Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Состояние и тенденции развития российско-американских отношений в современных условиях, роль и место города Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.. 8
1.1
Традиции и уроки российско-американского сотрудничества и их современная
востребованность. 8
1.2 Правовые
основания взаимосвязей России и США, Москвы и партнеров в США в постбиполярную
эпоху. 18
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ.. 31
2.1 Состояние и
тенденции развития внешнеполитических связей России и США 31
2.2
Тенденции в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества России и США на
современном этапе. 45
ГЛАВА 3. ГОРОД МОСКВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.. 61
3.1
Внешнеэкономические связи г. Москва с партнерами в США: состояние и
перспективы развития. 61
3.2
Особенности организации и осуществления культурно-гуманитарных объектов г.
Москвы с партнерами в США.. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81
Введение:
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется, во-первых,
тем, что российско-американские отношения традиционно выступают одним из
ведущих факторов глобального мира и стабильности. Россия и США являются
постоянными членами Совета Безопасности ООН. От позиций этих двух держав
зависит как стратегическая стабильность, так и урегулирование региональных
кризисов (ситуация в Сирии, Украине, с Ираном, КНДР и др.) Однако сегодня
политический диалог между странами практически свернут, отношения находятся на
самом низком уровне. В обеих странах были сокращены сотрудники дипломатических
миссий. Санкционные ограничения
препятствуют развитию двусторонних связей и тормозят развитие экономики, в
особенности российской. США вышли из ряда международных договоров, связанных с
глобальной безопасностью. Поэтому российско-американским отношениям сегодня
необходимо уделять пристальное внимание, анализировать причины ухудшения,
искать всевозможные пути выхода из кризиса.
Во-вторых, развитие российско-американского
сотрудничества будет способствовать разрешению ряда глобальных проблем, таких
как международный терроризм, распространение ядерного и других видов оружия,
экологические проблемы, исследование космоса с целью прогнозирования возможных
угроз. Две державы обладают политическими ресурсами в отношении различных
мировых игроков, что позволяет им в значительной степени влиять на внешнюю
политику других держав. Однако отсутствие двустороннего политического диалога
между странами не позволяет выработать эффективные решения указанных проблем.
В-третьих, развитие российско-американских
отношений на базе города Москва может придать импульс российско-американскому
взаимодействию. В столице сконцентрирована значительная часть экономического,
производственного, культурного, образовательного потенциала России. Для
развития Москве необходимы инвестиции, которые могут быть привлечены со стороны
американских инвесторов. Иностранные технологии также могут быть с обоюдной
практической выгодой использованы для развития социально-экономической сферы
Москвы. Развитие культурно-гуманитарных связей Москвы с американскими
партнерами будет способствовать созданию фундамента российско-американского
сотрудничества, развитию взаимопонимания, укреплению атмосферы доверия между
странами. Культура является внешнеполитическим инструментом мягкого влияния («soft power»), который позволяет
повышать лояльность аудитории, снижать уровень враждебности в отношениях,
активизировать диалог в других сферах.
Степень научной разработанности проблемы.
Исторические аспекты росийско-американских отношений рассматриваются в работах
таких авторов как Ачкасов В. А., Боришполец К. П., Ланцов С. А., Лебедева М.
М., Минкова К.В., Протопопов А. С., Цветков И.А., Шаклеина Т. А. Отношения
России и США на современном этапе рассматриваются российскими и зарубежными
исследователями, в частности можно отметить работы З. Бжезинского, Р.
Легвольда, С. Хантингтона, В.А. Кременюк, А. И. Уткина, П. А. Цыганкова.
Культурно-гуманитарное сотрудничество России и США рассматривается такими
авторами как А. А. Бондарчук, А. А. Великая. Однако культурно-гуманитарному
аспекту уделяется меньшее внимание, чем военно-политическому и экономическому
сотрудничеству, в связи с чем представляется актуальным исследовать его более
подробно в данной работе, поскольку именно культурно-гуманитарные связи
являются одним из измерений сотрудничества, способным формировать фундамент для
развития других видов связей.
Источниковую базу исследования составляют
доктринальные документы внешней политики США и России, тексты двусторонних
договоров, среди которых Концепция внешней политики РФ от 30 ноября 2016 г.,
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ, Стратегия национальной обороны США от
2018 г., Соглашение и Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению
стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г., Соглашение между
Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве в научных исследованиях
и разработках в ядерной и энергетической сферах от 16 сентября 2013 г.,
Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в исследовании и использовании
космического пространства в мирных целях от 17 июня 1992 г., Соглашение между
Правительством Российской Федерации и США об упрощении визовых формальностей
для граждан двух стран от 2011 г.
Объект исследования составляют исторические и
правовые основы российско-американских отношений на межгосударственном уровне и
уровне субъектов, на основе которых строятся внешнеполитические и гуманитарные
связи двух стран и их регионов. Предметом исследования выступают состояние и
тенденции развития российско-американских отношений в современных условиях,
роль и место города Москвы.
Цель исследования: анализ и оценка состояния и
тенденций развития российско-американских отношений в современных условиях,
роли и места города Москвы. В соответствии с целью в работе выделяются
следующие задачи: — рассмотреть традиции и правовые основания
российско-американского сотрудничества;
— проанализировать современные тенденции в
развитии российско-американских отношений;
— выявить место города Москва в системе
российско-американских связей и взаимодействий.
Методологические основания исследования составляют
общенаучные методы такие как анализ, синтез, сравнение. Кроме того, в работе
были использованы сравнительно-исторический метод, метод системного анализа,
структурного анализа, горизонтального (временного) анализа, графический метод.
В исследовании применялись принципы историзма, системного подхода, развития,
выделения главного звена. С помощью принципов системного подхода и развития
были проанализированы тенденции в российско-американских отношениях на современном
этапе. Основываясь на принципе историзма, автор сформулировал возможности
развития российско-американских отношений исходя из сложившихся
конкретно-исторических условий на текущем этапе.
Научная новизна исследования заключается в выявлении традиций и уроков сотрудничества
России и США, оценки их современной востребованности; определении современных
тенденций в развитии международного внешнеэкономического и гуманитарного
сотрудничества, путей его дальнейшего совершенствования, в том числе посредством
развития сязей г. Москва с американскими
партнерами с целью улучшения российско-американских отношений на современном
этапе.
Положения, выносимые на защиту:
— российско-американские отношения в многополярном
мире по-прежнему остаются одним из важнейших факторов мировой стратегической
стабильности и формируют мировую политическую динамику, от их развития зависят
политические процессы в различных областях мира;
— негативные тенденции в российско-американских
отношениях, в особенности внешнеполитическое противостояние двух стран,
необходимо преодолевать и одним из средств поддержания отношений может
выступить культурно-гуманитарное сотрудничество РФ и США;
— развитие культурно-гуманитарного сотрудничества
г. Москвы с американскими партнерами способно улучшить политический климат в
российско-американских отношениях и создать фундамент для взаимодействия;
Теоретическая значимость исследования состоит в
том, что его материалы могут быть использованы как дополнительные источники
информации в рамках таких научных дисциплин как «Политология», «Мировая
политика», «Международные отношения».
Практическая значимость исследования состоит в
том, что его выводы и рекомендации могут быть использованы в целях расширения
российско-американского сотрудничества, дальнейшего развития двусторонних
культурно-гуманитарных связей, в том числе на базе других регионов России.
Заключение:
История российско-американского сотрудничества показывает, что
российско-американские отношения, начиная со второй половины XX века и
до его окончания, в условиях биполярного противостояния двух сверхдержав
являлись основой мировой стратегической стабильности. Сегодня в условиях
формирования многополярного мира российско-американские отношения по-прежнему
остаются одним из важнейших факторов мировой стратегической стабильности и
формируют мировую политическую динамику, от их развития зависят политические
процессы в различных областях мира. Россия и США являются ядерными державами,
участниками договоров по ограничению вооружений, составляющих систему
международной стратегической стабильности. Интересы США и РФ во многих регионах
различны, но они едины в отношении поддержания глобальной и региональной
безопасности, и именно эта сфера традиционно была и остается для сторон
приоритетной сферой сотрудничества.
Исторические уроки российско-американского
сотрудничества показывают, что несмотря на свою противоположную геополитическую
сущность, Россия и США успешно могут договариваться в те периоды, когда
глобальная угроза неизбежна. Кроме того, Россия и США традиционно укрепляли
двусторонние связи за счет сотрудничества в области глобальных вопросов от
сохранения мира до освоения космоса. Рост мировой нестабильности называется
странами в качестве главной тенденции современного мира. Глобализация усиливает
взаимозависимость мира, и проблемы в одной стране отголоском отражаются на всей
мировой системе, в том числе на финансовых рынках и мировых политических
процессах. Проблемы социально-экономического развития стран в других регионах,
в частности на Ближнем Востоке, приводят к усилению радикальных группировок и
создают угрозу распространения международного терроризма, оружия массового
поражения, ядерного оружия, массовой эмиграции населения, наносят ущерб
международной торговле, создают угрозы сепаратизма и другие негативные
последствия. Россия и США в силу своего политического, экономического веса
находятся в числе держав, ответственных за мировую стабильность. Каждое
государство заинтересовано в устойчивом стабильном развитии. А это возможно
только в условиях стабильного мира и поддержки научно-технического прогресса,
который стимулирует производительность труда и экономический рост. Однако новые
открытия требуют все больше вложений и исследований по поиску решений
существующих проблем. Объединение усилий ученых различных стран позволит найти
более эффективные и рациональные решения.
Рассматривая правовые основы сотрудничества необходимо
отметить их неустойчивость, нестабильность, что является следствием постоянной
смены приоритетов в российско-американских отношениях. Разработка правовых
основ на межгосударственном уровне является самым сложным и противоречивым
процессом. Необходимо, чтобы данный процесс подкреплялся развитием связей снизу
в рамках гражданского общества, реализацией инициатив в гуманитарных,
торгово-экономических сферах. В условиях политической конфронтации эти связи
естественно теряют динамику, сталкиваются с большими барьерами. Однако,
представляется, что в современных условиях данные связи остаются одним из
важнейших средств поддержания российско-американских отношений.
Внешнеполитические связи России и США сегодня
находятся на самом низком уровне. США не изменят свою позицию по Крыму и
Украине, следует ожидать продолжение политики санкций. В тоже время США
подтвердили традиции своей внешней политики, свою приверженность поддержанию
стратегической стабильности в мире, продлив Договор СНВ-III. США будут придерживаться
стратегии глобального лидерства и способствовать развитию процессов
демократизации в различных регионах мира, однако способность США осуществлять
подобный курс непосредственно связано с состоянием американской экономики.
В условиях политической конфронтации
культурно-гуманитарное сотрудничество остается средством сохранения
двусторонних связей и может стать областью, с которой стороны попытаются начать
политический диалог. Кроме того, взаимная популяризация культур способствует
росту доверия в российско-американских отношениях, углубляет понимание между
странами. Негативным аспектом является то, что двусторонние
культурно-гуманитарные связи также значительно пострадали. Сотрудничество двух
стран в данной области сегодня активно поддерживается гражданским сообществом –
организациями русских соотечественников в США и американскими организациями,
представителями власти штатов. Сотрудничество поддерживается данными субъектами
в той степени, насколько это возможно в условиях санкций, «визовой войны»,
взаимных подозрений, обвинений и ограничений на перемещения в связи с
пандемией. У российских и американских партнеров есть множество взаимных
интересов в сфере науки, образования, культуры, искусства, здравоохранения,
социальной сферы, городского хозяйства и др.
Негативный аспект связан с тем, что
образовательные обмены между странами сегодня минимальны, а сотрудничество
вузов нередко останавливается на уровне заключения меморандумов о
взаимопонимании, так как стороны опасаются политической неопределенности и
рисков оказаться в числе нарушителей санкций.
На первом месте в основе оказания
культурно-гуманитарной помощи США – продвижение американских интересов, т. е.
интересов безопасности и экономических интересов, в том числе за счет повышения
стабильности. Также и на первом месте для России стоит продвижение российских
интересов, в сферу которых также входит стабильный мир, укрепление российского
государства, популяризация российской культуры и поддержка соотечественников и
поддержка русского языка за рубежом. Однако в последние годы сфера
культурно-гуманитарного сотрудничества сократилась за счет сокращения ее
поддержки на государственном уровне обеих стран, как в финансовом отношении,
так и за счет сокращения дипломатического персонала.
В этих условиях субъекты РФ могут выступить как
инициаторы установления контактов с субъектами США в пределах своей
компетенции. Даже взаимный обмен идеями в виде онлайн-конференций, встреч,
диалогов будет способствовать улучшению имиджа России в восприятии американской
аудитории, поможет установить более крепкие связи между гражданским сообществом
обеих стран. Политическая элита каждой страны ориентируется на настроения
общественных движений. Москва, будучи крупнейшим российским субъектом, в
котором концентрируется значительная доля производства РФ, а также
человеческих, кадровых, инновационных ресурсов, как никакой другой субъект РФ
должна быть источником инициатив для развития российско-американских связей.
Высокий инвестиционный потенциал Москвы и столичный статус, активная поддержка
Правительства г. Москвы способствуют заинтересованности американских компаний в
ведении здесь бизнеса. Статус места, где принимаются ключевые политические и
экономические решения, а также статус научного центра делают Москву идеальным
субъектом, который может развивать совместные проекты с американскими городами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1 Традиции и уроки российско-американского
сотрудничества и их современная востребованность
Еще до образования США Россия уже
взаимодействовала с Северной Америкой. В первой половине XVIII века русские
торговцы начинают активную колонизацию Северной Америки. Территория, занятая
русскими поселенцами, была объявлена Русской Америкой со столицей в городе
Новоархангельске (ныне — Ситка), над этой территорией был установлен
суверенитет Российской империи. В 1776
году тринадцать британских колоний объявили о своей независимости. Этот год
считается датой образования США. Затем последовала война за независимость, в
которой победу одержали колонисты. 17 сентября 1787 г. была принята Конституция
США, а в 1807 г. были установлены официальные дипломатические отношения между
Российской империей и США[1].
Стоит отметить, что во время войны США за
независимость от Великобритании, Россия придерживалась политики нейтралитета и
не соглашалась на просьбы Великобритании помочь в подавлении мятежа. Война
наносила большой ущерб торговым судам нейтральных государств, поэтому в 1780 г.
императрица Екатерина провозгласила Декларацию вооруженного нейтралитета, в
которой установила право нейтральных держав на беспрепятственную морскую
торговлю в условиях войны со всеми, в том числе и с воюющими сторонами, также
право использовать силу для защиты своих кораблей. К Декларации присоединился
ряд других нейтральных государств. Также Российская дипломатия выступала с
инициативой по оказанию мирного посредничества между воюющими сторонами. Россия
исходила из политических соображений и обретение независимости США отвечало
интересам России. Позиция Российской империи была высоко оценена американской
стороной, это заложило основы плодотворного сотрудничества в будущем, а защита
прав нейтрального мореплавания и вовсе стала основой русско-американского
сближения в последующие годы.
Установлению дипломатических отношений Российской
империи с США предшествовала активная переписка американского президента Т.
Джефферсона с Александром I. Первым российским
дипломатом в США был назначен А. Я. Дашков, первым послом США в России
стал Джон Куинси Адамс. С 1832 г. между Россией и Америкой был установлен
принцип наибольшего благоприятствования в торговых отношениях двух стран. В
1867 г. Александром II был подписан договор о продаже США всех
российских владений к востоку от Берингова пролива, в том числе Аляски, за 7,2
млн долларов. По официальным заявлениям, договор был мотивирован не финансовыми
соображениями, а политическими. Считалось, что в будущем России не удастся
сохранить эту территорию под своим суверенитетом, так как она находится
достаточно далеко, на другом континенте и США непременно захотят включить в
свою сферу влияния весь континент; также территория считалась малоразвитой и
экономически невыгодной.
В начале XX века происходит ухудшение
российско-американских отношений. В США в 1900—1902 гг. американский
военно-морской теоретик контр-адмирал А. Т. Мэхэн развивает геополитическую
доктрину «сдерживания» России как мощной «континентальной» державы путем
создания блока «морских» государств во главе с США[2]. США и Россия
рассматриваются как две диаметрально противоположные державы – морская и
континентальная, которые противостоят экспансии друг друга. С тех пор данный
подход стал традицией для российско-американских отношений, в рамках которой
данные отношения рассматриваются как геополитическое противостояние
континентальной и морской держав. Президент США Теодор Рузвельт разделял
концепцию А. Т. Мэхена и проводил политику активной экспансии США на Дальнем
Востоке. Это обусловило враждебность США к России, особенно во время
Русско-японской войны, когда произошло открытое столкновение экономических
интересов США и России на Дальнем Востоке и в Маньчжурии. США оказывали
финансовую и военно-техническую помощь Японии, стремились перекрыть доступ
России к западным кредитам. Также США осуждали политику России в отношении
ограничения прав евреев. С тех пор активное осуждение России за несоблюдение
прав человека и дискриминацию этнических меньшинств стало еще одной традицией в
российско-американских отношениях. По причинам национальной и религиозной
дискриминации происходила активная эмиграция российских евреев, а также других
национальных и религиозных меньшинств в США, также эмигрировали представители
запрещенных политических партий и движений, беглые преступники. Официально в
Российской империи был запрет на эмиграцию, поэтому она имела полулегальный или
криминальный характер.
В Первой мировой войне Россия и США выступили
союзниками. Тем не менее, в 1917 г. США поддержали свержение царской власти в
России, оказывали помощь белогвардейцам, участвовали в военной интервенции на
Севере и Дальнем Востоке России. Таким образом, здесь проявляется еще одна
традиция российско-американских отношений, что в периоды смены власти, общественно-политического
строя в России США принимают активное участие в российской внутриполитической
жизни. После свержения царской власти это выразилось в открытой интервенции и
вмешательстве во внутренние дела России. Долгое время США отказывались
признавать Советское правительство, но в 1933 г. наконец между двумя
государствами были установлены дипломатические отношения. В этот период СССР
крайне нуждался в поставках западного оборудования и технологий для
осуществления масштабной индустриализации. В тоже время Ф. Рузвельт считал, что
нормализация отношений поможет справиться с Великой депрессией в США за счет
поставок в СССР американских товаров, а также он видел в Сталине естественного
союзника в борьбе с Японией (хотя эти расчеты затем не оправдались)[3].
Таким образом, советско-американские отношения в этот период были
прагматичными. В данной ситуации можно говорить об уроках для
российско-американских отношений, которые заключаются в том, что у обеих стран
есть возможности развития отношений, которые будут выгодны для них, будут
способствовать их экономическому развитию и укреплению политического авторитета
на международной арене.
Во Второй мировой войне 1939-1945 гг. СССР и США
были союзниками по антигитлеровской коалиции. Урок Второй мировой войны для
обеих стран заключался в том, что США и Россия могут быть союзниками, когда
возникают экзистенциальные глобальные угрозы для всего мира. С ноября 1941 г.
Франклин Рузвельт распространил на СССР закон о ленд-лизе, в рамках которого в
СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и
продовольствие. Формально в войну США вступили лишь в декабре 1941 г., после
атаки Японии на американскую базу Перл-Харбор в Тихом океане. Во время Второй
мировой войны Рузвельт снова стал возлагать на СССР большие надежды, видя в нем
не только военного союзника, но и одного из «четырех полицейских» послевоенной
международной системы (США, СССР, Великобритания, Китай)[4]. Для установления
доверительных отношений со Сталиным Рузвельт, находившийся в инвалидном кресле,
предпринял поездки в Тегеран (1943) и Ялту (1945). Однако после кончины Ф.
Рузвельта в 1945 г. настрой США в отношении СССР вновь изменился, на первое
место вышли противостояние расширению советского влияния в мире и враждебная
риторика. Подобная смена приоритетов от сотрудничества к жесткому
противостоянию является традицией российско-американских отношений. [1] Мартышкин С. А. Российско-американские отношения: из истории становления и
развития // Вестник Самарского государственного университета, 2012. — №8 (99).
– С. 100 [2] Ачкасов В. А., Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения:
Учебник. — М.: Аспект Пресс, 2011. — С. 46 [3] Минкова К.В., Цветков И.А. История стран Северной Америки:Учебное пособие.
– СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018. – С. 107 [4] Минкова К.В., Цветков И.А. История стран Северной Америки:Учебное пособие.
– СПб.: СКИФИЯ-принт, 2018. – С. 109