикоррупционной
политики в деятельности Министерства науки и высшего образования.

7. Предложить направления снижения
коррупционных рисков в работе служащих.

8. Разработать предложения по повышению
антикоррупционной устойчивости персонала.

Теоретическую и эмпирическую основу исследования составили  законодательные акты РФ, указы Президента РФ,
постановления Правительства РФ по вопросам антикоррупционной политики.

Фактической базой исследования послужили данные Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации, полученная автором при прохождении
преддипломной практики.

В
ходе подготовки работы были изучены работы таких авторов как Т.Я. Хабриева,
В.И. Гладких, А.И. Землин, С.Н. Братановский, И.В. Годунов, В.И. Осейчук, М.Ю.
Осипов, И.С. Амиантова и другие, особое внимание было уделено изучению
материалов, опубликованных в периодических изданиях «Юридический вестник»,
«Журнал российского права».

Научная новизна работы состоит в обобщении теоретических
материалов по основам антикоррупционной устойчивости персонала государственной
службы.

Практическая значимость работы определена тем, что в работе
разработаны предложения по повышению антикоррупционной устойчивости персонала, применительно к
решению проблем, сложившимся в  Министерстве
науки и высшего образования Российской Федерации.

Методы исследования — анализ литературных источников, анализ служебной
документации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
наблюдение за работой служащих, 
системный подход, метод опроса, метод экспертных оценок и др.

Структура выпускной
квалификационной работы включает введение, три раздела,  заключение, список использованных источников и
приложения.

Введение содержит актуальность  исследования, предмет, объект, цель и задачи
исследования.

В первом разделе изучены теоретические аспекты
антикоррупционной политики в современной России. В частности, изучено понятие антикоррупционной
политики и признаки коррупции, рассмотрены организационно — правовые   механизмы снижения коррупционных рисков в
деятельности органов власти, изучен конфликт интересов на государственной
службе.

Во втором разделе работы изучена
антикоррупционная политика в Министерстве науки и высшего образования
Российской Федерации. Приведена общая характеристика Министерства науки и
высшего образования, проанализированы антикоррупционные технологии в
деятельности  служащих Министерства науки
и высшего образования, выявлены проблемы антикоррупционной политики в
деятельности Министерства науки и высшего образования.

В третьем разделе предложены
направления снижения коррупционных рисков в работе служащих и разработаны
предложения по повышению антикоррупционной устойчивости персонала.

Заключение содержит выводы по всем
разделам работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой
главе работы проведено теоретическое исследование, в результате которого
сделаны следующие выводы.

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
коррупцией называют злоупотребление служебным положением, дача взятки,
получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное
незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки
законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде
денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Формами коррупции могут выступать: взяточничество, растрата
имущества, присвоение имущества, вымогательство, мошенничество, злоупотребление
правами, служебным положением, фаворитизм, кумовство, незаконное пожертвование
и вклады, получение незаконных выплат.

Все основные причины коррупции  делят на следующие основные группы:
социально-экономические, политические, организационно-институциональные,
правовые, культурно-этические.

К организационно-правовым механизмам снижения коррупционных
рисков в государственных органах управления относят несколько ключевых
областей, среди них выделяют выполнение отдельных функций государственного
управления в отношении родственников, выполнение оплачиваемой работы вне
должностных обязанностей, владение ценными бумагами, получение подарков и
услуг, имущественные обязательства, трудоустройство после увольнения в
коммерческие организации, нарушения установленных запретов.

С целью выявления фактов коррупции используют анализ
заявлений служащих об обращении к ним с предложениями для склонения к
коррупции, анализ ежегодно подаваемых служащими сведений о доходах, расходах и
имуществе, анализ уведомлений служащих о появлении конфликта интересов в
работе, анализ обращений  граждан по
фактам коррупции, публикации в СМИ.

Конфликтом
интересов на государственной службе называют ситуацию, когда личная
заинтересованность государственного служащего может повлиять или влияет на
исполнение должностных обязанностей, либо ведет к причинению вреда.

Законодательно
закреплены меры по урегулированию конфликта интересов, в частности, служащему
может быть изменено должностное положение, он может быть отстранен от работы,
может осуществляться отказ от выгоды в результате конфликта, может
осуществляться отвод или самоотвод служащего.

Для
рассмотрения вопросов проявления и урегулирования  конфликта интересов в органах государственной
власти создаются Комиссии по выполнению требований к служебному поведению государственных служащих и
урегулированию конфликта интересов.

Проведенный во второй главе анализ позволяет сделать
выводы об антикоррупционной политике в Минобрнауки Российской Федерации.

Минобрнауки является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере науки и  высшего образования.

Возглавляет Минобрнауки Министр, который осуществляет
руководство через 9 заместителей и функциональных руководителей структурных
подразделений. Организационная структура линейная, она рациона, так как  в ней отсутствуют  лишние и дублирующие подразделения.

Общая численность работников
Минобрнауки  764 сотрудника, из них государственных служащих 546, остальные –
технические работники.

В Минобрнауки достаточно опытных работников, при этом в
структуре 15% служащих, имеющих стаж работы менее 1 года.

Государственная служба в Минобрнауки строго
регламентирована. Каждое подразделение имеют Положения о департаментах, отделах,
в которых четко определены их функции. Для каждой государственной должности
разработаны должностные регламенты.

Поступление на государственную службу в Минобрнауки
осуществляется по результатам конкурса, в котором кандидат должен показать свои
профессиональные знания, при этом 
склонность  будущего
государственного служащего к проявлению коррупции в работе, не проверяется.

подводя итоги рассмотрения антикоррупционных технологий   в деятельности государственных служащих
Минобрнауки, сделаны выводы о том, что в министерстве используются все
возможные методы предотвращения коррупции. В частности, разработаны нормативные
правовые документы, и на их основе методические материалы для подведомственных
учреждений; ведется постоянный мониторинг новых нормативных актив министерства
на выявление возможных коррупционных рисков, в соответствии с действующим
законодательством, государственные служащие ежегодно отчитываются о своих
дохода и имуществе. В Минобрнауки создана постоянно действующая Комиссия по
соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, работа
которой состоит в предотвращении фактов коррупционного поведения и их
предотвращению. На сайте Минобрнауки открыта горячая линия для сообщения о
фактах коррупционных проявлений, в том числе по телефону доверия.

В результате проведенного анализа
антикоррупционной политики и опроса служащих Минобрнауки, сделаны выводы о
проблемах.

Одной из проблем является неэффективная
работа по отбору кандидатов на государственную службу. При  отборе кандидатов на работу в Минобрнауки
оценка кандидатов осуществляется в результате беседы с членами конкурсной
комиссии, без оценки профессиональных знаний и склонности к коррупции.

Проведенный опрос государственных
служащих, в котором приняли участи на принципах анонимности и добровольности
148 государственных служащих, показал, что давно работающие служащие в работе
тех, кто пришел на работу в Минобрнауки менее 3 лет назад, наблюдаются многие
негативные качества: коррумпированность, равнодушие к должностным обязанностям,
бюрократия, некомпетентность, безынициативность.

Оценка служащими знания ими
коррупционных факторов, показало, что большинство служащих не готовы назвать
все возможные факторы, которые могут проявляться в повседневной работе.

Наиболее частыми причинами неподобающего поведения
является  принятая в Минобрнауки
процедура подбора и отбора новых кадров, более половины участников опроса
считают. что этому способствует не достаточный контроль со стороны общества.
Чуть менее половины участников опрос выделили в качестве причин — общую низкую
культуру, а также «общее падение нравственности в обществе».

В результате работы, выявлены следующие основные
проблемы антикоррупционной политики в Минобрнауки:

— неэффективная процедура отбора кадров на должности
государственной службы,

— недостаточное знание служащими возможные факторов коррупции,

— отсутствие обучения служащих антикоррупционному поведению и
снижению рисков в повседневной работе.

По
результатам проведенного анализа, в работе предложены мероприятия по
совершенствованию антикоррупционной политики в Минобрнауки.

Предложено внедрение обновленной процедуры отбора кандидатов
на государственную службу в Минобрнауки на основе скоринг-карт. В процедуру
отбора предложено включить психологический анализ личности и оценку
антикоррупционной устойчивости кандидатов. Подобная система отбора позволит
выявить кандидатов, обладающих коррупционными рисками, то есть внедрение
обновленной процедуры отбора позволит сформировать в Минобрнауки коллектив с
устойчивостью к коррупционным проявлениям, снизить коррупционные возможности и
улучшить служебное поведение служащих.

Предложено провести обучение государственным служащих
антикоррупционному поведению. Предложено проводить обучение основам
профилактики коррупционного поведения. Обучение предлагается проводить для
разных категорий служащих: для вновь принятых, для тех, кто будет переведен на
более высокую должность в Минобрнауки, кроме того, предлагается проводить
дополнительное обучение в случае выявления коррупционных рисков. Так же
предложено при необходимости проводить индивидуальное консультирование для тех,
кто ощущает недостаток знаний в сфере антикоррупционного поведения.

Для оценки эффективности предложенных мероприятий
использован экспертное мнение, для его выявления привлечены на добровольной
основе руководители структурных подразделений Минобрнауки. Всего участие в
оценке мероприятий приняли 8 экспертов. Им было предложено выбрать из
предлагаемых факторов эффективности те, которые в наибольшей степени будут
достигнуты в результате проведения мероприятий по совершенствованию
антикоррупционной политике.

По мнению экспертов в наибольшей степени мероприятия будут
способствовать повышению
профессиональной этики государственных служащих;  усилению контроля за служебным  поведением служащих; повышению
профессионализма служащих Минобрнауки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 1.1 Понятие
антикоррупционной политики и признаки коррупции Коррупция имеет глубокие исторические корни и проявление ее в
разных странах зависит от экономического и политического их развития. В
развитых странах коррупция проявляется в разовой покупке нужных
административных решений, в то время как в России она превратилась в
нежелательный, но существующий элемент бизнес-процесса.

Историко-правовые исследования и дошедшие до нас правовые памятники
цивилизации показывают, что коррупция – ровесник человечества и одно из
наиболее устойчивых общественно-опасных явлений существовала в обществе со
времен возникновения управленческого аппарата[1].

Согласно
Федеральному закону от 25.12.2008 №273-ФЗ «О
противодействии коррупции» коррупция это:

а)
злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц
либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими
лицами;

б) совершение деяний, указанных выше от имени или в интересах

юридического лица[2]. [1]Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции
в субъектах Российской Федерации / Т.Я. Хабриева, А.М. Цирин, Л.В. Андриченко –
М.: Проспект, 2019. С. 63 [2] Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии
коррупции» ( ред. 26.05.2021)// СЗРФ от 29 декабря 2008 г. №52. Ст. 6228. ( обращения 21.09.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы