Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Социальная работа

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социальная работа с детьми с особенностями в образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика системы социальной работы с детьми с особенностями 5

1.1 Социальная защищенность ребенка как основа социальной политики на современном этапе развития общества 5

1.2 Современные подходы к проектированию социальной работы в образовательном учреждении 13

Глава 2. Основные принципы инклюзивного образования детей с особенностями в общеобразовательном учреждении; подходы и способы реализации 25

2.1 Основные принципы и задачи социальной работы с детьми с особенностями 25

2.2 Система социальной работы с детьми с особенностями 36

2.3 Социализация детей в условиях общеобразовательного учреждения 45

Заключение 56

Список использованных источников 58

  

Введение:

 

В современных условиях необходима подготовка специалистов, которые знают нормативно-правовые, теоретические и технологические основы социальной защиты детства, владеют нормативно-правовыми основами и технологиями социальной защиты детей в системе образования, в процессе сопровождения семьи, защищают права детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с особенностями на своем жизненном пути нередко встречается с трудностями и проблемами, с которыми не могут справиться самостоятельно. Данный факт диктует необходимость социально-педагогического сопровождения, помогающего им преодолеть подобные проблемы и трудности, что способствует социализации, становлению и совершенствованию социально зрелой личности. Таким образом, очень важно говорить о социально-педагогическом сопровождении, в котором взаимодействуют все субъекты образовательного пространства для успешной социализации детей с особенностями.

Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях».

Возможности успешного развития общества и государства во все времена определялись уровнем образования и воспитания их социализации, способностью адаптироваться к быстро меняющимся социально- экономическим условиям, воспринимать новое, умением ставить цели и их достигать.

В Российской Федерации приняты меры по социальной защите детей в целом и детей с особенностями, в частности. Но стоит заметить, что многие нормы не реализуются на практике должным образом, поскольку не сформирована среда, не сложилось комплексное видение проблемы и путей ее разрешения, что требует консолидации всех усилий, как со стороны государственных структур, общественных организаций и учреждений, так и общества и каждого члена этого общества. Важно понимать, что социальная адаптация детей с особенностями играет огромную роль не только для этих детей, но и для общества в целом, в котором будут сформированы основные нравственные и моральные начала, при которых государство проявит социальную направленность.

Именно поэтому данная тема весьма актуальна и своевременна для теоретического осмысления.

Социально-педагогическая работа с детьми с особенностями рассматривается в научных исследованиях разных областей: медицине (В.И. Бородолин, Н.Л. Буховец, К.Е. Давлицарова и др.); юриспруденции (Е.С. Лебедева, С.А. Масалова, С.Н. Миронова, С.П. Сергеева и др.); социальной педагогике (Л.А. Беляева, З.М. Богомедова, В.Г. Бочарова, В. Н. Гуров, Е.И. Казакова, Е. А. Козырева, Л.В. Мардахаев, Н. Шинкаренко, Л.М. Шипицина и др.). В рамках настоящего исследования были изучены труды таких ученых как, Андрусяк Н.Ю., Богатырева Д.М., Гамаюнов С.Ю., Лодкина Т.В., Павленок П. Д., Холостова Е.И., Шевчук Л. Е., Ягофаров Д. А. и др.

Целью исследования стал детальный и комплексный анализ социальной работы с детьми с особенностями.

Задачами исследования, в соответствии с поставленной целью, выступили:

1. Дать общую характеристику системы социальной работы с детьми с особенностями;

2. Обозначить социальная защищенность ребенка как основу социальной политики на современном этапе развития общества;

3. Выявить современные подходы к проектированию социальной работы в образовательном учреждении;

4. Проанализировать основные принципы и задачи социальной работы с детьми с особенностями;

5. Изучить систему социальной работы с детьми с особенностями;

6. Охарактеризовать социализацию детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Объектом настоящего исследования стали общественные отношения, возникающие в связи с реализацией социально-педагогической работы с детьми с особенностями.

Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, научная и учебная литература по проблематике социальной работы с детьми с особенностями.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная защита детства в современном мире является одним из значимых элементов экономического, социального, культурного развития общества, и в совокупности является основой социальной политики государства. Одним из важнейших элементов правового статуса ребенка является право на получение социальной защиты. К системе социальной защиты детства относятся осуществляемые обществом и социальными структурами различные мероприятия по улучшению условий жизни, поддержанию и гармоничному развитию ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов. Для успешной реализации социальной поддержки детства необходима комплексная система, в которую будут входить нормативно-правовая база и социальные структуры, работающие с разными группами населения, с лицами непосредственно взаимодействующими с детьми.

Проявление социальной защиты детства наблюдается во всех сферах человеческой жизнедеятельности, это и семейные отношения, сфера образования, так и среда обитания самого ребенка. Социальная защита должна быть направлена на поддержку уровня жизни ребенка, в который входит его физическое и психическое здоровье, ребенок имеет право на обеспечение его социальной безопасности и проявление своих творческих способностей, его самореализацию

К сожалению, в настоящий момент многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья ответить на эти вопросы не могут. Запрос семьи на обучение их сына или дочери именно в инклюзивной школе имеет под собой самые различные мотивы — от желания дать ребенку шанс развиваться и социализироваться в среде обычных сверстников до удовлетворения собственных пожеланий, не учитывающих состояние и возможности ребенка и необходимые для его обучения в общеобразовательной школе условия. Общее у всех семей одно — на начальном этапе многие родители могут декларировать полную готовность сотрудничать со специалистами школы, помогать создавать условия для успешной адаптации ребенка, а в реальности через некоторое время (по различным причинам «внутреннего» и «внешнего» характера) начинают демонстрировать неготовность к сотрудничеству, нежелание менять привычный уклад жизни даже в интересах собственного сына или дочери. И тогда школа становится заложником ситуации недоверия и непонимания со стороны родителей, и — как следствие — невозможности помочь ребенку без их поддержки. Поэтому, основная задача администрации и сотрудников школы на этапе целеполагания — договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей — в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка.

При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем принимая участие в разработке Индивидуальной образовательной программы для своего ребенка, родитель должен осознавать меру своей ответственности за качество жизни ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Для того чтобы обеспечить условия для позитивных изменений в процессе развития детей данной категории, способностей данных детей к обучению необходимо преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия с другими детьми. В качестве метода, обеспечивающего формирование условий для того, чтобы субъект развития мог принимать оптимальные решения в многообразных ситуация, связанных с жизненным выбором, выступает социально-педагогическое сопровождение.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика системы социальной работы с детьми с особенностями

1.1 Социальная защищенность ребенка как основа социальной политики на современном этапе развития общества

На данном этапе развития гражданского общества в Российской Федерации проблемы семей, имеющих детей, являются составляющим не только семейных отношений, но и в конечном итоге это экономические и политические проблемы, решение которых возлагается на государство и обусловливает необходимость создания федеральным законодателем действенной системы социальной защиты граждан, имеющих детей.

Конституционные принципы, гарантирующие защиту государством семьи, материнства, отцовства и детства, определяют основные направления государственной семейной политики. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Соответствующие ориентиры находят отражение в нормах Семейного кодекса Российской Федерации , различных программных документах, содержащих конкретные показатели предпринимаемых государством мер.

В России в последние годы немало сделано для совершенствования законодательной базы, касающейся улучшения положения семей и детей, формирования единой скоординированной системы семейной политики на федеральном уровне.

Между тем при всей прогрессивности современного российского законодательства сегодня созданы не все условия, которые обеспечивают достойную жизнь, свободное развитие и самореализацию творческого потенциала личности, а это требует проведения более взвешенной социальной политики российского государства и дальнейшего законодательного реформирования, в том числе в части ужесточения ответственности виновных должностных лиц, создающих препятствия в реализации социальных прав граждан.

Социальная защита детства – система осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, правовых, финансово- экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи: 1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; 2) контроль за соблюдением прав детей; 3) собственно защиту детей .

В современном мире под социальной защитой ребенка понимается реализация гарантий его основных прав, что зафиксировано в «Конвенции ООН о правах ребенка», ратифицированной Россией в июне 1991 г.

Главная цель «Конвенции» состоит в максимальной защите прав ребенка. Еѐ положение сводится к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права ребенка: выживание, развитие, защита и обеспечение, активное участие в жизни общества.

Социальная работа является видом социальной деятельности. Основными методами социальной работы с детьми являются:

социально-психологические, направленные на внутренний мир ребенка и предполагающие определенную коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики, психокоррекции, психологическое консультирование и пр.);

социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребенка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования);

социаьно-медицинские, предназначенные для оказания ребенку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности);

Социально-правовые, включающие в себя определенные процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребенка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребенка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции);

Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребенка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и пр.);

Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребенка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, организация детских коллективов и пр.).

В работе с педагогами, работающими с ребенком с особенностями, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

1) направленность на ребёнка, включающую в себя: положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними; стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость: навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность: знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах; знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость: навыки сопровождения ребенка с особенностями по индивидуальному образовательному маршруту; знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Координатор по инклюзии (методист) — специалист, играющий важную роль в организации процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.

Координатор по инклюзии — основной «носитель» информации и помощник учителя в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом важно помнить, что координатор, как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на запрос учителя, его инициативу и информацию о состоянии, успехах и проблемах «особого» ребенка и всего класса.

Учитель является полноправным и, как правило, основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особенностями, его семьи, других участников образовательного процесса.

Возможные направления, содержание и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. При этом основной формой взаимодействия всех специалистов является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический консилиум, если в него не входят медицинские работники).

В то же время следует определить и ряд задач, которые выходят, на наш взгляд, за рамки компетенции ПМПк, и которые должны решаться непосредственно педагогами с привлечением других специалистов (по крайней мере, на первом этапе их решения) в мини командах.

К таким задачам следует отнести:

Сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом и психолога, в частности;

Кратковременные проблемы поведения, связанные, в первую очередь, с ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием, «отклоняющимся» психическим статусом, которые, естественно, являются задачей углубленного обследования всеми специалистами);

Разработку программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы