Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Согласованность ролевых позиций партнёров и их удовлетворённость браком
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения согласованности ролевых позиций партнёров и их удовлетворённость браком 6
1.1 Основные подходы исследования семейных ролей и ролевых позиции супругов в психологии 6
1.2 Показатели и критерии удовлетворенности супругов браком 14
1.3 Анализ факторов, определяющих удовлетворенность супругов браком 19
Выводы по главе I 35
Глава 2. Экспериментальное исследование согласованности ролевых позиций партнёров и их удовлетворённость браком 37
2.1 Процедура и методики эмпирического исследования 37
2.2 Анализ особенностей ролевых позиций партнёров в супружеских парах с различной степенью их удовлетворенности браком 42
2.3 Методические рекомендации для психологического консультирования супругов с различной степенью удовлетворенности браком 52
Выводы по главе II 61
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 70
Введение:
Актуальность исследования. Брак считается самым важным и фунда-ментальным человеческим отношением, потому что он обеспечивает основ-ную структуру для установления семейных отношений и воспитания следу-ющего поколения. Хороший брак дает людям чувство смысла и идентично-сти в их жизни. Хотя брак кажется очень желательным, статистика показыва-ет, что добиться семейного удовлетворения нелегко. Об этом свидетельствует высокий уровень разводов. Опыт эмоциональных связей, создаваемых су-пругами посредством взаимоотношений, важен для достижения состояния удовлетворения (брачного) и удовлетворения их личных потребностей.
Суть брака заключается в определенных межличностных отношениях между супругами. Данные отношения представляют собой непрерывный, динамичный процесс, также зависимый от тех ролевых ожиданий, которых пара придерживается в браке. Супружеские роли – это поведенческие ожи-дания супругов в определенном обществе в любой момент времени. Роли – это творение культуры, а не биологические императивы. Роли обеспечивают условия для бесперебойного функционирования общества путем разделения труда между мужчинами и женщинами. Культурные различия и цели супру-гов могут привести к изменениям в супружеских ролях. Но они не могут нарушать естественные цели брака.
В прошлом существовали четко определенные роли для мужчины и женщины. В настоящее время мы все живем в быстро изменяющемся обще-стве. В современном обществе не существует определенных моделей поведе-ния или ролей для мужчин и женщин. Существует большое расхождение в ролевых концепциях. Такой меняющийся характер гендерных ролей создает проблемы для всех пар, вступающих в брак. Помимо личностных факторов в связи с ролевыми ожиданиями, существуют и другие факторы, такие как от-ношения с родственниками, культурные факторы, появление ребенка и мно-гие другие факторы, влияющие на изменение ролей в браке и степень удо-влетворённости им.
Исходя из этого, можно отметить, что на качество самого брака и на степень удовлетворённости каждого из супругов браком влияют многие са-мые разноплановые факторы.
Степень разработанности темы исследования. Особенности удовле-творенности браком были рассмотрены в трудах отечественных исследова-телей: А.Ю. Тавит, Ю.Е. Алешиной, В.В. Столина, В.А. Сысенко, Г.П. Бу-тенко, С.И. Голодом, Т.В. Андреевой, Е.В. Гроздовой, А.Г. Лидерс, Т.Л. Ро-мановой, Е.Б. Назаровой и т.д.
Влияние различных факторов на степень удовлетворённости супругов браком рассматривали такие зарубежные авторы как Дж. Медлинг, Дж. Б. Спаньер, М. Маккери, Р. Л. Левис и т.д.
Также факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность браком, становились предметом исследования у отечественных психологов и иссле-дователей, таких как С.И. Голод, Ю.С. Громова, Е.А. Овсянникова, С.С. Са-венышева, А.Г. Лидерс, А.В. Шавло, Т.А. Гурко и т.д.
Ролевые позиции партнёров в браке рассматривались в трудах Н.Н. Обозова, Э. Берна, Ю.Е. Алешиной, А.Н. Волковой, А.Г. Харчевым, Е.М. Соломатиной и т.д.
Однако, несмотря на то, что к настоящему моменту изучение ролевых позиций партнёров в браке и степень удовлетворённости супругов в браке представлено во многих отечественных и зарубежных исследованиях, все еще остается неизвестной взаимосвязь между этими явлениями. Мало изу-ченными остаются показатели и критерии удовлетворенности супругов бра-ком , а также факторы, определяющие удовлетворенность супругов бра-ком. Исходя из этого, тема данного исследования является актуальной.
Объект исследования: особенности брачных отношений между супру-гами.
Предмет исследования: связь между согласованностью ролевых пози-ций партнёров и их удовлетворённостью браком.
Цель исследования: теоретический и эмпирический анализ взаимосвя-зи между согласованностью ролевых позиций партнёров и их удовлетворён-ностью браком.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные подходы исследования семейных ролей и ролевых позиции супругов в психологии.
2. Изучить показатели и критерии удовлетворенности супругов браком.
3. Проанализировать факторы, определяющие удовлетворенность супругов браком.
4. Представить процедуру и методики эмпирического исследования.
5. Проанализировать особенности ролевых позиций партнёров в супружеских парах с различной степенью их удовлетворенности браком.
6. Разработать методические рекомендации для психологического консультирования супругов с различной степенью удовлетворенности бра-ком.
Гипотеза исследования: в данной работе предполагаем, что если роле-вые позиции супругов согласованы, то уровень удовлетворённости браком будет выше.
Методы и методики исследования:
теоретические (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, обобщение, интерпретация);
эмпирические (методика по В.В. Столину и др. для определения уровня удовлетворённости супругов браком; методика выявления ролевых позиций в браке в соответствии с Ю.Е. Алешиной; качественный и количе-ственный анализ результатов).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, выводов по главам и списка использованных источников.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результа-ты и выводы:
1. Рассмотрев и проанализировав психолого-педагогическую литера-туру по изучению семьи и брака, было выявлено, что семья является слож-ной социальной и психологической системой, которая основана на супруже-ском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, ха-рактеризующаяся общим местожительством, общностью быта, экономиче-ской кооперацией, воспроизводством, взаимной ответственностью, взаимным удовлетворением потребностей друг друга.
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их уста-новками.
В настоящее врем, качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.
2. Критерии удовлетворенности супругов браком: функционально-ролевая согласованность; социально-ролевая адекватность в семье; сходство семейных ценностей; адаптивность в микросоциальных отношениях; устрем-ленность на семейное долголетие; эмоциональная удовлетворенность. В ка-честве показателей выступают: удовлетворенность психологической атмо-сферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов и др.
3. Можно сделать вывод о том, что экономические, психологические, социально-демографические факторы оказывают влияние на удовлетворен-ность отношениями семейно-брачного характера.
Добрачные факторы: «однородность» по социально экономическим параметрам; принадлежность к одной расе; одинаковые религиозные пред-почтения; равный (или близкий к равному) уровень интеллектуального раз-вития; небольшая разница в возрасте; однородность по статусу.
Социальные и экономические факторы: хорошие социально-экономические показатели; высокий социальный статус мужа; стабильное экономическое положение; положительное отношение мужа к работе жены; удовлетворенность супругов своей профессиональной деятельностью; нали-чие общих друзей; совместное участие супругов в работе общественных ор-ганизаций.
Личностные и внутрисупружеские факторы: позитивное отношение к партнеру; эмоциональная удовлетворенность отношениями с партнером; наличие параметров эффективности общения с супругом; ролевое соответ-ствие супругов; взаимодействие.
4. Была представлена основная процедура исследования, поставлена цель и задачи экспериментального исследования. Определены основные эта-пы исследования, включающие теоретико-аналитический, основной и обоб-щающий. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 21 го-да до 33 лет. Количество человек принимающих участие в данном исследо-вании – 40 респондентов или 20 супружеских пар (20 мужчин и 20 женщин). При этом стаж отношений в браке находится в пределах от 1 до 10 лет. Определены 2 диагностические методики эмпирического исследования, направленные на выявление уровня удовлетворённости супругов браком и на определение ролевых позиций супругов. По итогам выполнения данной методики все испытуемые, которые прошли тест, делятся на три категории:
первая группа испытуемых, которые полностью удовлетворены браком (сюда отнесем респондентов с уровнем 5-7);
вторая группа испытуемых, которые удовлетворены браком на среднем уровне (сюда отнесем респондентов с уровнем 4);
третья группа испытуемых, которые удовлетворены браком на низком уровне (сюда отнесем респондентов с уровнем 1-3).
Последующее исследования проводится в двух группах, но с разделе-нием испытуемых для уточнения взаимосвязи между ролевыми позициями партнёров и их уровнем удовлетворённости браком.
5. Проанализированы особенности ролевых позиций партнёров в су-пружеских парах с различной степенью их удовлетворенности браком. Про-веденное исследование доказало, что существует тесная взаимосвязь между ролевыми позициями супругов в браке и их уровнем удовлетворённости браком. Было определено, что некоторые чисто мужские роли в семье часто берет на себя женщина и такие семьи удовлетворены своим браком. Сего-дняшние семейные отношения между супругами и их ролевые позиции ме-няются под влиянием современности. Анализируя отдельно группу испытуе-мых с высоким уровнем удовлетворённости браком, стоит отметить, что ча-ще такие супруги придерживаются эгалитарных установок. Это значит, что в ролевых позициях и правах мужчина и женщина в семье чаще находятся в равенстве. При этом при выполнении таких ролей, как воспитание детей и материальное обеспечение семьи, полученные данные характеризуют испы-туемых как подверженных традиционным гендерным установкам.
6. Разработаны методические рекомендации для психологического кон-сультирования супругов с различной степенью удовлетворенности браком. Основу данных рекомендаций составляет тематический план занятий по пси-хологическому тренингу. Занятия по данному тренингу нацелены на повы-шение уровня удовлетворённости супругов браком. Представлено содержа-ние и упражнения, которые может использовать в своей работе психолог.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения согласованности ролевых позиций партнёров и их удовлетворённость браком
1.1 Основные подходы исследования семейных ролей и ролевых позиции супругов в психологии
Рассматривая понятие семьи в качестве исторического и культурного феномена можно отметить, что на протяжении всей истории развития соци-альных институтов данное понятие часто изменялось и переходило из одной формы в другую. Основы семьи как формы определения межчеловеческих взаимоотношений в течение всей истории менялись. Семья прошла долгий путь от беспорядочных отношений до моногамных отношений.
По крайней мере, до двадцатого века большинство исследований о се-мье описывались только эмоциями и суевериями, предположениям или «от-кровениям». Согласно мнению большинства исследователей, понимание се-мейной жизни обычно в то время черпалось из таких источников как: семей-ный фольклор и философия, религии, театр и поэзия. Как только социальная теория Дарвина стала известна, интерес к социальной эволюции брака и се-мьи достиг пика. Неоднократно предпринимались попытки применить дар-виновскую концепцию биологической эволюции к социальным формам и ин-ститутам [25, c. 103].
Гарольд Кристенсен отмечал, что в такой период исследования по во-просам семейной психологии стали более систематическими. Большинство этих исследований основано на предположении, что семьи проходят есте-ственные этапы своей эволюции и эта эволюционная траектория прогрессив-на [20, c. 181].
К середине двадцатого века в научных работах произошли общие из-менения. В исследованиях произошел общий сдвиг в сторону научного, по-зитивистского метода исследований. Эти методы используют более жесткие методологии исследования. С другой стороны параллельная тенденция наблюдалась среди ученых, которые занимались систематическим изучением роли семьи [7, c. 50].
Именно тогда «семья» как объект изучения отделилась от остальной науки и стала самостоятельной областью исследования. Ранее большинство исследований, связанных с семьями и их семейным опытом было связано ис-ключительно со стандартными научными дисциплинами. Психология, со-циология, политология, антропология, образование и религия являются важными инструментами для понимания структуры и процесса семьи. Тем не менее каждый из предметов отражал ограниченный и фрагментарный взгляд на масштабы и сложности семейной жизни. Но в то же время ни одна дисци-плина не считала, что семья является центром или ядром. Не было ни одного описания семьи в целом, а также ее интеграции в единую систему знаний.
Одной их основоположников целостного изучения семьи является аме-риканский социолог Эрнест Р. Гроувс. Гроувс в 1922 году, будучи заведу-ющим кафедрой социологии Бостонского университета, начал курс по семье и отношениям с семьей. В 1931 году он опубликовал первый учебник для колледжей в этой области под названием «Социальные проблемы семьи». Гровс читал первый курс обучения родителей в Гарвардском университете, а с 1937 по 1942 год работал специальным лектором по вопросам брака и се-мьи в Университете Дьюка [9, c. 18].
В XIX веке началось систематическое изучение института семьи. По-явились первые исследования в области социальной психологии и социоло-гии семей у антропологов, социальных психологов и социальных наук.
Л. Морган, Ф. Ле Пле и Ф. Энгельс обсуждали теоретические пробле-мы семьи. П. Сорокин и Л. Морган были в курсе теории семьи. Важную роль сыграла работа Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Если опираться на работы Л. Моргана, то ему было бы труд-но дать описание брака и семьи в целом. Потому что автор представлял себе насколько данное понятие неустойчиво и зависимо от развития производ-ственных отношений.
В русской истории история семьи и семейного воспитания рассматри-валась в качестве некоторой «домашней школы». В такой «школе» родители передавали своим детям определенную профессию, мировоззрение или сте-реотипы поведения. В исследованиях А. В. Чаянова в первый раз была опи-сана семья начала двадцатого века [11, c. 31].
Одним из основополагающих литературных источников в области се-мьи и брака стало произведение «Домострой». Данное произведение вышло еще в 16 веке, но было перепечатано в 1850 году. Исследования, посвящен-ные развитию семейных отношений в 1920-1950-е годы, отражали концепции развития таких отношений. Психология семьи возрождается с середины 1950-х годов, в это время возникают также и первые теории о системном развитии семьи и о причинах создания семьи для мужа и жены.
В России известным автором и исследователем, проводившим истори-ческий и демографический анализ семьи, является Н. А. Араловец. Работы автора касаются периода с конца 19 века до начала 21 века. Подробно авто-ром рассматриваются различные особенности создания и функционирования семьи, определяются причины разводов, выявляется тип семьи и т.д. Также в исследованиях автора приводятся результаты многих исследований по со-циологии брака [5, c. 107].
Начиная с 1960-ых годов стали распространяться исследования на тему женской составляющей – «область феминологии». Данная область активно развивается на фоне острого влияния молодежных течений и развития такого понятия как феминизм. По этой причине в этом контексте рассматриваются различные социальные стандарты, образцы и особенности самовыражения женщин. В нашей стране особо распространены исследования под автор-ством Н. Л. Пушкаревой.
Актуальность изучения понятия «семья» сохраняется в науке до сего-дняшних дней. Во многих исследованиях в психологии и социологии «семья» выступает в качестве единицы определенного анализа. Также данное понятие рассматривалось авторами с точки зрения истории, философии и многих других наук. Весомый вклад в данной сфере внесен такими авторами как Ж. Пиаже, Дж. Боулби, З. Фрейд, В.Я. Соловьев, В.Н. Дружинин, П.Ф. Лесгафт, П.А. Сорокин, Э. Дюркгейм и др.
В настоящее время понятие «семья» рассматривается в различных ис-следованиях и работах авторов, психологов и социологов и многих других. Существующие определения понятию «семья» настолько же многообразны, как и сами семьи и ситуации, в которых они могут находиться.
С точки зрения Н.Я. Соловьева под данным понятием можно рассмат-ривать «малую социальную группу, важнейшую форму организации лично-го быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях, другими словами отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожива-ющими вместе и ведущими совместное хозяйство» [30, c. 124].
Свое определение понятию «семья» в своих работах приводит В.Н. Дружинин. По мнению автора, данное понятие обозначает самую важную составляющую социума, потому что в семье каждый человек получает воз-можность пропитаться, именно в семье человек воспитывается и получает образование. По мере взросления каждый человек создает свою семью, при этом большинство действий человека ориентируются на это. По мере того как человек создает свою семью он также старается родить и воспитать своих детей [15, c. 78].
Также определение понятию «семья» представлял также Л.Б. Шнейдер. С точки зрения автора под данным понятием можно понимать некоторую общность, основанную на тесных эмоциональных и родственных связях, а также на отношениях типа «ребенок-родитель» или «муж-жена» [41, c. 45].
Психолог О.А. Карабанова придерживалась в своих исследованиях си-стемного подхода. Автор рассматривала понятие «семья» с точки зрения определенной целостной единицы, ориентированной на реализацию опреде-ленных функций, направленных на удовлетворение нужд каждого члена се-мьи. Автор отмечала, что каждой семье присущи некоторые принципы иерархии, которые основаны на определенных семейных ролях [17, c. 56].
Родственные связи в семье опираются в первую очередь на отношения между супругами, а также могут быть основаны на нескольких поколениях. Каждая отдельно взятая семья имеет свои моральные ценности и нравствен-ные предубеждения, которые направляют данную семью. При этом в семье у одного из супругов определенная доминантная позиция и он имеет большее воздействие на остальных членов данной семьи.
По мнению Ю.Е. Алешиной, примером демонстрации некоторого до-минирующего поведения в семье является прямой показ одним из членов се-мьи определенной власти в данных отношениях. В соответствии с теми нор-мами и правилами, которые приняты в семье устанавливаются и властные отношения. Зачастую главой в семье является отец, однако в соответствии с историческими сведениями в некоторых семьях мать можно считать главой семьи – матриархат [1, c. 15].
Изучением понятия «семья» занимался Дж. Мердок. По мнению данно-го автора под этим понятием можно понимать определенную группу в соци-уме, которую можно описать как группу, имеющую общее место жительства, общие экономические отношения и воспроизводство.
Среди определений семьи, которые учитывают аспекты воспроизвод-ства населения и социально-психологическую целостность, можно привести следующее определение семьи которое дал А.Г. Харчев «как исторически конкретной системы взаимоотношений между родителями и детьми, супру-гами, как малой группы, члены которой связны родственными или брачны-ми отношениями, совместным бытом и взаимной ответственностью друг за друга, и социальная потребность в которой определена необходимостью общества в духовном и физическом воспроизводстве населения» [37, c. 173].