Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Социальная адаптация молодых семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1 Сущность и специфика социальной адаптации молодых семей 6
1.2 Характеристика ментальных нарушений детей и особенностей молодых семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями 13
1.3 Молодая семья, воспитывающая ребенка с ментальными нарушениями, как объект работы 23
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 35
2.1 Формы и методы работы с семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, в ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» 35
2.2 Описание организации исследования работы с семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, и его участников 42
2.3 Интерпретация полученных результатов 48
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………71
Введение:
Актуальность исследования. Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие, порой огромные надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с нарушениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников.
Эмоциональные переживания родителей не могут не налагать отпечатка и на отношение к ребенку. Часть родителей демонстративно отдаляются от ребенка с отклонениями, часть, напротив, начинает постоянно контролировать все нюансы его поведения, посвящая всю свою жизнь лечению и коррекции выявленного дефекта. В любом случае стоит говорить о том, что семья, воспитывающая ребенка с нарушениями развития, оказывается в сложной жизненной ситуации и нуждается в социальной помощи.
Процесс адаптации выступает в качестве определенного совместного изменения субъекта и адаптогенной ситуации. Процесс адаптации заключается в постепенном накоплении изменений, ведущих к достижению оптимального соотношения между субъектом и адаптогенной ситуацией. Основной результат адаптации – приобретение субъектом нового качества, позволяющего существовать в адаптогенной ситуации. В привычных условиях деятельности процесс адаптации не развивается, потому что субъект не имеет необходимости приспосабливаться, обладая большим объемом ресурсов, достаточным для обеспечения своего оптимального функционального состояния. Адаптация как система формируется только при длительном воздействии стрессогенных условий. Бывает так, что возникшие у субъекта под влиянием стрессогенных обстоятельств качества не достаточны для полноценного функционирования. Тогда можно говорить о формировании неполной адаптации или даже дезадаптации. Молодые семьи, воспитывающие детей с нарушением развития, часто не способны самостоятельно адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам, поэтому такие семьи находятся в группе риска по развитию социальной дезадаптации.
Молодую семью, воспитывающую ребенка с ментальными нарушениями, с точки зрения педагогических аспектов, рассматривали М.А. Бебчук [5], Г.И. Колесникова [17], Н.Ф. Маслова [22], Ю.А. Разенкова [28] и др.
Молодую семью как особую категорию объекта социальной работы (работы с молодежью) изучали Е.В. Красавина [19], Э.И. Тюрина [34], М.В. Фирсов [35], Е.И. Холостова [36], Т.В. Шеляг [39] и др.
Формы, методы и инструменты, способствующие социальной адаптации молодой семьи, были рассмотрены в работах ведущих ученых: В.П. Балакирева [24], И.Н. Галасюк [8], Л.В. Карцевой [15], И.А. Коробейникова [18], А.В. Мудрика [25] и др.
Однако высокая социальная значимость вопросов помощи молодым семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями, обуславливает потребность в дальнейшей разработке темы.
Объект исследования: молодые семьи, воспитывающие ребенка с ментальными нарушениями.
Предмет исследования: социальная адаптация молодых семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями.
Цель исследования: изучить особенности социальной адаптации молодых семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями, исследовать формы и методы работы с этой категорией семей на примере деятельности ГБУ ТЦСО «Зеленоградский», и выработать практические рекомендации по оптимизации работы.
Гипотеза исследования: реализация комплекса мероприятий по работе с молодыми семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, позволит скорректировать общий уровень тревоги, ситуативной и личностной тревожности у родителей, что будет способствовать снижению их дезадаптации.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть сущность процесса социальной адаптации и специфику социальной адаптации молодых семей.
2. Изучить молодую семью, воспитывающую ребенка с ментальными нарушениями, как объект работы с молодежью.
3. Изучить формы и методы работы с семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, в ГБУ ТЦСО «Зеленоградский».
4. Провести эмпирическое исследование на базе ГБУ ТЦСО «Зеленоградский».
5. Проанализировать полученные в ходе эмпирического исследования данные и сформулировать практические рекомендации.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблемам исследования;
— экспертный опрос;
— тестирование (по шкале проявлений тревоги Дж. Тейлор и методике диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина);
— математико-статистический анализ данных.
База исследования: государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Территориальный центр социального обслуживания «Зеленоградский» (ГБУ ТЦСО «Зеленоградский»).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и 4 приложениями. Иллюстрирована 2 таблицами и 11 рисунками. Представлена на 83 страницах.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить особенности социальной адаптации молодых семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями, исследовать формы и методы работы с этой категорией семей на примере деятельности ГБУ ТЦСО «Зеленоградский», и выработать практические рекомендации по оптимизации работы.
Для достижения поставленной цели были решены все необходимые задачи.
По итогам решения первой задачи исследования была рассмотрена сущность процесса социальной адаптации и специфика социальной адаптации молодых семей. Под социальной адаптацией молодой семьи, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями, в проведенном исследовании понимается процесс активного приспособления такой семьи как системы к изменяющимся обстоятельствам социального характера.
По итогам решения второй задачи исследования была изучена молодая семья, воспитывающая ребенка с ментальными нарушениями, как объект работы с молодежью. Было установлено, что среди форм работы с такой семьей наиболее распространенными являются родительские собрания, индивидуальные беседы, психологическое консультирование.
По итогам решения третьей задачи исследования были изучены формы и методы работы с семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, в ГБУ ТЦСО «Зеленоградский». Уточнено, что ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» в своей структуре имеет специальное отделение – ОСРДИ, реализующее консультационные услуги и услуги по реабилитации всех членов такой семьи. ОСРДИ в работе с семьями использует разнообразный ассортимент форм работы: экспресс-диагностику, групповую дискуссию, социально-психологический тренинг и программы тренингов, совместную терапию детей и родителей, психогимнастику и психодраму. Реализуют данные формы работы специалисты по работе с семьей и психологи ОСРДИ ГБУ ТЦСО «Зеленоградский».
По итогам решения четвертой задачи исследования было проведено эмпирическое исследование на базе ГБУ ТЦСО «Зеленоградский». В исследовании приняли участие 17 мам и 3 папы из 18 молодых семей, воспитывающих ребенка с ментальными нарушениями. Нарушения детей распределены следующим образом: 45% ЗПР, 25% аутизм, 20% синдром Дауна, 10% детская шизофрения. Для диагностики социальной адаптации или дезадаптации родителей из молодых семей использовалось изучение их уровня тревожности при помощи шкалы проявлений тревоги Дж. Тейлор и методики диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина. Также был реализован экспертный опрос 6 специалистов ОСРДИ ГБУ ТЦСО «Зеленоградский».
По итогам пятой шестой задачи исследования были проанализированы полученные в ходе эмпирического исследования данные и сформулированы практические рекомендации. На констатирующем этапе исследования было установлено, что испытуемые родители отличаются склонностью к переживанию тревоги, излишней ситуативной и личностной тревожностью, что говорит об их дезадаптированности при обращении за помощью в ОСРДИ ГБУ ТЦСО «Зеленоградский». Формирующий этап исследования включал в себя комплекс мероприятий по ряду направлений. На контрольном этапе исследования в соответствии с расчетами удалось установить, что результаты выраженности тревоги, ситуативной и личностной тревожности у родителей до и после участия в реализации комплекса мероприятий достоверно различны (при р≤0,01). Этот факт доказывает выдвинутые во введении гипотезы исследования.
Качественный и количественный анализ результатов диагностики позволил подтвердить предположение о том, что реализация комплекса мероприятий по работе с молодыми семьями, воспитывающими ребенка с ментальными нарушениями, позволит скорректировать общий уровень тревоги, ситуативной и личностной тревожности у родителей, что будет способствовать снижению их дезадаптации, что обеспечило доказательство выдвинутой гипотезы исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1.1 Сущность и специфика социальной адаптации молодых семей
Основные аспекты адаптации как комплексного и сложного процесса в отечественной науке раскрывали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.И. Лисина, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, Ю.П. Поваренков и др., в зарубежной – А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и т.д. Анализ теоретических исследований по проблеме адаптации показал различия в подходах к изучению адаптации.
Анализ научных подходов позволяет выделить два ведущих направления человеческой адаптации – биологическое направление и социальное направление. У истоков этого разделения стояли работы таких ученых как К. Бернар (он изучал системный аспект работы организма), У. Кэннон (посвятил свои исследования гомеостатическим свойствам), Г. Селье (разрабатывал концепцию синдрома адаптации) [2].
С позиции М.А. Галагузовой [7], адаптация есть процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
По мнению Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой [6], адаптация – это усвоение действующих в обществе норм, овладение средствами и формами деятельности.
Н.Ф. Маслова [22] отмечает, что адаптация – это успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.
А.В. Мудрик [25] выделяет следующие факторы адаптации личности к обществу: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.
Рисунок 1
Факторы адаптации личности к обществу (по А.В. Мудрику [25])
Далее представим содержательные характеристики и компоненты адаптации.
Термин «адаптация» впервые был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом. Г. Ауберт с помощью данного термина обозначил изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления [18].
Большой вклад в постижение сущности человеческой адаптации внесли базовые положения, предложенные Л.С. Выготским, о личностной активности в общении, а также концепции:
Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна о психологии деятельности;
А.А. Бодалева и Б.Ф. Ломова о психологии общения [30].
Адаптационный процесс для личности заключается в постоянных структурных изменениях, призванных восстановить или заново обеспечить равновесие с окружающей средой и социумом, нарушенное в результате изменения среды.
Адаптационный процесс трансформирует те структурные компоненты личности, что наиболее динамичны:
Я-концепцию;
психические состояния;
смысловые и ценностные ориентации [19].
В том случае, если адаптационный процесс развивается результативно, то возникает такое интегративное личностное свойство как адаптированность, выступающее сложным психическим образованием, возникающим в процессе приспособления к новым условиям среды.
Зарубежная наука трактует понятие адаптации по-разному, отталкиваясь от выбранной методологии и теоретических исследовательских ориентаций. Нередко в исследованиях даже отсутствует сам термин «адаптация» как таковой, однако, из контекста становится ясно, что речь идет именно об этом процессе.
Бихевиористическая парадигма, исследуя адаптационный процесс, отдает должное взаимодействию человека с окружающей средой в контексте научения, позволяющего обеспечить нарушенное равновесие между индивидуумом и окружающим миром.
Ученые, поддерживающие когнитивный подход, базирующийся на теории Пиаже, утверждают, что процесс адаптации протекает во время постижения общественных норм и понятий; на базе данного процесса дети и подростки подчиняют свое поведение требованиям социума. Ребенок впитывает ценности и нормы нравственности через интериоризацию правил общественной жизни, то есть принимает их как собственные ценности.
Гуманистическое научное направление предполагает, что обеспечению адаптации личности в динамичных условиях окружающего мира способствует высокий творческий потенциал личности.
По мнению А. Маслоу существует целый ряд базовых потребностей личности, обеспечивающих ее развитие:
удовлетворение потребности в безопасности;
обеспечение возникающих физиологических потребностей;
удовлетворение потребности в уважении, как самой личностью, так и окружающим социальным большинством;
удовлетворение потребности в любви и принадлежности;
удовлетворение самоактуализационной потребности.
По сути, А. Маслоу [23] также говорит о личностной адаптации, так как воплощение на практике данных потребностей приведет к гармонизации отношений общества и личности, а, следовательно, и к адаптации личности к данному обществу.
В теории К. Роджерса [29] находят продолжения постулаты А. Маслоу о роли самоактуализации как наиболее эффективного раскрытия потенциала личности. При этом по К. Роджерсу, самоактуализация – это не итог человеческого развития, а скорее то стремление, которое свойственно каждому индивиду. Именно успешная самоактуализация обеспечит индивида полноценным личностным функционированием, даст ему свободу, поддержит его креативность.
Адаптацию следует трактовать в качестве составного компонента более обширного процесса – процесса социализации. При этом важно осознавать, что сутью адаптации выступает двухмерный процесс, в рамках которого, с одной стороны, индивид приспосабливается к окружающим условиям, а. с другой стороны, тот же индивид приспосабливает эти условия к себе, обеспечивая, тем самым, более комфортные рамки своего проживания.