Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социально-психологическая подготовка выпускников Центра содействия семейному воспитанию к самостоятельной жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Центр содействия семейному
воспитанию – буферная зона между отсутствием семьи и ее созданием. 7
1.1. Отсутствие семьи как основная причина сопровождения
подростков в социальных учреждениях. 7
1.2. Работа с нуждами и потребностями подростка. Индивидуальность. 13
1.3. Создание условий, формирующих самостоятельность
выпускников. 18
2. Исследование практики
социально-психологической
подготовки выпускников Центра содействия семейному воспитанию к самостоятельной
жизни. 24
2.1. Организация и методы исследования. 24
2.2. Опыт решения содействия социально-психологической
подготовке выпускников ЦССВ к самостоятельной жизни на примере деятельности
благотворительного фонда «Забота близко». 27
2.3. Результаты исследования уровня отношения и ценностей
выпускников ЦССВ к самостоятельной жизни. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 69
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня, в современных
социально-экономических условиях остро встает вопрос о дальнейшей судьбе
воспитанников детских домов. Выпускники детских домов часто характеризуются
заниженной или завышенной самооценкой, проблемами в общении, нежеланием
самостоятельно решать финансовые проблемы, вопросы трудоустройства,
неспособностью планировать семейные отношения. Поэтому проблемы социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сложны и актуальны, и
решать их нужно так, чтобы выпускники на пороге новой жизни не стали
социальными иждивенцами, а могли самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих
воспитанников способность к принятию личностных решений, способствует
социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. Для
воспитанников детских домов проблема социальной адаптации является ключевой.
Продуктивное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых
педагогических средств психолого-педагогического и социального постинтернатного
сопровождения воспитанников-выпускников. Именно эту цель и преследуют центры
содействия семейного воспитания (ЦССВ). Учитывая,
что на современном этапе работы центров содействия семейному воспитанию по
оказанию государственных услуг в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, важным направлением деятельности являются не только
осуществление содержания и воспитания детей, решение вопросов возвращения детей
в кровные семьи, но и социальная адаптация и постинтернатное сопровождение выпускников
[2], всеми ЦССВ организовывается социально-психологическое
и педагогическое сопровождение адаптации выпускников. Эта подготовка к
самостоятельной жизни направлена не только на знакомство в теории с правами и
льготами, но и на формирование практических навыков, готовности к выполнению
обязанностей, которые всегда сопутствуют предоставленным правам.
Выпускник, получивший образование, сможет стать
полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых
сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути.
Степень
научной разработанности темы исследования. В современной научной литературе
уделяется явно недостаточное внимание роли и значению ЦССВ в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни. По этим направлениям феномен сиротства достаточно
полно и всесторонне рассмотрен в работах.
В
современных исследованиях в области педагогики, психологии, социологии
воспитания детей-сирот в России можно условно выделить следующие направления:
— изучение феномена сиротства в различные
периоды развития общества (В.В.Беляков, И.Ф.Дементьева, М.В.Фирсов и др.);
— исследования особенностей развития
детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина,
А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга, Т.И.Юферева и др.) и условий воспитания
(Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин,
А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.); — исследования социальной адаптации
воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина,
К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Вместе
с тем, остаются недостаточно исследованными вопросы социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни и роль и значение в этом
процессе ЦССВ.
Сказанное
выше определяет актуальность исследования социально-психологической
подготовки выпускников Центра содействия семейному воспитанию к самостоятельной
жизни, как направления
стратегически значимой проблемы современного российского общества.
Объектом
исследования является деятельность ЦССВ на примере благотворительного фонда
«Забота близко».
Предметом
исследования выступает процесс оказания помощи по социально-психологической
подготовке выпускников к самостоятельной жизни.
Целью
исследования является анализ деятельности ЦССВ в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
Гипотеза
исследования: считаем, что эффективность социально-психологической подготовки подростков
на базе ЦССВ будет способствовать позитивному влиянию отношения и ценностей выпускников ЦССВ к
самостоятельной жизни при условии:
— если будет организована работа со специалистами ЦССВ
по повышению профессиональной компетенции в этом вопросе;
— если будет проводится работа с подростками по
вопросам социально-правовой, трудовой, культурной и бытовой адаптации и
подготовки.
Для
достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. провести
общетеоретический анализ научной литературы по вопросам деятельности ЦССВ,
2. обозначить
основные направления деятельности ЦССВ в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни,
3. изучить
опыт решения проблем социально-психологической подготовки выпускников к
самостоятельной жизни на
примере деятельности благотворительного фонда «Забота близко»,
4. оценить
эффективность деятельности благотворительного фонда «Забота близко» в оказании
помощи по социально-психологической подготовке выпускников к
самостоятельной жизни.
Источниковой базой данного исследования послужили
нормативно-правовые источники по вопросам социального сиротства, документы,
регламентирующие деятельность благотворительных организаций и ЦССВ,
статистические источники.
Методы исследования: анализ и синтез научной
литературы, описательный и аналитический метод, метод социального
программирования.
Данное
исследование содержит следующие элементы научной новизны:
—
выделены и систематизированы основные аспекты деятельности ЦССВ в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни,
—
очерчены основные компоненты и программы, направленные на помощь в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
Научно-теоретическая
и практическая значимость связана с актуальностью и недостаточной научной
разработанностью роли ЦССВ в вопросах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни. Кроме этого, значимость работы с
научно-теоретической точки зрения определяется тем, что полученные в ходе
исследования результаты и выводы могут способствовать расширению и углублению
имеющихся теоретических представлений о видах социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
Практическая
значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут
использоваться при разработке федеральных, региональных и муниципальных
программ и проектов по вопросам социально-психологической
подготовки выпускников к самостоятельной жизни; а также при чтении общих и специальных курсов по
общей социологии, социальной психологии, социологии культуры, социологии
образования.
Базой исследования выступил благотворительный фонд
«Забота близко». В исследовании приняли участие подростки в возрасте 16-18 лет.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Центры содействия семейному
воспитанию осуществляют в настоящее время комплекс социально-педагогической
работы с категорией детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
Современные научные исследования доказывают эффективность воспитания этой
категории детей в семейных условиях благодаря осуществлению их целенаправленной
поддержки специалистами таких служб в виде социального сопровождения
Организация работы по подготовке детей к жизни вне
стен учреждения и постинтернатное сопровождение являются одними из приоритетных
направлений в работе ЦССВ. Главная идея деятельности ЦССВ в том, что
преодоление трудностей и проблем, стоящих перед выпускником в плане его
социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития
личности, осуществляется при необходимой поддержке специалистов с опорой на
самостоятельность и стремление справиться с жизненными проблемами собственными
силами.
В процессе деятельности, ЦССВ создает условия для
оказания социально-педагогической, социально-правовой,
социально-психологической помощи и поддержки; повышения уровня
социально-психологической адаптации; содействует развитию гармоничной личности;
формирует основы правосознания и правовой культуры, понимания необходимости
соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение; содействует в
получении профессионального образования и трудоустройстве, в том числе
организация работы по профориентации; формирует умения и навыков
самостоятельного проживания. Внедрение вариативных форм и технологий работы в
деятельность ЦССВ, активное межведомственное взаимодействие, постинтернатное
сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
В процессе исследования впервые
разработаны и внедрены формы и методы социально-психологической подготовки
воспитанников старшего подросткового возраста к самостоятельной жизни на основе
учета особенностей субъект-объектных отношений:
– формы и методы, что могут быть
использованы в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанником
старшего подросткового возраста для формирования его готовности к
самостоятельной жизни («Школа самостоятельной жизни»);
– формы и методы социально-психологической
подготовки, могут быть использованы специалистами отделов образования, культуры
и спорта местных администраций оказывали поддержку в виде помощи ребенку в
развитии существующих талантов и предпочтений (методы партнерской модерации,
посредничества, методических рекомендаций, социально-педагогического тренинга).
В ходе этих мероприятий осуществлено
обсуждение организационных моментов внедрения такой подготовки, ее согласование
с основной программой социального сопровождения, координацию усилий
специалистов, обмен опытом между специалистами и поиск путей решения нетипичных
проблем в подготовке воспитанников старшего подросткового возраста к
самостоятельной жизни.
В
целом проведенная диагностика показала, что у воспитанников которые во время
внедрения разработанных нами форм и методов социально-психологической
подготовки улучшились показатели в соответствии со всеми определенными
критериями. На практике это проявилось в виде положительных изменений
личностных характеристик воспитанников, получения ими необходимых знаний,
формирования умений и навыков, которые стали опорой для реализации воспитанником
себя и как семьянина, и как гражданина, и как работника.
Фрагмент текста работы:
1. Центр
содействия семейному воспитанию – буферная зона между отсутствием семьи и ее
созданием 1.1. Отсутствие семьи как основная
причина сопровождения подростков в социальных учреждениях Самое тяжелое событие, которое может
произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их
лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, а
именно в социальные учреждения, и в его судьбе принимают участие взрослые,
задача которых — насколько возможно, смягчить и восполнить утрату.
Детям трудно адекватно оценить
причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а
представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение
было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя
зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с
особенностями характера и поведения, после отобрания из семьи ребенок может
быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были
его реакции, взрослым нужно помнить: уход из семьи – самое значительное событие
из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка [12].
Отвергаемые дети неблагополучны
эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся
внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам
эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые
годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и
речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о
физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к
отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.
Разлука с семьей, даже
неблагополучной,- утрата для ребенка, которая сопровождается процессом
нарушения адаптации[4].