Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Система органов государственного управления в сфере природопользования и экологии в российской федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере природопользования и экологии в РФ 8

1.1. Общая характеристика системы управления в сфере природопользования и экологии 8

1.2. Регулирование системы управления природопользования и экологии 15

1.3. Методы оценки эффективности системы природопользования и экологии 20

Глава 2. Оценка эффективности государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 24

2.1. Анализ показателей современного состояния системы управления в сфере природопользования и экологии на федеральном и региональном уровне 24

2.2. Анализ государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 32

2.3. Актуальные проблемы государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 51

Глава 3. Совершенствование государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 61

3.1. Разработка предложений по повышению эффективности государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 61

3.2. Перспективы развития государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ 70

Список использованной литературы 81

Приложения 91

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Экологические вызовы и угрозы с точки зрения их территориального охвата принято подразделять на глобальные, национальные и региональные. «Современные вызовы и угрозы экологической безопасности России и ее регионов во многом обусловлены институциональными проблемами в сфере государственного управления охраной окружающей среды и связаны в значительной мере со сложившейся технически отсталой структурой экономики, малой результативностью проводимой в стране экологической политики, отсутствием эффективных экономических инструментов экологического регулирования, неадекватным потребностям экологической сферы финансированием, постоянным ослаблением роли природоохранного законодательства, ростом правонарушений и коррупции в экологической сфере, низкой экологической ответственностью бизнеса и другими причинами. Все это формирует серьезные вызовы в области обеспечения экологической безопасности в стране в целом и ее регионах» .

Проблемы охраны окружающей среды в каждом отдельном регионе, как правило, специфичны и зависят, прежде всего, от особенностей как местных природно-климатических условий территории, так и ее социально-экономического развития. В соответствии с этим решение даже сходных экологических проблем может существенно различаться в разных регионах и требовать проведения своей системы природоохранных и прочих мероприятий.

Среди экологических вызовов можно условно выделить общерегиональные вызовы, которые характерны для регионов России любого типа, и специфические региональные вызовы, свойственные регионам определенного типа, в том числе ресурсным регионам нового хозяйственного освоения. Так, для многих ресурсодобывающих регионов и регионов с высокой территориальной концентрацией промышленного производства Сибири характерны серьезные экологические проблемы, связанные с сохранением ресурсной ориентации экономики, усилением процессов деградации природной среды и ухудшением здоровья и условий жизнедеятельности населения, ухудшением состояния лесных и водных ресурсов, ростом лесных пожаров, сокращением биологического разнообразия вплоть до исчезновения отдельных видов растений и животных, постоянным увеличением объемов образования промышленных и коммунальных отходов и числа несанкционированных свалок и др. Решение перечисленных проблем невозможно без формирования гибкой системы управления экологической сферой на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующей усилению сложившихся неблагоприятных эколого-экономических трендов и возникновению новых.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы государственного управления в сфере природопользования и экологии изложены в трудах М.А. Бучакова, Н.Д.Вершило, А.М. Волков, Е. А.Лютягина, В. М.Жуйков, А. П.Ушакова, П.А. Лудников, Е. М.Хомич, Н. В.Румянцев, Н. Д. Эриашвили, С. Я.Казанцев, З. А.Юсупова, Н. М. Мухаметгареева. Несмотря на обширную теоретическую базу исследования, тема не до конца исследована в научной литературе, что подтверждает ее актуальность.

В качестве объекта исследования выступает государственная система природопользования и экологии в РФ, а предметом исследования является эффективность государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ.

Основной целью работы является разработка предложений по повышению эффективности государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— рассмотреть общую характеристику системы управления в сфере природопользования и экологии;

— изучить регулирование системы природопользования и экологии и методы оценки эффективности управления в сфере системы природопользования и экологии;

— провести анализ показателей современного состояния системы управления в сфере природопользования и экологии на федеральном и региональном уровне;

— провести анализ государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ;

— выявить актуальные проблемы государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ;

— разработать предложения по повышению эффективности государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ;

— оценить перспективы развития государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ.

Работа содержит обширную библиографию по выбранной теме. Исследование сопровождается графиками, таблицами, схемами и диаграммами. Структура исследования выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач. Так, исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы, полученные в процессе прохождения практики и результаты проведенных автором исследований.

Нормативно-правовую основу составляют Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 No6-ФКЗ, от 30.12.2008 No7-ФКЗ, от 05.02.2014 No2-ФКЗ, от 21.07.2014 No11-ФКЗ, от 14.03.2020 No1-ФКЗ), Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 No136-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 No7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды таких авторов, как М.А. Бучакова, Н.Д.Вершило, А.М. Волков, Е. А.Лютягина, В. М.Жуйков, А. П.Ушакова, П.А. Лудников, Е. М.Хомич, Н. В.Румянцев, Н. Д. Эриашвили, С. Я.Казанцев, З. А.Юсупова, Н. М. Мухаметгареева.

В процессе исследования использовались следующие методы: эмпирического исследования (наблюдение), методы системного подхода (моделирование), источниковедческий (анализ данных) методы анализа, анкетирования, анализа иерархий.

Практическая значимость результатов выполненного исследования определяется возможностью их использования для формирования предложений по актуальным направлениям повышения результативности управления в экологической сфере региона и обоснования принимаемых хозяйственных решений в пределах территорий интенсивного хозяйственного освоения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Среди экологических вызовов можно условно выделить общерегиональные вызовы, которые характерны для регионов России любого типа, и специфические региональные вызовы, свойственные регионам определенного типа, в том числе ресурсным регионам нового хозяйственного освоения. Так, для многих ресурсодобывающих регионов и регионов с высокой территориальной концентрацией промышленного производства Сибири характерны серьезные экологические проблемы, связанные с сохранением ресурсной ориентации экономики, усилением процессов деградации природной среды и ухудшением здоровья и условий жизнедеятельности населения, ухудшением состояния лесных и водных ресурсов, ростом лесных пожаров, сокращением биологического разнообразия вплоть до исчезновения отдельных видов растений и животных, постоянным увеличением объемов образования промышленных и коммунальных отходов и числа несанкционированных свалок и др. Решение перечисленных проблем невозможно без формирования гибкой системы управления экологической сферой на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующей усилению сложившихся неблагоприятных эколого-экономических трендов и возникновению новых.

2. Предложено разработать проект совместно с комитетом по образованию Москвы с целью ввода в школах систематического экологического воспитания. На уровне разграничения полномочий никаких изменений не требуется, так как проблемы не были выявлены. Также, стоит упростить организационную структуру Комитета для упрощения административно-управленческих процессов. Кроме того, стоит расширять межведомственное взаимодействие, в особенности с органами местного самоуправления и корректировать уже существующие регламенты по межведомственному взаимодействию. И последнее, стоит разработать проект по осуществлению экологического просвещения через СМИ и, также, предоставить возможность гражданам в получении государственных услуг онлайн полностью или частично (имеется ввиду только подача документов).

3. Для совершенствования новых информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность Росприроднадзора были предложены мероприятия: Повышение должностного оклада, Внедрение модуля работы для лиц с ограниченными возможностями и внедрение системы повышения квалификации и обмена опытом гражданских служащих.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, включающая 3 главы с параграфами, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе написания работы была поставлена цель: разработка предложений по повышению эффективности государственной системы управления в сфере природопользования и экологии в РФ.

В теоретической части исследования выявлено, что обеспечение экологической безопасности – актуальное направление на сегодняшний день, что подтверждается как различными экологическими отчетами о катастрофическом загрязнении окружающей среды, так и повышением внимания к этой проблеме со стороны государства. Экологическая безопасность выступает самостоятельным видом национальной безопасности. Ее правовой основой выступают Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Эффективность в достижении целей экологической безопасности зависит от того, как качественно на всех уровнях будет работать система обеспечения, как каждый субъект будет выполнять свои обязанности в этой сфере от федерального до местного уровня.

Среди экологических вызовов можно условно выделить общерегиональные вызовы, которые характерны для регионов России любого типа, и специфические региональные вызовы, свойственные регионам определенного типа, в том числе ресурсным регионам нового хозяйственного освоения. Так, для многих ресурсодобывающих регионов и регионов с высокой территориальной концентрацией промышленного производства Сибири характерны серьезные экологические проблемы, связанные с сохранением ресурсной ориентации экономики, усилением процессов деградации природной среды и ухудшением здоровья и условий жизнедеятельности населения, ухудшением состояния лесных и водных ресурсов, ростом лесных пожаров, сокращением биологического разнообразия вплоть до исчезновения отдельных видов растений и животных, постоянным увеличением объемов образования промышленных и коммунальных отходов и числа несанкционированных свалок и др. Решение перечисленных проблем невозможно без формирования гибкой системы управления экологической сферой на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующей усилению сложившихся неблагоприятных эколого-экономических трендов и возникновению новых.

В 2012 году Президентом РФ были закреплены Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Одной из задач является задача формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания.

При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Проанализировав различные документы, регламенты и отчеты Комитета, а также комментарии граждан о предоставлении услуг Комитетом, можно выделить следующий перечень проблем, как в организации Комитета, так и во всей сфере экологической безопасности:

 проблема обращение с твердыми бытовыми отходами;

 состояние воздушной, водной среды;

 увеличение негативного воздействия на окружающую среду;

 проблема формирования экологической ответственности (осознанности) у населения;

 проблема оценки эффективности деятельности ИОГВ в данной сфере;

 рост числа экологических правонарушений и преступлений;

 нерациональное управление лесными ресурсами(вырубка для застройки);

 длительное время обслуживания граждан в Комитете.

На уровне функций Комитета необходимо разработать проект совместно с комитетом по образованию Москвы с целью ввода в школах систематического экологического воспитания. На уровне разграничения полномочий никаких изменений не требуется, так как проблемы не были выявлены. Также, стоит упростить организационную структуру Комитета для упрощения административно-управленческих процессов. Кроме того, стоит расширять межведомственное взаимодействие, в особенности с органами местного самоуправления и корректировать уже существующие регламенты по межведомственному взаимодействию. И последнее, стоит разработать проект по осуществлению экологического просвещения через СМИ и, также, предоставить возможность гражданам в получении государственных услуг онлайн полностью или частично (имеется ввиду только подача документов).

В результате проведенного исследования для совершенствования новых информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность Росприроднадзора были предложены мероприятия: Повышение должностного оклада, Внедрение модуля работы для лиц с ограниченными возможностями и внедрение системы повышения квалификации и обмена опытом гражданских служащих. Эффективность проекта по совершенствованию новых информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность Росприроднадзора может быть определена следующим образом:

1. В экономической сфере: повышение эффективности управления государственной и муниципальной сферой, обеспечение регионального экономического роста.

2. В политической сфере: обеспечение политического единства, развитие целостности территории и национального единства.

3. В социальной сфере: повышение качества и уровня жизни населения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере природопользования и экологии в РФ

1.1. Общая характеристика системы управления в сфере природопользования и экологии

Многими исследователями признается важная роль местного самоуправления в деле охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, «местные органы власти при надлежащей политике центра могут оказать заметное влияние на изменение региональных режимов, центробежных тенденций в стране, стать опорой общегосударственной политики» , «органы местного самоуправления непосредственно приближены к населению, и призваны решать вопросы обеспечения его жизнедеятельности» . Целью настоящей работы является анализ федерального законодательства, регулирующего полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения экологической безопасности, его правовая оценка в части выявления недостатков правового регулирования (коллизии, пробелы, иные дефекты), выработка предложений по совершенствованию законодательства. Необходимо определить, какие полномочия можно отнести к полномочиям в сфере обеспечения экологической безопасности. Учитывая результаты научной дискуссии по вопросу разграничения таких категорий как «охрана окружающей среды» и «обеспечение экологической безопасности» , логично разделить и полномочия органов местного самоуправления, то есть выделить из общепринятой группы природоохранных полномочий конкретные полномочия в сфере обеспечения экологической безопасности на территории конкретного муниципального образования.

Этот вопрос зависит от нескольких факторов. Во-первых, исходя из понимания сущности экологической безопасности, это должны быть полномочия органов местной власти, направленные на обеспечение состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий . В самом определении не уточнены конкретные направления деятельности, в рамках которых органы будут осуществлять полномочия, направленные на обеспечение экологической безопасности. Не вносят ясности и статьи 7 и 10 указанного закона, закрепляющие полномочия органов местного самоуправления, так как в них четко обозначена сфера действия – сфера отношений, связанных с охраной окружающей среды. Во-вторых, обратив внимание на целевые установки государства в этой сфере, можно обнаружить, что выделяется несколько направлений, имеющих отношение не к сфере охраны окружающей среды, а к сфере обеспечения безопасности.

Так, в соответствии задачами, установленными со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации, можно выделить следующие направления, которые могут реализовываться на территориях муниципальных образований: предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод; предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах; эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления; ликвидация накопленного вреда окружающей среде; предотвращение деградации земель и почв; сохранение биологического разнообразия. В то же время среди национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации в сфере экологии предусматриваются: эффективное обращение с отходами производства и потребления; снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах; повышение качества питьевой воды для населения; экологическое оздоровление водных объектов; сохранение биологического разнообразия .

Как видим, среди стратегических целей до 2024 года выбраны не все направления по обеспечению экологической безопасности, а только те, которые в настоящий период признаются действительно актуальными. Говоря о целевых национальных установках, можно привести и выдержки из послания Федеральному Собранию в 2019 году Президента РФ. В сфере обеспечения экологической безопасности были выделены первоочередные проблемы для решения: обращение с отходами производства и потребления; необходимость перехода на более чистые экологические решения предприятиями ЖКХ, энергетики, транспорта; необходимость перехода промышленности на наилучшие доступные технологии, на строгие природоохранные стандарты; необходимость принятия мер для минимизации экологического ущерба, причиняемого промышленными компаниями . В-третьих, в вопросе выбора из всех экологических проблем, наиболее острых для населения той или иной местности, большое значение приобретает мнение самих жителей. Большинство россиян обладает довольно обыденным восприятием экологической ситуации и к «признакам хорошей экологии» относят: чистоту воздуха – 51% опрошенных; чистота воды и водоемов – 19%; отсутствие мусора на улицах – 17% и мусорных свалок – 10%, озеленение окружающей территории – 8% .

Таким образом, учитывая указанные выше факторы, из всех направлений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности мы можем выделить несколько, характерных для муниципальных образований, хотя, это «выделение» условно, «так как невозможно обеспечить экологическую безопасность только в отношении одного объекта или только в одном направлении – одним из принципов обеспечения экологической безопасности является комплексность (только комплексно, с признанием равенства всех экологических угроз возможно достижение состояния защищенности всей природной среды)» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы