Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Содержание и организация занятий плаванием с подростками 12-15 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Современные подходы в содержании и организации занятий плаванием с подростками 12-15 лет 5
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков 5
1.2. Влияние занятий плаванием на развитие подростков 12-15 лет 13
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Методы исследования 26
Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение 32
3.1. Диагностика физического развития, уровня физической и плавательной подготовленности подростков 32
3.2. Содержание и организация занятий плаванием с подростками 12-15 лет 40
3.3. Эффективность предложенного подхода в организации и содержании занятий плаванием с подростками 64
Заключение 76
Список использованных источников 81
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что здоровье и недостаточная двигательная активность в подростковом возрасте является проблемой в среде современных детей.
Это связано с тем, что на сегодня многие дети ведут малоподвижный образ жизни, предпочитая активным играм и спорту провождение времени за телевизором, компьютером или телефоном.
Также на развитие детей влияют и другие факторы: высокая учебная нагрузка, неблагоприятная экологическая обстановка и др. Таким обра-зом, все указанные аспекты оказывают негативное влияние на физическое развитие школьников, а значит и на их физическую и функциональную подготовленность.
Специалисты в области физической культуры, работая с детьми в многочисленных секциях в школьном возрасте, отмечают их слабую физи-ческую и функциональную подготовленность, а также зачастую отставание в физическом развитии.
В такой ситуации многие виды спорта будут являться незаменимым средством для повышения уровня физической, функциональной и психо-логической подготовленности детей.
А плавание среди таких спортивных направлений займет, пожалуй, одно из первых мест. Именно упражнения в водной среде благоприятно воздействуют на организм занимающихся, что подтверждено научными исследованиями и способствуют гармоничному развитию школьника. Кроме того, плавание является жизненно необходимым навыком для чело-века, а занятия плаванием считаются одним из главных средств по укреп-лению здоровья, физического развития и воспитания.
Однако, несмотря на то, что насчитывается немалое количество ис-следований, которые предлагают различные действенные средства и мето-ды повышения уровня техники движений, освоения навыка плавания, оп-тимизации физического и функционального развития в процессе занятий плаванием, специалисты утверждают, что остается высокий процент школьников, которые не смогли освоить навык плавания. Плавательная подготовленность населения остается на критическом уровне: около 70% детей школьного возраста не умеют держаться на воде.
Поэтому мы решили рассмотреть процесс обучения плаванию школьников с точки зрения улучшения функциональной и физической подготовленности детей, соответствия учебных нагрузок тем упражнениям, которые дети выполняют в воде.
Объект исследования: плавательная подготовка подростков 12-15 лет.
Предмет исследования: содержание и организация занятий плавани-ем с подростками 12-15 лет.
Цель исследования: разработать практико-ориентируемые рекомен-дации содержания и организации занятий плаванием с подростками 12-15 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние научно-методической базы по-священной занятиям плаванием с подростками 12-15 лет;
2. Разработать практико-ориентируемые рекомендации организации и содержания занятий плаванием с подростками 12-15 лет
3. Доказать эффективность предложенных практико-ориентируемых рекомендаций.
Гипотеза исследования: Занятия плаванием с подростками будут эф-фективнее, при включении в содержание занятий упражнений из сухого плавания, дистанционного плавания, плавания под водой.
Заключение:
Физическая подготовленность представляет собой совокупность ука-занных выше показателей.
Функциональные процессы являются основой каждого физического свойства, способности либо двигательных качеств организма. Примером может служить двигательное качество выносливость, основа которого определена и лимитирована степенью развитию ключевых элементов анаэ-робной и аэробной производительности. Физическую подготовку делят на специальную и общую. Под общей подготовкой понимается направление на неспециализированный процесс физического воспитания.
Специальная физическая подготовка предполагает собой подготовку к конкретной деятельности. Физическая подготовленность – это результат физической подготовки. Другими словами, физическая подготовленность – это достижение определенного уровня работоспособности, сформирован-ные двигательные навыки, которые необходимы в реализации конкретной физической деятельности. В свою очередь, функциональная подготовка должна рассматриваться как отдельный вид подготовки.
Именно уровень развития функциональной подготовленности вы-ступает базой для физической подготовки в связи с тем, что функциональ-ные возможности организма характеризуют его физическое развитие. Ос-нову повышения уровня функциональных возможностей организма за-ключается в умении адаптироваться к физическим нагрузкам путем моби-лизации функциональных резервов. Нагрузка на организм присуща лю-бому виду спортивной подготовки. В этом случае речь идет о направлении нагрузки на реакцию организма, а также сдвиги внутри организма.
Спортивная подготовка таким образом связывает с собой функцио-нальную и физическую подготовку. В результате это дает повод говорить о том, что без функциональной нагрузки невозможно провести физиче-скую нагрузку и наоборот.
Функциональная подготовленность стала самостоятельным видом в системе подготовки спортсменов.
Функциональная подготовленность является готовностью организма к осуществлению конкретной деятельности, а также способностью обеспе-чить хороший уровень работы органов системы организма человека, ко-торый необходим для специфической мышечной нагрузки в процессе дви-гательной деятельности. Занятия плаванием благотворно влияет на разви-тие физической подготовленности. Физическая подготовленность — это ин-дивидуальное состояние функциональных систем организма человека. Данный показатель может быть использован для получения представления о возможностях человека в ходе осуществления определенной деятельно-сти.
Стоит отметить также и то, что функциональная подготовленность является не только физической работой организма, но и психологической. Отсюда следует, что чем более мотивирован и заинтересован спортсмен в конечном результате своей деятельности, тем эффективнее и продуктивнее он сможет подготавливать себя и свои способности к предстоящим спор-тивным мероприятиям. Природа мотивации и способы управления ею еще недостаточно изучены. Существуют разумные представления о функциях мотивации, которые могут успешно использоваться в осуществлении пси-хологической подготовки спортсменов-пловцов. Ученые выделяют три ос-новные функции мотивации: энергетическую, образовательную смысловую активность и системообразующую.
Основными физическими качествами являются: выносливость, лов-кость, гибкость, быстрота, сила.
Дети, занимающиеся плаванием, задействуют более крупные группы мышц, чем маленькие дети при большинстве других видов физической ак-тивности.
Сопротивление воде помогает им наращивать мышечную силу. На самом деле, стимуляция водостойкости большей части тела также стиму-лирует развитие мозга.
На предварительном этапе работы была определена цель будущего исследования, а также установлены задачи, которые необходимо решить в ходе проведения исследовательской работы.
Исходя из темы исследования, необходимо было собрать теоретиче-ский материал для написания работы. В результате были определены научные и учебные труды по теме исследования, а также источники из пе-риодических изданий. Систематизировав теоретический материал исследо-вания была написана первая глава дипломной работы.
Также было реализовано формирование определенных компонентов, рассмотрим их:
— когнитивный компонент: включает усвоение знаний о направленно-стях личности и ценностных ориентациях личности, знания о моральных и нравственных качествах;
— эмоциональный компонент заключается в переживании различных эмоций в процессе формирования ценностных ориентаций, формирование эмоционального поведения в различных ситуациях;
— мотивационный компонент заключается в стремлении усвоения различных ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств;
— деятельностный компонент: реализация усвоенных качеств и норм в собственной деятельности, руководство знаниями в процессе деятельности;
— рефлексивный компонент: подразумевает анализ и закрепление соб-ственных действий, моральных и нравственных поступков.Второй этап, а именно педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент, прово-дился на базе ОУ.
В ходе педагогического эксперимента, были разработаны планы за-нятий плаванием для школьников, на которых использовались современ-ные технологии.
С целью исследования функциональной подготовленности, а также последующего построения и реализации упражнений, было проведено опытно-экспериментальное исследование. В результате по методике «Гар-вардский степ-тест», 70% воспитанников (7 чел.) смогли показать средний уровень функциональной подготовленности и 30% (3 чел.) продемонстри-ровали низкий уровень функциональной подготовленности.
Высокий уровень не показал ни один из воспитанников. Согласно те-стированию по методике «Проба Штанге», 70% воспитанников (7 чел.) смогли показать средний уровень функциональной подготовленности и 30% (3 чел.) продемонстрировали низкий уровень функциональной подго-товленности. Высокий уровень не показал ни один из воспитанников.
Таким образом, можно увидеть, что показатели выполненных тестов в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной группе. Поэтому возникает необходимость проведения педагогической работы в экспери-ментальной группе на занятиях плаванием для развития функциональной подготовленности воспитанников.
Дети контрольной группы занимались по программе и тематическо-му плану.
Исходя из того, что показатели экспериментальной и контрольной группы не отличаются, то можно использовать полученные показатели для сравнения.
Таким образом, в результате использования упражнений можно проанализировать динамику показателей контрольных тестовых упражне-ний, которые были проведены в начале педагогической работы.
Сравнение групп с разными показателями необходимо было для то-го, чтобы, повысив уровень развития функциональной подготовленности детей на занятиях плаванием, проследить динамику изменений показателей функциональной подготовленности.
Необходимо напомнить, что педагогическая работа проводилось в экспериментальной группе исследования.
Дети из контрольной группы занимались по стандартной программе подготовки учебного курса плавания.
Таким образом, в результате проведения повторной диагностики по методике «Гарвардский степ-тест» можно увидеть, что показатели в экспе-риментальной группе повысились, а именно высокий уровень подготов-ленности по методике был продемонстрирован 2% воспитанников (2 чел.) и средний уровень показали 80% воспитанников (8 чел.). В контрольной группе результаты остались прежними.
В результате проведения повторной диагностики по методике «Про-ба Штанге» можно увидеть, что показатели в экспериментальной группе повысились, а именно высокий уровень подготовленности по методике был продемонстрирован 2% воспитанников (2 чел.) и средний уровень показа-ли 80% воспитанников (8 чел.). В контрольной группе результаты оста-лись прежними.
Было отмечено, что в ЭГ прослеживается незначительное снижение показателей АД. После нагрузки данные показатели остались без измене-ний.
В результате можно говорить о том, что использование современных подходов способствует развитию функциональной подготовленности де-тей. Таким образом, гипотеза исследования может считаться доказанной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Современные подходы в содержании и организации за-нятий плаванием с подростками 12-15 лет
1.1. Психолого-педагогические особенности подростков
Развитие подростков представляет собой сложные психолого-педагогический процесс.
Психолого-педагогические особенности как аксиологический термин и предмет исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, А.М. Матюшкин Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.).
Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют возраст, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на созна-тельном, так и на бессознательном уровне.
Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский под-черкивали необходимость формирования нравственных идеалов уже в дет-ском возрасте, и чем раньше начнется нравственное воспитание, тем устойчивее будут представления о добре и зле, чести и бесчестии, справед-ливости и несправедливости.
А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные по-требности человека.
По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и от-ношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстника-ми и взрослыми).
Также в этот период он получает новые жизненные впечатления, ускоряется тем его жизни, происходит процесс усложнения получения об-разования.
В результате, можно отметить, что при таком потоке объемов новой информации реализуется одновременное развитие таких процессов как во-ображение, речь, память, мышление и др.