Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Словообразовательное гнездо с корнем люб-в истории русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 7
1.1. Понятие
словообразовательного гнезда. 7
1.2. 8
Существующие подходы к исследованию
словообразовательных гнёзд. 8
1.3. Словообразовательная модель и
словообразовательный тип. 19
1.4. Корень люб- и его производные
как объект лингвистических исследований 20
ГЛАВА 2. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ГНЕЗДЕ С КОРНЕМ ЛЮБ- В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 24
2.1. Этимологические наблюдения над
корнем люб.- 24
2.2. Семантический анализ вершины словообразовательного гнезда – лексемы любовь. 25
2.3. Словообразовательное гнездо люб- по данным исторических
словарей 27
2.3.1 Частеречный анализ лексем,
входящих в словообразовательное гнездо 27
2.3.2. Деривационные связи внутри словообразовательных гнезд. 32
2.3.3. Основные словообразовательные модели. 39
2.3.4. Изменения в структуре словообразовательного гнезда с корнем люб- 40
Заключение. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
Приложение 1. 58
Лексемы, входящие в словообразовательное
гнездо с корнем люб-, по данным исторических словарей. 58
Введение:
Выпускная
квалификационная работа посвящена анализу исторических изменений, происходивших
в словообразовательном гнезде с корнем люб- в истории русского языка.
Цель
работы: описание динамических изменений в словообразовательном гнезде слов
русского языка с корнем люб-, Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
1) Проанализировать
существующие в языкознании подходы к исследованию словообразовательных гнёзд.
2) Выбрать из
исторических словарей лексику, восходящую к
корню люб- методом сплошной выборки.
3)
Выделить лексику, связанную мотивационными отношениями, и описать
представленные словообразовательные связи для словообразовательного гнезда от
корня люб-.
4)
Построить словообразовательное гнездо для периода 11-18 веков и описать его: подсчитать
общее количество слов, которые входят в него, количество словообразовательных
цепочек, на базе которых строится данное гнездо, и основные способы
словообразования.
Объектом нашей работы являются лексемы с корнем люб-,
выявленные в исторических словарях русского языка.
Предмет исследования – структурно-семантические особенности словообразовательного
гнезда с корнем -люб- в русском языке XI-XVII веков.
Языковой материал
извлекался методом сплошной выборки лексических единиц, имеющих корень люб-
из следующих исторических словарей русского
языка: Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.) в 10 т., Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1-30;
Словарь Академии Российской в 6 ч.; Срезневский И.И.
«Словарь древнерусского языка», который был выбран опорным для семантического
анализа.
Методы исследования.
В работе были использованы: метод сплошной выборки, описательный метод, метод
словообразовательного и лексического анализа.
Теоретической
и методологической основой нашего исследования послужили работы отечественных
и зарубежных дериватологов в области теории современного словопроизводства:
В.В. Виноградова, E.JI. Гинзбурга, Е.А.
Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, А.Н. Тихонова, И.С. Улуханова и др.; также
труды отечественных лексикографов: Ю.Н. Караулова,
В.В. Лопатина, А.Н. Тихонова, Н.Ю. Шведовой и др.; труды
, Ю.С. Степанова, Д.Н. Шмелева и др.
Актуальность исследования.
В центре рассмотрения нашей работы стоит
словообразовательное гнездо с корнем люб-, которое еще никем
не было описано полностью. Изучение этого гнезда обусловлено таким значимым
моментом, как возможностью применения научных результатов в самых различных
областях лингвистики. Количество производных в составе словообразовательных
гнезд лексем с корнем люб-, находящихся в поле нашего анализа, достигает
нескольких сотен (588 единиц), что свидетельствует об их роли в процессе развития
языка.
Словообразовательное гнездо — сложнейшая единица
словообразования. Она включает в себя все другие комплексные единицы, поэтому
изучение словообразовательных гнезд, их структурный и семантический анализ
является значительной и актуальной задачей современного
словообразования.
Несмотря
на то, что лексемы со значением любовь
исследовались в лингвокультурологическом аспекте в кандидатской диссертации И.А.Ивановой
(«Концепт любовь и его концептосфера в истории русского языка» 2006,), гнездо люб-
не было объектом исследования комплексного диахронного анализа. В нашей работе
мы постараемся дать полное описание
словообразовательного гнезда с корнем люб- на уровне структурной семантики,
а также рассмотреть мотивационные отношения между производными и их
производящими. Далее будут выявлены особенности полисемантических дериватов и продемонстрированы
особенности гнезда как структуры на фоне всей словообразовательной системы. В
этом заключается научная новизна нашей работы.
Апробация
результатов исследования. Результаты
исследования обсуждались на заседаниях кафедры источниковедения литературы и
древних языков Новосибирского государственного университета.
Структура
работы. Работа состоит из Введения,
2 глав, Заключения, списка использованной литературы, двух Приложений. Во
Введении сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, обоснована
актуальность и определена новизна работы.
В
первой главе рассматриваются теоретические обоснования
словообразовательных исследований. Также идет обзор научной литературы по
проблематике работы. Исследование
словообразовательных гнезд, благодаря
рассмотрению их в синхронии и диахронии, соотносится с представлением о
словообразовательной динамике как о непрерывном движении в языке.
Во
второй главе «Динамические изменения в словообразовательном гнезде с
корнем люб- в истории русского языка» проводится этимологический анализ
основы *l’uby, а также последовательный анализ гнёзд
на выделенных этапах развития языка.
В
Заключении обобщаются результаты исследования, а также приводятся наиболее
существенные выводы.
В
Приложении 1 приведен состав лексико-семантического поля «любовь» по данным исторических словарей, в Приложении 2 —
схемы словообразовательных гнезд с корнем люб- в русском языке.
Заключение:
В первой главе нами было
рассмотрено теоретическое обоснование словообразовательного исследования.
Таким образом, по мнению многих исследователей, гнездовой
подход к изучению словообразовательной системы русского языка активно начал
использоваться в 60-е годы XX века, хотя наиболее интенсивно устройство словообразовательного
гнезда (СГ) под влиянием структуралистской парадигмы изучается в 70-е гг .
В словарной статье,
представляющей собой лексикословообразовательное гнездо, учитываются несколько
типов информации о слове: грамматическая, синтаксическая, семантическая,
особенности его словообразовательной структуры, частеречная принадлежность и
др. Толкование производного слова через производящее позволяет показать
системные связи между родственными словами.
Схема
словообразовательного гнезда представляет собой идеальный конструкт, состоящий
из R-структур (производных слов определенной части речи). Под этот идеальный
конструкт может быть подведено множество гнезд естественного языка.
Схематически конструкт гнезда выглядит следующим образом: вершина гнезда – исходное
слово, слева – глагол, вертикально вниз – существительное, справа –
прилагательное, горизонтально – наречие. Таким образом, аппликативная
порождающая модель является удобным способом представления особенностей
словообразовательной активности определенных типов, например, конкретных имен
существительных, цветовых имен прилагательных, глаголов со значением
становления и т.д. и отражает частеречную структуру гнезда.
Концептуальное поле с
корнем lub-, как и другие лексико-семантические поля, исторически изменчиво, и
не только вследствие утраты одних слов и возникновения других. Изменяются
семантика и оттенки значений ряда стабильно сохраняющихся в том или ином идиоме
лексем. Например, у А.С. Пушкина слово любовник имело не только то значение, в
котором мы его употребляем сейчас, но и значение ‘любитель’. Ср.: Где ты,
ленивец мой? / Любовник наслажденья!
Во второй главе нами было
рассмотрены динамические изменения в словообразовательном гнезде с корнем люб-
в истории русского языка.
Первым шагом нашего
исследования стали наблюдения над частеречной принадлежностью слов, входящих в
словообразовательное гнездо с корнем люб-. Определение частеречной
принадлежности является необходимым этапом словообразовательного анализа, так как играет
важную роль в построении словообразовательных цепочек внутри гнезда.
Для начала изучения семантического состава всего объема
лексических единиц с корнем -люб- необходимо точно установить состав понятия
самого слова «любовь», представляющего собой вершину словообразовательного
гнезда. Словарь И.И, Срезневского дает следующее лексическое значение слова
любы (любовь). ЛЮБR=== =+- ЛЮБЪВЬ – ἀγάπη; 1. любовь, привязанность, благосклонность, милость; 2.
пристрастие, склонность; 3. любовь, страсть; 4. согласие; 5. мир, согласие,
мирный договор.
Слово «любовь» представлено как полисемант. Все варианты
имеют абстрактное значение. Таким образом, частеречный анализ показал, что в
словообразовательном гнезде с корнем люб- в течение XI-XIX веков были представлены все части речи, но преобладали
существительные, второй по численнности частью речи является прилагательное.
Кроме того в «Словаре русского языка (XI—XVII вв.)» отдельные словарные статьи
есть для субстантивированных прилагательных (перечислить в скобках здесь), а в «Словаре
древнерусского языка (XI—XIV вв.)» есть словарная статья для причастия (назвать
это причастие). Наибольшее количество слов с корнем люб- представлено в «Словаре
русского языка (XI—XVII
вв.)» (186 лексем), что можно объяснить большим количеством источников –
памятников письменности – использовавшихся при подготовке картотеки данного
словаря.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Понятие словообразовательного гнезда
Комплексная
единица словообразовательной системы — словообразовательное гнездо
— представляет собой упорядоченную совокупность
всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или
опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, которое
называется вершиной данного гнезда.
По мнению многих исследователей, гнездовой подход к изучению
словообразовательной системы русского языка активно начал использоваться в 60-е
годы XX века, хотя наиболее интенсивно устройство словообразовательного гнезда
(СГ) под влиянием структуралистской парадигмы изучается в 70-е гг . По утверждению
Рацибурской Л. В: «[И1] Одно из первых описаний основывается
на исследовании аппликативной порождающей модели, в которой процессы
образования производных единиц формализуются в механизмах деривационных шагов,
отражающих ступени порождения производных той или иной словообразовательной
структуры» [Рациборская, 2002, с.50] «С помощью метода интерпретации и
созданных на его основе интерпретационных правил так называемые идеальные
конструкции (R-структуры) модифицируются как корни и форманты в реальные слова
естественного языка (R2RiO: чтение, R2R1R3O: беление)» [Тихонов,1982, с.3 ].
По словам Улуханова И.С. «язык аппликативной модели,
возникший под влиянием структуралистской научной парадигмы, оказался
универсальным инструментом исследования словообразовательного гнезда и послужил
средством, нацеленным на единообразное описание словообразовательной структуры,
что надолго определило теоретические и практические разработки в данном
направлении, которые по существу остаются востребованными и сегодня» [ Улуханов,
1994, c.3].
Очередной этап в развитии теории словообразовательного
гнезда был ознаменован работами А.Н. Тихонова, которые внесли значимый вклад в
русистику [73, c.3]. По словам Янко-Треницкой Н.А. «его публикации
стимулировали в 70-90-е гг. XX века направление, связанное с
формально-семантической организацией словообразовательного гнезда. «Гнездовой
бум» позиционировал различные подходы. В этот период были разграничены такие
понятия, как словообразовательное, корневое, лексическое, грамматическое
гнездо. В процессе исследования словообразовательных гнёзд разрабатывается их
типология, детально рассматриваются конституенты гнезда — словообразовательные
парадигмы, словообразовательные цепи, изучаются словообразовательные гнезда
имён существительных и прилагательных, глаголов. В этот период в концепциях
исследования словообразовательного гнезда утверждается системный подход,
нацеленный на изучение языковых единиц» [Янко-Триницкая, 2001, с.504] [И1]Это
ссылка не на ваш список литературы. Убрать.