Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Соотношение интеллектуальной и психомоторной готовности детей к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И
ПСИХОМОТОРНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. 6
1.1. Подготовка к школе как
психолого-педагогическая проблема. 6
1.2. Понятие интеллектуальной готовности к школе. 10
1.3. Особенности психомоторной готовности детей к
школе. 13
1.4. Формирование интеллектуальной и психомоторной
готовности детей к обучению в школе в условиях ДОО.. 18
Выводы по первой главе. 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПСИХОМОТОРНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. 24
2.1. Организация и методы исследования. 24
2.2. Описание и анализ полученных в ходе
исследования результатов. 25
2.3. Методические рекомендации для педагогов и
родителей по интеллектуальной и психомоторной подготовке детей к обучению в
школе. 43
Выводы по второй главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
Введение:
Проблема готовности
ребенка к школе была актуальна всегда. Подготовка к школе – важный этап в жизни
старшего дошкольника. Условием успешного обучения в школе является развитие у
детей навыков учебной деятельности. Данная проблема рассматривается в
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря
2012г., а также во введённом с 01 января 2014 г. Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Цели получения
дошкольного образования оговорены в ч.1 ст. 64 Закона «Об Образовании». Одной
из них является «создание предпосылок учебной деятельности, то есть
формирование условий, позволяющих ребенку перейти к процессу обучения без
каких-либо затруднений».
Целевые ориентиры,
представленные в Федеральном Государственном образовательном стандарте,
предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной
деятельности. От уровня подготовки к обучению в школе зависит дальнейшая
успешность адаптации первоклассников в школе и освоения ребенком учебных
программ.
Проблему готовности к
школьному обучению рассматривается в трудах как отечественных, так и зарубежных
ученных, методистов и педагогов (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т.
Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, и
др.).
Одним из компонентов
готовности ребенка к школьному обучению является интеллектуальной и
психомоторной готовность. Своевременно сформированная у детей старшего
дошкольного возраста позволяет им, в период обучения в школе, лучше запоминать
учебную информацию, самостоятельно выполнять учебные задания, активнее отвечать
на уроках, положительно влияет на формирования графических навыков письма, а
значит существенно облегчает адаптацию ребенка к обучению в школе.
Проблема интеллектуальной
и психомоторной готовности детей к обучению в школе отражена в трудах известных
отечественных и зарубежных исследователей, таких как Л.И. Божович, Л.С.
Выготский, О. О. Гонина, Н.И. Гуткина, В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, О.А. Конурова,
А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Е.И. Рогов, Д.Б. Эльконин и другие.
Актуальность
рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы выпускной квалификационной
работы: «Соотношение интеллектуальной и психомоторной готовности детей к
школе».
Объектом исследования – процесс формирования готовности
детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Предметом исследования
– соотношение
интеллектуальной и психомоторной готовности детей к школе.
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования
интеллектуальной и психомоторной готовности старших дошкольников к школе.
Гипотеза исследования.
В основу
исследования положено предположение о том, что высокому уровню психомоторной
готовности к школе соответствует высокий уровень интеллектуальной готовности.
В соответствии с целью,
объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи
исследования:
1. Провести комплексный
анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой тематике.
2. Изучить соотношение
интеллектуальной и психомоторной готовности детей к школе.
3. Разработать
методические рекомендации для педагогов и родителей по интеллектуальной и
психомоторной подготовке детей к обучению в школе.
Методы исследования теоретические (изучение, анализ,
обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы),
эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование).
Методики исследования:
Методика
«Образец и правило». А.Л. Венгер с целью диагностики умения руководствоваться
системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов.
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина с целью
исследования ориентации в пространстве, определения умение внимательно слушать
и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное
направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Методика «10 слов Лурия» с целью исследование объема и
скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и
объема отсроченного их воспроизведения.
Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна с целью
исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Для статистической обработки данных использовались Т-
критерий Уилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей,
измеренных в двух разных условиях. Теоретическую основу
исследования
составили: общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода,
конкретизированные в психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.
Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М.
Теплов и др.); теоретико-методологическое обоснование дошкольного возраста как
сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, А.В. Запорожц, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А.
Смирнов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне
ближайшего развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков).
Практическая
значимость исследования определяется возможностью использования теоретических положений и
выводов, научно-методических материалов в процессе совершенствования процесса
подготовки детей к школе; разработаны педагогические условия по оптимизации
процесса интеллектуальной и психомоторной подготовки дошкольников к школе.
База
экспериментального исследования: работа проводилась в ГБОУ школа №1569 «Созвездие». В
исследовании принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет
в количестве 36 человек.
Структура работы: введение, две главы с параграфами,
раскрывающие основные задачи работы, заключение, список использованной
литературы.
Заключение:
Поступление в школу
является для ребенка, очень важным и переломным периодом в жизни. Если ребенок
будет готов к школьному обучению, то данный период пройдет без значительных
проблем и будет психологически комфортнее для становления и развития личности ребенка.
Поэтому одной из значимых задач дошкольного учреждения является подготовка
детей к школьному обучению. Рассматривая психолого-педагогические аспекты
проблемы формирования готовности к школе, выделяют психологическую,
социально-личностную, физиологическую и интеллектуальную готовность. Особое
значение отдается интеллектуальной и психомоторной готовности детей к школе,
поиску наиболее эффективных способов ее формирования в рамках образовательного
процесса.
В
психолого-педагогической литературе под интеллектуальной готовностью детей к
школе понимается определенный кругозор, запас конкретных знаний, понимание
основных закономерностей, развитая любознательность, желание узнавать новое.
В связи с принятием
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и введения понятия непосредственно образовательной деятельности,
педагог может проводить работу по формированию интеллектуальной и психомоторной
готовности к школе через данную деятельность. Непосредственно образовательная деятельность
включает в себя разнообразные виды детской деятельности (игровую,
коммуникативную, двигательную и т.д.) и направлена на освоение детьми одной или
нескольких образовательных областей, педагог при этом может использовать
разнообразные формы и методы работы, выбор которых зависит от конкретных
поставленных им целей.
Формы совместной
деятельности педагога и детей являются внешними выражениями содержания
дошкольного образования, способами его существования. В связи с изменениями в
содержания дошкольного образования, обновляются и формы работы с детьми.
Традиционное учебное занятие отходит на второй план, становятся актуальными и
более эффективными такие формы, как проектная деятельность, ситуации,
мастерские. Для мотивации дошкольника в непосредственно образовательной
деятельности используются сюрпризные и игровые моменты, усиление наглядности.
Для формирования
интеллектуальной и психомоторной готовности детей к школе допускается
использование элементов учебной деятельности. Задача педагогов в работе по
формированию интеллектуальной готовности детей к школе, заключается в том,
чтобы грамотно организовать образовательный процесс, интегрируя разнообразные
виды детской деятельности и соответственно формы и приемы, в которых они
осуществляются, между собой.
Следует подчеркнуть, что
организуя работу по формированию интеллектуальной и психомоторной готовности
детей к школе, следует делать акцент на зону ближайшего развития ребенка, на
его познавательную активность. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой
моторики, для активизации мыслительной деятельности детей, можно давать им
задания на поиск решения интеллектуальных задач, а также необходимо учитывать
уровень работоспособности детей старшего дошкольного возраста, не перегружать
их изнурительными упражнениями и заданиями.
В результате проведенного
исследования было выявлено, что что большинство старших дошкольников имеет
высокий уровень сформированности интеллектуальной и психомоторной готовности
детей к школе. При этом в результате статистического анализа данных посредством
Т- критерия Уилкоксона было выявлено, что дети, посещающие занятия по
подготовки к школе имеют более высокий результаты подготовленности к школе, чем
их сверстники, которые не посещают занятий по подготовке к школе. Также в
результате исследования было выявлено, что высокому уровню психомоторной
готовности к школе соответствует высокий уровень интеллектуальной готовности.
Высокий уровень психомоторной готовности был выявлен у 61% старших дошкольников
Средний уровень психомоторной готовности к школе был выявлен у 39% старших
дошкольников. В результате анализа данных по интеллектуальной готовности было
выявлено, что 58% дошкольников имеют высокий уровень интеллектуальной
готовности к школе. Средний уровень интеллектуальной готовности был выявлен у
42% старших дошкольников.
В результате
корреляционного анализа была выявлена прямая взаимосвязь между уровнем
психомоторной готовности и уровнем интеллектуальной готовности (r = 0,652, при
p≤0.01). Полученные данные свидетельствуют о том, что чем выше уровень
психомоторной готовности к школе, тем выше уровень интеллектуальной готовности
к школе, что подтверждает гипотезу исследования.
Для улучшения уровня
показателей интеллектуальной и психомоторной готовности старших дошкольников
нами была реализована программа формирования психологической готовности детей
старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Реализуется программа
посредством групповых занятий. В программу включены элементы сказкотерапии,
кинезиологические упражнения, а также задания для развития таких психических
процессов как мышления, памяти, восприятия, речи, воображения.
В ходе работы цель была
осуществлена, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ПСИХОМОТОРНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 1.1.
Подготовка к школе как психолого-педагогическая проблема
Поступление в школу
выступает как итог дошкольного детства и как стартовая площадка для младшего
школьного возраста.
Л.И. Божович,
рассматривая психологическую готовность к обучению в школе, выделяет два ее
аспекта: «личностную (определенный уровень развития мотивации и произвольности)
и интеллектуальную (определенный уровень развития мыслительной и познавательной
деятельности) готовность» [8, с. 45]. Л.И. Божович утверждает, что одним из
основных признаков готовности к школе ребенка – это сформированная «внутренняя
позиция школьника», что проявляется в новом отношении детей дошкольного
возраста к своему окружению, что влияет на развитие познавательной активности
ребенка, а также на развитие потребности в общении со взрослыми и своими
сверстниками на новом уровне. В результате своих исследований ученная дает
следующее определение психологической готовности: «под психологической
готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень
психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников» [8].
Основой готовности к
школьному обучению являются формирование и развития у детей дошкольного
возраста предпосылок к школьному обучения, а именно мотивационной и социальной
зрелости ребенка. Кроме этого, на готовность к школьному обучению влияет
уровень развитие познавательных процессов ребенка дошкольного возраста. Поэтому
при реализации коррекционно-развивающих программ по подготовке к школе особое
внимание уделяется развитию именно этим предпосылкам учебной деятельности.
В
психолого-педагогической литературе выделяют следующие компонента
психологической готовности к школе (рис. 1).