Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Сурдопедагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Слитность речи неслышащих школьников и особенности работы над ней

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛИТНОСТИ РЕЧИ
НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Лингвистический аспект слитности
устной речи. 5

1.2. Специфика развития умений
слитной речи обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха. 7

1.3. Задачи и содержание работы по
развитию слитности речи глухих школьников  13

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЛИТНОСТИ РЕЧИ
ГЛУХИХ.. 27

ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 27

2.1. Цель, задачи и методика проведения констатирующего. 27

эксперимента. 27

2.2. Недостатки слитности речи
глухих младших школьников. 32

2.3. Педагогические рекомендации по совершенствованию работы над слитностью
речи младших школьников с нарушением слуха. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ. 51

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема
формирования устной речи и, в частности, произносительной ее стороны у глухих детей
рассматривается в различных областях науки: в физиологии (И.П. Павлов, И.М. Сеченов);
в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинский, Б.Д. Эльконин); в
психофизиологии (Н.И. Жинкин, М.М. Кольцова); в лингвистике (Л.Р. Зиндер); в психолингвистике
(А.А. Леонтьев); в сурдопедагогике (Е.И. Андреева, Н.И. Белова, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау,
Н.Д. Шматко и др.).

От успешного решения этой
задачи во многом зависят достижения ребенком определенного общеобразовательного
и профессионального уровня, их социальная реабилитация.

В отечественной сурдопедагогике
разработана система формирования у школьников с недостатками слуха устной речи (ее
восприятие и воспроизведение) в условиях интенсивного развития слухового восприятия
(Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина и др.). Но, несмотря на достижения в области
формирование у неслышащих детей произносительной стороны устной речи, в большинстве
случаев качество произношения учащихся не удовлетворяют специалистов, родителей
и самих учеников. Она мало выразительна, без эмоциональной окраски и монотонна.
Изучение коррекционной работы над выразительностью речи школьников с нарушением
слуха и, в частности, работы по формированию слитного произношения в современных
условиях и составляет актуальность нашего исследования. Для формирования слитности
речи глухих школьников оказывается важной коррекционно-педагогическая работа по
формированию правильного речевого выдоха, словесного ударения, развитие навыков паузации
и логического ударения во фразе и др.

Степень изученности. Проблеме
формирования слитности речи у неслышащих учащихся посвящены труды таких педагогов
как: К.А. Волковой, В.Л. Казанской, О.А. Денисовой, С.Н. Феклистовой, Е.К. Щербаковой
Е. К.  и других.

Объект исследования –
коррекционно-образовательный процесс

Предмет исследования –
коррекционная работа над слитностью речи глухих младших школьников.

Цель исследования –
изучить особенности коррекционно-развивающей работы над слитностью речи.

Задачи исследования:

1) Изучить лингвистический
аспект слитности устной речи.

2) Проанализировать нарушения
слитности речи обучающихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.

3) Изучить и проанализировать
коррекционно-развивающую работу над слитностью речи младших глухих школьников и
составить педагогические рекомендации по ее совершенствованию.

Методы исследования:
интерпретационные (анализ медицинской, психолого-педагогической, сурдопедагогической
литературы по проблеме исследования; эмпирические (изучение психолого-педагогической
и медицинской документации), количественный и качественный анализ особенностей произносительной
стороны речи слабослышащих младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги
проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Одна из характерных черт
устной речи — ее слитность. Однако эта естественная характеристика произношения
слов и фраз ребенком с нормальным слухом часто бывает затруднена для ребенка с
нарушенным слуховым восприятием. Искусственно сформированная устная речь глухих
детей не всегда сливается.

На основании Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
глухих детей (ФГОС НОО) главной задачей коррекционно-развивающей работы с
неслышащими детьми является выработка у них естественной речи с ярко выраженной
ритмико-интонационной стороной, что является существенным условием слитности,
внятности, разборчивости и естественности звучания их речи.

Работа на слитность
предполагает формирование правильного произношения слова у глухих школьников,
то есть его комбинированное (без пауз) произнесение вне зависимости от
количества слогов и звукового состава.

Проведенный в
практической части исследования анализ качества связности речи глухих
школьников показал, что основными ошибками являются: послоговое произнесение
слов и пословное произнесение фраз.

Исследование связности
речи неслышащих учеников показало, что разница в произношении невысока. Речь
детей с нарушением слуха не очень выразительно, без эмоциональной окраски,
однообразно и неинтересно. Для формирования речевого слияния важным разделом
является развитие восприятия речи и воспроизведение ее интонационной структуры
у глухих детей.

Результаты исследования
показали, что причиной этого являются серьезные недостатки фонетического
оформления речи, касающиеся произношения фонем, вербального ударения и
интонации, темпа и т. д.

Мы обнаружили, что
недостатки произношения глухих школьников далеко не столь же значительны с
точки зрения их негативного влияния на слитность.

Слитность речи глухих
учеников недостаточна. Ни один из факторов, влияющих на слитность речи, а именно акцент, голос, темп, у детей полностью
не формируется на должном уровне.

На основании проведенной
диагностики была установлена прямая зависимость между скоростью произношения и
качеством единства произношения. Слишком медленный темп произношения
сопровождается, как правило, монотонным, по слоговым произнесением как слов,
так и фраз. В некоторых случаях наблюдалось даже позвуковое произнесение слов.

Меньше всего ошибок было
зафиксировано в случаях произнесения слов из одного слога. Больше всего
затруднений (и соответственно количество ошибок) у глухих школьников вызывали
слова из трех слогов. В связи с чем можно говорить о тесной связи комбинированного
произношения слов с ударением, то есть работа над формированием обоих навыков
должна быть организован параллельно.

На основании анализа
литературы и проведенной диагностики в практической части исследования были
разработаны педагогические рекомендации по совершенствованию работы над
слитностью речи младших школьников с нарушением слуха.

Работа над слитностью
речи должна проводиться в течение всего учебного процесса. Классный
руководитель проводит специальные фронтальные упражнения для автоматизации
интонационных навыков, формируемых на индивидуальных занятиях, на уроках ритма
и в комнате для прослушивания, во время речевых упражнений. Учитель-дефектолог
и учитель ритмики, прежде всего, работают не над звуковой стороной речи, а над
ритмико-интонационной стороной речи; при этом дается уже знакомый детям
материал. Только работая в единой команде, вместе неся ответственность за
результаты работы, в которой у каждого члена есть свои особые функции, можно добиться
хороших результатов в работе над связностью речи школьников с нарушением слуха,
что в будущем обеспечит использование устной речи как средства общения в
обществе слышащих людей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛИТНОСТИ РЕЧИ НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Лингвистический аспект слитности
устной речи По определению Б. Н. Головина
единством речи называются такие особенности ее строения, которые поддерживают внимание
и интерес слушателя или читателя; соответственно речь, имеющая эти особенности,
будет называться единством. Если речь построена таким образом, что самим выбором
и размещением языковых средств структура знаков влияет не только на разум, но и
на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или
читателя, такая речь называется слитной.

В конце ХХ века, как и на
современном этапе, совершенствуется система обучения произношению глухих детей в
контексте исследований Ф. Ф. Рау. Кроме того, осуществляется активная техническая
поддержка коррекционной работы в этом направлении: совершенствуется слуховая звуко-усилительная
аппаратура различного назначения, разрабатываются компьютерные технологии для оптимизации
процесса обучения детей с нарушением слуха произношению.

Ученые подчеркивают важность
позиции Л. С. Выготского о необходимости использования «обходных путей» обучения.
В полной мере это относится к коррекционной работе по развитию речевого дыхания.
Российские ученые (Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, Н. М. Назарова, Е. И. Леонгард, Т.
В. Пелымская, Н. Д. Шматко и др.) разработали рекомендации и определили требования
к развитию речевого дыхания у глухих детей. Определение этих требований стало результатом
многолетней работы учителей жестового языка.

Учителя жестового языка отметили, что при работе над речевым
дыханием глухих следует остерегаться возможных ошибок. Итак, требуя, чтобы дети
произносили несколько слогов, длинных слов или фраз на одном выдохе, необходимо,
с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокий вдох, не
переполняли легкие воздухом и, с другой стороны, не «выдавливайте» это из себя

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы