Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Выпускная квалификационная работа

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Содержание страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Понятие, виды страх в психoлoгo-педaгoгическoй литературе………….8

1.2. Специфика развития в дошкольном и младшем школьном возрасте 14

1.3. Проявление страха в дошкольном и младшем школьном возрасте 23

1.4. Гендерные отличия в проявлении страха дошкольников и младших школьников 27

Выводы по первой главе 34

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37

2.1. Организация и методы эмпирического исследования 37

2.2. Результаты и интерпретация результатов исследования 42

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по профилактике страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 50

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ А 67

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78

ПРИЛОЖЕНИЕ В 83

  

Введение:

 

Актуальность исследования

Страх — очень важная с точки зрения эволюции эмоция. Исследователи страха, признавая его важную роль как одной из самых древних эмоций, предупреждающей об опасности, вместе с тем признают страх эмоцией, порождающей физическое и психическое напряжение, а фобический страх и тревожность даже являются причинами заболеваний [Иванова, 2009].

Вместе с тем, по мнению Е.А. Коненко страх играет важную воспитательную и социализирующую функции, выполняя определенную роль в процессе формирования личности [Коненко, Михайлова, Артемова, 2015].

Ребенок в современном мире является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. В последнее время отмечается рост числа детей с повышенной возбудимостью.

Степень знания дошкольника об окружающем мире достаточно мала. Знания младшего школьника по сравнению со взрослым также невелики. Поэтому непонятное и неизведанное может вызывать не только реакцию любопытства, но и страх и беспокойство у дошкольников и младших школьников. Хронические стрессы и беспокойство пагубно сказываются на нервной системе детского организма, в результате ребенок испытывает фактор ожидания плохих событий, напряжен. Эмоциональная сфера его испытывает напряжение. Страдают такие сферы, как самооценка, уверенность. Подвергаются деформации мыслительные процессы: внимание, память.

Психолого-коррекционная и развивающая работа в сочетании с параметрами должного воспитания и обучения делают возможным изучение ситуаций страха, переживаемого детьми, и его коррекции.

Проблема страхов у детей младшего школьного и дошкольного возраста изучена в недостаточной степени. Оказывается, реакция страха может объясняться не только недостаточной функциональной зрелостью эмоциональных реакций и реакций совладания на состояния испуга, неожиданности, неопределенности у детей младшего школьного и дошкольного возраста, но, например, существует корреляция между состоянием тревожности у дошкольников и уровнем их эмоционального интеллекта. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта, умение понимать свои и собственные эмоции может быть фактором осознания внутреннего состояния себя и других с прогнозированием соответствующих последствий в собственном и чужом эмоциональном состоянии, что фактически является одним из инструментов регулирования и подавления страха в ситуации неопределенности, спровоцированной внешними обстоятельствами.

Проблемами изучения детских страхов занимались такие отечественные и зарубежные авторы, как:

Ю.А. Кочетова, Е.Г. Солодянкина, А.И. Захаров, Н.Ф. Иванова, В. Голутвина рассматривали способы преодоления страхов и тревожности у детей 5-7 лет;

— О. В. Хухлаева, Н. И. Галкина, Т. А. Арефьева, М.Ю. Григорчук, А. Ю. Татаринцева, исследовали влияние разработанных программ на преодоление страхов;

— Е.А. Коненко, К. Колакоглоу, Е.А. Савина, Н.Н. Михайлова, С.И. Артемова рассматривали содержательную сторону проявления страхов у детей дошкольного возраста;

— К. Косс, A. M. Прихожан исследовали тревогу как форму проявления страха;

— кросскультурными исследованиями детских страхов в разрезе пола, возраста, культурной и религиозной идентичности занимались Дж Бернхэм, Э. Гуллон, О. Огий, М. Борнштейн, Л. Кот;

— Г. Ломакс Ричард изучал гендерные, возрастные и расовые различия в самооценке страхов среди молодежи школьного возраста;

— Е. Гуллон и Н. Кинг пытались дать психометрическую оценку исследованию страха у детей и подростков;

— Н.Н. Авдеева, А.Ф. Минуллина, Э.И. Муртазина, В.И. Коняшина, А.С. Карабанова, Ю.А. Кочетова рассматривали роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов;

— В.А. Ананьев, А.И. Захаров, В.М. Бехтерев, Е.П. Ильин, А. М. Прихожан изучали теоретические подходы к пониманию социально обусловленной и психофизиологической природы страхов;

— А. И. Захаров, Е. П. Ильин, Ш. Лиссек, 3. Фрейд, Ю. В. Щербатых изучали подходы к классификации страхов;

— В.А. Полищук исследовала взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта дошкольников и уровнем их тревожности. Была установлена отрицательная корреляция между эмоциональным интеллектом и уровнем тревожности дошкольников.

Противоречия в исследованиях следующие: хотя проблема страхов касается всех возрастов психического развития ребенка и страх относится к опасным эмоциям, эта проблема мало исследована, и ей в недостаточной степени уделяется внимание воспитанию профилактики страхов у детей, что, в свою очередь, приводит к проблеме проявления страха у дошкольников и учеников начальных классов. Поэтому важно не только изучить содержание страхов у детей от дошкольного до младшего школьного возраста, но и разработать программу возможной коррекции тревожной реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста на проблему страха.

Цель исследования: изучить содержание страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста, сравнить их.

Объект исследования: детские страхи как негативная эмоция.

Предмет исследования: особенности страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:

1) У дошкольников и младших школьников проявляются одни и те же страхи с разной степенью интенсивности, причем у младших школьников преобладают рациональные и социальные страхи;

2) Программа коррекции страхов у дошкольников и младших школьников может быть направлена как на работу с самими детьми, так и с их родителями.

Задачи исследования:

1) Определить содержание понятия «страх» в психолого-педагогической литературе;

2) Изучить исследования в области детских страхов, определив их специфику, виды, причины;

3) Определить степень изученности страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте с учетом гендерных и возрастных отличий;

4) Организовать и реализовать эмпирическое исследование таких качеств, как содержание страхов и их количество у детей дошкольного и младшего школьного возраста, сделать вывод;

5) Разработать программу психологической и воспитательной коррекции и преодоления детских страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте, направленную на снижение их выраженности и количества проявления;

6) Дать качественную оценку разработанной программе.

Методологическая база исследования. В работе применялись различные методы исследования, такие, как

— методы теоретического исследования проблемы: изучение и анализ научной литературы, сравнение теорий и обобщение различных научных позиций по изучаемой проблеме;

— эмпирические методы:

— методика выявления уровня тревожности и детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М. Панфилова);

— проективная методика определения объектов тревожности «Нарисуй свой страх» (А.И. Захаров);

— проективная методика определения уровня напряженности «Расскажи историю» Г.Х. Махортовой (История №5 «Страх»);

— методы математической обработки данных: описательная статистика, критерий Пирсона.

Выборка исследования: дети дошкольного и младшего школьного возраста в количестве 60 человек, из них 30 человек в возрасте пяти и 30 человек в возрасте семи лет.

Эмпирическая база исследования: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка» (МАУ ДО «Лесная сказка») городского округа Щёлково Московской области, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина городского округа Щёлково.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования по теме «Содержание страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста» нами были поставлены и решены следующие задачи:

1) Определить содержание понятия «страх» в психолого-педагогической литературе.

Мы выяснили, что страх – эмоция, содержащая сильный индивидуальный эмоциональный отклик. Согласно исследованиям психологии, страх включает в себя универсальную биохимическую реакцию и высокий индивидуальный эмоциональный отклик. Страх предупреждает индивидуума о наличии опасности или угрозе причинения вреда, независимо от того, является ли эта опасность физической или психологической.

2) Изучить исследования в области детских страхов, определив их специфику, виды, причины.

Дети более подвержены страхам, нежели взрослые, ввиду несформированности у них когнитивного аппарата контроля и обработки раздражителей.

Детские страхи по большей части носят временный характер и представляют нормальную реакцию, которая помогает детям быть осторожными. Вещи, которые являются новыми, большими, громкими или непохожими на другие, поначалу могут показаться пугающими.

Страх вообще, и детский в частности, рассматривается как адаптивная эмоция, являющаяся эволюционной ценностью для выживания и частью нормального развития. В то же время некоторые неадаптивные аспекты страха могут препятствовать мыслительному процессу и процессу нормального развития, негативно влияя на память, восприятие, способности к решению проблем, социальные взаимодействия детей и самоощущение.

3) Определить степень изученности страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте с учетом гендерных и возрастных отличий.

Мы выяснили, что малыши (2-4 года) могут выражать страхи, связанные с темнотой, громом, тенями, разлукой с родителями, изменениями в распорядке дня или страхами, связанными с приучением к горшку (что больше, чем вы думаете).

У детей (5-7 лет) развито более активное воображение. Они часто боятся плохих снов, разочарования родителей/учителей, а также заболеть или получить травму. Это часто происходит, когда дети начинают беспокоиться о монстрах в своих шкафах или под кроватями.

Дети постарше (возраст 7+) начинают беспокоиться о вещах, выходящих за рамки их ближайшего окружения. Они могут узнать о стихийном бедствии или массовой стрельбе и беспокоиться, что это произойдет поблизости или повлияет на кого-то, кого они любят. Они беспокоятся о потере (например, о смерти родителя или бабушки с дедушкой), потенциальных угрозах от реальных вещей, таких как пауки, змеи или падение, и воображаемых угрозах от таких вещей, как ведьмы, призраки или вампиры.

Истоки детских страхов различны, но самые упрямые и трудноразрешимые страхи часто проистекают из неудобного или болезненного личного опыта, опыта из вторых рук, свидетелем которого был ваш ребенок, или сверхактивного воображения, которое фокусируется на мышлении «наихудший сценарий».

Младшие школьники в возрасте 7-10 лет самые пугливые из всех возрастных школьных групп. За ними следуют только средние (11-14 лет) и старшие (15-17 лет) школьники. Большинство страхов также соответствует этой тенденции. Это подтверждает тенденцию к уменьшению страхов с увеличением возраста, которая хорошо задокументирована. Младшие школьники боятся быть бедными, автокатастрофы и ядерной войны и меньше всего боятся «сдачи теста» и «получить плохую оценку» [Ломакс, 2012].

В Топ-10 самых «дискриминирующих» страхов, которые проявляются у детей разных стран в различной степени, входят «крысы», «змеи», «убийцы», «шпионы» и «мыши». Австралийские дети часто называют в качестве источника страха «огонь», «лесные пожары», «операцию» и «одиночество»; американские дети в качестве источников страхов называют «вора, врывающегося в дом», «ограбление», «преступление», «людей с оружием и снаряжением».

В топ-10 идентичных для разных стран страхов вошли «пьяные люди», «незнакомцы», «быть отправленным к директору школы», «прием наркотиков» и «землетрясения». Австралийские дети боятся «быть похищенными», «заблудиться», «говорить перед моим классом», «циклонов» и «военное вторжение в нашу страну»; американские дети боятся «насилия по телевизору», «беспорядки», «ссоры родителей», «собственную смерть», «провал теста», «ядерную войну», «получение плохих оценок в школе».

Десятка самых распространенных страхов для 7-10 лет:

1. Пьяные люди

2. Незнакомые люди

3. Насилие на телевидении

4. Беспорядки

5. Мои родители ссорятся

6. Быть отправленным к директору школы

7. Принимать опасные наркотики

8. Я умираю

9. Землетрясения

10. Странно выглядящие люди

Также к распространенным страхам младших школьников относятся ящерицы, гром, хищные животные, грозы, потеря своих друзей, собаки, отсутствие друзей, лесные пожары, странно выглядящие люди, дома с привидениями, провал испытания, ядерная война, получение табеля успеваемости, нехватка денег, новая школа, бедность, автомобильная авария, выглядеть глупо, получение плохих оценок в школе, подвергаться издевательствам, развод или расставание родителей, полет на самолете, совершение ошибок, ураганы, перестрелки на дороге, пауки, крысы, землетрясения.

Таким образом, страхи дошкольников и младших школьников группируются в пять направлений:

I. Страхи смерти и опасности.

II. Страхи, связанные со школой и семьей.

III. Боязнь страшных вещей.

IV. Животные страхи.

V. Страх перед неизвестным.

Страхи, по-разному проявляющиеся у мальчиков и девочек, следующие:

1. Крысы.

2. Змеи.

3. Заблудиться в незнакомом месте.

4. Грабитель, врывающийся в мой дом.

5. Ограбления.

6. Пауки.

7. Убийства.

8. Мыши.

9. Преступление.

10. Люди, носящие пистолеты, ножи и другое оружие.

Девочки в целом более боязливы. Это объясняется природой их воспитания, стереотипизацией поведения и гендерной ориентацией матерей.

4) Организовать и реализовать эмпирическое исследование таких качеств, как содержание страхов и их количество у детей дошкольного и младшего школьного возраста, сделать вывод.

Мы выяснили, что в природе страхов младшего школьника лежит средняя степень напряженности по Г.Х. Махортовой: страхи более индивидуализированы, имеют социальную природу и реальные основания, связанные с учебой как ведущим видом деятельности, либо с жизненными опасностями.

Природа страхов дошкольника основана в основном на повышенной и высокой напряженности, а также минимальной напряженности. Дети либо боятся наказания и страшных событий в жизни, которые могут произойти в воображении, либо чудовищ.

Расчет коэффициента Пирсона показал следующие результаты:

1) У дошкольников по показателям «Страхи в домиках» и «Расскажи историю» на констатирующем этапе -0,9.

2) У младших школьников по показателям «Страхи в домиках» и «Расскажи историю» на констатирующем этапе -0,61.

Таким образом, мы подтвердили наличие положительной корреляции между количеством страхов и их степенью выраженности (уровнем тревожности по Г.Х. Махортовой).

Среднее значение показателей в группах у дошкольников незначительно выше — 2,7; 2,4 — у младших школьников.

Несмотря на рост социальных страхов у младших школьников, их степень напряженности (степенью выраженности страха) ниже ввиду перехода от буквального мышления к обобщенному.

5) Разработать программу психологической и воспитательной коррекции и преодоления детских страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте, направленную на снижение их выраженности и количества проявления.

Программа психологической и воспитательной коррекции и преодоления детских страхов в дошкольном и младшем школьном возрасте направлена на снижение их выраженности и количества. Программа предполагается к проведению с детьми (игры) и родителями (беседы) и направлена на расширение представления ребенка о себе и своих возможностях и содержит 3 этапа (ориентировочный (1 занятие), реконструктивный (6 занятий), закрепляющий (1 занятие)).

Программа для родителей состоит из 2 родительских собраний с интервалами в 2 недели.

6) Дать качественную оценку разработанной программе.

Программа может применяться как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Так как основной формой проведения занятий с детьми является игра, целесообразно применять программу прежде всего в дошкольных учреждениях, учитывая степень проявления повышенной и высокой напряженности по Г.Х. Махортовой, определенную экспериментально у дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие, виды страх в психoлoгo-педaгoгическoй литературе

Страх — это эмоция, содержащая повышенный индивидуальный эмоциональный отклик. Согласно исследованиям в психологии, страх включает в себя высокий индивидуальный эмоциональный отклик. Страх предупреждает индивидуума о наличии опасности или угрозе причинения вреда, независимо от того, является ли эта опасность физической или психологической.

Иванова Н.Ф. рассматривает страх как опасную эмоцию, причину физических и психических болезней [Иванова, 2009].

Проблемой страхов занимались многие учёные.

И. П. Павлов также считает беспокойство выражением пассивно-оборонительной рефлекторной реакции, порождаемой участием головного мозга. Защитный рефлекс страха основан на инстинкте самосохранения. Реакция защитного рефлекса включает физиологические изменения: пульс и дыхание, давление, желудочная секреция [Захаров, 2006], особенно в угрожающей ситуации: смерть; крушение жизненных ценностей.

Е. А. Коненко видит в эмоции страха средство воспитания. Действительно, социальный страх плохой отметки при обучении имеет социализирующую или обучающую роль.

Таким образом, мы видим, что большая часть исследователей склоняется к оценке эмоции страха как фактору регуляции поведения. [Коненко, Михайлова, Артемова, 2015].

Страх не всегда проистекает из реальных угроз. Он также может быть вызван воображаемыми опасностями. Хотя страх является естественной реакцией на некоторые ситуации, он также может привести к дистрессу и разрушению, когда он экстремален или несоразмерен реальной угрозе.

Ричард Зинбарг, доктор философии, профессор психологии Северо-Западного университета и содиректор университетского центра тревоги и паники считает, что механизмы тревоги и страха у нечеловеческих животных очень похожи на те, что есть у людей.

Настоящий страх можно описать как реакцию на воспринимаемый внешнюю опасность, которую можно ожидать или предсказать, и он связан с рефлексом бегства и является проявлением инстинкта самосохранения.

Страх может быть также симптомом психических расстройств. Действительно, симптоматика фобий, панических расстройств, шизофрении, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) зачастую затрагивает эмоцию страха.

Физиологически страх состоит из биохимической и эмоциональной реакций на некоторый тип воспринимаемой угрозы.

Физические реакции на беспокойство включают вспышки пота, сердечную травму и высокий уровень адреналина, что делает человека чрезвычайно восприимчивым к происходящему.

Эта физическая реакция также известна как «формула боя или побега», при которой организм готовится либо сражаться, либо бежать. Эта реакция кажется эволюционной. Это та, которая имеет решающее значение для выживания вида.

Индивидуальность реакции на страх объяснима индивидуальностью протекания химических реакций в мозге, что и при положительных эмоциях, например, радость и волнение, то при определенных обстоятельствах чувство тревоги может восприниматься как забавное, например, когда смотришь фильм ужасов.

Поскольку тревога является физическим проявлением, ее можно воспринимать как имеющую отрицательную, так и положительную роль, в зависимости от человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы