Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социально-психологическая эволюция человека как массового потребителя журналистской информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК» КАК
ФЕНОМЕН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВА…………………………………..10
1.1 Антропология
и психология в контенте и формате журналистской
деятельности……………………………………………………………….10
1.2 Структура
личности и повседневные потребности в медийной
информации………………………………………………………………..17
1.3 Взаимосвязь
эволюции человека и его пребывания в информационном
пространстве…………………………………………..25
2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РОЛЬ
ЖУРНАЛИСТИКИ В КОНСТРУИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ………………………………………….35
2.1 Массмедиа
как агент первичной и вторичной социализации
человека……………………………………………………………………..35
2.2
Адаптивные свойства и транзитивные ресурсы журналистской информации в общественной
жизни……………………………………..42 2.3 Целеполагание журналистики в
периметре человековедения: повышающий и понижающий векторы развития……………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..61
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………66
Введение:
Сегодня
человечество переживает третий этап развития общества – постиндустриальный,
который характеризуется высоким уровнем развития информационной культуры и
постоянным ростом степени влияния средств массовой информации на социум. И если
в доиндустриальном обществе общество решало проблему самоорганизации, в
индустриальный период – проблему самообеспечения, то сегодня, в
постиндустриальный период, главной целью общественного движения является
самоидентификации. Решение каждой из этих проблем обеспечило движение
человечества по пути прогресса.
Безусловно,
самоидентификация предполагает развитие духовной составляющей, а значит, и
культуры. То есть, сегодня культура стала локомотивом развития человеческой
цивилизации и основой развития бытия и сознания в индивидуальном, групповом,
общественном измерении. В настоящий
момент культура играет роль стержня человеческого бытия и сознания в
индивидуальном, групповом, общественном измерении. По мнению Э. Тирикьяна,
«культура выступает в качестве основы, конституирующей не только социальную
организацию, но и тип человека». [35]
Важной
частью этой культуры уже давно является информационная культура. Причем по
уровню влияния на социум лидируют средства массовой информации. Именно поэтому
в данном исследовании большое внимание уделено синтезу духовной культуры и
массовой информации. Этот синтез имеет огромное влияние на формирование социума
в целом, и отдельного индивида в целом. В этом синтезе рождаются, формируются,
развиваются новые общественные нормы морали, правила поведения. По
мере развития средств коммуникации доступ индивида к информации был значительно
облегчен, параллельно выросла и зависимость общества от информации. На заре
развития печати первые газеты, а следовательно, и новости доходили до читателя
раз в месяц, затем раз в неделю, позже, раз в день, а с появлением утренних и
вечерних газет – два раза в день. После изобретения радио, а затем и
телевидения, новости стала доступнее, но слушатель и зритель новь зависел от
источника их распространения – радио и телевизора. И лишь с появлением
персональных компьютеров, информационных сайтов, а затем и смартфонов,
информация буквально заполнила нашу жизнь, и образовалась некая зависимость. В
обществе появилась некая предвзятость к людям, которые не знают о происходящем
в мире. Поэтому большинство стремится быть все время в курсе происходящего, и
буквально не выпускают из рук смартфоны. За последние годы индивид, из
категории потребитель информации перешел в новую категорию – источник (как
участник или свидетель событий), передатчик (через социальные сети),
потребитель и создатель информации (в социальных сетях). Этот феномен требует
тщательного изучения, что мы и попытались сделать в рамках данного
исследования. А это возможно только в контексте изучения степени влияния СМИ на индивида и
социум, роли журналистики в формировании личности, анализа информационных
процессов, происходящих в трансформирующемся обществе. Отдельная часть работы
посвящена исследованию масс-медиа как агентов первичной и вторичной социализации человека.
Сегодня информационная
культура служит реализации двух базисных целей социума: самосохранение и развитие. СМИ, являющиеся частью
информационной культуры, с одной стороны, играют важную роль в достижении этих
целей, а с другой – отражают, как в зеркале, весь путь, основные его этапы, и
те проблемы, с которыми сталкивается общество.
В этом ракурсе культура определяется Б. Ерасовым
Заключение:
Исследование социально-психологической эволюции
человека в качестве массового потребителя журналистской информации – актуальная
и интересная тема исследования, особенно с учетом тех процессов, которые
сегодня переживает мировая общественность. Сегодня жизнь человека не возможно
представить вне информационной культуры, которая формирует и пропагандирует
новые устои и моральные принципы. В данном процессе социум и индивид, как его составляющая,
находятся в постоянном взаимодействии со СМИ, представляющими собой самую
действенную с точки зрения трансформации общественного сознания часть
информационной культуры. О невозможности оградиться от любых форм СМИ Френсис
Фукуяма говорил задолго до появления социальных сетей и событий на Ближнем
Востоке, более 20 лет назад в книге
«Конец истории и последний человек»: «Сегодня ни одна страна не может в
подлинном смысле оградить себя от глобальных средств массовой коммуникации, от
внешних источников информации; тенденция, получающая развитие в одном углу
земного шара, быстро находит отклик в местах, отделенных десятками тысяч
километров». [50]
Как показало проведенное нами исследование,
чем выше уровень развития СМИ, тем больше степень его влияния на общество и все
сферы общественной жизни. И если ранее
влияние печатных изданий ограничивалось лишь ее читателями, влияние радио – его
слушателями, а телевидения – зрителями, то уже сегодня, благодаря появлению
мультимедийных социальных сетей, это влияние усилилось многократно. Сегодня
пользователи социальных сетей по всему миру
мгновенно получает информация в
любом, удобном ему формате – печатном, аудио или видеофайле, и может тут же
поделиться им, расширив таким образом сферу воздействия этой информации на
общественное сознание и сам, став частью процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1: «ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧЕЛОВЕК» КАК ФЕНОМЕН ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 1.1 Антропология и психология в контенте
и формате журналистской деятельности
Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона определяет антропологию, как
учение о человеке. Составители энциклопедического словаря относят труды
антропологов к двум областям изучения — телесной и духовной. [3] Аристотель же,
которому приписывают появление самого названия науки «антропология», относил ее
в основном к духовной области жизни
человека. Первые значимые труды в
области духовной антропологии принадлежат Леклерку де Бюффону и Моне-Лемарку,
которые впервые заострили внимание на духовной составляющей человеческого
существования. Отдельно следует выделить «Антропологию, или Рассмотрение
человеческой природы с различных сторон» Карла Фридриха Бурдаха. [1] В этой
работе автор выделяет творческие способности человека в искусстве и науках, а
также затрагивает религиозные верования.
Особого внимания в связи
с исследованием данной темы заслуживает работа основателя «общественной
антропологии» Адольфа Кетле «О человеке и развитии его способностей, или Опыт
общественной физики». [26] Это учение о homme
moyen – среднем, иначе говоря, собирательном человеке. В этой
работе,
считающейся в научном мире основополагающей
для политической и статистической антропологии,
Кетле исследует влияющие на развитие человека факторы и их взаимодействие. В
контексте данной работы необходимо отдельно выделить исследования Кетле,
связанные с развитием умственных способностей,
нравственными качествами индивида, склонностью человека к саморазрушению,
самоубийству и убийству. [53]
Из российских ученых
следует отметить работы А.П.Богданова, Д.Н.Анучина, А.И.Таранецкого,
председателя «Русского Антропологического общества при Императорском
Санкт-Петербургском университете» А.А.Иностранцева. Это научное сообщество
ставило перед собой две цели: изучение человеческих рас, населяющих и
населявших Россию, и распространение антропологических знаний. Как следует из
«Протоколов заседаний» общества, среди работ буквально с самого начала
преобладали исследования в области психологических наблюдений. [32] Не
удивительно, что психология, долгое
время существовавшая как часть антропологической науки, позже вылилась в
самостоятельное учение, предметом которого стали человеческие сознание и
поведение, в том числе под влиянием внешних факторов. Герман Эббингауз на
рубеже XIX и XX веков писал: «Психология
имеет долгое прошлое, но очень краткую историю». [47]
Психология, как самостоятельная наука, берет
свое начало с издания работы Вильгельма Вундта «Основания физиологической
психологии». [14] Вундт первым начал
проводить психофизические эксперименты над человеком, стал исследовать сознание
на научной основе и ввел термин «волюнтаризм» для способности мозга к
самоорганизации. Теорию Вундта развил Эдвард Титченер, что положило начало
элементаристской теории. Это учение основано на убеждении, что основным
материалом в процессе