Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Словарно орфографическая работа во втором классе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Лингвистические и методические основы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе 6
1.1. Непроверяемые написания в системе орфографии русского языка 6
1.2. Общая характеристика подходов к изучению слов с непроверяемыми написаниями 14
Выводы по 1 главе 26
II. Организационно-методическое обеспечение и методика проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе 28
2.1. Анализ УМК по русскому языку для 2 класса в рамках организации и проведения словарно-орфографической работы 28
2.2. Лингводидактическое обеспечение проведения словарно — орфографической работы во 2 классе на уроках русского языка 37
Выводы по 2 главе 45
III. Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию словарно-орфографических умений во 2 классе 47
3.1. Содержание опытно экспериментального обучения 47
3.2. Контрольный этап экспериментального обучения 50
Выводы по 3 главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что с основами русской орфографии младшие школьники начинают свое знакомство уже с первого класса и в процессе словарно-орфографической работы дети начинают усваивать слова с непроверяемыми написаниями. В первом классе количество слов небольшое, но во втором классе количество слов, требующих запоминания увеличивается, следовательно, необходимы многократные и систематические упражнения и задания, способствующие их усвоению, а также усложняются методы и приемы словарно-орфографической работы. При этом у учеников начинает формироваться не только навык написания слов с непроверяемой орфограммой, но и начинает пополняться активный словарный запас.
Многие учащиеся начальных классов допускают большое количество ошибок при написании слов с непроверяемыми орфограммами из-за того, что работа над орфограммами проводится изолированно, в отрыве от другой орфографической работы. Таким образом у детей падает интерес к словарно-орфографической работе, потому что предлагается просто «заучить» слова с непроверяемыми орфограммами.
Словарно-орфографическая работа занимает одно из значимых мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать работу по изучению слов с непроверяемыми орфограммами.
Проблема организации словарно-орфографической работы в школе вызвала особый интерес у методистов еще в конце XIX – начале XX века, когда ведущим способом усвоения слов являлся – механический (на основе запоминания графического облика слова). Ф. И. Буслаев, И.И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров в своих исследованиях неоднократно указывали на важность качественно организованной словарно-орфографической работы, подчеркивая то, что это работа формирует не только орфографическую грамотность школьника, но и пополняет его лексический запас, что немаловажно для осознанного выбора слов в реалиях естественной речи. Исследователи рекомендовали педагогам использовать всевозможные творческие задания и упражнения, активизирующие мыслительную деятельность школьника и вызывающие интерес у детской аудитории к изучению слов с непроверяемой орфограммой.
Как писал академик Л.В. Щерба: «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы» [46].
Именно эти аспекты послужили для выбора темы данного исследования: «Особенности словарно-орфографической работы во втором классе».
Объект исследования – процесс организации и проведении словарно-орфографической работы во втором классе.
Предмет исследования – словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.
Цель исследования – изучить, разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений и заданий, с использованием элементов этимологического анализа, а также методику их применения на уроках русского языка во втором классе.
Гипотеза исследования: использование этимологических справок в словарно-орфографической работе на уроках русского языка будет способствовать наиболее эффективному усвоению слов с непроверяемыми орфограммами, а значит и повышению уровня орфографической грамотности обучающихся 2 класса при условии:
• изучения непроверяемых написаний в системе всей орфографической работы (открытие новых знаний
Заключение:
Анализ научной литературы по теме нашего исследования позволил сделать следующие выводы:
1. В основе русской орфографии исторически был заложен традиционный принцип, согласно которому, слова с непроверяемыми орфограммами неоднородны. Именно поэтому в процессе их написания существовала необходимость обращаться к этимологии слов.
2. Этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания написаний; позволяет превратить словарные слова на те, которые можно проверить; помогает обобщить ранее не связаны в сознании учащихся лексемы в удобные для запоминания группы с четкими семантическими и словообразовательными связями между элементами.
Заинтересовать детей этимологическими изысканиями учитель может с помощью бесед об истории слов в виде «этимологических минуток» или использовать разнообразные упражнения, рассчитанные на объяснение происхождения слов. Важной формой привлечения младших школьников к этимологической работе является составление словариков, где записываются новые для детей слова со сжатым их значением и происхождением. Это способствует пробуждению интереса к изучению языка, развивает умение пытливо проникать в смысл и происхождение слов, их написание. При усвоении многих словарных слов можно пользоваться этимологическим анализом с целью повышения орфографической грамотности.
Знакомство с происхождением слова, развитием его семантики позволяет учителю заинтересовать ребенка языковыми явлениями, формирует развитие исследовательских интересов. Понимание лексического значения слова, его оттенков, прямых и переносных значений, семантических сдвигов является свидетельством интеллектуального развития и обеспечивает широкие коммуникативные возможности. Овладение приемами толкования лексического значения слова обусловлено его этимологией.
В процессе аналитической работы, было выявлено:
1. Словарно-орфографическая работа представлена в учебниках по-разному. Но наиболее частотными являются такие формы проведения орфографической работы: списывание текста, содержащего словарные слова; приведение примеров; написание под диктовку; работа с орфографическим словарём. Только в УМК «Школа России» проводится работа с этимологическим справками, которые уже представлены в учебнике «Странички для любознательных». Толкование слова, (словарно-семантическая работа) так же представлена только в УМК «Школа России». А вот работа с лексическим значением слова более подробно используется в УМК «Начальная школа XXI века». Стилистическая работа в учебниках осуществляется посредством одинаковых приёмов: анализ образцового текста; языковой анализ текста; редактирование; написание словосочетаний и предложений. Таким образом, виды и формы организации словарной работы широко описаны в учебно-методической литературе, но в школьных учебниках такая работа представлена частично.
2. Работу над этимологией мы проводили по следующим направлениям: наглядная демонстрация слова через показ предмета (на рисунке, иллюстрации) или действия, объяснение значения слова, анализ морфологической структуры слова или словообразования, составление с словом словосочетаний и предложений, составление связных творческих текстов.
Мы выделяем три типа упражнений:
1. Упражнения, рассчитанные на объяснение учителем. Выполняя такие упражнения, учитель должен заботиться о доступном и интересном объяснении происхождения слов. Чтобы заинтересовать учащихся, уместно использовать загадки,
Фрагмент текста работы:
I. Лингвистические и методические основы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Непроверяемые написания в системе орфографии русского языка
Орфография – это исторически сложившаяся и унифицированная система правил национального языка относительно способов передачи речи на письме, которая наряду с пунктуацией составляет правописание определенного языка. Как раздел языкознания орфография изучает и формулирует соответствующую систему правил, обеспечивающих нормативность написаний [3].
В основе орфографии русского языка лежат принципы.
Во многих работах по русской орфографии отражено, что существуют «традиционные» принципы, которые включают в себя по мнению А.А.Реформатского – традиционный (исторический), фонетический и фонематический, этимологический, символический и морфологический [32].
И большой спор среди лингвистов возникает по поводу того, какой же из них является ведущим. В частности, возникают споры о том, важнее ли морфологический принцип или фонематический. Споры были между Московской фонологической школой (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, М. В. Панов) и Ленинградской фонологической школой (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, С.И.Бернштейн, М.И. Матусевич).
Морфологический принцип заключается в том, что написание морфемы не зависит от произношения и остается одинаковым в разных словах или формах одного и того же слова. Этот принцип предполагает подбор однокоренных слов для идентификации сомнительных орфограмм за сильной позицией тех фонем, которые они представляют