Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания русского языка в начальной школе

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Словарно орфографическая работа во втором классе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

I. Лингвистические и методические основы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе 6

1.1. Непроверяемые написания в системе орфографии русского языка 6

1.2. Общая характеристика подходов к изучению слов с непроверяемыми написаниями 14

Выводы по 1 главе 26

II. Организационно-методическое обеспечение и методика проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе 28

2.1. Анализ УМК по русскому языку для 2 класса в рамках организации и проведения словарно-орфографической работы 28

2.2. Лингводидактическое обеспечение проведения словарно — орфографической работы во 2 классе на уроках русского языка 37

Выводы по 2 главе 45

III. Описание опытно-экспериментальной работы по совершенствованию словарно-орфографических умений во 2 классе 47

3.1. Содержание опытно экспериментального обучения 47

3.2. Контрольный этап экспериментального обучения 50

Выводы по 3 главе 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 64

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что с основами русской орфографии младшие школьники начинают свое знакомство уже с первого класса и в процессе словарно-орфографической работы дети начинают усваивать слова с непроверяемыми написаниями. В первом классе количество слов небольшое, но во втором классе количество слов, требующих запоминания увеличивается, следовательно, необходимы многократные и систематические упражнения и задания, способствующие их усвоению, а также усложняются методы и приемы словарно-орфографической работы. При этом у учеников начинает формироваться не только навык написания слов с непроверяемой орфограммой, но и начинает пополняться активный словарный запас.

Многие учащиеся начальных классов допускают большое количество ошибок при написании слов с непроверяемыми орфограммами из-за того, что работа над орфограммами проводится изолированно, в отрыве от другой орфографической работы. Таким образом у детей падает интерес к словарно-орфографической работе, потому что предлагается просто «заучить» слова с непроверяемыми орфограммами.

Словарно-орфографическая работа занимает одно из значимых мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать работу по изучению слов с непроверяемыми орфограммами.

Проблема организации словарно-орфографической работы в школе вызвала особый интерес у методистов еще в конце XIX – начале XX века, когда ведущим способом усвоения слов являлся – механический (на основе запоминания графического облика слова). Ф. И. Буслаев, И.И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Д. И. Тихомиров в своих исследованиях неоднократно указывали на важность качественно организованной словарно-орфографической работы, подчеркивая то, что это работа формирует не только орфографическую грамотность школьника, но и пополняет его лексический запас, что немаловажно для осознанного выбора слов в реалиях естественной речи. Исследователи рекомендовали педагогам использовать всевозможные творческие задания и упражнения, активизирующие мыслительную деятельность школьника и вызывающие интерес у детской аудитории к изучению слов с непроверяемой орфограммой.

Как писал академик Л.В. Щерба: «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы» [46].

Именно эти аспекты послужили для выбора темы данного исследования: «Особенности словарно-орфографической работы во втором классе».

Объект исследования – процесс организации и проведении словарно-орфографической работы во втором классе.

Предмет исследования – словарно-орфографическая работа на уроках русского языка.

Цель исследования – изучить, разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений и заданий, с использованием элементов этимологического анализа, а также методику их применения на уроках русского языка во втором классе.

Гипотеза исследования: использование этимологических справок в словарно-орфографической работе на уроках русского языка будет способствовать наиболее эффективному усвоению слов с непроверяемыми орфограммами, а значит и повышению уровня орфографической грамотности обучающихся 2 класса при условии:

• изучения непроверяемых написаний в системе всей орфографической работы (открытие новых знаний

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Анализ научной литературы по теме нашего исследования позволил сделать следующие выводы:

1. В основе русской орфографии исторически был заложен традиционный принцип, согласно которому, слова с непроверяемыми орфограммами неоднородны. Именно поэтому в процессе их написания существовала необходимость обращаться к этимологии слов.

2. Этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания написаний; позволяет превратить словарные слова на те, которые можно проверить; помогает обобщить ранее не связаны в сознании учащихся лексемы в удобные для запоминания группы с четкими семантическими и словообразовательными связями между элементами.

Заинтересовать детей этимологическими изысканиями учитель может с помощью бесед об истории слов в виде «этимологических минуток» или использовать разнообразные упражнения, рассчитанные на объяснение происхождения слов. Важной формой привлечения младших школьников к этимологической работе является составление словариков, где записываются новые для детей слова со сжатым их значением и происхождением. Это способствует пробуждению интереса к изучению языка, развивает умение пытливо проникать в смысл и происхождение слов, их написание. При усвоении многих словарных слов можно пользоваться этимологическим анализом с целью повышения орфографической грамотности.

Знакомство с происхождением слова, развитием его семантики позволяет учителю заинтересовать ребенка языковыми явлениями, формирует развитие исследовательских интересов. Понимание лексического значения слова, его оттенков, прямых и переносных значений, семантических сдвигов является свидетельством интеллектуального развития и обеспечивает широкие коммуникативные возможности. Овладение приемами толкования лексического значения слова обусловлено его этимологией.

В процессе аналитической работы, было выявлено:

1. Словарно-орфографическая работа представлена в учебниках по-разному. Но наиболее частотными являются такие формы проведения орфографической работы: списывание текста, содержащего словарные слова; приведение примеров; написание под диктовку; работа с орфографическим словарём. Только в УМК «Школа России» проводится работа с этимологическим справками, которые уже представлены в учебнике «Странички для любознательных». Толкование слова, (словарно-семантическая работа) так же представлена только в УМК «Школа России». А вот работа с лексическим значением слова более подробно используется в УМК «Начальная школа XXI века». Стилистическая работа в учебниках осуществляется посредством одинаковых приёмов: анализ образцового текста; языковой анализ текста; редактирование; написание словосочетаний и предложений. Таким образом, виды и формы организации словарной работы широко описаны в учебно-методической литературе, но в школьных учебниках такая работа представлена частично.

2. Работу над этимологией мы проводили по следующим направлениям: наглядная демонстрация слова через показ предмета (на рисунке, иллюстрации) или действия, объяснение значения слова, анализ морфологической структуры слова или словообразования, составление с словом словосочетаний и предложений, составление связных творческих текстов.

Мы выделяем три типа упражнений:

1. Упражнения, рассчитанные на объяснение учителем. Выполняя такие упражнения, учитель должен заботиться о доступном и интересном объяснении происхождения слов. Чтобы заинтересовать учащихся, уместно использовать загадки,

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Лингвистические и методические основы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

1.1. Непроверяемые написания в системе орфографии русского языка

Орфография – это исторически сложившаяся и унифицированная система правил национального языка относительно способов передачи речи на письме, которая наряду с пунктуацией составляет правописание определенного языка. Как раздел языкознания орфография изучает и формулирует соответствующую систему правил, обеспечивающих нормативность написаний [3].

В основе орфографии русского языка лежат принципы.

Во многих работах по русской орфографии отражено, что существуют «традиционные» принципы, которые включают в себя по мнению А.А.Реформатского – традиционный (исторический), фонетический и фонематический, этимологический, символический и морфологический [32].

И большой спор среди лингвистов возникает по поводу того, какой же из них является ведущим. В частности, возникают споры о том, важнее ли морфологический принцип или фонематический. Споры были между Московской фонологической школой (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, М. В. Панов) и Ленинградской фонологической школой (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, С.И.Бернштейн, М.И. Матусевич).

Морфологический принцип заключается в том, что написание морфемы не зависит от произношения и остается одинаковым в разных словах или формах одного и того же слова. Этот принцип предполагает подбор однокоренных слов для идентификации сомнительных орфограмм за сильной позицией тех фонем, которые они представляют

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы