Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социально-психологические детерминанты самоотношения у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1.
Научно-теоретические подходы к изучению самоотношения в младшем школьном
возрасте. 9
1.1.
Теоретические подходы к определению «самоотношения»: философский,
психологический и педагогический, и структурные составляющие этого понятия 9
1.2. Особенности эмоционально-ценностного
отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. 16
1.3. Основные факторы и детерминанты становления
эмоционально-ценностного отношения к себе в младшем школьном возрасте. 23
Выводы по
1 главе. 29
2. Исследование особенностей самоотношения в младшем школьном
возрасте……………………………………………………………………………..32
2.1. Цель, содержание и методы экспериментального
исследования. 32
2.2. Результаты исследования самоотношения младших
школьников на констатирующем этапе исследования. 35
2.3. Развитие самоотношения младших школьников
(формирующий этап) 41
2.4. Результаты исследования самоотношения младших
школьников на контрольном этапе исследования. 55
Выводы по 2 главе. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 82
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема самоотношения ребенка является одной из наиболее
значимых в психологической науке. Это обусловлено тем, что специфика отношения
личности к собственному «Я», его структура сказываются практически на всех
аспектах поведения человека, играя важную роль в построении межличностных
отношений и их регулировании, постановке и достижении цели, решении кризисных
ситуаций и тому подобное.
Важным
периодом становления самоотношения ребенка является младший школьный возраст,
т.к. именно в этом возрасте ребенок начинает познавать себя на только через
семейное окружение, но и социальное (педагоги, коллектив). Сегодня многие
учреждения образования направлены на развитие интеллектуальной сферы и делового
общения и совсем мало внимания уделяют внутреннему миру личности, который
является источником переживаний и определяет психологическое своеобразие
человека. Такое пренебрежительное отношение взрослых к внутреннему миру ребенка
приводит к осложнениям в становлении самоотношения, что тормозит его социальную
активность и формирование жизненной позиции.
Недостаточная
сформированность таких умений ребенка, как адекватная оценка результатов
собственной деятельности, поведения и своей личности в целом, умение
осуществить элементарный выбор и принять собственное решение, способность
проявлять свои чувства в полную силу, способность видеть свои положительные и
отрицательные качества, уже в младшем школьном возрасте приводит к
возникновению ряда проблем в становлении личности ребенка на следующем этапе ее
развития (подростковом).
Результаты
теоретического обзора основных научных подходов исследователей к решению
поднятой проблемы и результаты анализа практической работы позволили
сконцентрировать внимание на таких ее проблемных аспектах: сложности изучения и
расхождения во взглядах ученых относительно понимания содержания понятия «самоотношение»,
установление факторов развития самоотношения личности; недостаточности
теоретической базы для определения роли взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми в становлении самоотношения детей младшего школьного возраста;
недостаточном количестве методического обеспечения процесса оптимизации
самоотношения на данном возрастном этапе детства и слабом учете индивидуальных
и возрастных особенностей. Учитывая указанное, потребность в изучении
индивидуальных особенностей становления самоотношения в младшем школьном возрасте в контексте взаимоотношений с окружением
приобретает особую актуальность.
Актуальность
и недостаточная разработанность поставленной проблемы и обусловили выбор темы
исследования «Социально-психологические
детерминанты самоотношения у младших школьников»
Предмет
исследования: индивидуальные особенности (детерминанты) самоотношения у младших школьников
Заключение:
Самоотношение является эмоциональным
компонентом самосознания личности. Для всестороннего понимания содержания
понятия «самоотношение» был осуществлен анализ основных научных подходов.
Самоотношение рассматривается как
форма сознания, направлена на осознание
своей личности, собственной деятельности, внутреннего мира (черт характера,
способностей, потребностей, способностей, привычек, познавательной и
эмоционально-волевой сфер и тому подобное) и на отношение к самому себе и к
внешнему миру. Проявление самоотношения имеет такие формы: познавательные:
самоощущение, самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самокритика; эмоциональные:
самочувствие, самолюбие, эгоизм, самопохвалення, самоуверенность, скромность и
тому подобное; волевые: сдержанность, самообладание, самоконтроль,
самодисциплина и прочее.
Отношение, с одной стороны, – один из важных факторов влияния на становление личности, а с другой, –
это продукт индивидуального развития человека, которое выражается в ее
поведении, действиях и переживаниях и является показателем степени проявления
интересов, силы эмоций, желаний и намерений.
На основании анализа особенностей
развития детей младшего школьного возраста и результатов зарубежных и
отечественных исследований мы рассматриваем феномен самоотношения как
эмоционально-ценностное отношение ребенка к самому себе, которое объединяет три
структурных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий – и такие их
основные составляющие: самооценку, свободу, самоуважение и принятие себя,
отношения ребенка к своего социального «Я».
На становление
эмоционально-ценностного отношения ребенка к самому себе имеют весомое влияние
сверстники. В процессе взаимодействия с ровесниками у школьника формируются
личные ожидания в отношении окружающих, от которых может зависеть степень
оценивания себя, эмоционально-ценностное отношение к себе, поведение.
Особая роль в эмоционально-ценностном
отношении школьника к самому себе отводится педагогу, который в отличие от
семьи дает ребенку адекватные самооценки, на основании которых у него
выстраивается адекватное отношение к себе.
Анализ
полученных на констатирующем этапе данных позволил выделить уровни
самоотношения младших школьников.
Исследование
показало, что большинство детей имеют средний уровень самоотношения.
Зафиксировано также значительное количество детей с неадекватным типом
проявления эмоционально-ценностного отношения к себе.
Опираясь
на теоретические основы личностно ориентированной системы, принципы
психолого-педагогического проектирования в условиях учебно-воспитательного
процесса, мы разработали и внедрили в учебно-воспитательный процесс развивающую
программу с целью оптимизации развития смоотношения младших школьников.
Работа
с родителями проводилась параллельно с работой с детьми в форме индивидуальных
консультаций, тренинга, клубных занятий. Тренинговые занятия для родителей
имели целью помочь им понять важную роль эмоционального климата в семье,
дружеских взаимоотношений, установлений, ценностей в развитии их детей;
осознать собственное отношение к своему ребенку и его последствия в ее жизни;
научиться эффективным формам общения со своими детьми.
На
контрольном этапе исследования, выявлено, что у детей ЭГ значительно вырос
уровень самоотношения, по сравнению с детьми из КГ, следовательно гипотеза
исследования была полностью доказана.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к изучению самоотношения в младшем
школьном возрасте 1.1. Теоретические подходы к
определению «самоотношения»: философский, психологический и педагогический, и структурные
составляющие этого понятия Термин
«самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. Он первый
ввел понятие «самоотношение» в психологическую науку и рассмотрел его как
отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, направленного на
самого себя. Это понятие вместе с социальным статусом и наставлением личности
относительно внешнего мира ученый включает в состав системы «личность –
социальный мир».
В своих исследованиях В.А. Ядов и Л. Лукин
рассматривали самоотношение как иерархическую систему личности, направленных на
саму себя.
В
настоящее время в отечественной психологии доминирующей является категория «эмоционально
ценностное самоотношение».
Самоотношение
личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость
которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его
составляющих. Его структура рассматривается как составляющая двух компонентов:
рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ — Я»
или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе –
переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности,
образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов
с мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс
деятельностной и личной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и
личностной субъектности человека.
Самоотношение — термин, используемый для обозначения