Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социально-экономические причины религиозных войн во Франции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Социально-экономическое
развитие Франции накануне религиозных войн 11
1.1. Влияние французской реформации
XVI века на развитие Франции. 11
1.2. Религиозно-политические
конфликты во Франции накануне войны.. 19
Глава 2. Социально-экономическое
содержание религиозных программ. 29
2.1.
Распространение кальвинизма во Франции в период Реформации. 29
2.2.
Противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке. 36
Глава 3. Влияние хода религиозных
войн на социально-экономическое развитие Франции. 42
3.1. Оценка основных процессов
социально-экономического развития Франции во время религиозных войн. 42
3.2. Итоги религиозных войн во
Франции и их влияние на дальнейшее развитие страны.. 57
Заключение. 66
Список литературы.. 70
Введение:
Борьба
католиков и гугенотов во Франции была частью общеевропейского процесса —
Реформации, направленной на борьбу с католической церковью и ее влиянием на
духовную, политическую и экономическую области.
Тема
религиозно — политических конфликтов является достаточно актуальной и на
современном этапе развития общества, так как конфликты с религиозной окраской
постоянно затрагивают разные страны. Выход из религиозных конфликтов носит
сложный и долговременный характер. Религиозно — политические конфликты
выливаются в разногласия и споры, конкурентную борьбу и религиозную ненависть,
что часто переходит в религиозные войны.
На
протяжении многих веков интерес к событиям религиозных войн во Франции не
угасает, историки разных времен проводят исследования явлений и процессов,
реально спровоцировавших эти события, рассматривают вклад индивидуальных
личностей и массового сознания, а также самой исторической эпохи.
Объектом
исследования работы являются религиозные войны во Франции.
Предмет –
оценка социально-экономических причин религиозных войн.
Цель работы
— выявить социально-экономического развития Франции на ход религиозных войн.
Хронологические
рамки исследования – начало – конец XVI века, то есть периодом возникновения
предпосылок и непосредственно периодом религиозных войн. Территориальные рамки
определяются государством Франция в XVI веке, местом прохождения религиозных
войн.
Достижение
данной цели предполагает решение следующих задач:
—
рассмотреть влияние французской реформации XVI века на развитие Франции;
— изучить
религиозно-политические конфликты во Франции накануне войны;
— раскрыть
вопросы распространения кальвинизма во Франции в период Реформации;
—
исследовать противостояние католиков и гугенотов во Франции в XVI веке;
—
проанализировать существующую историографическую оценку основных процессов
социально-экономического развития Франции во время религиозных войн;
—
определить итоги религиозных войн во Франции и их влияние на дальнейшее
развитие страны.
Проблема
изучения периода религиозных войн в истории Франции связана с широким кругом
материалов (как текстовых, так и художественных). Обращаясь к трагической
истории Религиозных войн, в первую очередь судим об этих событиях по книгам XIX
века. Только во вторую очередь судим по трудам историков. Но с другой стороны в
трудах историков XIX века преобладало политическое направление. Основной темой
работ о Религиозных войнах были гонения, которым подвергались малочисленные
гугеноты со стороны государства. В XX веке история опирается на социальные
науки. Появились исследования, посвященные социальным и ментальным
характеристикам минувших эпох. Социологический подход к истории дает возможность
увидеть картину мира, которая непохожа на современный мир [5].
Религиозные
войны, которыми обернулось реформационное движение во Франции, среди
исследователей стали предметом широкого изучения. Различные аспекты данных
конфликтов особенно волновали французских историков, как исключительно
национальная трагедия. Так, в зарубежной, а именно французской историографии
выделяется несколько этапов изучения данной проблемы. В XIX веке историк,
представитель романтической школы в буржуазной историографии 1830 — 1840-х
годов, Жюль Мишле, создав «Историю Франции» в 1858 году, где целый раздел
посвятил религиозным войнам. Ж. Мишле своим главным героем делает народ и
потому относится враждебно к католической церкви, и к католикам, которые
виновны в резне[6] .
Наиболее
активно религиозно-политический конфликт во Франции изучался в XX веке.
1930-1960-е годы — время плодотворного изучения разных аспектов французской
реформации: от Варфоломеевской ночи в книге «Резня в ночь Святого
Варфоломея»[46] Ф.Эрланже до судьбы последнего Валуа в книге «Генрих III», а
также знаменитого представителя первого поколения историков «Школы Анналов» —
Л. Февра. В качестве серьезного исследования общего характера о
религиозно-политическом конфликте во Франции, который создан в 1960-х годы необходимо
назвать Ж. Ливе и его монографию «Религиозные войны»[29] . В сжатой форме
автором излагаются исторические, политические и экономические аспекты эпохи
религиозных войн во Франции.
1970-1980-е
годы — период формирования новых взглядов и оценок на устоявшиеся факты, работа
Ж. Гаррисон «Протестанты в 1559-1598 гг.»[20] , которая изучала феномен южного
протестантизма. Другая её работа — «Набат призывает к резне»[19] . Среди
английских исследователей, которые занимались проблемами Реформации во Франции,
в частности наиболее её яркого аспекта — Варфоломеевской ночи, можно назвать
Н.М. Сютерланд[50] .
С
1990-2000-х годов начинается время выхода новых работ, которые подвергают
пересмотру старые интерпретации и знаменующих собой разработанность темы в
совершенно новом ракурсе. Так, исследователь Жан Луи Буржон в вопросе о
всеобщей расправе над протестантами снимает всю ответственность с правительства
и короля. Другие историки, представляющие школу Дени Рише по исследованию
социальных структур общества, — французский историк Р. Десимон и немецкая
исследовательница Б. Дифендорф в своих статьях «Варфоломеевская ночь и
парижская «ритуальная революция»»[21] и «Варфоломеевская ночь и парижская
буржуазия»[22] соответственно считают, что антигугенотская реакция являлась
спонтанной, а причины резни кроются в глубоких социальных изменениях в
обществе.
Личности
Маргариты де Валуа, как непосредственной очевидицы и участницы религиозных
войн, исследователи стали уделять внимание сравнительно недавно в рамках нового
направления в исторической науке — гендерной истории, в частности, профессор
ренессансной литературы в Университете Сент-Этьен Элиан Вьенно выпустившая
монографию «Маргарита де Валуа. История женщины, история мифа» в 1993 году в
Париже[33] .
Фигура
Маргариты Ангулемской (1492–1549), несмотря на ее богатое литературное и
эпистолярное наследие, в современной российской историографии не стала
предметом широких научных изысканий. Среди работ, посвященных этой
представительнице французского Ренессанса, можно упомянуть биографию Маргариты,
опубликованную А. М. Петрункевичем еще в конце XIX в., в которой автор
представил герцогиню как покровительницу гуманизма и достойную помощницу короля
Франциска в деле распространения Ренессанса во Франции. Как яркую и самобытную
новеллистку характеризует ее в своей вступительной статье к «Гептамерону» А. Д.
Михайлов.
В ряде
статей она фигурирует как основательница гуманистического кружка в Нераке и
покровительница блестящих умов той эпохи, в частности Клемана Маро –
французского поэта. При дворе Маргариты нашли убежище даже более радикально
мыслящие, чем Маро или Руссель, лидеры «духовных вольнодумцев» мистически
окрашенного учения в отдельных моментах близкого к анабаптистам.
Отечественная
историография религиозных войн во Франции подразделяется на дореволюционную,
советскую и современную. Изучением французской Реформации в дореволюционной
историографии занимался И.В. Лучицкий. Получив степень магистра всеобщей
истории за диссертацию «Кальвинисты и феодальная аристократия во Франции», он
более двух лет трудился во Франции, Германии и Италии над собиранием архивного
материала, результатом чего стала его докторская диссертация: «Католическая
лига и кальвинисты во Франции». В своих исследованиях, которые посвящены
истории французских Религиозных войн XVI века, базирующиеся на огромном
архивном материале, И.В. Лучицкий стремился вскрыть социально-политический
смысл данных войн. Он показал, что за религиозной оболочкой скрывалась борьба
классов и сословий, что истинные устремления кальвинистской аристократии
направлены были на возвращение феодальных вольностей. И.В. Лучицкий отметил
первым массовые крестьянские движения периода Религиозных войн (хотя и не
вскрыл во всей глубине их причин)[31].
Советская
историография представлена рядом обобщающих работ по вопросам политических,
социально-экономических и культурных проблем по истории Франции данного
периода. Например, крупнейшей исследовательницей гражданских войн во Франции
являлась А.Д. Люблинская, заслугой которой является собрание и публикация
письма современников, рисующих общую социально-политическую ситуацию во Франции
в первый период гражданских войн: с 1562 — 1572 годов[31] .
Постсоветская
историография представлена работой «Екатерина Медичи. Черная королева» С.Л.
Плешковой[39] , в которой смягчается классическая концепция о виновности
Екатерины Медичи в развязывании общенациональной трагедии. В статье «Реальности
и мифы Варфоломеевской ночи»[39] исследовательница стремится найти и отделить
объективную сторону действий в Варфоломеевскую ночь от устоявшейся мифологемы о
ней. Другая исследовательница гражданских войн во Франции — И.Я. Эльфонд
боролась с мифами по данной тематике, в частности, в своей статье
«Варфоломеевская ночь: рождение мифа»[48] и «Национальная идентичность и массовое
сознание во Франции периода религиозных войн XVI века»[49] . Также ей
затрагивался аспект жизни и деятельности адмирала Колиньи.
Крупнейший
исследователь средневековой Франции П.Ю. Уваров в статье «Новые версии старого
преступления», которая открывает сборник «Варфоломеевская ночь: Событие и
споры»[43] делает краткий обзор событий религиозных войн и проводит анализ
концепций о Варфоломеевской ночи. Также в коллективном труде «История Франции»
совместно с М.Ц. Арзаканяном и А.В. Ревякиным в главе 4 «Франция в XVI
веке. Валуа-Ангулемы» разбираются сами религиозные войны[14] . Современный
исследователь М.И. Артеменков в своей статье «Религиозная политика королевского
двора накануне религиозных войн во Франции (1561 — 1562)»[15] анализирует
политику веротерпимости, курс на которую взят был королевской властью.
Сравнительно
недавним исследованием на фоне обширной литературы о разных аспектах
французской Реформации выглядит труд Ж.С. Метелкиной о военном лидере
гугенотской оппозиции — Гаспаре де Колиньи,- «Великий план Гаспара Колиньи»[34]
. В другой своей статье «Католики и гугеноты во Франции XVI в.: конфликты и
пути их решения»[35] Ж.С. Метелкиной представлен аспект религиозного
конфликта во Франции в 60 — 70-х гг. XVI века — усилия противоборствующих сил.
В
коллективной монографии российских и французских авторов «Религиозные войны во
Франции XVI века. Новые источники, новые исследования, новая периодизация»[37]
на основе выявленных источников, в том числе хранящихся в России, авторами
пересматриваются сложившиеся прежде представления и мифы о Религиозных войнах,
отдельное место отводится периодизация религиозных войн. Авторы монографии
попытались добиться объективного понимания истоков и итогов религиозного
конфликта во Франции, который оказал огромное влияние на весь процесс развития
европейской цивилизации Нового времени.
Яркими
мазками рисует историк И.В. Лучицкий кризис католической церкви во Франции XVI
века. Церковные бенефиции продавались и покупались. Руководство церкви ушло в
разврат. Монахи «бродяжничали», аббаты богатели и «от паствы были далеки».
Делами учения никто не занимался. Крестьяне отдавали своих детей «в наказание в
священники» и «насмехались над духовенством» [31]. В народных песнях, в
литературных произведениях Рабле, Маргариты Валуа рассказывалось о «суевериях и
обманах духовенства» [33]. Разврат и коррупция духовенства вызывали ненависть
народа. Чем больше росла бедность народа, тем заметнее было богатство
духовенства. На Орлеанских штатах 1560 года отмечалось: «Духовенство молится, а
народ платит деньги» [7].
Многие из
трудов, оценивающих и освещающих события во Франции во времена реформации, были
написаны довольно давно, а оценки, данные в них, требуют пересмотра и
корректировки.
Источниковую
базу настоящего исследования составили документы по вопросам
социально-экономических реформ Франции и ходе религиозных войн, размещенные в
Онлайн-издании школы хартий (Elec). Основными документами стали статьи
«Амбуазский мир», «Бержеракский мир», «Булонский эдикт», а также Письмо
епископа Ажанского к Екатерине Медичи.
Методологическую основу работы составили методы,
отвечающие цели и задач исследования. Прежде всего, был использован системный
подход, под которым понимается теоретическое исследование объектов,
представляющих собой сложные развивающиеся системы. Принципы системного подхода
необходимы для выяснения и выявления механизма существования объекта
исследования, его содержания и структуры, а также принципов существования и
развития.
Кроме того, при написании работы опора шла и на метод,
основанный на рационалистической, или реалистической, теории, разработанной
американским ученым X. Моргентау в середине XX в. Согласно его теории, «понятие
интереса. вводит разумный порядок и тем самым делает возможным теоретический
взгляд на политику. Политический реализм основывается на том, что нельзя
ставить знак равенства между политическими идеалами и моральным основанием,
т.к. между желаемым и возможным есть разница.
В исследовании проблем, рассматриваемых в работе
учитывались также концепции конфессионализации
и интернационального кальвинизма.
Концепция конфессионализации, сформулированная в работах зарубежных
исследователей и нашедшая отражение в публикациях отечественных историков,
помогает разобраться во взаимовлиянии и взаимопроникновении Реформации и
внешней политики. Сильнейшим толчком для углубления конфессионализации явилось
распространение кальвинизма в Европе, которое часто называют Второй
Реформацией. Она была еще более выдержана в политико-прагматическом плане и
стала, в отличие от лютеровской реформации, во многих странах не только
религиозным, но и политическим движением.
С распространением кальвинизма в Европе и
возникновением политического дуализма на конфессиональной основе между
католицизмом и кальвинизмом связана концепция «интернационального кальвинизма»,
получившая наиболее четкое обоснование в работах Р. Кингдома.
При изучении основных вопросов учитывалось и то, что
рассматриваемые события находятся на стыке междисциплинарных связей (история и
психология, история и политология, история и социология и т.п.), что, в свою
очередь, требует обращения к социально-психологическому методу и к указанным
выше теориям конфессионализации и интернационального кальвинизма. Без этого
трудно решить проблемы, связанные с мотивами, которые двигали религиозными
партиями, политическими группами и отдельными личностями.
Цель и
задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением,
тремя главами, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
Глубокие
перемены в мировой экономике, ставшие следствием Великих географических
открытий, оказали серьёзное влияние на Францию. Благодаря тесным торговым
связям с Испанией она испытала воздействие «революции цен», которая отразилась
на всех отраслях французской экономики и на положении всех социальных слоёв.
Первыми
наступление новых времён ощутили приморские города Франции. Порты
Атлантического побережья, такие как Бордо, постепенно втягивались в мировую
торговлю. Средиземноморские города, в первую очередь Марсель, процветали
благодаря быстрорастущей торговле с Левантом. Благодаря своему расположению на
пересечении торговых путей больших успехов в экономическом развитии достиг
Лион, где процветало производство шёлка и сформировался крупнейший торговый и
финансовый центр не только Франции, но и Европы.
В городах
формировался новый социальный слой, получивший
название буржуазия. Это слово произошло от распространённого в Европе
обозначения укреплённого города – бург. Первоначально
словом буржуа называли городских жителей вообще. Позднее оно
закрепилось за наиболее состоятельными горожанами, занимавшимися активной
предпринимательской деятельностью. В итоге понятие «буржуазия» стало
обозначать класс предпринимателей в целом.
Несмотря на
заметный рост торговли и производства, Франция оставалась по преимуществу
аграрной страной. Французское дворянство не отличалось такой предприимчивостью,
как английское. Собственным хозяйством дворяне обычно не занимались.
Практически все их земли сдавались в аренду, а основной формой дохода служили
денежные платежи, которые быстро обесценивались под воздействием «революции
цен». Разоряющееся дворянство становилось всё более зависимым от королевской
власти, а его высший слой превращался в придворную аристократию.
Основная
масса крестьян уже к концу XV в. получила личную свободу. Однако положение
крестьянства менялось гораздо медленнее, чем, например, в Англии. Крестьяне
оставались основными производителями в деревне, поскольку собственники земли
своего хозяйства не вели. Сохранению позиций крестьянства способствовал рост
цен на продукты его труда. Преобладание мелкого крестьянского хозяйства
являлось отличительной особенностью французского общества.
Со
вступлением в новую эпоху во Франции продолжился процесс укрепления королевской
власти. Старинный орган сословного представительства – Генеральные штаты – с
конца XV до середины XVI в. не созывался.
Большие перемены
в истории Франции, знаменовавшие переход страны от Средневековья к Новому
времени, связаны с именем короля Франциска I (1515-1547). Он вошёл в историю
как выдающийся политик, который укрепил французское государство и успешно
защищал его от внешних врагов. Историки склонны рассматривать правление
Франциска I как поворотный момент во французской истории.
На долю
Франциска I выпал наиболее напряжённый период в истории Итальянских войн, когда
в борьбе с державой Карла V вставал вопрос о самом существовании страны.
За годы его
правления Франция вела пять больших войн, не считая мелких конфликтов. При нём
страна получила привилегированное положение в торговле с турецкими владениями в
Восточном Средиземноморье – Левантом. Именно при его участии Турция подписала
первые в её истории капитуляции – специальные соглашения об условиях торговли с
европейскими государствами, а французы впервые вышли на океанские просторы. На
морях появились знаменитые французские корсары, которые получали от короля
право нападать на «золотые галеоны» испанцев, перевозившие сокровища из
Америки.
Потребности
войны порождали необходимость в реформах. В результате реформ Франциска I был
преобразован весь государственный аппарат. Власть сосредоточилась в руках
Королевского совета. Резко возросло значение королевского двора как центра
политической жизни. Придворное общество при Франциске I увеличилось в два раза
и достигало тысячи человек.
Франциск I
заложил основы профессиональной армии во Франции. добился укрепления системы
королевской юстиции и местной администрации.
Растущие
потребности государства и военные нужды вызывали постоянный рост налогов.
Король стремился упорядочить систему их сбора и укрепить финансовую
администрацию в целом. К службе в финансовых учреждениях привлекалась богатая
городская верхушка. Особенно широкое распространение получила передача сбора
налогов на откуп. Откупщики сначала вносили собственные средства в счёт уплаты
налогов, а затем выколачивали из населения суммы, которые намного превышали
вложенные ими средства. Благодаря этому они создавали себе огромные состояния.
Получая большие доходы на службе у короля, французская буржуазия лишалась
стимулов к производственной деятельности, уступая в этом отношении английским
или голландским буржуа. Основные капиталы вращались в финансовой,
непроизводственной сфере, не направлялись на развитие экономики.
Особенностью
Франции стало раннее возникновение системы государственных долгов. Первые
государственные займы были сделаны в 1522 и 1536 гг. для финансирования
Итальянских войн. Участие в займах стало ещё одним полем деятельности для
обладателей крупных капиталов, новым способом получения непроизводственных
доходов. Так начинал складываться особый тип рантье – слой предпринимателей,
живущих на проценты от вложенного капитала – ренту. Со временем Франция
превратилась в классическую страну рантье.
При
Франциске I утвердилась и приняла большой размах система продажи
государственных должностей. Для этого создавалось множество новых и даже
ненужных должностей, следствием чего стал неумеренный рост бюрократии.
Бюрократия (от слов «бюро», означающего различные государственные учреждения, и
«кратос» – власть, или буквально «господство канцелярии») представляет собой
особый аппарат власти, не столько решающий задачи управления различными
сторонами государственной жизни, сколько занятый обеспечением собственных прав
и привилегий. Французская бюрократия стала самой многочисленной в Европе и во
многом определяла специфические особенности французской государственности.
Высшие бюрократические должности давали право на получение дворянства. Так
началось формирование нового дворянства – «дворянства мантии» – в отличие от
традиционного «дворянства шпаги».
«Дворянство
мантии» представляло собой слой тесно связанных с государством финансистов и
юристов, а также новых землевладельцев, живущих на ренту от сдаваемых в аренду
земель.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социально-экономическое развитие Франции
накануне религиозных войн
1.1. Влияние французской реформации XVI века на
развитие Франции К концу XV
в., завершив свое объединение, Франция стала самым" большим по числу
жителей (15 млн. человек) государством Европы [14]. По уровню экономического
развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но
отставала от Голландии и Англии [15].
Длительная
кровавая междоусобица второй половины XVI в., известная под названием
«религиозных войн» (или гугенотских войн), не была случайным явлением в истории
Франции. Причины этих войн были чрезвычайно сложны, религиозная же оболочка
прикрывала, как и в других странах Европы XVI в., классовые интересы борющихся
сторон [11].
Происходивший
во французской деревне процесс дифференциации имел своим следствием обнищание
значительных масс крестьянства, которое привело к их частичной экспроприации
[14]. В то же время наёмные рабочие как города, так и деревни страдали от
понижения реальной заработной платы в условиях «революции цен», проявившейся во
Франции весьма интенсивно [35].
Пострадали от «революции
цен» и рядовые дворяне, получавшие фиксированный денежный ценз. Для буржуазии
рост цен был выгоден; он убыстрял накопление капитала, понижая реальную
заработную плату наёмных рабочих [14]. Во Франции, однако, «революция цен»
принесла буржуазии не только одни выгоды. Благодаря тесным торговым связям с
Испанией во Францию ранее, чем в другие страны, стало прибывать большое
количество обесцененных испанских монет, вследствие чего начался быстрый рост
цен на сельскохозяйственные продукты, мануфактурные и ремесленные изделия.
Поскольку в других европейских странах, с которыми торговали французские купцы,
цены росли медленнее (за исключением Испании), вывозившиеся из Франции вина,
плоды, зерно, скот, кожи и т.п. частично потеряли рынок сбыта [30]. Тяжело
сказалась «революция цен» на ещё недостаточно окрепшей французской мануфактуре.
В середине XVI в. французские полотна, холсты, сукна, шелка, книги, стеклянные
и металлические изделия и т. д. уже не находили себе за границей такого
широкого спроса, как в 20-30-х годах. Сбыт французских товаров на внешнем
рынке, имевшем в первый период развития мануфактуры первостепенное значение,
становился всё более