Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Соотношение потребительской корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования соотношения потребительской
корзины и минимальной заработной платы.. 7
1.1. Сущность
и порядок формирования потребительской корзины.. 7
1.2.
Содержание понятия «минимальная заработная плата». 18
1.3.
Аналитические возможности экономики и социологии труда при исследовании
соотношений потребительской корзины и минимальной заработной платы.. 24
Глава 2.
Анализ потребительской корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане. 41
2.1.
Особенности социально-экономического развития Узбекистана. 41
2.2. Динамика
и структура потребительской корзины в Узбекистане. 49
2.3.
Нормативное регулирование и динамика минимальной заработной платы в Узбекистане. 60
Глава 3.
Оценка соотношения потребительской корзины и минимальной заработной платы в
Узбекистане. 65
3.1.
Построение эконометрической модели соотношения потребительской корзины и
минимальной заработной платы в Узбекистане. 65
3.2. Оценка
степени сопряженности факторов, определяющих соотношение потребительской
корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане. 70
3.3.
Перспективы развития соотношения потребительской корзины и минимальной
заработной платы в
Узбекистане в целом и по его
регионам. 76
Заключение. 96
Список
использованной литературы.. 100
Введение:
Категории
прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и потребительская корзина
являются неотъемлемой частью социальной политики государства, направленной на
поддержание нормального уровня жизни граждан. Кроме того, они неразрывно
связаны между собой. Так, величина прожиточного минимума определяется исходя из
состава потребительской корзины. С учетом установленного размера прожиточного
минимума определяется минимальный размер оплаты труда. Однако, на современном
этапе законодательство Узбекистана содержит пробелы, которые проявляются в
соотношении данных категорий. Проблемы вытекающих из вышеизложенного возможно
разрешить лишь путем реформирования трех показателей в целом. Во-первых, есть
необходимость в уравнивании размера прожиточного минимума и МРОТ. Во-вторых,
приведение в соответствие состава потребительской корзины реальным потребностям
населения.
Узбекистан
относится к социальным типам стран, в которых отмечается значительное
присутствие государства в жизни общества, что обуславливает широкий перечень социальных
обязательств государства перед гражданами.
В
последние годы в области оказания социальной поддержки были внедрены
«железные», «женские» и «молодежные тетради», «махаллинские» методы работы,
удвоилось количество семей, охваченных социальной защитой, и увеличена их
финансовая защищенность. Были введены детские пособия для малообеспеченных
семей, при этом возрастной ценз для детей увеличен с 14 до 18 лет, срок выплаты
пособий с 6 месяцев до 1 года. По данным Всемирного банка, в Узбекистане около
5,2 миллиона человек получили финансовую помощь во время пандемии.
Поставлена
задача к концу 2026 года полностью искоренить крайнюю бедность, снизить уровень
относительной бедности в 2 раза. Кроме того, будут приняты меры по снижению
неравенства доходов с 7 раз в 2020 году до 4-5 раз в 2026 году.
Другим
важнейшим направлением социальной защиты и борьбы с бедностью является
определение минимальных потребительских расходов населения, то есть расходов на
минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизни человека.
Определение минимальных потребительских расходов – задача весьма сложная и
трудоемкая. При поддержке Всемирного банка в 2020 году было отобрано 5,4 тысячи
домохозяйств из всех регионов страны и проведено пилотное обследование их
состава, доходов и расходов. Но, принимая во внимание влияние пандемии на
обследование в 2020 году, в этом году было решено увеличить охват обследования
домашних хозяйств, проводимого при поддержке Всемирного банка, с 5,4 тысяч до
10 тысяч. Эта работа уже близка к завершению.
Социальный
эффект решения этой задачи сложно переоценить, так как минимальные
потребительские расходы будут лежать в основе расчетов для установления
размеров минимальной заработной платы и пенсий, базовых социальных выплат:
пособий по безработице, по уходу за ребенком, потере кормильца, стипендий и др.
И соответственно рост цен на рынках будет вести к пересмотру и соответствующему
увеличению всех этих выплат. В связи с этим правительство проводит работу по
систематизации социальных гарантий и разработке программы мер по их поэтапному
обеспечению на уровне минимальных потребительских расходов.
Актуально
также поставить вопрос о стимулировании многочисленной диаспоры выходцев из
Узбекистана для оказания поддержки с их стороны бедным и уязвимым слоям
населения в стране. Это может быть реализовано посредством создания банка,
финансируемого мигрантами и выходцами из Узбекистана, проживающими в зарубежных
странах. Предполагается привлечение депозитов от узбеков-нерезидентов и
трудовых мигрантов и выдача кредитов в регионе их происхождения.
Создание
доступной системы здравоохранения является одним из главных приоритетов, так
как если кто-либо из членов семьи с низким доходом заболевает, значительная
часть бюджета домохозяйства расходуется на лекарства.
Объект исследования – нормативное
регулирование и динамика минимальной заработной платы в Узбекистане.
Предмет исследования – анализ потребительской
корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане.
Цель исследования – оценка соотношения
потребительской корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане, а также разработка предложений по ее
совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были определены
следующие задачи:
— раскрыть сущность
и порядок формирования потребительской корзины, и содержание понятия
«минимальная заработная плата»;
— изучить аналитические
возможности экономики и социологии труда при исследовании соотношений
потребительской корзины и минимальной заработной платы;
— рассмотреть особенности
социально-экономического развития Узбекистана;
— проанализировать динамику
и структуру потребительской корзины в Узбекистане;
— провести анализ нормативного
регулирования и динамики минимальной заработной платы в Узбекистане;
— построить эконометрическую
модель соотношения потребительской корзины и минимальной заработной платы в
Узбекистане;
— оценить степень
сопряженности факторов, определяющих соотношение потребительской корзины и
минимальной заработной платы в Узбекистане;
— выявить перспективы
развития соотношения потребительской корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане в целом и по его регионам.
При написании работы были использованы методическая
литература, публикации периодической печати, материалы научно-практических
конференций, Интернет-ресурсы, статистические данные.
Методологическая основа исследования заключается в
комплексном подходе к анализу проблемы соотношения потребительской
корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане. На различных этапах исследования использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез, научная абстракция, метод обобщения
количественных показателей, индукция и дедукция, аналогия,
экономико-статистические методы, графический метод.
Структура выпускной квалификационной работы определена
на основе ее цели и задач. Данная работа состоит из введения, 3 глав,
содержащих 9 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В работе была
поставлена цель – оценка
соотношения потребительской корзины и минимальной заработной платы в
Узбекистане, а также разработка предложений по ее совершенствованию.
В ходе
выполнения работы были решены поставленные задачи:
— Раскрыта сущность и порядок формирования потребительской корзины,
и содержание понятия «минимальная заработная плата»;
— изучены аналитические возможности экономики и социологии труда
при исследовании соотношений потребительской корзины и минимальной заработной
платы;
— рассмотрены особенности социально-экономического развития Узбекистана;
— проанализирована динамика и структура потребительской корзины в
Узбекистане;
— проведен анализ нормативного регулирования и динамики минимальной
заработной платы в Узбекистане;
— построена эконометрическая модель соотношения потребительской
корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане;
— оценена степень сопряженности факторов, определяющих соотношение
потребительской корзины и минимальной заработной платы в Узбекистане;
— выявлены перспективы развития соотношения потребительской корзины
и минимальной заработной платы в Узбекистане в целом и по его регионам.
В связи с тем, что приведенный нами
анализ в области оплаты труда показал, что МРОТ в настоящее время еще далеко не
соответствует своему реальному содержанию, использование прогнозного или МРОТ,
рассчитанного на основе прогнозного прожиточного минимума, положительно
повлияет на уровень МРОТ и несколько улучшит в материальном плане положение той
части населения, которая официально относится к разряду бедных. Обоснованием
для введения прогнозного МРОТ служит тот факт, что реальная статистика
функционирует таким образом, что, основываясь на ней, мы можем установить МРОТ
на данный квартал только используя данные предшествующего квартала. Для
усиления обоснованности определения МРОТ предлагается дополнительное
использование в качестве стандарта соотношения минимальной и медианной
заработной платы.
Средняя заработная плата определяется
путем деления фонда начисленной заработной платы на среднесписочную численность
работников, куда входят и работники с наибольшей и с наименьшей заработной
платой, в результате чего мы получаем усредненное, недостаточно конкретное
значение. Уровень заработной платы наиболее точно и полноценно отражает ее
медианная величина, о необходимости использования которой в качестве стандарта
в процессе анализа трудовых доходов населения рекомендуется в документах МОТ.
Медианная заработная плата является
более точной, так как при ее расчете количество работников делится пополам, т.
е. по обе стороны от нее (выше и ниже), заработную плату получает равное число
работников, что вносит в расчет большую конкретность. Согласно рекомендациям
МОТ величина МРОТ должна составлять 2/3 медианной величины заработной платы.
Только в таких условиях может быть осуществлено воспроизводство рабочей силы
работников на должном уровне.
В Узбекистане с 1 марта
2021 года внедрено понятие минимальных потребительских расходов населения
как альтернативы потребительской корзине и прожиточному
минимуму.
Для повышения доходов сельского
населения стимулируется дальнейшее повышение уровня кооперации между мелкими и
крупными сельхоз производителями и переход к становлению крупного
сельскохозяйственного производства, основанного на широкой кооперации местных
сообществ с промышленными предприятиями и агропромышленными кластерами.
Действенным также может стать внедрение
механизма онлайн-заказов на сельскохозяйственную продукцию для уязвимых и
бедных сельских домохозяйств, в рамках которого организатор интернет-платформы
осуществляет сбор и доставку продукции от производителя до заказчика.
За анализируемый период с 2011 по 2020
гг. наблюдается положительная динамика изменения минимального размера оплаты
труда, что обосновано изменением величины прожиточного минимума в целом по Республике
Узбекистан, а также увеличением инфляции. Данный факт подтверждается
результатами проведенного корреляционно-регрессионного анализа.
В связи с этим более обоснованным и
целесообразным представляется положить в основу расчета МРОТ минимальный потребительский
бюджет (МПБ), при котором возможно воспроизводство рабочей силы на требуемом
уровне, включая и развитие рабочей силы трудоспособного населения. МПБ
охватывает затраты, соответствующие более высокому и качественному уровню
питания, увеличенный объем непродовольственных товаров и услуг, в том числе и
платной направленности.
Минимальный потребительский бюджет, по
определению экспертов Ижтимоий фикр (Республиканский Центр исследования
общественного мнения), представляет показатель состава и структуру потребления
материальных благ и услуг, обеспечивающих удовлетворение основных материальных
и духовных потребностей человека. Таким образом, здесь речь идет о простом
воспроизводстве рабочей силы, которое в данных условиях осуществляется в более
полном формате.
Этот МПБ включает 75 наименований
продуктов питания, 45 наименований одежды и обуви, 24 наименования
предметов длительного пользования, 24 предмета мебели, 31 предмет посуды,
расходы на культуру, транспорт, связь, жилье и т. п. Таким образом, постепенный
поэтапный переход установления МРОТ на основе прожиточного минимума к
минимальному потребительскому бюджету, затем восстановительному
потребительскому бюджету и «стоимости жизни» работника является одним из ключевых
условий создания финансовой основы для увеличения минимального размера оплаты
труда.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-методологические основы исследования соотношения потребительской корзины
и минимальной заработной платы 1.1. Сущность
и порядок формирования потребительской корзины Понятие
«потребительская корзина» является базисным, основополагающим в системе понятий
благосостояния и благополучия (таких как уровень жизни, образ жизни, качество жизни,
продолжительность жизни), а также, как оказывается, и в системе понятий имущественной
стратификации, структуры общества[1]. Потребление в экономическом
смысле этого слова – это действие по использованию или уничтожению, немедленно или
постепенно, товаров и услуг с целью удовлетворения потребности. Например, употребление
пищи означает ее уничтожение, чтобы удовлетворить потребность в еде. Потребление
информации представляет собой переработку информации с целью ее дальнейшей интеграции
в свой собственный культурный капитал[2].
Таким
образом, потребление обусловлено потребностями, которые человек стремится удовлетворить,
используя товары или услуги, предназначенные для этой цели. В прошлом в обществе,
которое было преимущественно сельским, большая часть продуктов питания, одежды,
производилась домашними хозяйствами для личного использования. Индустриализация,
урбанизация, повышение реальной заработной платы, диверсификация потребностей привели
общество к эпохе массового потребления, умножения продуктов[3]. [1]
Косьмин А. Д., Косьмина Е. А., Коновалов И. А. О новом функционале российской
потребительской корзины (или по плечу ли среднему классу потребительская
корзина) // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. — №7. – С.
1975-1988. [2]
Navruz-zoda B.N., Khurramov O.K. The role of information technologies in
digital tourism // International scientific review of the problems of
economics, finance and management, 2020. С.
22-36 [3]
Sen, A. Poverty: an Ordinal Approach to Measurement [Text] / A. Sen. //
Econometrica. — 1976. — № 44 (2). — P. 219-231